Кормовая оконечность речного судна

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

С4103 СвавтcKlcx

Свциаиистичвскик

Рвс ублик

< >998212 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 03,09.8! (21) 3332931/27-11 (5!) М.К .

В 63 В 1/08 с присоединением заявки №вЂ”

Гееударстееннмй кемнтет

СССР е ленам нзебретеннй н еткрытнй (23) Приоритет— (53) УДК 629.12. .011.763 (088.8) Опубликовано 23.02.83. Бюллетень № 7

Дата опубликования описания 28.02.83

> ñ i r r ii i i t 1 су

А. Г. Ляховицкий, А. Б. Белкин и;А. И, 1Далатов

Ленинградский ордена Трудовогц Красого Знамени институт водного транспор га"-(72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) КОРМОВАЯ ОКОНЕЧНОСТЬ РЕЧНОГО СУДНА

Изобретение относится к судостроению, в частности к кормовым оконечностям речных судов.

Известна кормовая оконечность речного. судна, содержащая центральный и бортовые скеги, сопряженные с днищем, а также гребные винты 1!).

Недостатком известной кормовой оконечности речного судна является малый пропульсивный коэффициент.

Целью изобретения является увеличение пропульсивного коэффициента для кормовой оконечности речного судна.

Поставленная цель достигается тем, чтов кормовой оконечности речного судна, содержащей центральный и бортовые скеги, сопряженные с днищем, а также гребные винты, центральный и бортовые скеги в зоне расположения гребного винта соединены между собой в нижней части, образуя рабочие каналы, каждый из которых имеет отношение длины к диаметру вписанной в него окружности, равное 0,40 — 0,90, и переходит во входной канал, при этом образующие входного и рабочего каналов в плоскости ватерлинии, проходящей через ось гребного винта, в месте пересечения между

2 собой расположены под углом 100 — 150" друг к другу,. а входной канал имеет носовой участок с шириной, равной ширине корпуса судна, и кормовой участок, плавно сужающийся в сторону рабочего канала и со5 пряженный с последним.

На фиг. 1 изображена кормовая оконечность судна; на фиг. 2 — то же, сечение в плоскости ватерлинии, проходящей через ось гребного винта, план; на фиг. 3 — то

1О же, на проекции «корпус» теоретического чертежа.

Кормовая оконечность судна состоит из центрального 1 и бортовых 2 скегов, соединенных между собой в районе расположения гребного винта 3 в нижней их части посредг s ством днищевой части 4 с образованием рабочего канала 5, имеющего отношение длины к диаметру вписанной окружности

0,40 — 0,90 и переходящего во входной канал, состоящий из носового 6 и кормового 7 участков. При этом образующие 8 и 9 соответственно кормового 7 участка вход-, ного и рабочего 5 каналов в плоскости ватерлинии, проходящей через ось гребного винта 3, пересекаются под углом а = 100— !

50 . Носовой участок 6 входного канала

998212 имеет ширину, равную ширине корпуса судна, а кормовой участок 7 плавно сужается к рабочему каналу 5.

При двиЖении судна, благодаря работе гребных винтов 3, происходит заполнение входного 6 и 7 и рабочего 5 каналов водои.

Сведение к минимуму, определяемому диаметром гребного винта 3, объема рабочего канала 5 и обеспечение одновременного подтекания воды с бортов и днища из-за соответствующей формы носового 6 и кормового 7 участков входного канала, обеспечивают эффективную работу гребных винтов 3 на всех режимах, включая швартовный. Пределы изменения угла А = 100 — !50 определяются условием обеспечения одновременного подтекания воды к гребным винтам с бортов и днища. Плавные обводы корпуса кормовой оконечности исключают дополнительные потери на образование вихрей и также способствуют повышению пропульсивного коэффициента.

Отношение длины рабочего канала 5 к диа метру в пределах 0,40 — 0,90 снижает гидравлические потери и способствует повьппению пропульсивного коэффициента.

Нижний предел отношения длины рабочего канала 5 к диаметру, равный 0,40, определяется условием обеспечения формирования равномерного потока в районе расположения гребного винта. Верхний предел, равный

0,90, определяется допустимой величиной гидравлических потерь в рабочем канале 5, ЗО

Из-за наличия вблизи кромок лопастей гребных винтов 3 твердой цилиндрической границы рабочего канала 5 снижаются концевые потери на перетекание жидкости, что повышает коэффициент полезного действия гребных винтов 3.

Установка гребных винтов 3 внутри рабочих каналов 5 значительно повышает надежность их работы, а расстояние верхней части каналов 5 выше ватерлинии при положении судна без хода делает возможным осуществление доступа к гребным винтам во время рейса судна, Предлагаемая форма кормовой оконечности, благодаря повышению пропульсивного коэффициента и защищенности движительно-рулевого комплекса, даст возможность увеличить объем транспортной работы судна, снизит затраты топлива и сделает возможным проведение ремонтов движителя на плаву без докования или слипования судна. Все это позволяет существенно повысить пропульсивный коэффициент судна с ограниченной осадкой и надежностью работы гребных винтов, особенно в условиях засоренных и мелководных фарватеров.

Формула изобретения

Кормовая оконечность речного судна, содержа|цая центральный и бортовые скеги, сопряженные с днищем, а также гребные винты, отличающаяся тем, что, с целью увеличения пропульсивного коэффициента, центральный и бортовые скеги в зоне расположения гребного винта соединены между собой в нижней части образуя рабочие каналы, каждый из которых имеет отношение длины к диаметру вписанной в него окружности, равное 0,40 — 0,90, и переходит во входной канал, при этом образующие входного и рабочего каналов в плоскости ватерлинии, проходящей через ось гребного винта, в месте пересечения между собой расположены под углом 100 — 150 друг к другу, а входной канал имеет носовой участок с шириной, равной ширине корпуса судна, и кормовой участок, плавно сужающийся в сторону рабочего канала и сопряженный с последним.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР по заявке М 2971868/11, кл. В 63 В 1/08, 1980 (прототип).

Составитель В. Старых

Редактор А. Шишкина Техред И. Верес Корректор И. Ватрушкнна

Заказ l 045/30 Тираж 458 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и от крытий! l3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент>, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Кормовая оконечность речного судна Кормовая оконечность речного судна Кормовая оконечность речного судна 

 

Похожие патенты:

Тримаран // 984917

Катамаран // 2101207
Изобретение относится к водным средствам перемещения, а именно к плавсредствам для туризма, водного слалома и спортивного сплава по горным рекам

Изобретение относится к водному транспорту и касается конструирования судов, применимых на неосвоенных транспортом реках

Изобретение относится к водному транспорту и касается конструирования судов, применимых на неосвоенных транспортом реках

Изобретение относится к водному транспорту и касается конструирования быстроходных пассажирских судов

Изобретение относится к водному транспорту и касается конструирования быстроходных катеров

Изобретение относится к водному транспорту и касается конструирования быстроходных катеров

Катамаран // 2106279

Изобретение относится к области судостроения и касается конструкции днища корпуса глиссирующей амфибии

Судно // 2108257
Изобретение относится к судостроению и касается конструирования транспортных катамаранов

Изобретение относится к судостроению и касается конструирования быстроходных судов, оборудованных комплексов автоматических управляемых интерцепторов и движущихся в переходном режиме или в режиме глиссирования
Наверх