Патенты автора Леньков Валерий Павлович (RU)

Изобретение относится к трубопроводному транспорту. Система транспортировки жидкого продукта на большие расстояния состоит из магистрального трубопровода, подводящих трубопроводов, перекачивающих станций, конечного пункта для приема перекачиваемого продукта из магистрального трубопровода, линейных сооружений магистрального трубопровода, включает участки магистрального трубопровода с постоянно возрастающим диаметром для расширения газа непосредственно в трубопроводе. Перекачивающие станции установлены на головных сооружениях магистрального трубопровода. Морские участки магистрального трубопровода выполнены из полипропилена и размещены в водной среде посредством якорных устройств, снабженных размыкателем. Участки магистрального трубопровода, расположенные в прибрежной зоне и болотистой местности, установлены на понтонах, снабженных стабилизирующим устройством. Промежуточные перекачивающие станции размещают в географических точках, по мере уменьшения разности высот уровня моря между двумя географическими точками, от начальной к конечной точке участка магистрального трубопровода, при этом диаметр магистрального трубопровода, образующего каждый каскад, уменьшается на 10% от диаметра магистрального трубопровода, расположенного в географической точке с наивысшим уровнем моря. В месте вывода магистрального трубопровода на берег магистральный трубопровод помещен в наклонную железобетонную шахту. Резервуар головной перекачивающей станции соединен с системой каналов для сбора воды, выполненных из глины или камня. Задачей изобретения является снижение трудоматериальных затрат за счет упрощения конструкции магистрального трубопровода.

Изобретение относится к области изготовления сосудов высокого давления. Сосуд имеет корпус с полусферическим днищем и снабжен силовой оболочкой, включающей уплотнение. Силовая оболочка включает эластичный слой, защитный коррозийно-стойкий и герметизирующий слой. Сосуд снабжен полюсным отверстием. Защитный коррозийно-стойкий и герметизирующий слой днища выполнен из стальных и бронзовых спиралей в соотношении 2:1, спрессованных между собой и совместно с фторопластовым материалом, внешняя поверхность которого дополнительно спрессована с арматурной оплеткой, выполненной из бронзовых спиралей. Корпус и силовая оболочка сосуда выполнены с защитным технологическим покрытием, которое содержит, мас. %: SiO2 15-21; MgO 5-10; Na2O 7-8,5; 3CaO⋅Al2O3 1-9; Al2O3⋅MgO 2-5; B2O3 8-12,5; Ваморфный 2,5-3,5; NiAl2O4 3-5; NiSiO4 3,5-10; Al2O3 - остальное, на внешней поверхности уплотнения закреплены индикаторы безопасности, выполненные в виде двух датчиков, один из которых фиксирует температуру уплотнения, а второй датчик, реагирует на деформацию уплотнения. Технический результат – повышение безопасности хранения и транспортировки опасных веществ. 1 ил.
Изобретение относится к технологии строительства гидротехнических сооружений и может быть применено для создания ограждающей конструкции, предназначенной для защиты добывающей платформы плавучего типа в ледовых условиях арктического шельфа. Способ включает установку по периметру платформы защитной ограждающей конструкции. При этом до установки платформы в проектное положение по периметру платформы с зазором устанавливают, по меньшей мере, один ряд опор из металлических свай круглого сечения, заглубленных в неустойчивые донные отложения или в коренные породы. В сваи монтируют охлаждающие устройства и производят искусственное замораживание воды и грунта вокруг свай, причем образующиеся вокруг свай монолитные цилиндры - льдогрунтовые в основании и ледовые в воде, должны смыкаться со смежными цилиндрами, образуя сплошную ледогрунтовую в основании и ледовую в воде защитную противоударную и противофильтрационную стену. Перед противоударной стеной размещают еще один ряд опор из металлических свай круглого сечения, которые снабжают по внешнему диаметру роторными фрезами. Технический результат заключается в повышении эффективности и снижении трудоемкости способа инженерной защиты добывающей платформы плавучего типа от ледовых воздействий в условиях арктического шельфа.
Использование: для мониторинга загрязнений морского нефтегазового промысла. Сущность изобретения заключается в том, что система обнаружения и мониторинга загрязнений морского нефтегазового промысла включает в себя сеть дистанционных детекторов загрязнений, программируемый контроллер с системами сбора, предварительной обработки и передачи данных, а также единую автоматизированную информационную систему (ИС) с функциями сбора, обработки и хранения данных, передаваемых на интерфейсы ИС дистанционными детекторами загрязнений, при этом система обнаружения и мониторинга загрязнений морского нефтегазового промысла дополнительно содержит биосенсор для непрерывного контроля тяжелых металлов в воде, датчик ядерно-магнитного резонанса, датчик электронного парамагнитного резонанса, реактор на тепловых нейтронах ИР-100 с откатным коробом в активной зоне (нейтронный поток 2×1012 н/(см2·с)) и стационарной установкой гамма-излучения с мощностью дозы до 1000 Р/ч, спектрометрическую установку с системой поддержания пластового давления (ППД), радиометрическую низкофоновую установку, генераторы СВЧ-излучений различных частот от 0,1-60 ТГц, образцовые голографические матрицы с записанными спектрами ЯМР атомов веществ (металлов и органических веществ) и идентифицируемых веществ, информационный блок морских карт и цветных космических фотоснимков районов поиска, электромагнитную камеру (Кирлиан-камеру) для визуализации затопленных объектов на аэрокосмических снимках и переноса их на морскую карту района поиска с помощью видеокамеры, совмещенных с ПЭВМ, приемно-фазовые антенны широкого обзора, приемник GPS map-60, программный комплекс ПЭВМ для определения координат затопленных объектов и отображения их на морской карте района, атомно-абсорбционный спектрофотометр, а также другие конструкционные элементы. Технический результат: обеспечение возможности создания надежной системы раннего обнаружения и мониторинга аварийного разлива нефти на объектах морского нефтегазового промысла.
Изобретение относится к системам освещения ледовой обстановки и предотвращения воздействия ледовых образований на морские объекты хозяйственной деятельности. Сущность: система включает средства мониторинга гидрометеорологической обстановки в регионе размещения морских объектов хозяйственной деятельности, средства определения характеристик ледовых образований, средства защиты от воздействия ледовых образований, средства отображения ледовых образований, систему контроля состояния кессона, командно-управляющий комплекс, соединенный со средствами мониторинга гидрометеорологической обстановки, средствами определения характеристик ледовых образований и средствами защиты от воздействия ледовых образований. Причем средства защиты от воздействия ледовых образований выполнены способными выдерживать нагрузку, сравнимую с критической нагрузкой, возникающей при ударе ледяного массива. Система контроля состояния кессона включает датчик деформации для измерения ледовых нагрузок на кессон, инклинометр для измерения наклонов кессона, грунтовой динамометр для измерения нагрузки на грунт, преобразователь давления (пьезометр) для измерения и оценки возможного повышения избыточного давления в грунтах от динамических горизонтальных нагрузок. Средства защиты от воздействия ледовых образований выполнены в виде подводных и надводных модулей. При этом подводные модули снабжены холодильными агрегатами. Надводные модули выполнены в виде выдвижных конструкций и беспилотных летательных аппаратов, снабженных устройствами автоматического дозирования химических реагентов, наносимых на ледовое образование, в виде карбида кальция. Технический результат: повышение надежности защиты морских объектов хозяйственной деятельности в периоды льдообразования, дрейфа и торошения ледяных полей, расположенных в условиях как мелкого, так и глубокого морей. 2 з.п. ф-лы.

Изобретение относится к области гидрометеорологии и может быть использовано для прогнозирования штормовых подъемов уровней воды или наводнений. Сущность: создают архив наводнений (дата-уровень) за максимально возможный период. Создают архив полей приземного атмосферного давления по срочным данным (за два срока) в районе формирования штормовых циклонов над морским устьевым участком реки. Рассчитывают повторяемость наводнений по всем месяцам года. По величине повторяемости наводнений выделяют “наводненческий период” (повторяемость больше 1%) и “ненаводненческий период” года. Для месяцев, вошедших в “ненаводненческий период”, наводнения считаются маловероятным событием, поэтому автоматически делают вывод о ненаступлении “наводненческой ситуации”. Для каждого месяца “наводненческого периода” определяют эмпирические ортогональные функции (ЭОФ) по всему архиву срочных наблюдений полей приземного атмосферного давления. Затем для каждого месяца “наводненческого периода” рассчитывают эмпирические ортогональные составляющие (ЭОС). Выделяют диапазон трех первых ЭОС от минимального до максимального значения для дат наводнений каждого месяца “наводненческого периода”, формируют эталонную область ЭОС для каждого месяца. После этого по результатам оперативного гидродинамического прогноза поля приземного атмосферного давления рассчитывают ЭОС по ранее созданным ЭОФ для данного месяца. Определяют принадлежность ЭОС прогностического поля к эталонной области ЭОС наводнений прогнозируемого месяца. Делают вывод о наступлении/ненаступлении на анализируемый прогностический срок “наводненческой ситуации”. При анализе прогностического срока “наводненческой ситуации” рассчитывают число штормов с заданной непрерывной продолжительностью для заданной доверительной вероятности штормовых условий. Выявляют промежуток времени, в пределах которого скорость ветра позволяет выполнить безопасный переход судна. Определяют пространственное распределение фазы колебаний акватории по измерениям высоты уровня моря посредством альтиметрических спутников. Выделяют приливные и сейшевые колебания уровня моря. Технический результат: расширение функциональных возможностей. 8 ил.

Изобретение относится к судостроению, в частности к судовой спасательной технике. Устройство для приема на борт спасательного судна спасательных средств содержит в кормовой оконечности корпуса судна слип, буксирную лебедку с буксирным тросом, узел захвата спасательного плавсредства и беспилотный летательный аппарат с дистанционным управлением. На корпусе летательного аппарата смонтированы грузовая лебедка и узел дистанционного управления. Узел захвата спасательного плавсредства выполнен в виде сетчатой сачкообразной браги с гибким эластичным опорным кольцом в нижней части. Стяжной трос на гибком эластичном опорном кольце сетчатой сачкообразной браги связан с ходовым концом буксирного троса буксирной лебедки. Узел дистанционного управления беспилотным летательным аппаратом связан с органами управления беспилотного летательного аппарата радиоканалом и выполнен в виде системы автоматического управления движением беспилотного летательного аппарата, а также содержит комплекс спутниковой радионавигационной системы типа GPS или ГЛОНАСС. Достигается повышение безопасности доставки спасательных плавсредств на борт спасательного судна. 1 ил.

Изобретение относится к военной технике и может быть использовано в вооружении самоходных объектов. Проводят из неподвижного танка и в движении поиск, обнаружение, опознавание целей, слежение за целями днем и ночью, автоматически заряжают пушку выбранным типом боеприпаса, автоматически вычисляют и вводят поправки на температуру воздуха, износ канала ствола, атмосферное давление, боковой ветер, дополнительно вводят блок оценки эффективности стрельбы, производят анализ сигналов от лазерного дальномера и блока переключения баллистик, выбирают тип выстрела в зависимости от замеренной дальности до цели и дальности эффективного огня, информируют наводчика прерывистым миганием индикатора «выбранный тип баллистики» о нецелесообразности выбора данного типа боеприпаса на замеренной дальности через блок индикации в поле зрения прицела-дальномера - прибора наведения, отличающийся тем, что при групповой стрельбе из вооружения самоходных объектов устанавливают порядок выстрелов, путем определения минимального интервала времени от момента первого выстрела отдельного самоходного объекта до момента разрыва последнего снаряда. Изобретение позволяет повысить вероятность поражения цели. 1 ил.

Нахождение наивыгоднейшего пути судна на основе гидрометеорологической обстановки, определяемой по параметрам с внешних источников. Вычисление пути базируется на среднестатистических данных о гидрометеорологической обстановке на климатическом пути судна, который в дальнейшем является его «осью», за основу расчета может быть также взята дуга большого круга. От внешних источников получают трех- или пятисуточный прогноз волнения моря. Проводят расчет величины ветроволновых потерь скорости судна для различных курсов на первые, вторые, третьи сутки плавания; посредством ЭВМ перебирают варианты его движения. Концы суточных плаваний соединяют кривой линией - изохроной, курс судна располагают так, чтобы выйти в ближайшую к пункту назначения точку изохроны. С получением нового прогноза вычисления повторяют. Дополнительно определяют ветроволновые потери скорости судна по величине χ, равной отношению суммарной длины траектории судна, проходящей через области с неблагоприятными условиями, к общей длине траектории L. По маршруту следования судна на основе имитационной модели штормов и окон погоды с использованием штатных средств судовождения также вычисляют цикличность штормов и функции распределения их количества и непрерывной продолжительности. Технический результат - повышение достоверности определения оптимального пути судна на маршруте в зависимости от гидрометеорологических условий. 5 ил.

Изобретение относится к области картографирования и может быть использовано при составлении гляциологических карт. Сущность: получают спутниковое изображение исследуемого района. Получают цифровую модель возвышений исследуемого района. Идентифицируют равнины и гряды на цифровой модели возвышений. Идентифицируют болота и леса на изображении, полученном с помощью спутника. Формируют гляциологическую карту на основе идентифицированных равнин, гряд, болот и лесов. Дополнительно определяют текстуру льда, пределы прочности и модули деформации льда при сжатии и изгибе, строят вертикальные профили ледяного покрова. Кроме того, устанавливают регрессионные зависимости, связывающие пределы прочности льда при сжатии и изгибе и его температуру. При формировании гляциологической карты для конкретного района выделяют ледяные поля, имеющие разную текстуру льда, пределы прочности и модули деформации льда при сжатии и изгибе. Кроме того, осуществляют построение рельефа дна, используя неориентированный граф Кронрода-Риба. При этом выявляют изоморфные подграфы посредством нахождения ближайших подграфов по евклидову расстоянию между вершинами различных графов. Определяют вершины эталонного графа Кронрода-Риба для восстанавливаемого рельефа путем вычисления среднего значения координат и высот (глубин) для каждой вершины подграфов Кронрода-Риба. Технический результат: расширение функциональных возможностей ледникового геоморфологического картографирования и повышение достоверности построения рельефа дна.

Изобретение относится к области эксплуатации гидротехнических сооружений и может быть применено для предотвращения обледенения подводной части сооружений в водоемах. Устройство содержит вертикальный цилиндрический корпус со сквозными прорезями. В корпусе размещен генерирующий циркуляцию воды элемент. Генерирующий циркуляцию воды элемент диэлектрически изолированно соединен электрическими связями с источником электрического тока. Генерирующий циркуляцию воды элемент выполнен в виде спирали. Спираль размещена в оправке. Оправка выполнена в виде фермы и соединена кабель-тросом и манипулирующим устройством с исполнительным механизмом. Исполнительный механизм размещен на гидротехническом сооружении. Обеспечивается предотвращение образования льда на поверхности воды вблизи конструкции и на поверхности воды. 1 ил.
Изобретение относится к устройствам для защиты гидротехнических сооружений, расположенных на мелководном континентальном шельфе от воздействия ледовых полей. Технический результат заключается в повышении эффективности защиты гидротехнического сооружения от льда. Устройство противоледовой защиты для гидротехнического сооружения, расположенного на мелководном континентальном шельфе, включает защитные элементы и закрепляющие элементы, соединяющие защитные элементы с дном акватории. Защитные элементы выполнены в виде погружных многогранных понтонов с возможностью их заполнения балластировочным материалом, одна грань которых выполнена с наклонным участком и снабжена дефлектором в верхней части, а другие, как минимум, две грани вертикальные, по которым понтоны состыкованы друг с другом. Понтоны образуют замкнутую конструкцию в виде многоугольника в плане с двумя передними стенками, образующими ледорезный клин по ее центральной оси, с двумя боковыми стенками и задней стенкой с возможностью ее размыкания. Каждый понтон установлен гранью с наклонным участком и дефлектором наружу, образуя замкнутый протяженный дефлектор и наклонную поверхность, опоясывающие всю конструкцию по внешнему периметру. Две передние стенки выполнены, как минимум, из двух понтонов в виде симметричных вытянутых в продольном направлении многогранников, как минимум, с четырьмя боковыми гранями. Боковые и задняя стенки выполнены из понтонов в виде многогранников, как минимум, с тремя боковыми гранями. Боковая стенка состыкована вплотную своими торцевыми поверхностями с вертикальными поверхностями передней и задней стенок. Закрепляющие элементы выполнены в виде полых свай и установлены по всей высоте понтонов передних и боковых стенок в соответствующие сквозные отверстия. На понтонах закреплены металлические сетки типа «рабица», разделенные на секции посредством изоляционных трубок, внутри которых размещен металлический стержень, при этом каждый металлический стержень и прилегающая к нему секция металлической секции образуют генерирующий циркуляцию воды элемент, выполненный в виде пары электродов - катода и анода, при этом катод выполнен в виде металлического стержня, который размещен внутри изоляционной трубки, по всей его длине, коаксиально с некоторым отстоянием от внутренней поверхности корпуса, а анод выполнен в виде секции металлической сетки, причем анод изготовлен из нерастворимого в воде электропроводного материала, пары электродов соединены электрическими связями с источником постоянного электрического тока, а электрическая связь анода размещена внутри изолированной трубки.

Изобретение относится к способам проведения аварийно-спасательных работ на море и может быть использовано при подъеме затонувших судов и других подводных объектов. Для подъёма затонувшего судна к его корпусу прикрепляют понтоны, регулирующие его плавучесть. Поднимают затонувшее судно сосредоточенной силой, придавая ему при этом положительную плавучесть. Перед установкой понтонов выполняют освобождение затонувшего судна от ила посредством гидравлического метода. Понтоны наполняют газовой смесью, извлекаемой из подводных пластов, содержащих газогидраты. В гидравлические сопла подают пульпу в виде водно-газовой смеси, образующейся при извлечении газовой смеси из подводных пластов. Достигается повышение эффективности судоподъемных работ и обеспечение безопасности при проведении судоподъемных работ крупногабаритных затонувших объектов. 2 н.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области навигации и может найти применение в системах навигации автономных необитаемых подводных аппаратов (АНПА). Технический результат - снижение трудозатрат при производстве подводных работ с использованием АНПА. Для этого осуществляют определение координат места по подводным ориентирам путем измерения рельефа дна бортовой акустической аппаратурой, формирование регулярной сетки точек измеренных глубин и сравнение полученных значений глубин с эталонными глубинами, в котором при определении координат места по подводным ориентирам определяют скорость погружения автономного необитаемого подводного аппарата посредством лага для измерения скорости автономного необитаемого подводного аппарата относительно водной поверхности. При этом выполняют измерения гидрологических параметров посредством гидролокатора бокового обзора, профилографа, измерителей температуры и электропроводности, и скорости звука в морской среде, по измеренным глубинам восстанавливают рельеф местности путем построения деревьев Кронрода-Риба при сравнении измеренных значений глубин с эталонными значениями. При совпадении координат критических глубин вводят их для корректировки инерциальной навигационной системы автономного необитаемого подводного аппарата. 3 ил.

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в системах морской геодезии. Технический результат - расширение функциональных возможностей. Для этого дополнительно введена косвенная стабилизированная в горизонте платформа, на которой установлены три моментных электродвигателя с сервоприводом, четыре акселерометра с вертикальной осью чувствительности и с механизмом их перемещения в горизонте первой пары акселерометров навстречу друг другу по заданному направлению и второй пары акселерометров навстречу друг другу по направлению, перпендикулярному заданному направлению перемещения первой пары акселерометров, измеритель линейной скорости перемещения акселерометров относительно подвижного объекта, регистратор моментов встречи двух акселерометров на траверзе первой и второй пары, при этом все устройства функционально связаны через введенный блок управления с бортовым вычислителем, в котором вычисляют искомые значения составляющих уклонения отвесной линии в меридиане и в первом вертикале. 3 ил.
Изобретение относится к телеуправляемым подводным робототехническим системам, обеспечивающим высокоточное обследование, фотовидеосъемку и профилирование подводных протяженных поверхностей, обследование зон обледенения корпусов судов и подводных конструкций. Комплекс содержит носитель оборудования в виде полой платформы, движительно-рулевую систему, систему энергообеспечения, навигационную систему, систему средств обнаружения, систему средств связи, балластно-уравнительную систему, вычислительную бортовую систему, судовой/береговой блок управления, информационно-измерительную систему, блок системы управления и опциональный механический манипулятор, систему кавитационной очистки посредством струи высокого давления для удаления биологических наростов. На нижней поверхности полой платформы расположены нагревательные элементы, установленные перед системой кавитационной очистки и выполненные в виде вращающейся цилиндрической поверхности. Технический результат заключается в расширении функциональных возможностей подводного робототехнического комплекса.
Изобретение относится к средствам освоения континентального шельфа. Морская плавучая платформа содержит подводный водоизмещающий модуль, поддерживающий надводный модуль посредством жестких опорных колонн со связующими элементами, и натяжные связи, закрепленные на донных якорях. Опорные колонны со связующими элементами выполнены отъемными от подводного модуля для возможности быстрого ухода платформы из опасного в ледовом отношении района и обеспечения возврата на покинутое место. Подводный модуль выполнен из отдельных герметичных понтонов, соединенных между собой жесткими связями с возможностью ограниченных взаимных перемещений. Опорные колонны надводного модуля снабжены механизмами соединения с понтонами подводного модуля для фиксации модулей между собой. На несущем корпусе надводного модуля по его периметру размещено гибкое ограждение для создания воздушной подушки, имеющее ресивер, установленное на бортовых кринолинах, прикрепленных к корпусу, надводный модуль содержит нагнетательный и движительный комплексы, имеющие главные двигатели с приводами и авиационные воздушные винты изменяемого шага в насадках. Повышается оперативность ухода платформы из опасного в ледовом отношении района и возврата на покинутое место.

Изобретение относится к получению приповерхностных скоплений твердых газовых гидратов донных отложений. Технический результат - снижение материальных и эксплуатационных затрат, а также снижение экологической нагрузки на территорию добычи газовых гидратов. По способу осуществляют постепенное растворение верхнего слоя скоплений газовых гидратов путем нагрева скоплений газовых гидратов в донных отложениях водоема до температуры 50-60oС. Это осуществляют посредством нагревательного элемента, выполненного в виде режущей кромки, размещенной по диаметру грузового контейнера, спускаемого с плавательного средства. Плавательное средство выполнено в виде самоходного подводного аппарата с выдвижным гусеничным трактом в виде контейнера с режущей кромкой в нижней части, соединенной с нагревательными элементами внутри контейнера. Обеспечивают устойчивость самоходного подводного аппарата относительно дна водоема. Выполняют вращение контейнера и подачу электрического тока на нагревательные элементы. Разогревают газогидратный пласт до 50-60oС. Выполняют спуск контейнера с вращением в газогидратный пласт с обеспечением точечной добычи гидратов из упомянутого пласта в их твердом виде. 2 н.п. ф-лы, 1 ил.

Группа изобретений относится к подводной добыче газовых гидратов и их доставке потребителю. Технический результат - повышение эффективности добычи и транспортировки газовых гидратов за счет снижения энергетических, капитальных и текущих затрат. Способ включает получение газовых гидратов, их перемещение потребителю, разложение газовых гидратов с получением газа. Процесс получения газовых гидратов осуществляют при термодинамических параметрах, соответствующих образованию газовых гидратов. Перевозку газовых гидратов осуществляют в герметичных, теплоизолированных грузовых помещениях транспортного средства при термодинамических параметрах, исключающих разложение газовых гидратов. Разложение газовых гидратов с отбором газа, по завершении его перевозки, осуществляют снижением давления в грузовом помещении транспортного средства до атмосферного. Процесс получения газовых гидратов и их хранение в процессе перевозки осуществляют при температуре -0,2°C и давлении 1 МПа. При этом, газовые гидраты отбирают в гидратном состоянии в виде брикетов посредством n-контейнеров, поочередно спускаемых на подводный пласт газовых гидратов с подводного транспортного средства. Подводный пласт газовых гидратов разогревают посредством нагревательных элементов, размещенных в ребрах n-контейнеров. Заглубляют поочередно каждый из n-контейнеров в подводный пласт газовых гидратов на глубину, превышающую в два раза высоту контейнера. После заполнения самонавалом каждого из n-контейнеров газовыми гидратами выполняют их подъем в грузовое помещение транспортного средства. Транспортное средство выполнено в виде подводной лодки. При разогреве подводного пласта газовых гидратов разогревают участок - только участок пласта газовых гидратов под контейнером. Газовые гидраты, которыми заполняют контейнеры, представляют собой брикеты природного метастабильного минерала в их гидратном - твердом состоянии. 2 н.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области морской навигации и может быть использовано, в частности, для определения скорости судна. Согласно изобретению измеряют параметры сигналов спутников глобальной навигационной системы в моменты начала и конца пробега. Преобразуют эти параметры в координаты места судна в указанные моменты времени и определяют длину пробега. По полученной служебной информации определяют составы рабочих созвездий спутников в данные моменты времени. Выбирают группу общих для обоих созвездий спутников и фиксируют эту группу в качестве единого рабочего созвездия для всего времени выполнения пробега. Для всего времени выполнения пробега одновременно с приемом радиосигналов от космических аппаратов принимают радиосигналы от береговых станций, работающих в дифференциальном режиме, и вводят соответствующие поправки, при измерении радионавигационных параметров сигналов выполняют оценку ошибки, вызванную многолучевостью распространения радиосигналов космических аппаратов. Изобретение направлено на повышение точности определения длины пробега судна путем исключения систематических составляющих из общей погрешности измерения указанной длины. 1 ил.

Изобретение относится к разрушению ледяного покрова в период льдообразования, дрейфа и в период торошения ледяных полей, расположенных как в условиях мелкого, так и глубокого морей. Устанавливают под лед заряды взрывчатого вещества и устраивают их поочередный подрыв с интервалом времени, равным времени прохождения изгибно-гравитационной волны от места подрыва предыдущего до места подрыва последующего зарядов. Над ледяным покровом устанавливают заряды взрывчатых веществ и подрывают их одновременно с подрывом зарядов, установленных под ледяным покровом. При этом перед установкой зарядов взрывчатого вещества измеряют скорость и направление ветра, подводных течений и дрейфа ледовых полей, определяют толщину льда. Заряды взрывчатого вещества размещают с формированием направления распространения взрывной волны в противоположные стороны от места нахождения морского объекта хозяйственной деятельности. Воздействующее на ледовое покрытие плавсредство снабжено источником газа и системой подачи его с коллектором и содержит кабель-трос, другой конец которого через электромагнитный размыкатель соединен с балластом. Заряды размещают в водонепроницаемых оболочках, выполненных в виде шара. Кабель-трос соединяют с шарами посредством зажигательной свечи. Заряды выполнены в виде объемно-детонирующей смеси. Обеспечивается повышение надежности защиты морских объектов хозяйственной деятельности. 2 н.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к геофизике и может быть использовано для выполнения на движущемся объекте морской гравиметрической съемки. Технический результат - расширение функциональных возможностей. Для этого измеряют ускорение a " 0 неподвижным относительно объекта гравиметром, определяют широту места φ, путевой угол α, абсолютную скорость Vн объекта и вычисляют по полученным данным ускорение силы тяжести g0, измеряют ускорения соответственно первым и вторым акселерометрами с вертикальной осью чувствительности при движении их на объекте навстречу друг другу в горизонте в направлении пути объекта в моменты встречи их на траверзе с чувствительной системой гравиметра. При этом измеряют линейную скорость акселерометров относительно движущегося объекта. Абсолютную скорость движения объекта измеряют посредством гидроакустического измерителя скорости, при этом выполняют компенсацию дестабилизирующих факторов, обусловленных влиянием углов качек и вертикальной составляющей скорости подвижного объекта, определение широты места подвижного объекта выполняют посредством приемника спутниковой радионавигационной системы, антенна которого размещена на буйрепе подводного подвижного объекта. 2 н.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к области гидролокации и может быть использовано при съемке нижней поверхности ледяного покрова на морских акваториях, в том числе и на шельфе в условиях высоких широт. Способ включает размещение гидроакустической аппаратуры в водной среде для получения картины видимой части исследуемого объекта, производство экспозиций, которые привязаны к топопланам верхней поверхности льда, получение изображения, которое визуализируется на мониторе в полярной системе координат в виде графических файлов bmp-форматов. Съемку осуществляют с нескольких горизонтов. Гидроакустическую аппаратуру размещают на управляемом подвижном морском объекте, приемно-излучающее устройство размещают на поворотной платформе, имеющей три степени свободы. Изображение получают в трехмерном пространстве с визуализацией полного объема ледяного покрытия и с разбивкой объемов ледяного покрытия по секторам, которые различают по их частотным характеристикам. Оценивают размер этих секторов и расстояние между элементами ледяного поля, расположенными на расстояниях, меньших длительности зондирующего импульса. Для получения картины видимой части исследуемого объекта - килей торосистых образований, изометрических морфоструктур поверхности дна ледового образования выполняют построение верхней и нижней границ триангулированных поверхностей, устанавливают степень искривленности и индекс элементарной формы каждого объема ледяного покрытия для каждого сектора поверхности рельефа, для полного отображения изменчивости склонов рельефа ледового образования в каждой точке поверхности определяют уклон поверхности как величину и направление градиента. Техническим результатом является повышение достоверности съемки нижней поверхности ледяного покрова. 9 ил.

Изобретение относится к освоению подводных месторождений полезных ископаемых, преимущественно жидких и газообразных, а именно к сооружению технологических комплексов, предназначенных для обустройства морских глубоководных нефтегазовых месторождений и работающих в экстремальных условиях. Способ обустройства морских глубоководных нефтегазовых месторождений заключается в сооружении ряда морских стационарных платформ, подводных донных комплексов, подводных внутрипромысловых и магистральных трубопроводов, емкостей хранения продукции скважин и отгрузочных установок, при этом, по крайней мере, одну из платформ выполняют в подводном исполнении с закрепленным ко дну опорным блоком, верхний габарит которого располагают ниже уровня воды на величину наибольшего габарита прохождения подводной части айсберга. Кроме этого все платформы в подводном исполнении конструктивно и технологически соединены между собой электрическими кабелями и трубопроводами для конденсата и газа. Выполняют регулярное глубинное сейсмическое зондирование в районе терминалов по добыче подводных залежей углеводородов, путем пассивного зондирования морского дна и последующего анализа микросейсмических колебаний земной коры, блок-модуль энергетической платформы выполняют с газовой турбинной установкой, выполняют прогноз состояния моря вблизи морских буровых платформ путем размещения на акватории волномерных буев и запуска беспилотных летательных аппаратов, оснащенных измерительной аппаратурой, величину наибольшего габарита прохождения подводной части айсберга определяют путем зондирования подводной части айсберга гидроакустическими сигналами с подвижного подводного аппарата, оснащенного параметрическим гидролокатором и управляемым по гидроакустическому каналу связи посредством автоматизированной системы управления и контроля, блок-модули опорных блоков платформы в подводном исполнении, служащие для размещения персонала в подводных воздушных камерах, выполнены со стыковочными устройствами, обеспечивающими стыковку со спасательными подводными аппаратами, размещенными в специальном подводном ангаре. Техническим результатом является повышение надежности строительства и эксплуатации, снижение стоимости капитальных и эксплуатационных затрат при обустройстве морских глубоководных нефтегазовых месторождений. 2 ил.

Изобретение относится к судостроению и касается судов на воздушной подушке (СВП). СВП содержит корпус, движительную и нагнетательную установки, ограждение области воздушной подушки с носовыми и кормовыми подвижными элементами, с бортовыми скегами и средним скегом, секционирующим область воздушной подушки на левую и правую отдельные камеры. Нагнетательная установка выполнена с рулевым устройством, регулирующим нагнетание воздуха в камеры. Бортовые скеги и средний скег выполнены из двух корпусов каждый. При этом в каждой полости между двух корпусов установлены выдвижные роторные движители. Достигается расширение функциональных возможностей. 4 ил.

Изобретение относится к морским летательным аппаратам и касается экранопланов, использующихся при поисково-спасательных работах. Спасательный экраноплан является тримаранным судном и содержит три фюзеляжа-корпуса, соединенные между собой прямоугольными крыльями. Центральный фюзеляж-корпус выдвинут вперед. Крайние фюзеляжи-корпуса в хвостовых оконечностях снабжены аппарелями, а палуба снабжена ролинговой дорожкой. Спуско-подъемные устройства для спуска и подъема спасательного подводного аппарата выполнены в виде гидравлического устройства. На экраноплане установлен автоматизированный навигационный комплекс, в состав которого входит модуль гидрометеорологической информации, эхолот, совмещенный индикатор, выполненный в виде электронной картографической навигационной информационной системы, высотомер, выполненный в виде радиовысотомера малых высот с функциями измерителя высоты движения экраноплана и параметров морского волнения. В состав средств поиска входит параметрический гидролокатор, гидролокатор шагового поиска с горизонтальным и вертикальным сканированием, приемопередающие антенны которого размещены в носовой части крайних фюзеляжей-корпусов, гидроакустический параметрический профилограф, размещенный в носовой части среднего фюзеляжа-корпуса. Достигается повышение эксплуатационных характеристик, безопасности и надежности выполнения поисково-спасательных работ на море. 6 ил.

Система для освещения подводной обстановки относится к специальной технике и может быть использована для обнаружения и опознания подводных объектов, а также для сигнализации и оповещения о появлении на акваториях морских объектов хозяйственной деятельности (акватории портов, морские терминалы по добыче и транспортировке углеводородов, гидротехнические сооружения и т.д.) неизвестных малогабаритных подвижных аппаратов (МПА) или подводных пловцов (ПП), а также для обнаружения и сопровождения айсбергов. Задачей изобретения является возможность оперативно определять место появления неизвестного подводного объекта, идентифицировать подводный объект и визуально отображать на мониторе диспетчерской станции морского объекта хозяйственной деятельности (МОХД) появление несанкционированного подводного объекта. Система для освещения подводной обстановки, состоящая из группы многолучевых эхолотов, гидроакустические приемопередатчики которых посредством приемопередающей антенны формируют n-лучей с возможностью секторного обзора на акватории расположения объекта морской хозяйственной деятельности, при этом приемопередатчики соединены с блоком обработки акустических сигналов, установленным на диспетчерском пункте морского объекта хозяйственной деятельности, который соединен с процессором с программным обеспечением автоматического обнаружения и сопровождения, который соединен с устройством отображения информации, при этом каждый приемопередатчик соединен при помощи оптоволоконного кабеля с блоком обработки акустических сигналов, установленным на диспетчерской станции морского объекта хозяйственной деятельности, излучающий и приемный каналы соединены с блоком обработки акустических сигналов, предназначенным для формирования излучающих сигналов, регистрации и обработки принятых сигналов соответственно, блок обработки акустических сигналов соединен с процессором с программным обеспечением автоматического обнаружения и сопровождения, соединенным с устройством отображения информации, отличающаяся тем, что каждый многолучевой эхолот содержит параметрический профилограф, причем антенны накачки параметрического профилографа размещают на дрейфующих или заякоренных буях на разных горизонтах по глубине акватории на расстояниях не более 8000 метров друг от друга. 2 ил.

Изобретение относится к области геохимической разведки полезных ископаемых и может быть использовано при поиске нефтяных и газовых месторождений преимущественно в морских условиях. Способ геохимической разведки включает отбор проб горных пород и растительности вдоль водотоков, разделение проб горных пород на фракции и их анализ на содержание химических элементов. Пробы пород разделяют на две фракции. Первую анализируют на Si, Al, Ti, Y, а вторую на Hg. Пробы растительности анализируют на Ba, Cu, Pb, Zn, Ag, а также на Sr, Cd, Hg. Результаты анализа пересчитывают на соответствующие аддитивные показатели нормированных концентраций, строят карты распределения указанных аддитивных показателей и отождествляют объекты, характеризующиеся распределением аномальных значений аддитивных показателей, с нефтегазовыми перспективными участками. Причем при превышении фоновых уровней содержания тяжелых металлов в растительности дополнительно выполняют магнитометрическую съемку с выделением ферромагнитных объектов на фоне подводных объектов естественного происхождения. Технический результат - повышение точности разведочных данных. 1 табл.

зобретение относится к гидрографии, в частности к способам и техническим средствам барометрической съемки рельефа дна путем определения глубин на заданной акватории с определением их геодезических координат. Техническим результатом изобретения является расширение функциональных возможностей с одновременным повышением достоверности и информативности при картировании рельефа дна акватории по измеренным глубинам посредством многолучевого эхолота. В отличие от известного способа одновременно с излучением гидроакустических сигналов в направлении дна выполняют магнитную съемку посредством градиентометра, буксируемого на расстоянии 5 м от дна, сейсмоакустическое профилирование посредством профилографа с рабочей частотой 3,5кГц, измеряют уровень моря, при обработке значений измеренных глубин дополнительно выполняют линейную интерполяцию полученной поверхности дна через триангуляции, при картировании полученной информации с определением геодезических координат измеренных глубин выполняют оценку степени пространственной однородности покрытия точками измерения района промера путем определения внешних границ (контура) области промера посредством устройства для съемки рельефа дна акватории, состоящим из приемоизлучающей антенны, передающего блока, приемоизмерительного блока, блока управления, блока определения средней скорости распространения звука в воде, блока сбора, обработки информации и картирования рельефа дна, многолучевого эхолота, модуля визуализации области рельефа, гидроакустического доплеровского лага, приемника спутниковой навигационной системы, курсовой системы, измерителя качки, отличающегося тем, что в устройство для съемки рельефа дна дополнительно введены буксируемый градиентометр, профилограф и измеритель уровня моря, соединенные своими выходами с входами блока сбора, обработки информации и картирования рельефа дна. 7 ил.

Изобретение относится к индивидуальным средствам при занятиях плаванием на воде и может быть использовано при поиске терпящих бедствие на воде. Купальный костюм с положительной плавучестью выполнен из слоев ткани трехслойным, между слоями ткани размещены пластины из материала с малым удельным весом, которые обеспечивают плавучесть. В отличие от известных технических решений купальный костюм с положительной плавучестью снабжен гидроакустическим приемоответчиком, размещенным в застежке, выполненной в виде брелка. 4 ил.

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в системах спутниковой навигации подвижных объектов. Технический результат - расширение функциональных возможностей. Для этого выработка спутниковой системой навигационных параметров коррекции базируется на измерениях дальности от объекта до навигационных спутников в три близких (около 1 сек) момента времени с возможностью использования только одного спутника для коррекции автономных средств навигации подвижных объектов, в котором для упрощения приемного тракта передачу кодовых сообщений (цифровой информации) осуществляют на различных частотах по одному радиоканалу связи путем формирования синхроимпульса и разрядов кода логический «0» и логическая «1», при этом передают импульсы, соответствующие одному разряду, разделенные во времени. 2 ил.

Изобретение относится к судовождению. Способ включает измерение параметров движения и угловой скорости, их последующее сравнение с программными значениями данных параметров движения и формирование управляющего сигнала на рулевой привод в функции данных рассогласований и скорости судна. При измерении параметров движения судна датчиками дополнительно измеряют параметры ветра, углы тяги, эксцентриситет и обороты движителей, обороты подруливающего устройства, глубину под килем, а также определяют траектории движения центра тяжести, носовой и кормовой оконечностей. Программные значения угла курса, угловой скорости положения руля определяют в соответствии с моделью движения судна в дополнительной функции скорости и направления ветра, углов тяги, эксцентриситета и оборотов движителей, оборотов подруливающего устройства, глубины под килем, траекторий движения центра тяжести, носовой и кормовой оконечностей и углов дрейфа и сноса судна. Управляющий сигнал через аппаратные средства программного обеспечения автоматически подается на авторулевой с четырех секторных приемников, при этом команды на авторулевой сопровождаются подачей сигналов маневроуказания. Достигается повышение точности управления судном и повышение безопасности его плавания в стесненных навигационных условиях. 1 ил.
Изобретение относится к нефтегазодобывающей промышленности

Изобретение относится к области обеспечения безопасной эксплуатации добычных платформ в арктических морях

Изобретение относится к механической очистке воды от нефтепродуктов

Изобретение относится к области судостроения, а именно к кораблям гидрографической и патрульной службы, предназначенным для всепогодного несения службы и эффективного решения научно-исследовательских, поисковых и боевых задач в открытом океане
Изобретение относится к ледокольному флоту и, в частности, касается технологии разрушения ледяного покрова

Изобретение относится к области нефтегазовой геологии и может быть использовано при поиске углеводородов
Изобретение относится к области морской гидрометеорологии и может быть использовано при определении дрейфа морских льдов

Изобретение относится к трубопроводному транспорту

Изобретение относится к механической очистке воды от нефтепродуктов

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике, а именно к способам обнаружения дефектов в трубопроводах, и может быть использовано как для трубопроводных систем водоснабжения, так и магистральных трубопроводов для транспортировки углеводородов, проложенных не только по суше, но и на дне водоемов
Изобретение относится к спасательным и поисковым средствам для терпящих бедствие на воде

Изобретение относится к устройствам, предназначенным для измерения гидрохимических и гидрофизических параметров

Изобретение относится к спасательным средствам и может быть использовано для обнаружения человека, терпящего бедствие на воде

Изобретение относится к области контрольно-измерительной техники и направлено на повышение безопасности эксплуатации морских нефтегазовых терминалов, что обеспечивается за счет того, что достигается за счет того, что внешнюю поверхность трубопровода, уложенного на дно, зондируют гидроакустическими сигналами, концентрацию метана в газовом облаке определяют посредством датчика метана, путем измерения величины изменения активного слоя датчика метана при диффузии молекул углеводородов из морской воды через силиконовую мембрану, определяют закономерности распределения плотности скопления пузырьков газа по глубине, путем распределения диапазона на слои с вычислением плотности скопления пузырьков газа для каждого слоя по глубине, выполняют оценку количественных характеристик разреженных газовых скоплений

 


Наверх