Способ оценки технического состояния двигателя внутреннего сгорания

 

СОКИ СОВЕТСНИХ

СЭ44МЮПН

РЕСПУБЛИК (t9I (И) Ид1 001 М 15/ОО

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ГЮ ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И 0ТНРЫТИЙ

ОПИСАНИЯ ИЗОЬРКткНиЯ

Н ASOOIHOk55 СВЩИТЕГВСТВУ

tsts (.21) 3281720/25-06 (22} 23.04.81 (461 15.07 83 Бюл. М 26 (72> В.С. Минаев, С.И. Костенко и В,Н. Власенко (71) Государственный всесоюзный ордена Трудового Красного Знамени . научно-.исследовательский технологический институт ремонта и эксплуатации мааинно-тракторного парка (53} .621.436.001.5 (088,8) (.56) 1. Патент СЭА Н 4064747, кл. 73-1I6, 1977

2. Патент США If 4123935, кл. 73-116, .1978. (54) (..57) СПОСОБ. ОЦЕНКИ ТЕХНИЧЕСКОГО .СОСТОЯНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВИУТРЕННЕгО СГО. РАНИЯ путем контроля отклонений иеавиомерности угловой скорости коленчатого вала на тактах сжатия и расаирения в пределах цикла, з а к л юч а ю шийся в том, что измеряют угловые ускорения коленчатого вала в заданные периоды конца сжатия-начала сгорания и определяют показатель технического состояния, который сравнивают с эталонным, о т л и ч аю шийся тем, что, с целью повышения точности оценки, в качестве показателя технического состояния принймают амплитуды коротких импуль.сов ускорения и фазовые положения их экстремумов, причем заданные периоды конца сжатия-начала сгорания ограничивают. 35 по углу поворота коленчатого вала до и после верхней мертвой точки.

102902

Изобретение относится к испытанию двигателей, s частности к способам технической диагностики двигателей внутреннего сгорания по параметрам рабочих процессов и может быть использовано при оцвнке качества регулировки и сборки новых двигателей при техническом обслуживании машин и на входном или выходном контроле технического состояния двигателей, преимущественно дизелей, при их ремонте.

Известны,способы оценки технического состояния двигателя внутреннего сгорания путем контроля отклонений неравномерностей угловой скорости коленчатого вала на тактах сжатия и расширения в пределах цикла 1j.. днако в таких способах оценка технического состояния производится с недостаточной точностью, так как измерение проводится с большим осреднением по циклу.

Известны также способы сценки технического состояния двигателя внутреннего сгорания (ДВС) путем контроля отклонений неравномерности угловой скорости коленчатого вала на тактах .сжатия и расширения в пределах цикла, заключающиеся B том, что измеряют угловые ускорения коленчатого вала в заданные периоды конца сжатия-начала сгорания и определяют показатель технического состояния, который сравнивают с эталонным f 2 ) .

В таких способах повышена точность диагноза, однако показателем технического состояния принимается осредненное за заданный период значение, что снижает возможности повышения точности.

Цель изобретения — повышение точности определения технического состояния двигателя.

Указанная цель достигается тем, что согласно способу оценки технического состояния ДВС путем. контроля отклонений неравномерности угловой скорости коленчатого вала на тактах сжатия и расширения в пределах цикла, заключающемуся в том, что измеряют угловые ускорения коленчатого вала в заданные периоды конца сжатия-начала сгорания и определяют показатель технического состояния, который сравнивают с эталонным, в качестве показателя технического состояния принимают амплитуды коротких импуль45

Длительность коротких импульсов ускорения или замедления коленчатого вала, опережающих ВМТ, определяется интервалом соответствующим моменту времени при котором P P u

ВМТ. гоъов сов ускорения и фазовые положения их экстремумов, причем заданные периоды конца сжатия-начала сгорания ограничивают 35впо углу поворота коленчатого

5 вала до и после верхней мертвой точки.

Предлагаемый способ поясняется схемой, где произведены сигналы регистрируемых импульсов ускорений по

10 цилиндрам двигателя вблизи ВМТ. тактов конца сжатия-начала сгорания.

На чертеже представлена экспериментальная циклограмма контролируемых со стороны маховика коротких !

5 импульсов ускорений и замедлений коленчатого-вала четырехцилиндрового

° тракторного дизеля (порядок работы цилиндров 1-3-4-2), работающего в установившемся режиме с неисправной

20 форсункой четвертого цилиндра.

Там же обозначены основные измеряемые показатели технического состояния, по которым дополнительно. могут быть определены и их производ25 ные показатели, где Ц> - фаза j -го эксремума им-.

1 пульса ускорения относительно опорной точки в цикле, например относи1

30 тельно верхней мертвой ! точки одного из цилиндров; ф „- фазовый интервал между опережающими верхнюю мертвую точку экстремума. ми импульсов ускорения вала; фазовый интервал между

31 экстремумами импульсов замедлений измеряемых за верхней мертвой точкой; . фазовый интервал между экстремумами импульсов ускорения и замедления в области верхней мертвой точки j -ro цилиндра;

О„ - амплитуда импульса ускорения, измеряемая s фазе ф1 амплитуда импульса за50 1 медления, измеряемая в фазе Ч1 + ф д .

1029026

Составитель Н. Патрахальцев

Редактор А. Химчук Техред И.Костик

Корректор О. Тигор Заказ 4947/39 Тираж 873

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Иосква, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Подписное

Филиал ППП "Патент", r Ужгород, ул. Проектная, 4

Соответственно для современных автотракторных двигателей быстродействие датчика ускорения должно быть не хуже 10 - 10 1 с, причем нижняя граница относится к дизелям.

Циклограмма импульсов при установке датчика со стороны носка коленчатого вала отличается от представленной на чертеже, в связи с тем, что импульсам ускорения маховика соответ-10 ствуют импульсы замедления носка коленчатого вала и наоборот.

Предлагаемый способ применим как при установившемся, так и при неустановившихся режимах работы ДВС. 15

При неустановившихся режимах работы двигателя измерения проводят в определенные моменты разгона и с этого момента относительно опорной точки в цикле начинают измерять и 20 регистрировать (запоминать) текущие значения амплитуд импульсов ускорения (замедления) и фаз их экстремумов в области ограниченной 35о по углу поворота коленчатого вала до и после ВИТ каждого цилиндра. По полученной циклограмме импульсов ускорений (в виде амплитудно-фазового спектра) находят путем перебора, например с помощью ЭВИ, эталонную ъ циклограмму соответствующую техническому состоянию двигателя.

При отсутствии, альбома эталонных циклограмм амплитудно-фазового спектра импульсов ускорений коленчатого вала Д/ВС оценку-его технического состояния осуществляют следующим об. разом.

Установив скоростной, тепловой и нагрузочный режимы проводят измерения амплитудно-фазового спектра импульсов ускорений коленчатого вала. Затем отключают подачу топлива по цилиндрам и повторяют измерения, при этом всякий раз запоминают остаточную амплитуду j --го импульса, который соответствует работе цилиндра с отключенной подачей топлива, сравнивая между собой остаточные амплитуды оценивают по ним состояние цилиндро- поршневой группы различных цилиндров меньшей остаточной амплитуде соответствует худшее состояние).

Эффективность предлагаемого способа оценки технического состояния ДВС по сравнению с существующими аналогичными способами достигается за счет повышения точности и информационности оценки.

Способ оценки технического состояния двигателя внутреннего сгорания Способ оценки технического состояния двигателя внутреннего сгорания Способ оценки технического состояния двигателя внутреннего сгорания 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технической физике, а более конкретно к испытаниям реактивных двигателей, и может быть использовано в способах и устройствах для измерения тяги для повышения их точности

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано при контроле работоспособности элементов системы регулирования и защиты паровых турбин

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано в системах автоматического управления и диагностики дизельных и карбюраторных двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области диагностики технического состояния машин, а конкретно, к способам диагностики и прогнозирования технического состояния машин, и может быть использовано для диагностики технического состояния машин, образующих машинные комплексы, путем анализа данных вибрации, потребления тока, его напряжения, расхода рабочего тела, температуры машины, обеспечивая своевременное отклонение действительного состояния машин от рабочего состояния и бесперебойную работу всего комплекса

Изобретение относится к испытаниям двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к обкатке и испытанию вновь изготовленных и отремонтированных двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано для обкатки других механизмов, например, коробок передач, ведущих мостов автомобилей

Изобретение относится к ракетостроению и может быть использовано при стендовых испытаниях жидкостных ракетных двигателей (ЖРД)
Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано при усовершенствовании условий смазки и оптимизации конструктивных параметров деталей цилиндро-поршневой группы ДВС
Наверх