Устройство контроля положения рабочего органа экскаватора для вскрытия трубопроводов

 

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (19) (И) ею E 02 F 9/20

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

llO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3367597/29- 03 (22) 2 1.12.81 ,(46) 15.04.83. Бюл. N 14 (72) Н.Э. Слуцкий, И.В. Ерофеенко и l0.П. Егоров (71) Научно-производственное объединение Всесоюзного научно-исследовательского института землеройного машиностроения (53) 621.879(088.8) что, с целью повышения точности контроля и упрощения устройства., датчик положения рабочего .органа выполнен в виде двух пар потенциометров, одна из которых включена последовательно, а другая параллельно, и двух расположенных симметрично относис тельно вертикальной плоскости симметрий рабочего органа подпружиненных щупов, кинематически связанных с движками обеих пар потенциометров, подключенными к индикаторам вертикального и горизонтального отклонений.

2. Устройство по и. 1, о т л ич а ю щ е е с я тем, что, с целью

Щ использования результатов контроля для управления положением рабочего органа, параллельно соответствующим индикаторам. подключены входы блоков управления высотным положением рабочего органа и направления движенйя экскаватора. (56) 1. Авторское свидетельство СССР и 407011, кл. Е 02 F 5/02, 1972.

2. Авторское свидетельство СССР

N 767296, кл. Е 02 F 5/08, 1976. (54)(57) 1. УСТРОЙСТВО КОНТРОЛЯ .ПОЛОЖЕНИЯ РАБО4ЕГО ОРГАНА ЭКСКАВАТОРА

ДЛЯ ВСКРЫТИЯ ТРУБОПРОВОДОВ, включающее датчик положения рабочего органа и индикаторы вертикального и горизонтального отклонений рабочего органа, о т л и ч а ю щ е е с я тем, 1 : - (ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н ABTOPCKOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ " ... /

1011

Изобретение относится к землеройным машинам непрерывного действия, предназначенным для вскрытия трубопроводов, например нефте- или газопроводов, при ремонте, реконструкции или т,п. В частности, оно относится к элементам конструкции таких машин, призванных обеспечить необходимую точность выдерживания положения рабочего органа относительно трубы, 10 а именно к устройствам контроля этого положения.

Задача обеспечения достаточно точного выдерживания взаимного положения рабочего органа и вскрываемой трубы является весьма важной, Превышение допустимого значения отклонения рабочего органа от трубы может привести к серьезной аварии, повреждению экскаватора или разрушению тру-20 бы. Последнее, особенно при работах по вскрытию действующих трубопроводов, может привести к несчастным случаям вплоть до человеческих жертв, а также к отрицательным экологическим 5 последствиям.

Известные машины для вскрытия трубопроводов снабжаются датчиками положения рабочего органа относительно трубы, связанными с соответствующими индикаторами или сигнализаторами.

Известен траншейный экскаватор для вскрытия трубопроводов, в котором перемещения рабочего органа отно-35 сительно трубопровода фиксируются датчиками приборов управления рабочим органом в виде установленных на подпружиненной раме щупов (1).

В этом устройстве конструкция до" 40 статочно громоздка, поскольку датчиком высоты является по существу сама подпружиненная рама. На этой раме на шарнире расположен датчик бокового отклонения в виде щупа, охва- 4S тывающего трубу по диаметру. Такое устройство датчика необходимо в этой конструкции для исключения влияния отклонения по высоте на показания дат. чика бокового отклонения. Размещение gp такого устройства в пространстве между роторами машины связано -с конструктивными трудностями.

Известно также устройство контроля положения рабочего органа экскаватора для вскрытия трубопроводов, включающее датчик положения рабочего органа и индикаторы вертикального и

798 2 горизонтального отклонения рабочего органа (2).

В этом устройстве индикация положения рабочего органа осуществляется копирно-зачистным механизмом, который выполнен из охватывающего трубопровод щита и направляющими, в которых с возможностью вертикальных перемещений установлен копир, причем щит и копир снабжены трособлочными системами, которые связаны с сигнализатором, закрепленным на раме задней опоры экскаватора.

Такое силовое копирно-зачистное устройство весьма громоздко, металлоемко, невозможность его размещения в стесненных условиях пространства между роторами рабочего органа и трубы ведет к увеличению общей длины машины. Точность индикации отклонения с помощью трособлочной системы, а также из-за удаления датчиков от ротора весьма невысока, а расположение сигнализаторов на раме задней опоры неудобно для тракториста.

Целью изобретения является повышение точности контроля и упрощение устройства, а также использование результатов контроля для управления.

Поставленная цель достигается тем, что в устройстве контроля положения рабочего органа экскаватора для вскрытия трубопроводов, включающем датчик положения рабочего органа и индикаторы вертикального и горизонтального отклонений рабочего органа, датчик положения рабочего органа выполнен в виде двух пар потенциометров, одна из которых включена последовательно, а другая параллельно, .и двух расположенных симметрично относительно вертикальной плоскости симметрии рабочего органа подпружиненных щупов, кинематически связанных с движками обоих пар потенциометров, подключенными к индикаторам вертикального и горизонтального отклонений.

Параллельно соответствующим индикаторам подключены входы блоков управления высотным положением рабочего органа и направления движения экскаватора.

На чертеже показана схема устройства.

На схеме показан вскрываемый труL бопровод I, щупы 2 и 3 датчика положения, пружинами ч и 5 прижатые к

3 1011 798 4 трубе 1. Каждый щуп 2 и 3 кинемати- отклонении рабочего органа в плосчески связан с двумя движками соот- кости чертежа (фиг. 1) влево щуп 2 ветственно 6, 7 и 8, 9 двух пар потен и движки 6 и 7 сдвигаются вниз, а циометров 10, 11 и 12, 13. Две пары. щуп 3 и движки 8 и 9 поднимаются одинаковых потенциометров 10, 11 . 5 ввеРх. В этом случае разность потени 12, 13 присоединены к источнику на" циалов между движками 6 и 8, измепряжения: потенциометры 10, 11 - па- Ренная индикатором, 16,оказывается раллельно и потенциометры 12, 13. - практически равной нулю, а разность последовательно. К движкам 7 и 9 под- потенциалов между движками.7 и 9, ключен индикатор 14 бокового откло- 1О измеренная индикаторами 14, соотнения рабочего органа (разности по- ветствует удвоенной величине смещетенциалов между ними), а параллельно ния движков, т.е. боковому отклонеэтому индикатору - вход блока 15 уп- нию. рабочего органа с его знаком, . Равления направлением движения экска- При одновременном отклонении рабоватора. К движкам 6 и 8 подключен l5 чего органа и по высоте, и по наиндикатор 16 отклонения рабочего орга- .правлению описанные выше процессы на Ilo высота (измеритель разности происходят совместно. потенциалов), а параллельно этому Отклонение по высоте в чистом вииндикатору - вход блока 17 управле- де показано на индикаторе 16, а бокония заглублением рабочего органа. ро вое отклонение - на индикаторе 14.

При наличии блоков для автоматичес"

Устройство работает следующим об- кого управления курсом машины и высот. разом. ным положением рабочего органа на

Датчик устанавливают так, что оба входы этих блоков 15 и 17 могут быть щупа 2 .и 3 располагаются симмеТРично 25 поданы сигналы с выхода датчика. Эти относительно вертикальной плоскости сигналы используются для управления симметрии рабочего органа, в исход машиной в автоматическом режиме. Треном рабочем положении проходящей че- буемая чувствительность датчика дорез ось вскрываемого трубопровода.

9 РасполагаютсЯ по- 3в щупами и передаточного отношения в

Движки, 7 и 9 располагаются посредине соответствующих потенциомет- кинематической связи щупов сдвижкаров 12, 10, 11 и 13 и разность по- ми потенциометров.. Кроме того, повытенциалов между соответствующими па- шению чувствительности способствует рами движков равна нулю. При движе- свойство самой схемы измерения, при нии машины -рабочий орган может изме- которой разность потенциалов пропорнять свое положение относительно тру" циональна удвоенной величине переме35 . бы как по высоте, так и по направле- щения движков, Поэтому при конструировании датчика может быть достигТак, при опускании рабочего орга- Ф нута любая потребная для практики на оба щупа поднимаются, сдвигая все точности определения положения рабочетыре движка на одинаковую величину чего органа.

40 в одну сторону, При этом разность Некоторая нелинейность системы

) потенциалов между движками 7 и 9 Ос которая проявляется при измерении тается равной нулю и индикатор 14 на- бокового отклонения существенно

Э правления не отклоняется. Разность не сказывается на работе датчика

Э потенциалов между движками 6 и 8, поскольку речь идет об отклонениях пропорциональная удвоенному переме- в допустимых пределах, которые не щеиию движков, будет измерена инди - превышают 103 диаметра вскрываемой катором 16. Очевидно, что при подъе- трубы. В этих пределах кривизной поме рабочего органа картина аналогич- верхности трубы можно пренебречь. ноя, но знак отклонения, измеренный 50 Отклонения вправо или влево пре»

Э индикатором 16, изменяется на проти- восходящие эти пределы, недопустимы воположный. Следовательно, индикатор в принципе, ибо ведут к аварии. Кро16 регистрирует величину и знак от- ме того, поскольку целью управления, клонения рабочего -органа по высоте. является сведение отклонения к нулю

В

Боковое отклонение рабочего орга- 55 вместе с уменьшением отклонения на ведет к перемещению щупов и соот- уменьшается, стремясь к нулю, и ошибветствующих им пар движков потенцио- ка за счет нелинейности. В автоматиметров в разные стороны. Так, при . ческих репейных системах нелиней"

- 1011/ 8 ность роли не. играет, так как важны лишь наличие отклонения и его знак.

Нелинейность может быть вообще устранена соответствующим законом намотки потенциометров.

Предложенное устройство имеет по сравнению с известными меньшие габариты и вес, а также более высокую точность контроля положения рабочего

s органа.

ВНИИПИ Заказ 2707/37

ТИраж 671 Подписное

Филиал ППП "Патент", г.. Ужгород ул. Проектная, 4 .

Устройство контроля положения рабочего органа экскаватора для вскрытия трубопроводов Устройство контроля положения рабочего органа экскаватора для вскрытия трубопроводов Устройство контроля положения рабочего органа экскаватора для вскрытия трубопроводов Устройство контроля положения рабочего органа экскаватора для вскрытия трубопроводов 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к управлению электроприводом механизма поворота экскаватора-лопаты

Изобретение относится к дорожно-строительной технике, в частности к автогрейдерам

Изобретение относится к строительному производству и предназначено для определения местоположения рабочего органа, например пневмопробойника, в грунте при бестраншейной прокладке подземных коммуникаций

Изобретение относится к горной промышленности и предназначено для управления рабочим оборудованием экскаватора-драглайна

Изобретение относится к землеройной технике, используемой для рытья траншей и т.п

Изобретение относится к землеройно-транспортным машинам и позволяет автоматизировать процесс разработки грунта ими

Изобретение относится к управлению рабочими машинами, используемыми для земляных работ, в частности экскаваторами

Изобретение относится к устройствам управления копанием экскаватора и предназначено для автоматического контроля приближения ковша к массивным металлическим изделиям, в частности к поверхности трубопровода

Изобретение относится к экскаваторам, подъемным кранам, перегрузчикам и другим подобным устройствам с электрическим приводом, совершающим в процессе работы поворот вокруг своей вертикальной оси
Наверх