Электропривод переменного тока

 

< >955487

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 27.01.81 (21) 3240277/24-07 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (5l ) М. Кл з

Н 02 P 7/62

Гееударетвеииый комитет

СССР по делам изооречеиий и открытий

Опубликовано 30.08.82. Бюллетень №32

Дата опубликования описания 05.09.82 (53) УДК 621.3! 3.

333 (088.8) (54) Э,ЛЕКТРОПРИВОД ПЕРЕМЕННОГО ТОКА

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах переменного тока.

Известен электропривод переменного тока, содержащий электродвигатель с фазным ротором, мостовые выпрямитель и инвертор в цепи ротора, тиристор корочения и узел принудительного гашения, выполненный в виде однофазного моста на управлемых вентилях, в одну диагональ которого включен коммутационный конденсатор, а во вторую — последовательно соединенные диоды и вторичные обмотки трансформатора, причем выход выпрямителя через первичную обмотку трансформатора шунтирован тиристором корочения, узлом принудительного гашения и соединен с входом ипвертора (1). .Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаемому результату является электропривод переменного тока, содержащий трехфазный асинхронный электродвигатель с мостовым выпрямителем в цепи ротора, дроссель и мостовой инвертор, тиристор, шунтируюший последовательно соединенные выпрямитель и дроссель, диод, узел принудительного гашения, выполненный в виде однофазного моста на управляемых вентилях, в одну из диагоналей которого включен коммутационный конденсатор и диод, катод которого соединен с анодным выводом однофазного моста узла принудительного гашения, с анодом тиристора и анодным выводом мостового инвертора (2).

Недостатком известных устройств является низкая их надежность из-за наличия повышенного напряжения на всех тиристорах и диодах электропривода в промежутках времени, когда происходит переключение выпрямленного тока ротора на инвертор сети. Это поясняется тем, что из-за индуктивности сети ток инвертора в начале его включения появляется с замедлением. Также из-за резкого переключения тока ротора с инвертора на тиристор корочения и наоборот ухудшается гармонический состав тока и КПД инвертора.

Цель изобретения — повышение надежности электропривода.

Указанная цель достигается тем, что в электропривод переменного тока введены два диода, конденсатор и трансформатор; начало первичной обмотки которого подключено к катодному выводу однофазного мос955487 та узла принудительного гашения, а ее конец — — к аноду диода, катоду тиристора и катоду первого введенного диода, анод которого соединен с катодным выводом мостового инвертора и с началом вторичной обмотки трансформатора, конец которой соединен с одной из обкладок введенного конденсатора и с анодом второго введенного диода, катод которого подсоединен к катодному выводу однофазного моста узла принудительного гашения, анодный вывод которого соединен с другой обкладкой введенного конденсатора.

На фиг. 1 изображена электрическая схема электропривода; на фиг. 2 — а-g-временные диаграммы, поясняющие работу электропривода (временная диаграмма напряжения на коммутационном конденсаторе (Ucg) — фиг. 2а;временная диаграмма тока через коммутационный конденсатор (i щ)— фиг. 2 б; временная диаграмма напряжения на тиристоре короченияЯтк) — фиг. 2 в; временная диаграмма ЭДС на вторичной обмотке трансформатора (еь ) — фиг. 2 г; временная диаграмма напряжения на дополнительном конденсаторе(Ucg — фиг. 2 д.

Электропривод переменного тока содержит трехфазный асинхронный электродвигатель 1 с фазным ротором 2. В роторную цепь включен мостовой выпрямитель 3, выход которого через дроссель 4 зашунтирован тиристором 5, узлом 6 принудительного гашения и через разделительный диод 7 подключен к входу мостового инвертора 8, выход последнего соединен с сетью.

Узел 6 принудительного гашения выполнен в виде однофазного моста, в плечи которого соответственно включены тиристоры 9 — 12.

В одну диагональ моста включен коммутационный конденсатор 13, а во вторую последовательно соединенные первичная обмотка 14 трансформатора, началом подключенная к катодам тиристоров моста, и обратный диод 15, включенный согласно-последовательно тиристорам моста и встречно-параллельно тиристору 5. Анод разделительного диода 7 соединен с катодным выводом инвертора g а катод через дроссель 4— с анодным выводом выпрямителя 3. Кроме этого анод разделительного диода 7 соединен с началом вторичной обмотки 16 трансформатора, конец которой через дополнительный конденсатор 17 подключен к анодному выводу инвертора 8 и соединен с анодом диода 18, катод которого соединен с началом первичной обмотки 14 трансформатора. При другом варианте выполнения катод диода 18 соединен с концом первичной обмотки трансформатора.

Электропривод работает следующим образом.

После подачи напряжения сети на обмотке электродвигателя 1 в роторе 2 индуцируется ЭДС и происходит запуск электропривода. До момента времени ti открыт

10

13. При этом во вторичной обмотке 16 транс15 форматора индуцируется ЭДС (полярность показана на фиг. 1 без скобок), которое закрывает тиристоры инвертора 8. Ток разряда конденсатора 13, протекая через диод 15, создает обратное напряжение тиристору 5, что способствует его запиранию.

Одновременно выпрямленный ток ротора 2 протекает по цепи разряда конденсатора 13, 55

Зо

50 тиристор 5 и выпрямленный ток ротора 2 протекает через тиристор 5 и дроссель 4, а конденсаторы 13 и 17 заряжены полярностью, показанной на фиг. 1 (без скобок).

Конденсатор 13 заряжен до напряжения несколько большего, чем напряжение сети, а конденсатор 17, емкость которого подобрана в несколько раз больше, чем конденсатора 3, заряжен до напряжения

U, равного напряжению сети. В момент времени t1 открывают тиристоры 9 и 10 и конденсатор 13 начинает разряжаться по цепи: «+» конденсатора 13, тиристор

10, первичная обмотка 14 трансформатора, диод 15, тиристор 9 и « †» конденсатора также способствуя его разряду. В момент времени t напряжение на конденсаторе 13 равно О, а ток разряда конденсатора 13 достигает максимального значения. С этого же момента времени конденсатор 13 начинает перезаряжаться (полярность перезаряда показана на фиг. 1 в скобках) по упомянутой цепи, его напряжение возрастает, а ток перезаряда начинает уменьшаться.

В момент времени (з, когда напряжение на конденсаторе 13 (Uc„) достигает величины напряжения на дополнительном конденсаторе 17 (Uca), начинает подзаряжаться и конденсатор 17 по цепи: выпрямитель 3, конденсатор 17, диод 18, первичная обмотка 14 трансформатора и дроссель 4. Оба конденсатора 13 и 17 заряжаются от того же источника питания, т. е. от последовательно соединенных выпрямителя 3, дросселя 4 и первичной обмотки 14 трансформатора. В промежуток времени t> — t+ происходит совместная зарядка коммутационного конденсатора 13 и дополнительного конденсатора 17.

При этом скорость перезаряда коммутационного конденсатора 13 уменьшается, а тем самым уменьшается скорость возрастания напряжения на тиристоре 5, на диоде и тиристорах узла 6 принудительного гашения и на тиристорах инвертора 8. В момент времени t4 перезаряд конденсатора 13 прекращается, при этом тиристоры 9 и 10 закрываются, а выпрямительный ток ротора 2 протекает в инвертор 8 и возвращает энергию скольжения в сеть. Одновременно конденсатор 17, разряжаясь через инвертор 8, также отдает энергию в сеть.

В момент времени t5 на управляющий электрод тиристора 5 подают импульс, его открывают, и процесс повторяется аналогично вышеописанному за исключением того, 955487

5 что теперь открывают тиристоры 11 и 12, а конденсатор 13 начинает разряжаться по цепи: « +» конденсатора 13, тиристор 12, первичная обмотка 14 трансформатора, дидиод 15,тиристор 11 и « †» конденсатора 13.

Для включения инвертора 8 каждый раз одновременно с включением узла 6 принудительного гашения подаются импульсы управления на соответствующую пару тиристор ов и н ветор а 8.

При выполнении электрической схемы электропривода по второму варианту, т. е. когда катод диода 18 подключен к концу первичной обмотки 14 трансформатора, электропривод работает аналогично вышеописанному за исключением того, что в промежуток времени t — t4 подзарядка конденсатора 17 происходит по другой цепи: т. е. по цепи: дроссель 4, выпрямительь 3, конденсатор 17 являются последовательно соединенные дроссель 4 и выпрямитель 3. При этом ток подзаряда дополнительного конденсатора 17 не протекает через первичную обмотку 14 трансформатора.

Предлагаемый электропривод отличается повышенной надежностью и экономичностью, так как предлагаемое включение дополнительного конденсатора позволяет уменьшить напряжение на тиристорах и диодах электропривода во время переключения выпрямительного тока ротора через инвертор в сеть, что позволяет применить тиристоры меньшего класса по напряжению, а тиристоры моста и по току, кроме этого, улучшается гармонический состав тока, инвертируемого в сеть.

Электропривод, выполненный по схеме первого варианта, позволяет увеличить сте- зS пень уменьшения напряжения на тиристорах и диодах электропривода по сравнению со схемой второго варианта, так как он позволяет коммутационное напряжение уменьшить до напряжения дополнительного кон- 4О денсатора, однако в схеме первого варианта появляются дополнительные энергозатраты в первичной обмотке трансформатора, через которую протекает ток подзаряда дополнительного конденсатора.

Формула изобретения

Электропривод переменного тока, содержащий трехфазный асинхронный электродвигатель с мостовым выпрямителем в цепи ротора, дроссель и мостовой инвертор, тиристор, шунтирующий последовательно соединенные мостовой выпрямитель и дроссель, узел принудительного гашения, выполненный в виде однофазного моста на управляемых вентилях, в одну из диагоналей которого включен коммутационный конденсатор, и диод, катод которого соединен с анодным выводом однофазного моста узла принудительного гашения, с анодом тиристора и анодным выводом мостового инвертора, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности, введены два диода, конденсатор и трансформатор, начало первичной обмотки которого подключено к катодному выводу однофазного моста узла принудительного гашения, а ее конец — к аноду диода, катоду тиристора и катоду первого введенного диода, анод которого соединен с катодным выводом мостового инвертора и с началом вторичной обмотки трансформатора, конец которой соединен с одной из обкладок введенного конденсатора и с анодом второго введенного диода, катод которого подсоединен к катодному выводу однофазного моста узла принудительного гашения, анодный вывод которого соединен с другой обкладкой введенного конденсатора.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР по заявке № 2835713/24-07, кл. Н 02 P 7/62, 1979.

2. Авторское свидетельство СССР № 752724, кл. Н 02 Р 7/62, 1976.

955487

O7S

Составитель Е. Перемыслова

Техред А. Бойкас Корректор У. Пономаренко

Тираж 721 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

1!3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб:, д. 4/5

Филиал ППП сПатентэ, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Редактор Е. Папи

Заказ 6! 72/75

Электропривод переменного тока Электропривод переменного тока Электропривод переменного тока Электропривод переменного тока Электропривод переменного тока 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к силовым преобразователям напряжения и частоты, используемым для управления работой двигателей переменного тока с короткозамкнутым ротором общего применения

Изобретение относится к электромагнитным вибраторам, используемым в различных областях, например, для создания вибрации, для транспортировки по трубам сыпучих веществ, при создании вибровоздействий на сыпучие вещества с целью их уплотнения и просеивания, для интенсификации технологических процессов в жидких средах и т.д

Изобретение относится к электротехнике, в частности к специальным электроприводам, где исполнительный орган совершает колебательные и возвратно-поступательные движения, и может быть использовано для механических испытаний кабельных изделий на многократный перегиб, в устройствах укладки длинномерных изделий при намотке их на катушки, бобины и т.п

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для стабилизации частоты вращения электродвигателей переменного тока (и в частности демпфирования ее колебаний) - синхронных, синхронно-гистерезисных или асинхронных, как общего применения, так и специального, выполненных без доступа к валу, например, гироскопических, или используемых в многодвигательных электроприводах синхронного вращения

Изобретение относится к области электротехники, в частности к электроприводу переменного тока повышенной частоты с асинхронными электродвигателями

Изобретение относится к области электротехники, а именно к электроприводам переменного тока с асинхронными электродвигателями

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах переменного тока на базе асинхронного двигателя с фазным ротором, преимущественно для крановых механизмов подъема и передвижения, требующих получения пониженных (ползучих) скоростей

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в тяговых электродвигателях, в электрических машинах, предназначенных для работы в широком диапазоне изменения частоты вращения, в устройствах, в которых необходим большой пусковой момент

Изобретение относится к области электротехники, в частности к электрическим вибрационным двигателям (ЭВД)

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано при разработке высокочастотных зарядных устройств и источников питания с гальванической развязкой выходного напряжения для тягового электропривода аккумуляторных электромобилей
Наверх