Планетарная передача
Союз Советскик
Социалистических
Республик
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ПАТГНТУ (11) 1 00377О (61) Дополнительный к патенту— (22) 3аявлено 23 ° 08. 79 (21) 2803894/25-28 (23) Приоритет - (32) 21.09.78 (31) P 2841330. 1 (33) ФРГ
Опубликовано 070383. Бюллетень HP 9
Дата опубликования описания 070383 (51)М. Кл.з
Е 16 Н 1/48
Государственный комитет
СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 621. 833, . б (088. 8) (72) Автор изобретения
Иностранец
Вильхельм Михлинг (ФРГ) Иностранная фирма
"Маннесманн АГ" (ФРГ) (7t) Заявитель (54) ПЛАНЕТАРНАЯ ПЕРЕДАЧА
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в тяжелонагруженных ответственных передачах.
Известна планетарная передача, содержащая двухвенцовые косозубые колеса с противоположным наклоном зубьев, образующих два параллельных планетарных ряда, плавающую солнечную шестерню. Распределение нагрузки по планетарным колесам в пределах одного ряда достигается радиальным смещением венцов солнечной шестерни, а между планетарными рядами — ее осевым смещением Q1).
Поскольку солнечная шестерня компенсирует неравномерность нагружения в пределах каждого планетарного ряда и между последними, неиэмежны перекосы в зацеплениях,снижающие нагруэочную способность передачи. Выравнивающее действие подвески обеспечивается лишь нри косозубых колесах.
Наиболее близкой к предлагаемой по технической сущности является планетарная передача, содержащая корпус, входной, выходной и промежуточные валы, разрезные зубчатые колеса, образующие параллельные планетарные ряды с общим водилом, солнечные колеса которых установлены на промежуточных валах, один из которых расположен внутри другого, и устройство для выравнивания нагрузки по параллельным рядам.
Все зацепления косоэубые. Солнечные колеса соединены друг с другом при помощи муфт с косоэубчм зацеплением (2).
Наличие сил трения снижает надежность выравнивания нагрузки между
15 параллельными рядами
Цель изобретения — повышение
-..надежности передачи.
Поставленная цель достигается тем, что в планетарной передаче, содержащей корпус, входной, выходной и промежуточные валы, разрезные зубчатые колеса, образующие параллельные планетарные ряды с общим водилом, солнечные колеса которых уста2с новлены на промежуточных валах, один из которых расположен внутри другого, и устройство для выравнивания нагрузки по параллельным рядам, последнее выполнено в виде взаимо3О .действующей с входным валом втулки
1003770 и трех осей, установленных в последней параллельно входному валу и расположенных попарно, равномерно по окружности трех пар, соединительных зубчатых колес, размещенных на осях, смещенных в осевом направлении одно относительно другого и эацепляющихся попарно между собрй, образуя два параллельных ряда, и двух зубчатых колес, расположенных на концах промежуточных валов и зацепляющихся с соединительными колесами соответствующего параллельного ряда, а наружный промежуточный вал установлен на внутреннем валу и последний — в водиле и втулке на упругих подшипниках, а втулка установлена на двух опорах качения соответственно в корпусе и в водиле.
На фиг. 1 представлена предлагаемая планетарная передача; на фиг.2 разрез A-A на фиг, 1.
Планетарная гередача содержит корпус 1, входной (не показан), выходной 2 и два промежуточных валаг наружный 3 и внутренний 4. На концах последних расположены солнечные шестерни 5 и б, зацепляющиеся с разрезными зубчатыми колесами 7 и 8, образуя два параллельных планетарных ряда. Планетарные колеса 7 и 8 установлены на осях 9 в общем водиле
10,выполненным заодно целое с выходным валом 2, и взаимодействуют с центральными колесами 11 и 12 с внутренними зубьями, закрепленными в корпусе 1. Для ограничения деформации изгиба осей 9 в водиле 10 предусмотрена промежуточная опора 13.Водило
10 установлено в корпусе 1 на опорах
14 и 15.
Устройство для выравнивания нагрузки между планетарными рядами содержит установленную на шпицах на входном валу втулку 1б,.выполненную в виде двух щек 17 и 18, соединенных перемычками 19 (фиг. 2). Во втулке
16 параллельно входному и выходному валам установлены три оси 20, на которых размещены три пары соединительных зубчатых колес 21 и 22, смещенных одно относительно другого в осевом направлении и эацепляющихся попарно между собой.
На концах промежуточных валов
3 и 4 выполнены зубчатые колеса 23 и 24, эацепляющиеся соответственно с соединительными зубчатыми колесами
21 и 22, Втулка 16 установлена на опорах 25 и 26 качения, размещенных соответственно в корпусе 1 и водиле
10. Наружный промежуточный вал 3 установлен на внутреннем валу 4, а последний — в водиле 10 и втулке 16 на упругих подшипниках 27,28,29 и 30 соответственн .
Передача работает crедующим образом.
Вращение с входного вала передается на втулку 16 и далее через соединительные зубчатые колеса 21 и 22
5 на промежуточные валы. 3 и 4 и солнечные шестерни 5 и б, по неподвижным центральным колесам 11 и 12,водилу
10 и выходному валу 2.
Выравнивание нагрузки по планетар-!
О ным колесам внутри каждого планетарного ряда достигается радиальным смещением солнечных шестерен 5 и б, а выравнивание нагрузки между планетарными рядами обеспечивается зацеплением зубчатых колес 23-24,22-24 равновесие которых возможно только при равенстве усилий в зацеплениях.
Таким образом, предлагаемая планетарная передача имеет надежное
0 устройство для выравнивания нагруз-. ки по планетарным колесам в окружном и осевом направлениях с прямозубыми зубчатыми колесами.
Формула изобретения
Планетарная передача, содержащая корпус, входной, выходной и промежуточные валы, разрезные зубчатые колеса, образующие параллельные планетар-, ные ряды с общим водилом, солнечные колеса которых установлены на
30 промежуточных валах, один из которых расположен внутри другого, и устройство для выравнивания нагрузки по параллельным рядам, о т л и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью
35, повышения надежности передачи, устройство для выравнивания нагрузки выполнено в виде взаимодействующей с входным валом втулкой и трех осей
I установленных в последней парал40 лельно входному валу и расположенных попарно, равномерно по окружности, трех пар. соединительных зубчатых колес, размещенных на осях, смещенных в осевом направлении одно относительно другого и зацепляющихся попарно между собой, образуя два параллельных ряда, и двух зубчатых колес, расположенных на концах промежуточных валов и зацепляющихся с соединительными колесами соответствующего пар алл ель ного ряда, а наружный промежуточный вал установлен на внутреннем валу и последний — в водиле и втулке на упругих подшипниках, а втулка установлена
55 на двух опорах качения соответственно в корпусе и в водиле.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Выложенная заявка ФРГ
60 Р 2618882, кл. Г 16 Н 1/46, 1972.
2. Авторское свндет .льство СССР
М 506707, кл. Г 16 Н 1/48, 1972 (прототип).
1003770
100 3770
A-А
Put.
Составитель В. Апархов
Техред Корректор Н Король
Редактор Ю. Ковач филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4 4
Заказ 1619/50 Тираж 923 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5