Устройство для аварийной остановки грузонесущего органа подъемника
1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВАРИЙНОЙ ОСТАНОВКИ ГРУЗОНЕСУЩЕГО ОРГАНА ПОДЪЕМНИКА, содержащее размещенный на грузонесущем органе предохранит ельный механизм, вал которого кинематически связан звездочкой с зубчатой рейкой, и конечный выключатель; отличающееся тем, что, с целью упрощения конструкции устройства и расширения его функциональных возможностей, предохранительный механизм включает в себя дисковый тормоз с усилителем и корпусом, в котором размещены тормозные диски, один из которых подпружинен, выполнен с возможностью осевого перемещения относительно вала и связан с конечным выключателем, колодочный тормоз с рычагами и шкивом, связанным с другим из тормозных дисков дискового тормоза, подвижно смонтированные на валу опорные ролики, закрепленные на свободных кондах рычагов колодочного тормоза, кулачок, взаимодействующий сроликами , и шарнирно-рычажную систему, соединенную с грузонесущим органом. 2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что оно снабжено размещенным подвижно на валу грузом с фиксаторами, входящими в углубления, выполненные на шкиве колодочного тормоза.
ССЮЗ СО8ЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК g В 66 В 5!00
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
«!
ГОСУДАРСТ8ЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3332822/29-11 (22) 21.08.81 (46} 30.04.83. Бюл. № 16 (?2) Е. Т. Гончаров и,Л, М. Хитряк (71) Производственное объединение «Строймаш» (53) 621.876 (088.8) (56) I. Авторское свидетельство СССР № 650934, кл. В 66 В 5/04, 1977 (прототнп).
{54) {57) !. УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВАРИЙНОЙ ОСТАНОВКИ ГРУЗОНЕСУЩЕГО ОРГАНА ПОДЪЕМНИКА, содержащее размещенный на грузонесущем органе предохранительный механизм, вал которого кинематически связан звездочкой с зубчатой рейкой, и конечный выключатель, отличающееся тем, что, с целью упрощения конструкции устройства н расширения его функциональных возможностей, предохранитель„„SU„„1014796 A ный . механизм включает в себя дисковый тормоз с усилителем и корпусом, в котором размещены тормозные диски, один из которых подпружннен, выполнен с возможностью осевого перемещения относительно вала и связан с конечным выключателем, колодочный тормоз с рычагами и шкивом, связанным с другим из тормозных дисков дискового тормоза, подвижно смонтированные на валу опорные ролики, закрепленные на свободных концах рычагов колодочного тормоза, кулачок, взаимодействующий с роликами, и шарнирно-рычажную систему, соединенную с грузонесущим органом.
2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что оно снабжено размещенным подвижно на валу грузом с фиксаторами, входящими в углубления, выполненные на шкиве колодочного тормоза.
1014796
25 дохранительный механизм включает в себя дисковый тормоз с усилителем и корпусом, в котором размещены тормозные диски, один из которых подпружинен, выполнен с возможностью осевого перемещения относительно вала и связан с конечным выключателем, колодочный тормоз с рычагами и шкивом, связанным с другим из тормозных дисков дискового тормоза, подвижно смонтированные на валу опорные ролики, закрепленные на свободных концах рычагов ко35 лодочного тормоза, кулачок, взаимодействующий с роликами, и шарнирно-рычажную систему, соединенную с грузонесущим органомм.
Кроме того, устройство снабжено размегценным подвижно на валу грузом с фик- 40 саторами, входящими в углубления, выполненные на шкиве колодочного тормоза.
На фиг. 1 схематично изображено предлагаемое устройство, общий вид; на фиг. 2разрез А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — схематичный разрез Б — Б на фиг. 1; на фиг. 4 — 45 узел 1 на фиг. 1.
Изобретение относится к подъемнотранспортным устройствам и может быть использовано для остановки грузонесущего органа бесканатного двухопорного подъемника при аварийном превышении скорости опускания и перекоса платформы.
Известно устройство для аварийной остановки грузонесущего органа подъемника, содержащее размешенный на грузонесущем органе предохранительный механизм, вал которого кинематически связан звездочкой с зубчатой рейкой, и конечный выключатель (1).
Недостатками данного устройства являются сложность конструкции и отсутствие возможности срабатывания при перекосе платформы грузонесущего органа двухопорного подъемника.
Цель изобретения — упрощение конструкции и расширение функциональных возможностей устройства.
Поставленная цель достигается тем, что в устройстве для аварийной остановки грузонесущего органа подъемника, содержашем размещенный на грузонесушем органе предохранит льный механизм, вал которого кинематически связан звездочкой с зубчатой рейкой, и конечный выключатель, преУстройство для аварийной остановки грузонесущего органа подъемника содержит вал 1 со звездочкой 2, связанной с зубчатой рейкой 3 подъемника. В корпусе
4 на валу имеются диски 5 и 6 трения с клиновидными канавками 7, в которых заложены шарики 8. Диски 5 и 6 стягиваются пружинами 9, а диск 5 подпружинен пружиной !О и связан с конечным выключателем 11. Осевое перемещение диска 5 ограничивается упором 12. Диск 6 связан с тормозным шкивом 13 колодочного тормоза.
Колодочный тормоз содержит тормозные рычаги 14 с колодками 15, стянутые пружиной 16. На концах тормозных рычагов
14 имеются опорные ролики 17, между которыми расположен кулачок 18, соединенный с помощью шарнира 19 с рычагом 20, один конец которого прикреплен к корпусу
4 шарниром 21, а другой связан с грузонесущей платформой 22, имеющей шарнирную связь с корпусом 4.
На валу 1 расположен груз 23 с фиксаторами 24, входящими в углубления 25.
Устройство работает следующим образом.
При движении платформы 22 в нормальном режиме работы звездочка 2, связанная с рейкой 3, вращает вал 1. Вместе с валом врашается диск 5 трения, который через шарики 8, расположенные в клиновидных канавках 7, увлекает за собой диск 6 трения, и тормозной шкив 13. Момент инерции диска 6 и тормозного шкива 13 выбирается таким образом, что усилия пружин
9 достаточно для удержания вращаюшихся дисков 5 и 6 в стянутом положении. Тормозные рычаги 14 с колодками 15 разжаты, так как между опорными роликами 17 находится кулачок 18.
В аварийном случае, когда скорость опускания достигает недопустимой величины в связи с отставанием, дкск 6 трения поворачивается отросительно диска 5 трения. Шарики 8 оказываются на более мелкой части клиновидной канавки 7. Происходит раздвижка дисков и прижатие их к стенкам корпуса.
В связи с тем, что дисковый тормоз с усилителем выбирается с коэффициентом усиления, стремящимся к бесконечности, в последующем происходит заклинивание шариков 8 и дальнейшее движение прекращается. Диск 5 трения воздействует на конечный выключатель, который отключает привод.
В аварийном случае, когда перекос платформы 22 двухопорного подъемника превышает допустимый предел через рычаг 20, шарнир 19 выдвигается из промежутка между опорными роликами 17. Под действием пружины 16 рычаги 14 сжимаются и колодки 15 создают тормозной момент на тормозном шкиву 13. Происходит отставание диска 6 относительно диска 5 и аналогично предыдущему случаю дальнейшее движение прекращается. Кроме того, для увеличения функциональных возможностей на валу 1 расположен подвижно груз 23 с фиксатором 24. При входе фиксаторов 24 в углубления 25 тормозного шкива 13 увеличивается суммарный момент инерции врашающихся синхронно диска 6 трения, тормозного шкива 13 и груза 23, что, в свою очередь, приводит к срабатыванию лови 014796 з
A-А
Фиг. 2. теля при меньшей скорости движения. Применение грузов различной формы и массы позволяет отрегулировать зависимость срабатывания устройства от скорости движения.
Предлагаемое изобретение позволяет упростить конструкцию и расширить функциональные возможности устройства для аварийной остановки грузоиесущего органа подъем н и ка.
1014796
Составитель Л. Лапеико
Редактор М. Рачкулинец Техред И. Верес Корректор А. Дзятко
Заказ 3118/16 Тираж 861 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
1 13035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4