Тренажер по тактике парусных гонок

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ . СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН

3(59 С 09 В 9/06

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОЧНРЫТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21 ) 3313365/40-23 (22) 07.07.81 (46 ) 30.04.83. Бюл. Р 16 (72) A.Ñ. Розин, Н..Е. Розина, и.Ю.Вьг ховский, А.Н. Иокшин, Г.В. Белов, О.A. Ильин и Л.Д. Попов (71 ) Куйбышевский ордена Трудового

Красного Знамени авиационный институт им. акад..С.П. Королева (53 ) 621. 72: 629 ° 123(088. 8)(56 ) 1.Патент Великобритании 91379385 кл. В 7, 1975.

2. Авторское свидетельство СССР

Р 762896, кл. A 63 F 9/22, 1978 (54)(57) ТРЕНАЖЕР ПО ТАКТИКЕ ПАРУСНЫХ

ГОНОК, содержащий генератор импульсов, задатчик скорости перемещения изображения, эадатчик направления перемещения иэображения, блок управления перемещением изображения, узел вос произведения изображения, первый .вход которого соединен с первым выходом блока управления перемещением иэрбражения, задатчик направления перемещения изображения подключен -к второму входу блока управления перемещением изображения, к третьему входу котОрого подключен задатчик скорости перемещения изображения, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности коллективного обучения, в него введены блок формирования иэображения яхты, модулятор скорости перемещения изображения яхты, блок формирования иэображения вектора ветра и задатчик направления изображения ветра, соединенный с входом блока формирования изображения вектора ветра и первым входом модулятора, скорости переме-, щения яхты, второй вход которого соединен с выходом генератора импульсов, третий вход модулятора скорости перемещения яхты соединен с вторым выходом блока управления перемещением изображения,к первому входу,.SU„„1015417 A которого подключен выход модулятора скорости перемещения яхты, второй выход генератора соединен с первым входом блока формирования изображения яхты, второй вход которого соединен с третьим выходом блока управления перемещением, первый выход которого соединен с первым входом узла воспроизведения изображения, второй вход которого. подключен к блоку Формирования изображения вектора ветра, выход блока формироваиия иэображения яхты подключен к третьему входу узла воспроизведения изображения, при этом блок управления перемещением изображения состоит иэ четырех делителей частоты с переменным коэффициен- е том деления, четырех схем 2И, четырех: .схем 1-2ИЛИ-2И,дешифратора, блока вымис ления и трех реверсивных счеФчикову выходы двух из которых связаны с С узлом воспроизведения иэображения, а их входы соответственно подключе- Я. ны к выходам четырех схем 1-. 2ИЛИ-2И,. входы 1ИЛИ которых попарно подключены соответственно к выходам двух..делителей частоты с переменньве коэффнци- рви ентом деления, сигнальные входы ко- . ® торых соединены с выходами первой и второй схем 2И, связанных входами ф 1 соответственно с эадатчиком скорости перемещения изображения и выходом третьего делителя частоты с переменным коэффициентом деления, управляющий вход которого подсоединен к за- ® 4 датчику скорости перемещения изображения, а сигнальный вход — к задатчи ку скорости перемещений изображения яхты, управляющие входы первых двух делителей частоты с переменным коэффициентом деления соединены с выходами блока вычисления, вход которого связан с пятым выходом дешифратора, вход которого подключен к выходу . третьего реверсивного счетчика, входы которого связаны с выходами третьей и четвертой схем 2И, входы

1015417 которых соответственно соединены с задатчиком направления перемещения изображения и четвертым делителем частоты с переменным;коэффициентом .деления, управляющий вход которого связан с задатчиком направления перемещения изображения, а сигнальный вход которого связан с задатчиком скбрости перемещения изображения яхты, при этом входы 2ИЛИ схем

1-2ИЛИ-2И соответственно подключены к первым четырем выходам дешифратора, а задатчик скорости перемещения изображения яхты содер>кит делитель частоты с переменным коэффициентом деления, два коммутатора, блок временной задержки, преобразователь аналог-код и дешифратор, связанный с задатчиком направления изображения вектора ветра, выход которого подключен к первому входу преобразователя аналог-код, второй вход которого связан с блоком управления перемещением изображения, выход преобразователя аналог-код связан с входом блока временной задержки, управляемы> входом первого коммутатора и управляющим входом второго коммутатора, управляемый вход которого соединен с выходом блока временной задержки, Изобретение относится к тренажерам и может быть использовано для привития навыков тактики парусных гонок яхтсменам.

Известен имитатор хождения под парусом, содержащи модель судна, перемещающуюся при имитации крена и изменении курса в ответ на управление рукоятки руля и утлегаря. Программируемый генератор сигналов ветра .создает сигналы, представляющие различйые значения вектора ветра. Управляющая аппаратура реагирует на сигналы вектора ветра и на сигналы установки паруса от утлегаря и имитирует крен, аналогичный крену, возникающему при движении по воде паРусного судна, Генератор сигналов ветра программирует различные усло вия, необходимые для обучения яхтсме.на. При изменении силы и направления ветра (вектора ветра) обучающийся воздействует на рукоятки руля и утлегаря,.чтобы удержать яхту под определенным углом крена (1).

Недостатком указанного имитатора является невозможность использования

его для коллективного обучения спорт- .сменов. а выход второго коммутатора подключен к управляющему входу первого коммутатора, выход которого связан с управляющим входом делителя частоты с переменным коэффициентом деления, сигнальный вход которого соединен с узлом генерирования импульсов, а выход - с блоком управления перемещением иэображения, при этом блок формирования изображения яхты содержит два делителя частоты с переменным коэффициентом деления, четыре схемы 1-2ИЛИ-2И,,счетчик и два реверсивных счетчика, выходы которых связаны с узлом воспроизведения изображения, а входы соответственно связаны с выходами четырех схем 1-2ИЛИ-2И, входы 2ИЛИ которых подключены к выходам блока управления перемещением изображения, а входы 1ИЛИ схем

1-2ИЛИ-2И соединены попарно соответственно с выходами двух делителей частоты с переменным коэффициентом деления, управляющие входы которых связаны с блоком управления.перемещением изображения, а их сигнальные входы связаны с генераторомимпульсов, .который подключен к счетному. входу счетчика, выход которого соединен с входами . установки нуля реверсивных счетчиков.

Наиболее близким к преплагаемомч является устройство, содержащее генератор импульсов, задатчик скорости перемещения иэображения, задатчик направления перемещения изображения, блок управления перемещением изображения, узел воспроизведения изображения, первый вход которого соединен с первым выходом блока управления перемещением изображения, задатчик направления перемещения иэображе. ния подключен к второму входу блока управления перемещением изображения, к третьему входу которого подключен задатчик скорости перемещения изобра. жения (2).

Недостаток данного тренажера .заключается в отсутствии воспроизведения движения парусных яхт, скорость которых зависит от направления ветра. Кроме того, этот тренажер не может останавливать изображение, что также не соответствует реальным условиям гонок на яхтах.

Цель изобретения — повышение эффективности .коллективного обучения.

Поставленная цель достигается тем, что в тренажер; содержащий генератор импульсов, задатчик скорости перемещения изображения, эадатчик

1015417 направления перемещения изображения, блок управления перемещением изображения, узел воспроизведения изображения, первый вход которого соединен с первым выходом блока управления перемещением изображения;задатчйк направле ния перемецения изображения подключен к второму входу блока управления пере-- . мещением изображения, к третьему входу которого подключен задатчик . скорости перемещения изображения, введены блок формирования изображения яхты,, модулятор скорости перемещения изображения яхты, блок формирования изображения вектора ветра и,задатчик направления изображения ветра, соединенный с входом блока

Формирования изображения вектора ветра и первым входом модулятора скорости перемещения яхты. второй l0

15 вход которого. соединен с выходом 20 генератора импульсов. третий вход модулятора скорости перемещения яхты соединен с вторым выходом блока управ.

65 ления перемещением изображения. к первому входу которого подключен выход модулятора скорости перемецения яхты, второй выход генератора соединен с первым. входом блока Формирова: ния изображения яхты, второй вход которого соединен с третьим выходом блока управления перемещением, пер.вый выход которого соединен с первым

:входом узла воспроизведения иэображе. ния, второй вход Которого подключен к блоку формирования изображения вектора ветра, выход блока формировайия .иэображения яхты подключен к третье-. му входу узла воспроизведения иэобра:жения, при этом. блок управления перемещением иэображения состоит из четырех делителей частоты с переменным 40 коэффициентом деления, четырех схем

2И, четырех схем 1-2ИЛИ-ZH, дешифра тора, блока вычисления и трех реверсивных счетчиков, выходы двух иэ которых связаны с узлом воспроизведе- 45 ния иэображения, а их входы соответственно подключены к выходам четырех схем 1-2ИЛИ-2И, входы 1ИЛИ которых попарно подключены соответственно к выходам двух делителей частоты с переменным коэффициентом деления, сигнальные входы которых соединены с выходами первой и второй схем 2И, связанных входами соответственно с задатчиком скорости перемещения иэображения и выходом третьего делителя частоты с переменным коэффициентом деления, управляющий вход которого подсоединен к задатчику скорости

I перемецения изображения, а сигнальный вход — к,.задатчику скорости пере- 60 мещения иэображения яхты, управляющие входы первых двух делителей частоты с переменным коэффициентом деления соединены с выходами блока вычислейия, вход которого связан с пятым выходом дешифратора, вход которого подключен к выходу третьего реверсивного счетчика, входы которого связаны с выходами третьей и четвертой схем 2И, входы которых соответственно соединены с задатчиком направления перемещения изображения и четвертым пелителем частоты с переменным коэффициентом деления, управляющий вход которого связан с эадатчиком направления перемещения изображения, а сигнальный вход которого связан с задатчиком скорости,переме- щения изображения яхты, при этом вхоцы 2ИЛИ схем 1-2ИЛИ-2И соответственно подключены к первым четырем выходам дешифратора, а эадатчик скорости перемещения изображения яхтн содержит делитель-частоты с переменным коэффициентом деления, два коммутатора, блок временной задержки, преобразователь аналог-код и дешифратор, связанный с задатчиком направления иэображения вектора ветра, выход которого подключен к первому входу преобразователя аналог-код, второй вход которого связан с блоком управления перемещением иэображения, выход преобразователя аналогкод связан с входом блока временной задержки, управляеьым входом первого коммутатора и управляющим входом вто. рого коммутатора, управляемый вход которого соединен с выходом блока временной задержки, а выход второго коммутатора подключен к управляющему входу первого коммутатора, выход которого связан с управляюцйм входом делителя частоты с переменным коэффициентом деления, сигнальный вход которого соединен с узлом генерирования импульсов, а выход — с блоком управления перемещением изображения, при этом блок формирования изображения яхты содержит два делителя частоты с переменныМ коэффициентом деления, четыре схемы 1-2ИЛИ-.2И, счетчик и два реверсивных счетчика, выходы Которых связаны с узлом воспроизведения,. иэображения, а входы соответственно связаны с выходами чеМирех схем.

1-2ИЛИ-2И, входы 2ИЛИ которых подключены к выходам блока управления пере. мещением изображения, а входы 1ИЛИ схем 1-2ИЛИ-2И соединены попарно соответственно с выходами двух делителей частоты с переменным коэффициентом деления, управляющие входы которых связаны с блоком управления перемещением изображения, а-их сигнальные входы связаны с генератором импульсов, который подключен к счетному входу счетчика, выход которого соединен с входами установки нуля реверсивных счетчиков., На фиг. 1 изображена-структурная схема предлагаемого тренажера; на фиг. 2 - Функциональная схема предла-.

1015

417 гаемого тренажера; на фиг. 3 — график определения скорости яхты относительно угла ветра; на фиг. 4 — процесс

Формирования угла наклона вектора скорости яхты к прямоугольным осям координат. 5

Тренажер по тактике парусных гонок содержит генератор 1 импульсов, задатчик 2 скорости перемещения изображения,задатчик 3 направления перемещения изображения, блок 4 управ- 10 ления перемещением изображения, блок

5 формирования изображения вектора ветра, модулятор б скорости перемещения иэображения яхты, задатчик 7 направления изображения ветра, блок 8 i5 формирования изображения яхты, узел

9 воспроизведения изображения, причем генератор 1 импульсов состоит из генератора 10 прямоугольных импульсов и делителя 11 частоты, блок

4 управления перемещением изображения состоит из четырех делителей 12

15 с переменным коэффициентом деления, четырех схем 2И 16-19, четырех схем 1-2ИЛИ-2И 20-23, трех ренерсивных счетчиков 24-26, дешифратора 27 и блока 28 вычисления модулей Фи х . иСо Х, блок 5 формирования изображения вектора ветра состоит из генератора 29 пилообразного напряжения 29 и блока 30 управления изображением нет ра, модулятор б скорости перемещения изображения яхты состоит из дешифратора 31, логического блока 32, блока

33 временной задержки, коммутаторов

34 и 35 и делителя 36 частоты с пере- 35 менным коэффициентом деления, блок 8 формирования изображения яхты состоит из делителей 37 и 38 частоты с переменным коэффициентом деления, четырех схем 1-2ИЛИ-2И 39-42, реверсивных 40 счетчиков 43 и 44 и счетчика 45. Первый, второй и третий входы блока 4 управления перемещением изображения связаны соответственно с выходами . задатчика 2 скорости перемещения изоб-45 ражения, задатчика 3 направления перемещения изображения и модулятора б скорости перемещения иэображения яхты первый и второй входы котораго соответственно подключены к выходу за- 50 датчика 7 направления-изображения ветра и генератору 1 импульсов. Первый .и второй выходы блока 4 управления перемещением изображения соответственно связаны с первым входом узла

9 воспроизведения изображения и третьим входом модулятора б сКо рости перемещения изображения яхты.

Выход задатчика 7 также связан с вхо дом блока 5 формирования изображения ветра, выход которого подключен к второму входу узла 9 воспроизведения изображения, третий вход которого соединен с выходом блока 8 формирования изображения яхты, первый и второй входы которого соответственно связаны с генератором 1 импуль сов и третьим выходом блока 4 управления перемещением изображения; При этом генератор 10 прямоугольных импульсов подключен к делителю 11 частоты, к сигнальным входам делителей 37 и 38 частоты с переменным коэффициентом деления и к счетному входу счетчика 45, а выход делителя 11 связан с сигнальным входом делителя 36 частоты с переменным коэффициентом деления, управляющий вход которого соединен с выходом коммутатора 35, управляющий вход которого связан с выходом коммутатора 34, а управляемый вход — с выходом логического блока 32, который также связан с входом блока 33 временной задержки и управляющим входом коммутатора 34. Выход блока 33 подключен к управляемому входу коммутатора 34. Входы логического блока

32 соответственно соединены с выходами дешифраторов 27 и 31. Вход дешифратора 31 подключен к задатчику 7 направления изображения нетра, который также связан с управляющим входом блока 30 управления изобр6жением,ветра, управляемый вход которого соединен с генератором 29 пилообразного напряжения. Управляющий вход делителя 12 частоты с переменным коэффициентом деления связан с первым выходом задатчика 2 скорости перемещения иэображения, а сигнальный вход — с ныходом делителя

36. Первые входы схемы 2И 16 и 17 соединены с выходом делителя 12, а вторые нходы — с вторым выходом задатчика 2. Сигнальный вход делителя

13 .частоты с переменным коэффициентом делениа связан с выходом схемы

2И 16, а управляющий вход — с первым выходом блока 28 вычисления. Сиг. нальный вход делителя 14 частоты с переменным коэффициентом деления связан с выходом схемы. 2И 17, а управ. ляющий - с вторым выходом блока 28 нычисления, который своим входом подключен к пятому выходу дешифратора

27, вход которого связан с выходом реверсинного счетчика 26. Входы

1ИЛИ схем 1-2ИЛИ-2И 20 и 21 соединены с выходом делителя 14. Один из входов 2ИЛИ схемы 20 соединен с первым выходом дешифратора 27, а дру. гой вход 2ИЛИ вЂ” с вторым выхсдом дешифратора 27. Один иэ входов 2ИЛИ схемы 21 соединен с третьим выходом дешифратора 27, а другой @ход 2ИЛИ схемы 21 — с четвертым выходом дешифратора 27. Один из входов 2 ИЛИ схемй 22 соединен с первым выходом дешифратора 27, другой вход .2ИЛИ схемы 22 — с четвертым выходом дешиф. ратора 27. Один из входов 2ИЛИ схемы 23 соединен с вторым выходом дешифратора 27, другой вход 2ИЛИ схе1015417

15 мы 23 — с третьим выходом дешифра тора. 27. Суммирующий вход реверсивного счетчика 24 связан с выходом схемы 20, а вычитающий вход — с выходом схемы 21.. Суммирующий вход реверсивного счетчика 25.связан с выходом схемы 22, а вычитающий вход— с выходом схемы 23. Выходы реверсивных счетчиков 24 и 25 связаны с узлом

9 воспроизведения изображения. Управляющий вход делителя 15 частоты с переменным коэффициентом деления связан с первйм выходом задатчика 3 направления перемещения изображения, а сигнальный — с выходом делителя

12. Первые входы схем 2И 18.и 19 подключены к выходу делителя 15, а вторые — соответственно к второму и третьему выходам задатчика 3. Суммирующий вход реверсивного счетчика

26 связан с выходом схемы 2И 18, а вычитающий вход — с выходом схемы 2И

19. Управляющие входы делителей

37 и 38 частоты с переменным коэффициентом деления подключены соответственно к первому и второму выходам блока 28 вычисления. Выходы 1ИЛИ схем 1-2ИЛИ-2И 39 и 40 соединены с выходом делителя 37,а входы 1ИЛИ схем 1-2ИЛИ-2И 41 и 42 соединены с выходом делителя 38. Входы 2ИЛИ схем

39-42 подключены к выходам дешифратора 27 параллельно соответствующим входам схем 20-23. Суммирукпций вход реверсивного счетчика 43 связан с выходом схемы 39, а вычитающий вход — с выходом схемы 40. Суммирующий вход реверсивного счетчика 44 связан с выходом схемы 41, а вычитающий вход - с выходом схемы 42. Выход счетчика 45 связан с входами установки нуля реверсивных счетчиков 43 и

44,-выходы которых подключены к узлу 9 воспроизведения изображения.

На фиг. 3 приняты. обозначения: И— вектор ветра; Ч- вектор скорости яхты или направление диаметральной плоскости яхты в случае, когда яхта не движется; ОГБ — курс гоночный бейдевинд; а - угол ветра при курсе гоночный бейдевинд; f(N,Ч ) - зависимость амплитуды вектора скорости яхты от угла ветра (угла между диаметральной плоскостью яхты и направлением ветра ) при постоянной его силе: Π— радиус-вектор максималь- . но вазможнбй скорости яхты для данного угла ветра, Х и Y — прямоугольные оси координат.

На фиг. 4 показаны круг с радиусом Ч и центром пересечения прямоугольных осей координат Х и 1 ; раз-. .бивка плоскости экрана на квадранты:

T. — углы 0 — 90 ., II — углы 90-180О, 111 — углы, 180-270, 1Ч .- углы

270-360о

F

Тренажер работает следующим образом.

Генератор прямоугольных импульсов вырабатывает прямоугольные импульсы заданной частоты-. Делитель 11 частоты делит импульсную последовательность на заданное число. Исходно во .

lace реверсивные счетчики 24 .- 26 заносится нуль. Генератор 29 вырабатывает пилообразное напряжение заданной частоты, которое разветвляется в блоке 30 управления изображением ветра на два симметричных канала — вертикального отклонения Y и горизонтального отклонения К.

Управляющий сигнал с задатчика 7 направления изображения ветра модулирует в каналах Y и Х блока 30 амплитуду и полярность пилообразного напряжения . Промодулированное пилообО разное напряжение подается из каналов Х и Y блока 30 в узел 9 воспроизведения изображения, который формирует на экране электроннолучевой трубки (ЭЯТ ) черточку, соответствую25 щую вектору ветРа. При управлении задатчиком 7 направления иэображения ветра вектор ветра на экране электроннолучевой трубки вращается. Одновременно управляющий сигнал с задатчика, 7 поступает на дешифратор 31, который преобразует этот сигнал в код, соответствующий углу наклона вектора ветра прямоугольным координатным осям Х и Y. С выхода дешифратора 31 код подается на первый вход блока

З5 32, на другой вход которого поступает код с дешифратора 27, который соответствует углу мужду координатной осью Х и вектором скорости яхты, либо диаметральной плоскостью яхты, 40 если яхта не движется. В зависимости от соотношения этих кодов, т.е. в зависимости от направления ветра, логический блок. 32 формирует код соответ,ствующий амплитуде радиус-вектора Я .

Таким образом, код на выходе логического блока 32 пропорционален макси-, мально возможной скорости яхты при данном угле ветра. Код с выхода ло.гического блока 32 одновременно-по5О ступает на коммутаторы 43 и 35 и блок

33 временной задержки, предназначен- j ные для моделирования поворотов оверштаг. Блок 33 временной задержки по йриходу входного кода, соответствующего углам ветра меньше угла курса гоночный бейдевинд, .вырабатывает им пульс длитечьностью 2 с, поступающий на управляемый вход коммутатора 34, который, при наличии на своем управляющем входе кода, соответствующего углам ветра меньше угла курса гоноч.ный бейдвинд, пропускает этот им-. пульс на управляющий вход кбммута- . тора 35. Коммутатор 35 пропускает выходной код логического блока 32 нй .

65 управляющий вход делителя 36 -частоты, 10

1015417 при отсутствии на своем управляющем входе импульса блока 38 задержки. Таким .образом,. при повороте оверштаг с хода, когда цремя поворота меньше .

2 с, на выходе коммутатора 35 сохраняется код, соответствующий углу курса гоночный бейдевинд, и поворот осуществляется на скорости,соответствующей этому курсу. Если рулевой ведет яхту под углом ветра меньше угла курса гоночный бейдевинт, то че- 1О рез 2 с код с выхода логического бло. ка 32, соответствующий амплитуде радиус-вектора P функции f(IV,V ) для углов ветра меньших угла гоночный бейдевинд, поступает на выход коммутатора 35, что отображается на экране в виде снижения скорости формирования результирующего изображения яхты. Делитель 36 частоты с переменным коэффициентом деления пре- 20 образует поступающий на него код с выхода коммутатора 35 в соответствующий коэффициент деления, на который делится частота следования пря- моугольных импульсов, поступающий на сигнальный вход делителя 36..Таким образом, на выходе делителя 36 частота следования прямоугольных импуль . сов идентифицируется с амплитудой радиус-вектора Я функции 1(И, К ) в зависимости от угла ветра. Модулятор скорости перемещения изображения яхты вырабатывает сигналы, соответствующие максимально возможной скорости яхты при данном угле ветра и его постоянной скорости, учитывая при этом инерционные свойства яхты при выполнении поворотов оверштаг, когда яхта поворачивается на курсе против ветра. Сигнальный. код, поступающий с выхода задатчика 2 скорос- 4Q ти перемещения иэображения, преобра" зуется.в делителе 12 частоты с переменным коэффициентом деления в соответствующий коэффициент деления так, что на выходе делителя 12 проис- 45 ходит регулировка частоты следова- ния прямоугольных импульсов, которая идентифицируется с амплитудой линейной скоросги яхты."Схемы 2И 16 и

17 разветвляют импульсную последовательность на два канала. В случае, когда выходной код задатчика 2 соответствует скорости равной нулю, схемы

2И 16 и 17 сигналы не пропускают.Сигнальный код, поступающий с выхода задатчика 3 направления перемещения изображения, преобразуется в делите-., ле 15 частоты с переменным коэффициентом деления в соответствующий коэффициент деления и частота следования прямоугольных импульсов на вы- 60 ходе делителя 15 идентифицируется с угловой скоростью циркуляции яхты.

В зависимости от направления угла закладки руля включается и пропускает импульсную последовательно ть 65 одна из двух схем 2И 18 или 19. Таким образом, угловая скорость циркуляции яхты направляется либо по часовой стрелке, либо против часовой.

В этом случае, когда руль заложен прямо и угловая скорость циркуляции отсутствует, сигналы через схемы 2И

18 и 19 не проходят. С выхода схемы

2И 18 импульсы поступают на суммирующий вход, а с выхода схемы 2И

19 — на вычитающий вход реверсивного счетчика 26, который выполняет функцию узла хранения угла вектора скорости яхты (либо просто направления диаметральной плоскости яхты при отсутствии движения). Код, занесенный в реверсивный счетчик 26, при этом приводится в соответствие с углом вектора скорости яхты и дешифруется дешифратором 27, который вырабатывает четыре сигнала, соответствующих направлению вектора скорости яхты в Диапазоне 0 -.90, 90-180О, 180-2708

270-360О и поступающих соответственно на схемы 1-2ИЛИ-2И 20,21,22,23, 39,40,41 и 42, а также подает код на блок 28 вычисления, который вычисляет модули синуса и косинуса угла вектора скорости яхты. Делители 13 и 14 частоты с переменным коэффициентом деления преобразуют код, соответствующий модулям синуса и косинуса угла вектора скорости яхты, в соответствующие коэффициенты деления и на выходе делителей 13 и 14 час тота следования прямоугольных импуль-. сов идентифицируется с амплитудой проекций вектора линейной скорости циркуляции яхты на ортогональные оси координат X u Y. Реверсивные счетчики 24 и 25 выполняют функции узлов хранения мгновенной координаты яхты по осяМ X u Y. Если яхта движется B первом квадранте, то импульсы с делителей 13 и 14 проходят через схемы 1-2ИЛИ-2И 20 и 22 на суммирую-, щие входы реверсивных счетчиков 24 и 25. Если яхта движется во втором квадранте, то импульсы с делителей

13 и 14 проходят. через схемы 1-2ИЛИ-2И 20 и 23 соответственно на суммирующий и вычитающий входы реверсивных счетчиков 24 и 25. Если .яхта движется в третьем квадранте, то импульсы проходят через схемы 1-2ИЛИ-2И 21 и 23 на вычитающие входы реверсивных счетчиков 24 и 25. Если яхта движется в четвертом квадранте, то импульсы проходят через схемы 1-2ИЛИ-2И 21 и 22 на вычитающий и суммирующий входы реверсивных счетчиков 24 и 25. Сигнальный. вход на выходе реверсивных счетчиков 24 и 25 определяет местоположение яхты на экране, которое формируется узлом 9. воспроизведения изображения. Скорость и направление перемещения изображе ния на экране. определяется скоростью

1015417

30 и соотношением изменения кодов в реверсивных счетчиках - 24 и 25. В случае, когда задатчик 2 скорости .выве.ден на нуль, изображение яхты неподвижно. Перемещение иэображения происходит с дискретностью, определяемой разрядностью реверсивных счетчиков

21 и 25. На управляющие входы делителей 37 и 38 частоты с переменным: коэффициентом деления поступает код, соответствующий модулям синуса и.косинуса угла вектора скорости яхты, который преобразуется в соответствующие коэффициенты деления, и на выходе делителей 37 и 38 частоты следования прямоугольных импульсов пропорцио- 15 нальны амплитудам проекций вектора линейной скорости циркуляции яхты на ортогональные оси координат Х и Y или пропордиональны проекциям диаметральной линии яхты на оси Х и Y.

Реверсивные счетчики 43 и 44 выполняют функцию узлов хранения величин, пропорциональных амплитудам проекций вектора линейной скорости циркуляции яхты на оси координат Х и Y. Счетчик 25

45 выполняет роль узла-хранения размера яхты по сечению диаметральной .плоскости. При его переполнении им пульс переноса сбрасывает реверсивные счетчики 43 и 44 в нуль и счетчик 45 начинает заполняться снова..

Так нормируется длина яхты на экране.

Узел, содержащий схемы 1-2ИЛИ-2И 3942 и реаерсивные счетчики 43 и 44,, работает аналогично узлу, содержащему схемы 1-2ИЛИ-2И 20-23 и. реверсивные счетчики 24 и 25, т.е. входы

1ИЛИ схем 39-42 являются информационными, а входы 2ИЛИ этих схем являются стробовыми (разрешающими прохождение информации). Узел 9 воспроизведения изображения преобразует сигнальный код на выходе реверсивных счетчиков 43 и 44 (ври помощи. цифроаналоговых преобразователей) в соответствующую развертку на экране, фор мируя изображение яхты, котррое при этом совмещается с координатами местоположения яхты. При совмещении на экране одной электроннолучевой трубки нескольких изображений яхт получают игровую тактичеокую ситуацию.

Предлагаемый тренажер обеспечивает воэможность воспроизведения закона движения яхт в функции от направления ветра, приближенного к реальным условиям, и получения иэображения яхты, вращающийся по направлению вектора скорости. Эта позволяет повысить эффективность обучения спортсменов по умению прокладывать свой курс и маневрировать в окружении других яхт спортсменов-гонщиков.

1015417

1015417

Составитель О. Курилович

Техред К.Мыцьо . Корректор B Гирняк

Редактор Ю. Ковач ,Заказ 3321/47 Тираж 488, Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Тренажер по тактике парусных гонок Тренажер по тактике парусных гонок Тренажер по тактике парусных гонок Тренажер по тактике парусных гонок Тренажер по тактике парусных гонок Тренажер по тактике парусных гонок Тренажер по тактике парусных гонок Тренажер по тактике парусных гонок Тренажер по тактике парусных гонок 

 

Похожие патенты:
Изобретение относится к способу определения геометрических параметров опорно-поворотных устройств (ОПУ) телескопов различных типов монтировок с различным количеством исполнительных осей (осей вращения)

Изобретение относится к тренажерной технике и предназначено для обучения, тренировки и повышения квалификации судоводителей

Изобретение относится к судостроению и касается создания транспортно-тренинговых судов для морского профессионального образования

Изобретение относится к области тренажных средств для подготовки космонавтов к действиям после посадки космического аппарата на водную поверхность, к средствам для имитации волнения моря при проведении исследований и испытаний в моделируемых условиях

Изобретение относится к тренажерным средствам и направлено на обеспечение возможности тренировки лоцмана на борту судна, снабженного средствами для динамического позиционирования

Изобретение относится к тренажеростроению и может быть использовано для выработки навыков обслуживания корабельных систем

Изобретение относится к тренажеростроению, в частности корабельным тренажерам, и может быть использовано для подготовки экипажей кораблей

Изобретение относится к тренажеростроению и может быть использовано для подготовки операторов гидроакустических комплексов (ГАК)
Наверх