Устройство для управления нереверсивным электродвигателем постоянного тока

 

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„Я0.„1 025008

g g H 02 P 5/16

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

Ь р„-:;-.;, ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ I1 " -,, K ABTopcKoMY свидетельству

1 (21) 3390105/24-07

t (22) 03.02.82 (46) 23.06.83. Бюл. М 23 (72) В.Д. Земляков, А.Г; Ровенский, Н.А. Задорожный и В.H. Мовчан . (71) Харьковский ордена Ленина политехнический институт им. В.И.. Лени(53) 621.3.076.5(088,8) (56) 1.-Гарнов В.К. Унифицированные .системы автоуправления электроприводом в металлургии. M., 1977, с. 54.

2. Авторское свидетельство СССР 399988, кл. H 02 P 5/ 16, -1970 (54)(57) УСТРОйстВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ

НЕРЕВЕРСИВНЫМ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕМ ПОСТОЯННОГО ТОКА, содержащее первый блок сравнения сигналов, выход кото" рого подключен к входу регулятора частоты вращения, последовательно соединенные второй блок сравнения сигналов, регулятор тока, блок им- . пульсно-фазового управления, вентильный преобразователь и датчик тока, выход которого соединен с первым входом второго блока сравнения сигналов, причем выход датчика частоты вращения электродвигателя подключвн к первому входу первого блока сравнения сигналов, второй вход которого присоединен к блоку задания частоты вращения, при этом регуляторы частоты вращения и тока выполнены на базе операционно" го усилителя с последовательно соединенными резистором и конденсатором в цепи его обратной связи, о т л ич а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности и увеличения ресурса работы, в устройство введена дополнительная цепь, состоящая из последовательно -и согласно соединеннЫх двух диодов, при этом начало дополнительной цепи присоединено к общей точке соединения, резистора и конденсатора в цепи обратной связи регулятора частоты вращения, к выходу которого подключена общая точка соединения диодов, а конец - к второму входу второго блока сравнения сигна- 4„) лов. heal ВРгВВВ

Изобретение относится к электротехнике, в частности„к автоматизи рованным вен тил ь ным зле кт реп ри водам и может найти применение в устройствах, работающих в режиме ударных 5 нагрузок, например в главных приводах клетей непрерывных, заготовочных, сортовых трубных и листовых станов горячей прокатки.

Известно устройство для управле ния нереверсивным злектродвигател"-.,: постоянного тока, содержащее последовательно соединенные первый блок сравнения сигналов, регулятор частоты вращения, второй. блок сравнения сигналов„ регулятор тока, блок им" пульсно-фазового управления, вентильный преобразователь и датчик тока, выход которого соединен со вторым входом второго блока сравнения сигналов, причем выход датчика частоты вращения электродвигателя подключен

K второму входу первого блока сравнения сигналов, первый вход которого соединен с блоком задания частоты -5 вращения fl) .

Недостатком этого устройства является наличие значительного перерегулирования электродвигателя по частоте вращения при сбросе нагрузки. ЗО

В рассматриваемом режиме работы, при сбросе и приложении нагрузки возникают всплески тока и бестоковые зоны,приводящие к недопустимо большим динамическом усилиям в электродвигателе и объекте управления.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности является устройство для управления неревер- гО сивным электродвигателем постоянного тока, содержащее первый блок сравнения сигналов, выход которого подключен к входу регулятора частоты вращения, последовательно соединенные второй блок сравнения сигналов, регулятор тока, блок импульсно-фазового управления, вентильный преобразователь и датчик тока, выход которого соединен с первым входом второго блока сравнения сигналов, второй вход которого присоединен к выходу регулятора частоты вращения, причем выход датчика частоты вращения электродвигателя подключен к первому входу первого блока сравнения сигналов, второй вход которого присоединен к блоку задания частоты вращения„ при этом регуляторы частоты вращения выполнены на базе операционного усилителя с последовательно соединенными резистором и конденсатором в цепи его обратной связи, причем параллельно цепи обратной связи регулятора частоты вращения включена цепочка, состоящая из последовательно и встречно соединенных стабилитрона и диода (2), Недостатком известного устройства яв.пяется наличие всплесков тока,, а также бестоковых зон в электродвигателе в режиме сброса нагрузки„ что иводит к ударам в механической передаче. Это снижает надежность и уменьщает ресурс работы всего оборудования, Целью изобретения являетая повышение надежности и увеличение ресурса работы устройства.

Поставленная цель достигается тем, что в устройство, содержащее первый блок сравнения сигналов, выход которого подключен к входу регулятора частоты вращения, последовател ьно соединенные второй блок сравнения сигналов, регулятор тока, блок импульсно-фазового управления, вентильный преобразователь и датчик тока, выход которого соединен с первым входом второго блока сравнения сигналов, причем выход датчика частоты вращения электродвигателя подключен к первому входу первого блока сравнения сигналов, второй вход которого присоединен к блоку задания частоты вращения, при этом регуляторы частоты вращения и тока выполнены на базе операционного усилителя с последователЬно соединенными резистором и конденсатором. в цепи его ооратной связи, введена дополнительная цепь, состоящая из последовательно и согласно соединенных двух диодов, при этом начало дополнительной цепи присоединено к общей точке соединения резистора и конденсатора в цепи обратной связи регулятора частоты вращения, к выходу которого подключена общая точка соединения диодов, а конец - к второму входу второго блока сравнения сигналов, На чертеже приведена блок-схема устройства для управления нереверсивнь|м электродвигателем постоянного тока.

Устройство содержит два контура регулирования. Внутренний контур служит для подчиненного регулирования

3 102500 тока и включает соединенные между собой регулятор 1 тока, систему 2 импульсно-фазового управления, вентильный преобразователь 3,. к выходу которого подключен датчик 4 тока. Вы" > ход датчика 4 тока присоединен к первому входу второго блока 5 сравнения сигналов, а выход последнегок входу регулятора 1 тока, Внешний контур, служащий для регулирования 10 частоты вращения, содержит внутренний контур, регулятор 6 частоты вращения, датчик 7 частоты вращения, подключенный к первому входу первого блока 8 сравнения сигналов, выход 15 которого соединен со входом регулятора 6 частоты вращения. Второй вход блока 8 сравнения сигналов присоединен к блоку задания частоты вращения (не показан).

Регуляторы частоты вращения и тока выполнены на базе операционного усилителя с последовательно соединен" ными резистором и конденсатором в цепи его обратной связи. 25

В устройство введена дополнитель" ная цепь, состоящая из последователь" но и согласно соединенных двух диодов 9 и 10. Общая точка соединения диодов подключена к выходу регулятора 6 частоты вращения, при этом на" чало дополнительной цепи соединено с общей точкой соединения резистора и конденсатора в цепи обратной свя" зи регулятора 6 частоты вращения, а конец подключен к второму входу второго блока 5 сравнения сигналов.

Устройство осуществляет управление нереверсивным электродвигателем 11 постоянного тока, 40

Устройство для управления нереверсивным электродвигателем постоянного така работает следующим образом.

В установившемся режиме напряжения на входах Регуляторов тока 1 и 45 частоты вращения 6 близки к нуле, а напряжения на выходах этих регуляторов соответствуют статической на" грузке.

Когда напряжение с блока задания s0 частоты вращения положительно, что соответствует представленному на чер" теже случаю (при отрицательном напряжении с блока задания частоты враще" ния необходимо изменить полярность у

Ф а включения диодов в дополнительнои цепи), то напряжение на выходе регулятора 6 частоты вращения отрицательно, 8 .4 поэтому диод 9 открыт, а диод I0 закрыт, Поэтому в установившемся режиме диоды 9 и 10 не влияют на работу двухконтурной системы регулирования.

После сброса нагрузки частота вращения электродвигателя 11 увеличивается выше заданного значения и напряжение на входе регулятора 6 частоты становится отрицательным. Iloлярность напряжения на выходе регулятора 6 изменяется и к диоду 9 при.кладывается обратное напряжение. Диод

9 закрывается и напряжение задания на ток двигателя становится равным нулю. При этом диод 10 открывается и шунтирует конденсатор B цепи обратной связи регулятора 6 частоты вращения, предотвращая тем самым его заряд под действием отрицательного входного напряжения. До тех пор, пока двигатель на выбеге тормозится до заданной .частоты вращения, напряжение на выходе регулятора 1 тока соответствует существующей в данный момент частоте вращения. Так как при торможении двигателя уменьшается

его противо-ЭДС и вызванный :этим ток электродвигателя, то по цепи, обратной связи внутреннего контура через датчик ч тока уменьшается выходное напряжение регулятора 1 тока. Поэтому регулятор 1 тока при торможении электродвигателя 11 на выбеге постоянно готов к набросу нагрузки и бестоковая зона отсутствует.

При уменьшении частоты вращения электродвигателя 11 до заданной величины напряжение на выходе первого блока 8 сравнения сигналов становится положительным. Полярность напряжения на выходе регулятора 6 частоты вращения изменяется, диод 10 закрывается, а диод 9 открывается. При этом величина напряжения на выходе регулятора 6 частоты вращения приблизительно равна уровню, соответствующему режиму холостого хода при заданной частоте вращения, а напря" жение на выходе регулятора 1 тока имеет. уровень, соответствующий режиму холостого хода на существующей частоте вращения. Электропривод пе" реходит в установившийся режим холостого хода беэ всплесков тока и перерегулирования по частоте вращения °

При набросе нагрузки на выходе блока 8 сравнения сигналов появляется положительное напряжение, а напряжение на выходе регулятора 6 частоты

Составитель А. Бабак

Тех И.Контура

Корректор Г. Огар

Р актор Л. Филиппова

Подписное

50 ираж

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

1l303 Москва 3-3 Ра вская наб. аказ 1 илиал атент, i. жгород, ул. роектная, 5 102 вращения увеличивается до уровня, определяемого величиной статической нагрузки. Дищ ы 9 и 10 s дальнейшем не влияют на работу устройства до следуецего сброса нагрузки.

Таким образом, неколебательный характер восстановления частоты вращения электродвигателя и исключение режимов его работы с разрывным током обеспечивает беэзазорное движение пе5008 6 редачи двигатель - рабочий орган к моменту очередного приложения нагрузки °

Изобретение позволяет повысить

s надежность электропривода и увеличить ресурс его работы за счет снижения динамических нагрузок в механической передаче. Это сокращает простои оборудования из-за внеплановых ремонтных работ.

Устройство для управления нереверсивным электродвигателем постоянного тока Устройство для управления нереверсивным электродвигателем постоянного тока Устройство для управления нереверсивным электродвигателем постоянного тока Устройство для управления нереверсивным электродвигателем постоянного тока 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для привода различных механизмов с питанием от однофазной сети переменного тока

Изобретение относится к тяговым электроприводам транспортных средств, питающихся от сети постоянного тока

Изобретение относится к устройствам для регулирования и стабилизации скорости электродвигателей постоянного тока

Изобретение относится к тяговым электроприводам постоянного тока

Изобретение относится к тяговым электроприводам постоянного тока

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в качестве тягового электропривода в электроподвижном составе метрополитена и наземных железных дорог

Изобретение относится к области электротехники, а именно к вентильным электроприводам с обратной связью по ЭДС

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в маломощных приводах различных механизмов, требующих регулирования скорости вращения вниз от номинальной скорости
Наверх