Электропривод постоянного тока

 

. ЭЛЕКТРОПРИВОД ПОСТОЯННОГО ТОКА, содержащи{ последовательно соединённые электродвигатель и тиристор, шунтированные автотрансформатором, вывод обмотки добавочного напряжения которого соединен с катодом первого диода, анод которого соединен с первым выводом конденсатора и первым выводом первого потенциометра, второй вывод которого соединен с выводом якорной обмотки электродвигателя, а средний вывод первого потенциометра через последовательно соединенные второй потенциометр, первый резистор и второй диод соединен с анодом тиристора , управляющий электрод которого соединен с катодом третьего диода, анод которого соединен с катодом четвертого диода и вторым выводом конденсатора, отличающийся тем, что, с целью расширения диапазона регулирования скорости , в.него введены второй резистор , пятый диод, транзистор и стабилитрон , при этом катод стабилитрона, эмиттер транзистора, катод пятого диода соединены между собой и подключены к среднему выёоду второго потенциометра, анод пятого диода соединен с базой транзистора и через второй резистор с катодом тиристора, а анод стабилитрона соединен с коллектором транзистора и с анодом четвертого диода.

„„SU„„1040585

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

Зс50 Н 02 Р 7/28

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3434162/24-07 (22) 06. 05. 82 (46) 07 09. 83. Бюл.й 33 (72) А.П.Ноздреватых,.В.П.Игнатенко, Ю.А.Ноздреватых и М.П.Нваюк (53) 621.316.718.5(088.8) (56) 1. Патент Японии N 48-15409, кл. Н 02 Р 7/28, 1968.

2. Авторское свидетельство СССР

И 764081. кл. Н 02 P 7/28, 1980, (54)(57), ЭЛЕКТРОПРИВОД ПОСТОЯННОГО

ТОКА,. содержащий последовательно соединенные электродвигатель и тиристор, аунтированные автотрансформатором,, вывод обмотки добавочного напряжения которого соединен с катодом первого диода, анод которого соединен с первым выводом конденсатора и первым выводом первого потемциометра, вто- рой вывод которого соединен с выводом якорной обмотки .электродвигателя, а средний вывод первого потенциометра через последовательно соединенные второй потенциометр, первый резистор и второй диод соединен с. анодом ти.ристора, управляющий электрод которого соединен с катодом третьего диода, анод которого соединен с катодом четвертого диода и вторым выводом конденсатора, о т л и ч а ю— шийся тем, что, с.целью расширения диапазона регулирования скорости, в.него введены второй резистор, пятый диод, транзистор и стабилитрон, при этом катод стабилитрона эмиттер транзистора, катод пятого диода соединены между собой и.подключены к среднему выводу второго потенциометра, анод пятого диода соединен с базой транзистора и через второй резистор с катодом тириетора, а анод стабилитрона соединен с кол лектором транзистора и с анодом чет-. вертого диода..

1 1040

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для регулирован;;л скорости электродвигателей, применяемых в станкостроении, машиностроении, бытовой технике и т.п.

Известен электропривод постоянного тока, содержащий последовательно соединенные электродвигатель и ти- . истор, шунтированные последователь- 1О о соединенными резистором,потенцио-. метром, шунтированным конденсатором и диодом, управляющий электрод тиристора через диод соединен со средним выводом потенциометра, а через

: параллельно соединенные второй резистор и второй конденсатор соединен с катодом тиристора (1J .

Недостатки указанного электропривода - относительно небольшой диапазон регулирования скорости.и зависимость скорости от нагрузки электропривода.

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности является элек- ,тропривод постоянного тока, содержащий последовательно соединенные (электродвигатель и тиристор, шунтированные автотрансформатором, вывод обмотки добавочного напряжения котозо рого соединен с катодом первого дио.да, анод которого соединен с первым

"выводом конденсатора и первым выводом первого потенциометра, второй вывод которого соединен с выводом якорной обмотки электродвигателя, а средний вывод первого потенциометра через. последовательно соелиненные второй потенциометр, первый резистор и второй диод соединен с анодом тиристора, управляющий- электрод которого соединен с катодом четвертого диода и вторым выводом конденсатора j?j.

Недостатком известного электропривода является зависимость скорости электродвигателя от нагрузки на валу, особенно на малых оборотах, и небольшой диапазон регулирования.

Цель изобретения - расширение диапазона регулирования скорости 5О электропривода постоянного тока. .Поставленная цель достигается тем, что в электропривод постоянного тока, содержащий последовательно сое,диненные электродвигатель и тиристор,55 шунтированные автотрансформатором, вывод обмотки щ>бавочного напряжения которого соединен с катодом пер585 2 вого диода, анод которого соединен с первым выводом конденсатора и первым выводом первого потенциометра, второй вывод которого соединен с выводом якорной обмотки электродвигателя, а средний вывод первого потенциометра через последовательно соединенные второй потенциометр, первый резистор и второй диод соединен с анодом тиристора, управляющий электрод которого соединен с катодом третьего диода, анод которого соединен с катодом четвертого диода и вторым выводом конденсатора, введены второй резистор, пятый диод, транзистор и стабилитрон,, при этом катод стабилитрона, эмиттер транзистора, катод пятого диода соединены между собой и подключены к среднему выводу второго потенциометра, анод пятого диода соединен с базой транзистора и через второй резистор с катодом тиристора, а анод стабилитрона соединен с коллектором транзистора и с анодом четвертого диода.

На чертеже приведена принципиальная схема электропривода постоянного тока.

Электропривод постоянного тока содержит последовательно соединенные электродвигатель 1 и тиристор 2, шун-тированные автотрансформатором .3, вывод обмотки добавочного напряжения которого соединен с катодом диода 4, анод которого соединен с первым выводом конденсатора 5 и первым выводом потенциометра 6, второй вывод которого соединен с выводом: электродвигателя 1, а средний вывод потенциометра 6 через последовательно соединенные потенциометр 7, резистор 8 и диод 9 соединен с.анодом> тиристора 2, управляющий электрод которого соединен с катодом диода 10, анод которого соединен с катодом диода 11 и вторым выводом конденсатора 5. Кроме того, электропривод содержит резистор 12, диод 13, транзистор 14 и стабилитрон 15, при этом катод стабилитрона 15, эмиттер транзистора 14, катод диода 13 соединены между собой и подключены к среднему выводу потенциометра 7,анод диода 13 соединен с базой транзистора 14 и через резистор 12 с катодом тиристора 2, а анод стабилитрона

15 соеДинен с коллектором транзистора 14 и с анодом диода 11.

Составитель 6. Воробьев

Редактор С.Квятковская Техред М.Костик КорректорО.Билак

Заказ 6945/57 Тираж 687

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий.113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Подписное

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

3 1040

Электропривод работает следующим образом.

Если с потенциометра 7 снимается напряжение меньше, чем напряжение на добавочной обмотке автотрансформатора 3, то в первую половину положительной полуволны конденсатор 5 заряжается по цепи: диод 9, резистор

8, часть,потенциометра 7, транзистор

14 и диод 11. 10

Напряжение на конденсаторе 5 до" стигает максимума в середине полуволны питающего напряжения и некоторое время остается без изменения, так как нет разряда конденсатора 5 через, 15 диоды 10 и 11, которые до некоторого времени заперты.

Во второй половине полупериода, . когда потенциал точки А станет больше потенциала точки В, конденсатор 5 20 разряжается через открывшийся диод

10, управляющий электрод тиристора

2, цепь якоря электродвигателя 1 и потенциометр 6, тиристор 2 открывается и пропускает ток через якорь 2s электродвигателя 1.

Транзистор 14 играет роль регулятора угла отпирания тиристора 2 за

585 4

:счет изменения величины напряжения заряда конденсатора 5. Если напряжение противо-ЭДС якоря оказывается меньше задающего напряжения, то транзистор 14 открыт и конденсатор

5 заряжается на большее напряжение, обеспечивая более раннее отпирание тиристора 2, от чего электродвигатель ускоряется. Если противо-ЭДС якоря больше, чем задающее напряжение, то транзистор 14 закрывается и конденсатор 5 заряжается на меньшее напряжение, обеспечивая более позднее отпирание тиристора 2, и обороты электродвигателя уменьшаются. .Стабилитрон 15 защищает от перенапряжения переход эмиттер — коллектор транзистора 14, а анод 13 защищает от пробоя переход база - эмиттер этого транзистора 14.

Таким образом, наличие транзистора в цепи заряда конденсатора, управляемого от задающего напряжения и напряжения противо-ЭДС якоря, которое пропорционально скорости электродвигателя, обеспечивает стабилизацию . скорости и расширение диапазона регулирования.

Электропривод постоянного тока Электропривод постоянного тока Электропривод постоянного тока 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области транспортных средств, в частности, к электроприводам электромобилей

Изобретение относится к электротехнике, в частности к тяговым электроприводам постоянного тока

Изобретение относится к системам управления двигателей постоянного тока

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для управления тяговыми электродвигателями

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в высокочастотных зарядных устройствах и источниках питания с гальванической развязкой выходного напряжения для тягового электропривода аккумуляторных автомобилей

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в прецизионных системах регулирования угловой скорости, построенных на базе контура фазовой синхронизации

Изобретение относится к способу управления гасительным устройством для рекуперирующей мостовой схемы вентильного преобразователя, причем мостовая схема вентильного преобразователя, управляемая пусковыми импульсами схемы управления, синхронизированной с сетью, своими тремя входами подключена к фазам трехфазной сети, а оба выхода мостовой схемы связаны с электродвигателем постоянного тока, который в генераторном режиме через мостовую схему возвращает энергию в трехфазную сеть, и гасительное устройство управляется блоком управления, от которого выдаются управляющие импульсы в зависимости от контроля электрических и временных параметров

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для управления электродвигателями постоянного тока

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в промышленных установках для отработки позиционными электроприводами с упругими валопроводами заданных диаграмм перемещения

Изобретение относится к области электротехники, в частности к полупроводниковой технике, и может быть использовано на электроподвижном составе для управления тяговыми электрическими машинами постоянного тока, электротермическими установками и другими потребителями электроэнергии
Наверх