Устройство для нереверсивного управления линейным электродвигателем постоянного тока

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик

Э.

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. сеид-ву— (22) Заявлено 250381 (21) 3265624/24-07 (51) М, КП.З

Н 02 Р 7/62 с присоединением заявки И9 —.

Государственный комитет

СССР оо делам изобретений и Открытий

) $3) УДК 621. 313 .. 13-133: б 2-83 (088.8 ) (23) Приоритет—

Опубликовано 280283. Бюллетень ¹ 8

Дата опубликования описания 2&0283 и»

В.В.Андрущук, С.A.Åoëüøåäâoðcêèé,С.П.:Мофувка,l, 3-, - ы

4 j- f3

Ленинградский ордена Ленина политехн свай@ свистит т им. N.È. Калинина (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ НЕРЕВЕРСИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ

ЛИНЕЙНЫМ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕМ ПОСТОЯННОГО

ТОКА

Изобретение относится к электротехнике и может найти применение в тех отраслях техники, где требуется обеспечивать поступательные переме.щения различных объектов и исполнительных органов машин.

Известно устройство для управления линейным электродвигателем постоянного тока с многополюсным индуктором, каждый полюс которого снабжен обмоткой возбуждения, и якорем с обмоткой управления, соединеннойс коллектором, подключающим якорь к источнику постоянного тока 1).

Однако при больших перемещениях якоря, превышающих длину самого якоря, участвуют в создании движу-. щегося усилия только те полюсы, под .которыми в данный момент находится якорь, остальные полюса не работают и бесполезно расходуют электрическую энергию, что резко снижает

КПД линейных электродвигателей постоянного тока, используемых при больших перемещениях якоря. 25

Наиболее близким к предлагаемому является устройство для управления линейным электродвигателем постоянного тока с многоплюсным индуктором каждый полюс которого снабжен обмот- кой возбуждения, и якорем с обмоткой управления, подключенной к коллектору, содержащее датчики положения и скорости якоря и многоканальный коммутатор обмоток возбуждения с ключевыми элементами, связанными с датчиками положения якоря (2 ).

Датчик положения при движении якоря подключает обмотку возбуждения полюса, к которому подходит якорь, и отключает обмотку возбуждения полюса, пройденного якорем.

Недостатком известного устройства является невозможность достижения высоких скоростей движения якоря, что обусловлено инерцией обмоток возбуждения. При высоких скоростях движения якорь может пройти полюс раньше, чем в нем установится номинальный поток и не сможет развить необходимого усилия. Причем с ростом скорости движения этот недостаток будет сказываться в большей степени, Цель изобретения - повышение КПД и увеличение скорости двигателя.

Поставленная цель достигается тем, что в устройство для неревер-сивного управления линейным элект-. родвигателем постоянного тока с многополюсным индуктором, каждый

1001419 полюс которого снабжен обмоткой возбуждения, и якорем с обмоткой управления, подключенной к коллектору, содержащее датчики положения и скорости якоря и многоканальный коммутатор обмоток возбуждения с ключевыми элементами, связанными с датчиками положения якоря, введен преобразователь аналог-код, а каждый канал коммутатора. снабжен элементом ИЛИ и двухвходовыми элементами 10

И, подключенными первыми входами к первому входу элемента ИЛИ этого же канала и выходу датчика положения предыдущего по ходу движения якоря полюса, вторыми входами — к выходам 15 преобразователя аналог-код, соединенного своим входом с выходом датчика скорости якоря, а выходами— к входам последующих по ходу движения якоря элементов ИЛИ, каждый из Я которых подключен выходом к входу ключевого элемента этого же канала коммутатора.

На чертеже приведена функциональная схема предлагаемого устройства. 25

Устройство включает в себя индуктор, имеющий станину 1 с установленными на ней полюсами 2 и ярмо 3, и поступательно движущийся якорь 4 с обмоткой управления и коллектором (не показаны). Датчики положения яко ря содержат источники 5 света; установленные на ярме 3 против фотоприемников б, установленных между полюсами 2.

35 Обмотка возбуждения каждого полюса 2 (не показана) связана с источником питания постоянного тока через ключевый элемент 7 коммутатора, каждый канал которого включает в себя логический элемент ИЛИ 8, инвертор 40

9 и логические элементы И 10 — 12.

Общий для всех каналов коммутатора преобразователь аналог-код 13 подключен входом к датчику 14 скорости или к источнику 15 постоянного тока 45 через переключатель 16. Выходы VÄ

Vg, V>, преобразователя аналог-код

13 подключены к вторым входам элементов И 10 — 12 всех каналов, а .их первые входы - к выходам датчиков по- 50 ложения через инверторы 9.

Ф

Устройство работает. следующим образом.

В исходном состоянии все фотоприемники 6, кроме тех, над которыми находится якорь 4, освещены и вырабатывают.единичный электрический сигнал. Соответственно на выходах инверторов 9, соединенных с этими фотоприемниками, сигнал равен нулю 60 и все связанные с ними через элементы ИЛИ 8 ключевые элементы 7 обесточе ны. Поэтому!обмотки возбуждения полюсов 2 индуктора, над которыми не находится якорь 4, отключены. 65

На выходах инверторов 9, соединенных с затемненными фотоприемниками б появится электрический сигнал, который включает через элемент ИЛИ 8 и ключевой элемент 7 обмотку возбуждения последующего по ходу движения якоря полюса, смежного с возбужденным полюсом. Последующие по ходу движения якоря ключевые элементы 7 коммутатора заперты, поскольку на вторые входы элементов И 10 — 12 поступают запрещающие сигналы с выходом преобразователя аналог-код 13.

Таким образом в исходном состоянии будут включены обмотки возбуждения только тех полюсов, над которыми стоит якорь и первый по ходу движения полюс, При подаче на обмотку управления якоря 4 двигателя напряжения создается движущая сила и якорь начнет движение.

На входе преобразователя аналогкод 13 появится сигнал, пропорционален ный скорости движения. При достижении определенного значения скорости единичный сигнал появится на выходе Vz преобразователя 13, что обеспечит подачу разрешающего сигнала на вторые входы элементов И 10 всех каналов коммутатора. При этом единичный сигнал, вырабатываемый на выходе инвертора 9 затемненного фотоприемника б, будет поступать не только на вход элемента ИЛИ 8 смежного канала, но и на вход элемента 8 последующего по ходу движения якоря канала.

Следовательно, в этом случае при затемнении очередного фотоприемника б возбуждаются два следующих по ходу движения якоря полюса 2, т.е. создается опережение включения обмоток возбуждения на два.полюса.

При дальнейшем увеличении скорости якоря 4 линейного двигателя единичный сигнал появится на выходе V преобразователя 13, что приведет к опережению включения обмоток возбуждения на три полюса и т.д. Число полюсов, включаемых с опережением, определяется числом элементов И в каждом канале коммутатора и числом выходов преобразователя аналог-код 13.

При уменьшении скорости движения якоря 4 устройство автоматически уменьшает число полюсов, возбуждаемых с опережением.

При прохождении задней кромки якоря 4 над соответствующим фотоприемником б обеспечивается запирание ключевых элементов 7 предыдущих по ходу движения каналов.

В тех случаях, когда нет необхо-! димости управлять опережением включения полюсов в функции скорости якоря, можно устанавливать постоянную

1001419 степень опережения, включив переключатель 16 и подобрав соответствующее напряжение на выходе источника питания 15. Тахогенератор 14 должен быть при .этом отключен.

Необходимую степень опережения включения полюсов индуктора, определяемую числом полюсов, включаемых заранее. перед движущимся со ско-, ;. ростью V якорем, можно определить из соотношения

10 (4-;6)ТвМ

I где Т вЂ” постоянная времени обмоткМ 1

9 .возбуждения, В С - полюсное деление электродвигателя.

° Предлагаемое устройство осуществляет коммутацию обмоток возбуждения полюсов индуктора по положению 20 якоря и автоматически вводит опережение включения полюсов в зависимости от скорости движения якоря, что позволяет повысить скорость перемещения якоря, сохранив при этом величину тягового усилия, увеличить быстродействие машины. Управляемое опережение включения полюсов обеспечивает получение наибольшего КПД машины за счет выбора оптимального 30 режима работы.

Формула изобретения

Устройство для нереверснвного управления линейным электродвигателем,постоянного тока с многополюсным нн" дуктором, каждый полюс которого снаб. жен обмоткой возбуждения и якорем с обмоткой управления, подключенной к коллектору, содержащее датчики положения и .скорости якоря и многоканальный коммутатор обмоток возбуждения с ключевыми элементами, связанными с датчиками положеt ния якоря, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения ЕПД.и увеличения скорости-двигателя, вве.ден преобразователь аналог-.код, а каждый канал коммутатора снабжен

;элементом ИЛИ и двухвходовыии элементами И, подключенными первыми входами к Первому вход.- элемента ИЛИ этого же канала и выходу датчика пою ложения предыдущего по ходу движения якоря полюса, вторыми входамик выходам преобразователя аналогкод, соединенного своим входом с— выходом датчика скорости якоря, а выходами - к входам последующих по ходу движения якоря элементов ИЛИ, каждый из которых подключен выходом к входу ключевого элемента этого же канала коммутатора.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент CtQA 9 3136934, кл.. 318-130, 1972.

2. Патент Франции М 1521402, кл. Н 02 К, 1971.

10.01419

Составитель З.Горник

Редактор Н.Ковалева Техред А.Ач Корректор 31. Бокшан

Заказ 1441/72 Тираж 685 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство для нереверсивного управления линейным электродвигателем постоянного тока Устройство для нереверсивного управления линейным электродвигателем постоянного тока Устройство для нереверсивного управления линейным электродвигателем постоянного тока Устройство для нереверсивного управления линейным электродвигателем постоянного тока 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к силовым преобразователям напряжения и частоты, используемым для управления работой двигателей переменного тока с короткозамкнутым ротором общего применения

Изобретение относится к электромагнитным вибраторам, используемым в различных областях, например, для создания вибрации, для транспортировки по трубам сыпучих веществ, при создании вибровоздействий на сыпучие вещества с целью их уплотнения и просеивания, для интенсификации технологических процессов в жидких средах и т.д

Изобретение относится к электротехнике, в частности к специальным электроприводам, где исполнительный орган совершает колебательные и возвратно-поступательные движения, и может быть использовано для механических испытаний кабельных изделий на многократный перегиб, в устройствах укладки длинномерных изделий при намотке их на катушки, бобины и т.п

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для стабилизации частоты вращения электродвигателей переменного тока (и в частности демпфирования ее колебаний) - синхронных, синхронно-гистерезисных или асинхронных, как общего применения, так и специального, выполненных без доступа к валу, например, гироскопических, или используемых в многодвигательных электроприводах синхронного вращения

Изобретение относится к области электротехники, в частности к электроприводу переменного тока повышенной частоты с асинхронными электродвигателями

Изобретение относится к области электротехники, а именно к электроприводам переменного тока с асинхронными электродвигателями

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах переменного тока на базе асинхронного двигателя с фазным ротором, преимущественно для крановых механизмов подъема и передвижения, требующих получения пониженных (ползучих) скоростей

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в тяговых электродвигателях, в электрических машинах, предназначенных для работы в широком диапазоне изменения частоты вращения, в устройствах, в которых необходим большой пусковой момент

Изобретение относится к области электротехники, в частности к электрическим вибрационным двигателям (ЭВД)

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано при разработке высокочастотных зарядных устройств и источников питания с гальванической развязкой выходного напряжения для тягового электропривода аккумуляторных электромобилей
Наверх