Статор электрической машины

 

СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ, содержащий магнйтопровод, образованный навивкой стальной пенты, имеющей зубцовую зону и зону ярма, 23 Л и корпус с охлаждающими элетлентамй,. озшатьтающий магнйтопровод и образованный обливом магн1ггопровода расплавленным металлом, например алюминием, отличающийся тем, что, с целью /улучшения теплопередачи при уменьшении массргабаритных характеристик , на ленте в зоне ярма над зубцами расположены с двух сторон вьшолненные щэи помощи деформации радиальные углуб;ления , .преимущественно клиновидной фор- . мы, растирающиеся к п иферйи, лесгга в зоне ярма расположена с наклономк оси статора , а охлаждающие элементы вьгаолненыввиде стержней, замкнутых с торцов монолитными кольцами иимеющих на нару нойS поверхности шипы, а на внутренней - к)шновидные выступы, расположенные в jL/J мянутых углублениях. 5i

СОЮЗ СОВЕТСКИХ .

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК 5„Н 02 К 1/06

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТ

К ABTOPCMOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Г

t !

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

l (21) 3374234/24-07 (22) 04,01.82 (46) 15,06,83. Бюл. )@ 2?2 (72) Ю. Г. Борзяк, В, Н. Пашков, А. М. Федюшкин и А. И. Яковлев (71) Харьковский ордена Ленина авиационный институт им. Н. E. Жуковского (53) 621,313,713 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство: СССР

Му 584392, кл. Н 02 К 1/06, 1975.

2. Авторское свидетельство СССР

Му 551760, кл, Н 02 К 1/06, 1977.

3,. Авторское свидетельство СССР

Мо 555507,кл. Н 02 К 1/06, 1977. (54)(57) СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ

МАШИНЫ, содержащий магнитопровод, образованный навивкой стальной ленты, имеющей зубцовую зону и зону ярма, 1.

„„SU„„1023530 и корпус с охлаждающими элементами,, охватывающий магнитопровод и образованный обливом магнитопровода расплавленным металлом например алюминием отличающийся тем, что, с целью /улучшения теплопередачи при уменьшении массогабаритных характеристик, на ленте в.зоне spMa над зубцами расположены с двух сторон выполненные

° при помощи деформации радиальные углубления, .преимущественно клиновидной фор- мы, расширающиеся к периферии, лента в зоне ярма расположена с наклоном к оси статора, а охлаждающие элементы выполнены в виде стержней, замкнутых с торцов монолитны ми кольцами и имеющих на. наружной Е поверхности шипы, а на внутренней - кй -1 новидные выступы, расположенные в упо-"-. мянутых углублениях.

1023530

Изобретение относится к электротехнике и может быль использовано при изготовлении электричесхих машин, трансформаторов, дросселей и других алектрических иэделий с навива мыми иэ стальной ленты круглыми магнитопроводами. I

Известен разъемный статор электрической машины, выполненный навивкой из ленты рулонной стали и состоящий иэ двух отдельных частей - ярма и зубцо о вЬй зоны. При атом ярмо витоеиз ленты на ребро, а зубцовая зона выполнена иэ гофрированной ленты с радиальными ребрами, направленными вдоль оси статора пазы открыты со стороны ярма и в них размещена обмотака. Статор изб.отавливается методами беэотходной технологии (1) .

Недостатком такого статора является малый коэффициент заполнения сталью спинки из--sa конусного профиля листов, .что приводит к снижению анергоемкости и энергетических показателей.

Известен статор, у которого листы магнитопровода соединены между собой на периферийных участках клеящей массой, причем указанные участки обращены один к другому и их поверхности выполнены со скосом относительно основной плосхости листа, причем в поперечном разрезе листа в зоне участков образована тра- ЗО пеция с меньшим основанием, обращенным в сторону наружной кромки Я.

Недостатки такой конструкции — увели чение магнитного и теплового сопротивления в зоне склейки, что связано с перерас-g5 ходом ампервитков, ухудшенной теплопередачей.

Наиболее близким к предлагаемому является статор алектромашины, содержащий магнитопровод, образованный навив- 4О кой стальной ленты, имеющей зубцовую зону и зону ярма, и корпус с охлаждаемыми элементами, обхватывающий магнитопровод и образованный обливом магнитопровода расплавленным металлом, например 45 алюминием (3).

Недостатками тахого технического— решения являются малый хоэффициент заполнения сталью спинхи магнитопровода, сложность обеспечения высокоточной сборки пакетов и ухудшенная теплопередеча от пакета к корпусу. Это приводит к росту габарита и повышенному нагреву эле-. ктромаш ины.

Цель изобретения — улучшение теплопередачи при уменьшении массогабаритных характеристик, Поставленная цель достигается тем, что на ленте в зоне ярма над зубцами расположены с двух сторон выполненные при помощи де ормации радиальные углубления, преимущественно клиновидной формы, расширяющиеся к периферии; лента в зоне ярма расположена с наклоном к оси статора, а охлаждающие элементы выполнены в виде стержней, замкнутых с торцов монолитными кольцами, при атом на наружной поверхности этих алементов выполнены шипы, а на внутренней — клиновидные выступы, входящие в укаэанные углубления а

На фиг. 1 изображен магнитопровод, наматываемый из ленты; на фиг. 2 — магнитопровод с наклонно распрложенной в зоне ярма лентой, продольный разрез; на фиг. 3 — статор, продольный разрез; на фиг. 4 — то же, поперечный разрез.

Магнитопровод получен йз стальной ленты путем беэотходного разрезания ее на две ленты 1 и 2, имеющие ярмо 3 зубцовую зону 4. И ярме 3 с двух сторон листа диформацией выполнены радиально направленные углубления б. Эти углубления имеют клиновидную форму и берут свое начало отлиниидна паза и расширяются к периферии. В зоне ярма 3 лента навита наклонно под углом 6 к оси статора.

Навитый таким образом пакет статора скрепляется корпусом, образованным путем обливки его, например, расплавленным алюминием. Корпус имеет продольно расположенные стержни 6, замкнутые с торцов монолитными кольцами 7 посадочными кольцами.7 посадочными выточками 8.

На наружной поверхности стержней 6 расположены охлаждающие элементы, например, в виде коническо-цилиндрических шипов 9, а на внутренней поверхностиклиновидные выступы 1.0, входящие в углубление 5., Изготовленный таким способом статор обладает меньшими габаритами и массой (по сравнению с прототипом} благодаря высокой эффективности теплопередачи, обусловленной устройством внутренних хлйновидных выступов, выполненных иэ материала с хорошей теплопроводйостью.

Эти выступы расположены в зоне интенсивного выделения греющих потерь в магннтопроводе и обмотке 14 статора.

При атом обеспечивается эхономия алюминия е

3023530 023530

Составитель Л. Карцева

Редактор Т, Парфенова Техред С,Мигунова Корректор Л. Бокшан

Заказ 4232/44 Тира)к 687 Подписное

ИНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

1l3035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Статор электрической машины Статор электрической машины Статор электрической машины Статор электрической машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к вращающимся электрическим машинам и может быть использовано в вентильных электродвигателях с постоянными магнитами на роторе

Изобретение относится к электротехнике и электромашиностроению и позволяет упростить конструкцию и обеспечить высокий уровень коэффициента полезного действия

Изобретение относится к электротехнике и касается особенностей герметичных бесконтактных синхронных генераторов торцового типа

Изобретение относится к электромашиностроению, а именно к конструкциям асинхронных электродвигателей общего назначения, и может быть использовано, например, в электроприводе стиральных машин, в дерево- и металлообрабатывающих станках

Изобретение относится к области электротехники и касается конструкции коллекторных электрических машин

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и может быть использовано при изготовлении роторов для асинхронных двигателей динамического режима работы, регулируемых, с требованием по ограничению вибраций и шумов

Изобретение относится к электротехнике и касается создания коллекторных электрических машин

Изобретение относится к электротехнике, а именно к электрическим машинам, которые могут быть использованы в качестве электропривода в случае ограничения одного из поперечных размеров двигателя, в частности при работе в системе редуктор - двигатель

Изобретение относится к электротехнике, а именно к электрическим машинам, которые могут быть использованы в качестве электропривода в случае ограничения одного из поперечных размеров двигателя, в частности при работе в системе редуктор - двигатель
Наверх