Двухкорпусное парусное судно типа проа

 

ОП ИСАНИ Е

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Реслублик (»)1004197 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 16.04.81 (21) 3278420/27-11 с присоединением заявки №вЂ” (23} Приоритет— (51) М. Кл.

В 63 Н 25/08

В 63 Н 9/00

В 63 В 1/28

В 63 Н 1/20

Гееудерстееекый кемитет

СССР (53) УДК 629.123.

132 (088 8) Опубликовано 15.03.83. Бюллетень №10

Дата опубликования описания 25.03.83 пе алехам кзебретений и еткрмтий (72) Авторы изобретения

А. О. Зглайс,и В. О. Эглайс (71) эаявители (54) ДВУХКОРПУСНОЕ ПАРУСНОЕ СУДНО

ТИПА ПРОА

Изобретение относится к судостроению., в частности к парусным многокорпусным судам с гидродинамическими рулями.

Известно двухкорпусное парусное судно типа проа, содержащее паруса, наклонную мачту, установленную на подветренном кор- 5 пусе, два гидродинамических руля, установленные на обоих концах днища подветренного корпуса (1).

Однако известное парусное судно не обладает надежной устойчивостью, особенно при повышенной скорости и выходе основного корпуса из воды, что приводит к ограничению его скорости.

Цель изобретения — увеличение скорости парусного судна типа проа.

Поставленная цель дгостигается тем, что в судне за счет использования подъемной силы паруса и гидродинамических рулей, а также улучшения остойчивости и управляемости судна при движении, подветренный корпус снабжен двумя регулируемыми по высоте реданами, расположенными на его днище симметрично относительно поперечной плоскости симметрии судна, а мачта и рули выполнены с такими наклонами, при которых перпендикуляр к мачте, проходящий через центр парусности, пересекается с перпендикуляром к плоскости, в которой расположены оси поворота рулей, проходящим через центр гидродинамического давления рулей, в точке, находящейся на вертикали, пересекающей центр тяжести судна.

Кроме того, на парусном судне установлено устройство для автоматической отдачи шкота, срабатывающее при превышении допустимой величины крена на тот или другой борт.

На фиг. 1 изображено судно, вид сзади; на фиг. 2 — то же, вид с подветренного борта; на фиг. 3 — то же, вид сверху; на фиг. 4 — подветренный . корпус судна, вид сзади. (На фнг. I — 3 судно изображено на правом галсе).

Двухкорпусное парусное судно проа содержит подветренный 1 и наветренный 2 корпуса и мачту 3, наклоненную в наветренную сторону. Под днищем подветреннего корпуса на обоих его концах установлены рули 4 и 5, величина наклона которых может регулироваться на ходу. Рули 4 и 5

"1004197 тикали, проходящей через центр тяжести судна. Горизонтальные составляющие указанных суммарных сил давления на судно, равные по величине и противоположные по направлению, взаимно уничтожаются. Следовательно, Q = 0 + К .

С усилением ветра сила Q возрастает 25 и судно поднимается настолько, что корпуса его отрываются от воды, и их гидродиНамическое сопротивление движению уменьшается до нуля. Наклоны рулей 4 и 5 должны быть установлены такими, что- зо бы отрывался только наветренный корпус 2, а подветренный корпус 1 сохранил некоторое остаточное водоизмещение, необходимое для обеспечения поперечной остойчивости.

После отрыва наветренного корпуса 2 от воды действует устройство для автомати- 55 ческой отдачи шкота, которое при дальнейшем увеличении крена отдает шкот, уменьшая угол атаки парусов и давления ветра на них. При уменьшении крена шкот автоматически выбирается, угол атаки и давление ветра на паруса увеличиваются. В результате этого тяга парусов автоматически поддерживается на максимально возможной величине, а гидродинамическое сопротивление корпуса — на минимальной.

Для уменьшения гидродинамического со45 противления подветренного корпуса 1, постоянно движущегося с некоторым остаточным водоизмещением, включается передний редан 6, который отрывает водный поток от средней части подветренного корпуса. Высота заднего редана всегда устанавливается на нуль, а включается он только на другом галсе, когда судно идет вперед другим концом. Для предотврашения дифферента на нос от действия силы тяги кинематически связаны со штурвалом так, что при его повороте рули поворачиваются на одинаковые углы во взаимно противоположные стороны. На обоих концах подветреннего корпуса 1 имеются поперечные реданы 6 и 7 с изменяемой высотой. На судне установлено устройство для автоматической отдачи шкота, которое отдает или выбирает шкот в зависимости от увеличения или уменьшения крена (не показано).

Мачта 3 и рули 4 и 5 имеют такие наклоны, 10 при которых линии действия суммарной силы давления ветра на парус Д и суммарной силы сопротивления дрейфу R, действующей на рули, пересекаются на вертикали, проведенной через центр тяжести суд15

Вертикальные составляющие Dz суммарных сил давления ветра на паруса и R давления воды на рули (фиг. 1) образуют суммарную силу Q, направленную по верпередний руль 4 устанавливается с большим, а задний руль — с меньшим отклонением от вертикали (фиг. 4). В результате этого вертикальная составляющая давления воды на передний руль увеличивается, а на задний руль — уменьшается. Таким образом, рули судна, кроме выполнения своей основной функции, создают подъемную силу, противостоя дрейфу, и с их помощью регулируется дифферент судна и величина остаточного водоизмещения подветренного корпуса. Поскольку площадь рулей равняется всей суммарной площади подводных плоскостей судна, что примерно в 3 — 4 раза больше обычного, свою основную функцию они выполняют эффективно, что позволяет увеличить общую ширину и остойчивость судна, и в результате устанавливать большую парусность.

При изготовлении и использовании указанного судна проа в качестве крейсерскогоночного парусного судна может быть получено увеличение скорости для данного типа судов.

Формула изобретения

1. Двухкорпусное парусное судно типа проа, содержащее паруса, наклонную мачту, установленную на подветренном корпусе, два гидродинамических руля, установленных на обоих концах днища подветренного корпуса, отличающееся тем, что, с целью повышения скоростных качеств судна за счет использования подъемной силы паруса и гидродинамических рулей, а также улучшения остойчивости и управляемости судна при движении, подветренный корпус снабжен двумя регулируемыми по высоте реданами, расположенными на его днище симметрично относительно поперечной плоскости симметрии судна, а мачта и рули выполнены с такими наклонами, при которых перпендикуляр к мачте, проходящий через центр парусности, пересекается с перпендикуляром к плоскости, в которой расположены оси поворота рулей, проходящим через центр гидродинамического давления рулей, в точке, находящейся на вертикали, пересекающей центр тяжести судна.

2. Судно по п. 1, отличающееся тем, что на нем установлено устройство для автоматической отдачи шкота, срабатывающее при превышении допустимой величины крена на тот или другой борт.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Катера и яхты. Сборник. 1973, Ю 2(42) с. 10 — 14 (прототип).

1004197

1004197

Редактор Н. Швыдкая

Заказ 1768/21

Составитель М. Николаев

Техред И. Верес Корректор О. Билак

Тираж 458 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Двухкорпусное парусное судно типа проа Двухкорпусное парусное судно типа проа Двухкорпусное парусное судно типа проа Двухкорпусное парусное судно типа проа 

 

Похожие патенты:

Тримаран // 984917
Наверх