Бесшпоночное соединение

 

БЕСШПОНОЧНОЕ СОЕДИНЕНИЕ для передачи вращения в одном направлении , содержащее вал, установленную на нем с зазором ступицУ и упругую втулку, помещенную в зазор и поджатую в осевом направлении гайкой, размещенной на резьбовом конце вала, отличающееся тем, что, ,с целью повышения надежности соединен ния путем автоматической подзатяжки упругой втулки, гайка соединена со ступицей посредством штифта. d5 00 to

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН ()9) (И) зсЮ,Р 16 Î 1 04

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ, -К. ASTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3282842/25-27 (22) 24.0".81 (46) 23.03.83 ° Бюл. М 11 (72) Н.В. Нагорный (71) Иелитопольский ордена Трудового

Красного Знамени институт механиза ции сельского хозяйства (53) 621.825.2(088.8) (56) 1. Патент США и 3407627, кл. 64-11, 1968..

2. Авторское свидетельство СССР

И 700709,кл.F 16 0 1/06,1976(прототип)..,(54)(57) БЕСШПОНОЧНОЕ СОЕДИНЕНИЕ для передачи вращения в одном направлении, содержащее вал, установленную на нем с зазором ступицу и упругую втулку, помещенную в зазор и поджатую в осевом направлении гайкой, раз. мещенной на резьбовом конце вала, . о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, .,с целью повышения надежности соедине ния путем автоматической подзатяжки .: упругой втулки, гайка соединена со ступицей посредством штифта.

1006812

Составитель В. Голов Редактор В. Лазаренко Техред Е.Харитончик Корректор A.Дзятко

Заказ 2090/57

Тираж 923 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва; Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в соединениях типа вал-ступица в нервверсивных передачах.

Известно бесшпоночное соединение, содержащее втулку, охватывающую вал с зазором, и упругий элемент, помещенный в зазор и поджимаемый втулкой (1 J.

Однако при использовании этого соединения в качестве предохранительного звена упругий.:элемент изнашивается от трения о поверхность вала и втулки.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому эффекту к изобретению является бесшпоночное соединение; содержащее вал, установленную на нем с зазором ступицу и упругую втулку, помещенную в зазор и поджатую в осевом направлении гайкой, размещенной на резьбовом конце вала (2).

Недостатком известного устройства является нестабильность йередаваемого крутящего момента. Это обуславливается тем, что с,течением времени промежуточная втулка из упругопластичного материала, находящегося в обьемно-напряженном состоянии, проявляет текучесть при заполнении микронеровностей и зазоров между ступицей и валом. Это снижает нормальное давление по поверхности вала и ступицы, уменьшая величину перераваемого крутящего момента.

Ползучесть крепежных деталей.также снижает величину нормальных давлений на вал и ступицу со стороны зажимной гайки.

Цель изобретения - повышение надежности соединения путем автоматической подзатяжки упругой втулки.

Указанная цель достигается тем, что в бесшпоночном соединении, содержащем вал, установленную на нем . с зазором ступицу и упругую втулку, помещенную в зазор и поджатую в осе2 вом направлении гайкой, размещенной на резьбовом конце вала, последняя соединена со ступицей посредством штифта.

На чертеже показано бесшпоночное соединение, общий вид.

Бесшпоночное соединение содержит ступицу 1, установленную на вал 2 с зазором и центрируемую на нем с

10 помощью внутренней 3 и наружной 4

Втулок, между которыми установлена втулка 5 из упругопластического материала, крепежный элемент 6 в виде гайки, наворачиваемой на резьбовой

15 конец вала, и поджимающий втулку в осевом направлении штифт 7, установленный в соосное отверстие на гайке и ступице. При этом направление нарезки резьбы гайки выбирается так, 20 чтобы оно совпадало с направлением передачи крутящего момента, т.е. при проворачивании ступицы по валу производилось заворачивание гайки.

Работает соединение следующим об2$ разом.

Нагрузка передается от ступицы 1 на вал 2 (или в обратном направлении) за счет сил трения по наружной и внутренней поверхностям втулки 5.

gg В случае снижения давления втулки

5 на ступицу 1 и вал 2 (вследствие релаксации втулки и других элементов) несущая способность соединения снижается, что приводит к проворачиванию ступицы относительно вала. При этом крепежный элемент 6, кинематически. соединенный со ступицей с помощью штифта 7, проворачивается на валу совместно со ступицей и создает дополнительную осевую силу затяжки втулки 5. Аналогично это соединение работает и в случае повышения нагрузок.

Таким образом, автомат, "ски поддерживается требуемая осевая сила затяжки для обеспечения передаваемого крутящего момента, что обеспечивает повышение надежности соединения.

Бесшпоночное соединение Бесшпоночное соединение 

 

Похожие патенты:

Муфта // 709860

Муфта // 638762

Изобретение относится к отрасли приборостроения

Муфта // 2193465
Изобретение относится к прокатному оборудованию, но может быть использовано и в других отраслях промышленности, где требуется передача значительных крутящих моментов и частая разборка соединяемых валов и где при наличии зазоров в соединяемых деталях могут возникать значительные динамические нагрузки

Изобретение относится к соединению вала

Изобретение относится к машиностроению, в частности к предохранительным муфтам

Изобретение относится к устройствам для очистки трубопроводов канализационной сети

Муфта // 1206521

Муфта // 1222923
Наверх