Быстроходное судно

 

О П И С A H И E („,975490

ИЗЬ6РЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 17.07.81 (21) 3320589/27-1! с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. Кл.

В 63 В 1/18

Гоеуддрствеииый комитет

СССР (53) УДК 629.125. .8.002.54 (088.8) Опубл иковано 23.11.82. Бюллетень № 43

Дата опубликования описания 28.11.82 оо делам изобретеиий и открытий (72) Авторы изобретения

С. Б. Соловей и А. А. Матвеев (7l ) Заявитель (54) БЫСТРОХОДНОЕ СУДНО

Изобретение относится к судостроению и касается конструирования скоростных глассирующих судов с выдвижными интерцепторами.

Известно быстроходное судно, содержащее корпус с бортовой обшивкой и килеватым днищем, которое имеет поперечные щелевидные пазы, разделенные килевым участком днища и огражденные сверху выгородкой с верхним перекрытием, под которым размещены шарнирно связанные с корпусом пластинчатые интерцепторы с механизмами их выдвижения из этих поперечных щелевидных пазов, которые сообщены с воздухозаборниками для аэрации днища корпуса судна,при этом выгородка расположена по всей его ширине, а бортовая обшивка соединена с килеватым днищем по линии скулы (1).

Однако такое судно должно иметь воздуходувную энергетическую установку для аэрации днища за итерцепторами, что приводит к лишним затратам на обеспечение эффективной работы интерцепторов.

Цель изобретения — исключение энергетических затрат на обеспечение эффективной работы интерцепторов.

Поставленная цель достигается тем, что в быстроходном судне каждый из воздухозаборников выполнен в виде прорезей в бортовой обшивке между. верхним перекрытием выгородки и линией скулы, причем суммарная площадь этих воздухозаборников составляет 0,20 — 0,25 площади проекции выдвинутых интерцепторов на плоскость шпангоута, площадь зазоров между задними поверхностями интерцепторов и задними кром10 ками поперечных щелевидHblx пазов составляет 1,0 — 1,2 суммарной площади прорезей воздухозаборников, а передние поверхности интерцепторов сопряжены с передними кромками поперечных щелевидных пазов.

ts На фиг. 1 схематически изображено быстроходное судно, вид сбоку; на фиг. 2 — то же, вид со стороны днища; на фиг. 3 разрез А — А на фиг. 2; на фиг. 4 — разрез

Б — Б на фиг. 3.

В килеватом днище 1 судна выполнены щелевидные пазы а, в которых расположены пластинчатые интерцепторы 2, соединенные шарнирами 3 и рычагами 4 с корпусом и шарнирами 5 с управляющей тягой 6. Рычаги 4 с тягой 6 и шарнирами 3 и 5 об975490

20 разуют механизм выдвижения интерцепторов 2. Они вместе с шарнирами 3 и 5 и рычагами 4 заключены в выгородку 7, между верхним перекрытием 8 которой и линией скулы 9 в бортовой обшивке IO выполнены прорези б воздухозаборников для аэрации днища I. Выгородка 7 пересекает корпус судна по всей ширине. Прорези б ограждены от замыва щитками 11. Суммарная площадь прорезей б составляет 0,20 — 0,25 площади проекции выдвинутых интерцепторов 2 на плоскость шпангоута. Передние поверхности 12 интерцепторов 2 выполнены с возможностью скольжения по передним кромкам 13 пазов а. Площадь зазоров в между задними поверхностями 14 интерцепторов 2 и задними кромками 15 пазов а составляет 1,0 — 1,2 суммарной площади прорезей б.

Устройство работает следующим образом.

При стоянке или при движении с малой скоростью и убранными внутрь выгородки 7 интерцепторами 2 выгородка 7 заполнена водой. По мере увеличения скорости хода при выдвижении интерцепторов 2 за ними образуется зона отрывного обтекания. Разрежение, образующееся в зоне отрывного обтекания, вызывает отсос воды, находящейся в выгородке 7, во внешний поток через зазоры в между задними поверхностями 14 интерцепторов 2 и задними кромками 15 пазов а. В выгородку 7 через прорези б начинает поступать воздух, который затем через зазоры в между задними поверхностями 14 интерцепторов 2 и задними кромками 15 пазов а просасывается в зону отрыва. При этом зона отрыва за интерцепторами 2 значительно увеличивается по длине и стабилизируется. Пазы а отделены друг от друга килевым участком 16 днища 1.

Выполнение в обшивке 10 между перекрытием 8 выгородки 7 и линией скулы 9 прорезей б обеспечивает гарантированный воздухозабор, поскольку при развитом глиссировании обшивка 10 судна выше линий скул 9 не замывается и отрыв потока, обтекающего корпус судна, устойчиво фиксируется на скулах.

Величина площади прорезей б, равная

0,20 — 0,25 площади проекции выдвинутых интерцепторов 2 на плоскость шпангоута, выбрана экспериментально и является оптимальной. При удалении интерцепторов 2 от транца корпуса на 0,6 — 0,7 длины судна предлагаемые площади прорезей б обеспечивают поступление в зону отрыва воздуха в количестве, необходимом для поддержания длины зоны отрыва, близкой к максимально возможной. Зона отрыва при этом замыкается вблизи кормовой оконечности корпуса судна. При меньших значениях площади прорезей б поступление воздуха в зону отрыва уменьшится, длина ее сократит25

55 ся, и положительный эффект применения интерцепторов 2 в качестве средства снижения сопротивления снизится. При значении площади прорезей б более 0,25 площади проекции выдвинутых интерцепторов 2 на плоскость шпангоута под днище 1 будет поступать избыточное количество воздуха.

Замыкание зоны отрыва в кормовой оконечности судна при этом становится нестабильным. Избыток воздуха неравномерно выходит из-под транца судна, что приводит к так называемой «тряске» кормовой оконечности и потере, как следствие, продольной устойчивости движения.

При отношении площади зазоров между задними поверхностями интерцепторов 2 и задними кромками 15 пазов а к суммарной площади прорезей б в обшивке 10 равном

1,0 — 1,2 обеспечивается наиболее выгодный перепад давления в тракте атмосфера — выгородка — зона отрыва, соответствующий естественному процессу вентиляции зоны отрыва в оптимальном режиме и, соответственно, эффективной работе интерцепторов 2.

Если это отношение менее 1,0 то воздушный поток в выгородке 7 будет запираться и в зону отрывного течения будет поступать не весь объем воздуха, забираемый из атмосферы. Вентиляция зоны отрыва будет недостаточной, длина ее сократится и работа устройства в целом станет малоэффективной.

При значении этого отношения, превышающем 1,2, разрежение в зоне отрыва оказывается недостаточным для полного отсоса воды из выгородки 7. Наличие воды в выгородке 7 приводит к резкому сокращению количества воздуха, поступающего в зону отрыва и, как следствие, к увеличению гидродинамического сопротивления, испытываемого судном.

Заполнение поверхностей 12 интерцепторов 2 с возможностью скольжения по передним кромкам 13 днищевых пазов а при взаимном сопряжении препятствует прониканию воды из зоны повышенного давления перед интерцепторами 2 в выгородку 7. В случае, если между поверхностями 12 интерцепторов 2 и кромками 13 будет иметь место зазор, вода и зоны повышенного давления перед интерцепторами 2 будет прорываться в выгородку 7, где давление равно атмосферному. При этом давление в зоне перед интерцепторами 2 резко падает, осадка судна увеличивается, растет испытываемое им сопротивление, и эффективность устройства в целом снижается.

Испол ьзова ние предл агаемого гла ссирующего быстроходного судна позволяет снизить сопротивление воды движению судна на 15 — 20% по сравнению с обычным глиссером и, соответственно, повысить скорость хода на 8 — 10%.

975490

Формула изобретения

Быстроходное судно, содержащее корпус с бортовой обшивкой и килеватым днищем, которое имеет поперечные щелевидные пазы, разделенные кильевым участком днища и огражденные сверху выгородкой с верхним перекрытием, под которым размещены шарнирно связанные с корпусом пластинчатые интерцепторы с механизмами их выдвижения из этих поперечных щелевидных пазов, которые сообщены с воздухозаборниками для аэрации днища корпуса судна, при этом выгородка расположена по всей его ширине, а бортовая обшивка соединена с килеватым днищем по линии скулы, отличающееся тем, что, с целью исключения энергетических затрат на обеспечение эффективной работы интерцепторов, каждый из воздухозаборников выполнен в виде прорезей в бортовой обшивке между верхним перекрытием выгородки и линией скулы, причем суммарная площадь этих воздухозаборников составляет

0,20 — 0,25 площади п роекци и выдвинутых

5 интерцепторов на плоскость шпангоута, площадь зазоров между задними поверхностями интерцепторов и задними кромками поперечных щелевидных пазов составляет

1,0 — 1,2 суммарной площади прорезей воз10 духозаборников, а передние поверхности интерцепторов сопряжены с передними кромками поперечных щелевидных пазов.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

is № 683947, кл. В 63 В 1/20, 08.06.77 (прототип) .

975490

А-А

Редактор О. Юрковецкая

Заказ 8265/28

Составитель В. Вернадский

Техред И. Верес Корректор У. Пономаренко

Тираж 462 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Быстроходное судно Быстроходное судно Быстроходное судно Быстроходное судно 

 

Похожие патенты:

Полимаран // 903242

Катамаран // 2101207
Изобретение относится к водным средствам перемещения, а именно к плавсредствам для туризма, водного слалома и спортивного сплава по горным рекам

Изобретение относится к водному транспорту и касается конструирования судов, применимых на неосвоенных транспортом реках

Изобретение относится к водному транспорту и касается конструирования судов, применимых на неосвоенных транспортом реках

Изобретение относится к водному транспорту и касается конструирования быстроходных пассажирских судов

Изобретение относится к водному транспорту и касается конструирования быстроходных катеров

Изобретение относится к водному транспорту и касается конструирования быстроходных катеров

Катамаран // 2106279

Изобретение относится к области судостроения и касается конструкции днища корпуса глиссирующей амфибии

Судно // 2108257
Изобретение относится к судостроению и касается конструирования транспортных катамаранов

Изобретение относится к судостроению и касается конструирования быстроходных судов, оборудованных комплексов автоматических управляемых интерцепторов и движущихся в переходном режиме или в режиме глиссирования
Наверх