Способ разгона ротора гирокомпаса

 

ОП ИСАНИE

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ, Союз Советскнв

Социалистических

Респу6янк (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено26.11.79 (21) 2843620/40-23 с присоединением заявки № (23) Приоритет

G 01 С 19/38

Государственный комитет

СССР по делам изобретеиий и открытий

Опубликовано1503ВЗ. Бюллетень ¹ 10 33)УДК531.383 (088.8) Дата опубликования описания 150383 (72) Авторы изобретения

В.И,Глейзер, И.С,Кон, A.Â.Ëàâðîâ, и В.П.Иилиневский

Всесоюзный ордена Трудового Краси исследовательский институт горной и маркшейдерского дела (71) Заявитель (54) СПОСОБ РАЗГОНА РОТОРА ГИРОКОМПАСА

Изобретение относится к гироскопи ческому приборостроению и может быть использовано для повьваения точности приведения чувствительного элемента (ЧЭ) гирокомпаса s,ìåðèäèàí во время разгона ротора.

Известен способ разгона ротора гиродвигателя, согласно которому на обмотки питания гиродяигателя подают повышенное напряжение, а по окончании разгона снижают напряжение питания до номинального значения. Этот способ обеспечивает форсированный запуск ротора (3j .

С целью осуществления ускоренного приведения ЧЭ гирокомпаса в меридиан во время разгона ротора шйроко применяется другой способ разгона ротора, в соответствии с которым на обмотки,. питания гиродвигателя вначале подают напряжение пониженного уровня в.течение запрограммированного промежутка времени, а затем повышают напряжение до номинального значения (2).

Такой способ разгона ротора позволяет осуществить необходимое для решения задачи приведения ступенчатое программное изменение кинетического момента Н(с) гирокомпаса.

Недостаток данного способа обусловлен тем, что при изменении внешней температуры изменяется момент трения в подшипниках ротора, что приводит к нестабильности характеристики раэ гона ротора при его асинхронном разгоне на пониженном напряжении. Температурная нестабильность характерис о- тики разгона, которая существенно проявляется при .работе на низких температурах, приводит к отклонению режи. ма разгона от заданной программы.

Следствием этого является понижение точности приведения ЧЭ гирокомпаса в меридиан.

Целью изобретения является повыше" ние точности ускоренного приведения гирокомпаса в меридиан, осуцествляе" мого во время разгона ротора.

Поставленная цель достигается тем, что согласно способу .разгона ротора .гирокомпаса, заключающегося в подаче напряжения йониженного уровня на обмотки питания гиродвигателя.в тече- .

25 ние апрогр р ванного вр ени и последующем повышении напряжения до номийального значения, перед пода" чей на обмотки питания гиродвигате" ля напряжения пониженного уровня подают номинальное напряжение .питания

1004759 в течение, времени t„, при этом определяют из следующей формулы

CI н (o+gp где а — коэффициент, определяемый маркой применяемого гироднигателя;

Ь - коэффициент, определяемый рабочим диапазоном температур; температура окружающей среды

Сущность изобретения заключается в следующем.

Для решения задачи приведения ЧЭ гирокомпаса н меридиан кинетический момент H(t) Изменяют в соотнетстнии с законом:

20

c,KopocTb и зменения кинети» ческого момента на начальном участке характеристики разгона ротора;

hz - скорость изменения кинетического момента на втором участке характеристики разгона 1,.отора; t — время;

t — время начала разгона; tä — время переключения режима разгона ротора) t„ I3 eM о НН 3 oH ротоРа. При tp+t+t „ íà ãèðîäâèãàòåëü подают пониженное напряжение питания и крутизна характеристики разгона З5 ротора соответствует величине h< при, t>t„ питание гиродвигателя переключают с пониженного на номиналь" ное значение напряжения и крутизну характеристики разгона в этом случае 40 можно характеризовать величиной

h<(hzv h <) . Время t q заранее программйруется таким, чтобы после окончания разгона ротора (1ъЙк, Н(1}=Н„бм) амплитуда установившихся колебаний

ЧЭ в азимуте была минимально возможной.

Чтобы обеспечить требуемое значение Н(1„) в момент времени й„ при асинхронном разгоне ротора в начальный момент времени to, к обмоткам питания гиродвигателя прикладывают номинальное напряжение (импульс по напряжению) . Временный интервал t» в течение которого прикладывают этот импульс, регулируют в зависимости от температуры окружающей среды. Зависи мость временного интервала tq от .тем" пературы подбирают экспериментально по зависимости . а

re а - коэффициент пропорциональности для данной марки гиродвигателя, Ь вЂ” коэффициент, выбираемый в зависимэсти от рабочего диапазона температур. Эта зависимость может быть реализована с помощью термоэлементон, например термосопрогивлений. После приложения укаэанного импульса на обмотки питания гироднигателя подают напряжение, соответствующее требуемой программе H(t).

На чертеже показано устройстно для осуществления предлагаемого способа. Устройство для разгона гиромо.тора маркшейдерского гирокомпаса содержит источник постоянного тока 1. источник трехФазного тока 2, блок понижения выходного напряжения трехфазного тока 3, блок программного переключения 4, управляемое реле нре=мени 5 с размыкающим контактом б, термочувстнительный элемент 7 и гиро.мотор 8, причем выход термочувствительного элемента 7 подключен к управляющему входу реле времени 5, пи-таемому от источника постоянного тока 1 через блок программного переклю чения 4, между выходом которого и входом блока понижения выходного на-пряжения 3 источника трехфазного тока 2 включен размыкающий контакт б управляемого реле времени 5, при этом выход блока программного пере ключения 4 подсоединен к гиромотору 8.

Устройство работает следующим об-разом.

При подключении выхода блока про:.-раммного переключения 4 к гиромотору 8 через блок программного перекль; чения напряжение питания подается о.: источника постоянного тока 1 на управляемое реле времени 5, реле нреме ни включается, а через его замкнутый контакт б номинальное напряжение от источника трехфазного тока 2 поступает на гиромотор 8. 1 иромотор 8 трогается с места . Через времен- ной интервал, длительность которого определяется сигналом с термочувстви-тельного элемента 7, реле времени срабатывает и контакт б размыкается, при этом на гиромотор 8 через блок программного переключения 4 поступает напряжение с выхода блока понижения выходного напряжения источника трехфазного тока 3. После этого гиро мотор набирает обороты со скоростью, соответствующей поданному на него напряжению.. Через заданное время блок программного переключения 4 под ключает гиромотор 8 к источнику трех фазного тока 2 с номинальным значением выходного напряжения, и гиромотор 8 разгоняется до номинальных оборотов.

Таким образом, н начале программного разгона ротора, перед тем, как подать на обмотки питания .гиродвига" теля соответствующее заданной программе понижения напряжение, на обмотках питания создают импульс,по напряжению, амплитуда которого равна номи1004759

Формула изобретения

Составитель Т.Алешечкина

Редактор H.Ãoðâàò Техред М.Тепер Корректор Г.Решетник

Заказ 1851/50 ТиРаж 600 Подпис ное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий.

113035, Москва, Ж-35, Раузюкая наб., д. 4/5.Филиал ППП Патент, г.ужгород, ул.Проектная, 4 нальному напряжению питающего гиродвигатель источника трехфазного тока, а длительность определяется сигналом с термочувствительного элемента, причем при понижении температуры окружающей среды длительность импульса увеличивается.

Истользование изобретения позволяет повысить точность приведения гирокомпаса в меридиан и производить пуски гирокомпаса на низких температурах, когда без применения этого cnocoda ротор на разгоняется.

Способ разгона ротора гирокомпаса, заключающийся в подаче напряжения пониженного уровня на обмотки питания гиродвигателя в течение запрограмми- 2О рованного времени и последующем повышении напряжения до номинального значения, отличающийся тем, что, с целью повышения точности приведения гирокомпаса в меридиан, пе" ред подачей напряжения питания пони» женного уровня подают номинальное напряжение питания в течение време ни t„, при этом В определяют из формулы где а — коэффициент, определяемый ти-" пом гиромотора;

Ь вЂ” коэффициент, определяемый рабочим диапазон температур о

+ — температура окружающей среды, Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Делекторский Б.A. и др. Проектирование гироскопических электродвигателей. М,, 1968 с. 141 °

2. Луковатый Ю.С. и др. Широтная зависимость режима приведения гирокомпаса NBT2. Тр. ВНИМИ, 1966, сб.93 с. 79 (прототип) .

Способ разгона ротора гирокомпаса Способ разгона ротора гирокомпаса Способ разгона ротора гирокомпаса 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области морского навигационного приборостроения и может быть использовано в современных морских гироскопических компасах с автономным, плавающим в жидкости чувствительным элементом

Изобретение относится к области навигационного приборостроения и может быть использовано для определения и компенсации широтной погрешности двухрежимных одногироскопных курсоуказателей - гирокомпасов (ГК)

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано при разработке и изготовлении приборов и систем для стабилизации, навигации и топопривязки объектов наземной техники

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано при разработке и изготовлении приборов для стабилизации, навигации и топопривязки объектов наземной техники

Изобретение относится к области навигационного приборостроения и может быть использовано при создании прецизионных одногироскопных корректируемых гирокомпасов
Наверх