Зубчатая эластичная муфта

 

ЗУБЧАТАЯ ЭЛАСТИЧНАЯ МУФТА , содержащая ведущую зубчатую полумуфту , упругое звено, ведомую полумуфту и смонтированный на ведомой полумуфте зубчатый узел сцепления, входящий в зацепление с зубчатым венцом ведущей полумуфты и взаимодействующий с упругим звеном , отличающаяся тем, что, с целью увеличения срока службы путем повышения демпфирующей способности муфты, зубчатый узел сцепления выполнен в виде сателлитов планетарного ряда с солнечной шестерней с хвостовиком, соединенным посредством ходовой резьбы с ведомой полумуфтой, упругое звено выполнено в виде двух сильфонов, заполненных рабочей жидкостью, установленных по обе стороны ведомой полумуфты и соединенных дроссельным каналом, выполненным в ведомой полумуфте. 12 8 (Л 4; СО 00 О5 ФигЛ

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

3.(5И F 16 D 3/18

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

1

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ, -;:-.;-,",.,,„,.

К ABTOPGKOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ .1

13 Р 12

1 3 5

А

Фи 1 (21) 3388512/25-27 (22) 05. 02.82 (46) 23.09.83. Бюл. № 35 (72) Ю. А. Потакин, В. M. Демиденко и А. А. Семенченко (53) 621.825.5 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 666320, кл. F 16 D 3/18, 1977. (54) (57) ЗУБЧАТАЯ ЭЛАСТИЧНАЯ МУФТА, содержащая ведущую зубчатую полумуфту, упругое звено, ведомую полумуфту и смонтированный на ведомой полумуфте зубчатый узел сцепления, входящий в за „SUÄÄ 1043376 А цепление с зубчатым венцом ведущей полумуфты и взаимодействующий с упругим звеном, отличающаяся тем, что, с целью увеличения срока службы путем повышения демпфирующей способности муфты, зубчатый узел сцепления выполнен в виде сателлитов планетарного ряда с солнечной шестерней с хвостовиком, соединенным посредством ходовой резьбы с ведомой полумуфтой, упругое звено выполнено в виде двух сильфонов, заполненных рабочей жидкостью, установленных по обе стороны ведомой полумуфты и соединенных дроссельным каналом, выполненны1и в ведомой полумуфте.

1043376

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для соединения рабочего органа машины с приводом, и может быть использовано с наибольшей эффективностью в агрегатах с большими крутящими моментами и маховыми массами.

Известна зубчатая эластичная муфта, содержащая ведущую зубчатую полумуфту, упругое звено, ведомую полумуфту и смонтированный на ведомой полумуфте зубчатый узел сцепления, входящий в зацепление с зубчатым венцом ведущей полумуфты и взаимодействующий с упругим звеном. Упругое звено выполнено в виде звездочки из эластичного материала, а зубчатые элементы имеют форму секторов ($.

Недостатками известной муфты являются ее невысокие демпфирующая способность и рес рс работы, в частности в условиях знакопеременных нагрузок.

Цель изобретения — увеличение срока службы путем повышения демпфирующей способности муфты.

Поставленная цель достигается тем, что в зубчатой эластичной муфте, содержащей ведущую зубчатую полумуфту, упругое звено, ведомуЮ полумуфту, и смонтированный на ведомой полумуфте зубчатый узел сцепления, входящий в зацепление с зубчатым венцом ведущей полумуфты и взаимодействующий с упругим звеном, зубчатый узел сцепления выполнен в виде сателлитов планетарного ряда с солнечной шестерней с хвостовиком, соединенным посредством ходовой резьбы с ведомой молумуфтой, упругое звено выполнено в виде двух сильфонов, заполненных рабочей жидкостью, установленных по обе стороны ведомой полумуфты и соединенных дроссельным каналом, выполненным в ведомой полумуфте.

На фиг. 1 изображена зубчатая эластичная муфта, продольный разрез; на фиг. 2— сечение А-А на фиг. l.

Зубчатая эластичная муфта содержит ведущую полумуфту 1 с внутренним зубчатым венцом и ведомую полумуфту 2, на которой смонтирован зубчатый узел сцепления.

Последний состоит из сателлитов 3, установленных на осях 4 с возможностью поворота на ведомой полумуфте 2. Сателлиты 8 находятся в зацеплении с солнечной шестерней 5 и зубчатым венцом ведущей полумуфты 1. Солнечная шестерня 5 на своей оси имеет хвостовик 6 с ходовой резьбой, на котором установлена ведомая полумуфта 2. Упругое звено выполнено в виде сильфонов 7 и 8, установленных с возможностью вращения на ведомой полумуфте 2 по обе ее стороны и прикрепленных к торцу солнечной шестерни 5 и диску 9, расположенному на конце 10 хвостовика б. Полости

11 и 12 сильфонов 7- и 8 заполнены рабочей жидкостью и соединены между собой дроссельным отверстием 13, выполненным в ведомой полумуфте 2.

Муфта работает следующим образом.

При включении привода ведущая полумуфта 1 вращается, например, по стрелке

Б, В этом же направлении вращаются сателлиты 3 на .осях 4 и вращают солнечную шестерню 5 в противоположном направлении, так как момент сопротивления ведомой полумуфты 2 больше момента сопротивле5 о

Муфта обладает повышенной демпфирующей способностью и обеспечивает возможность взаимного поворота ведущей и ведомой полумуфт на несколько (1-3) оборония вращению шестерни 5. В то же время хвостовик 6 с солнечной шестерней 5 перемещается в осевом направлении влево по ходовой резьбе относительно полумуфты 2, сжимая сильфон 7 и растягивая противо"5 положный сильфон 8. Рабочая жидкость из полости 12 через дроссельный канал 13 перетекает в полость 11 сильфонат 7, расположенного между солнечной шестерней 5 и ведомой полумуфтой 2. С увеличением сжатия сильфона 7 и возрастанием скорости перемещения по ходовой резьбе хвостовика б возрастает осевое усилие сопротивления повороту шестерни 5, увеличивается момент сопротивления на сателлитах 3, скорость их вращения на осях 4 уменьшается . Далее по25 является новый вид движения .— вращение ведомой полумуфты 2 вместе с осями 4 сателлитов 3. Крутящий момент начинает передаваться от полумуфты 1 на,полумуфту

2 через сателлиты 3 и оси 4. Одновременно уменьшается скорость осевого перемешения шестерни 5 относительно полумуфты 2.

При сжатии сильфона 8 до расчетной величины осевое перемещение шестерни 5 относительно полумуфты 2 прекращается и одновременно прекращается их вращение от носительно друг друга.

Сателлиты 3 останавливаются и начинается совместное вращение ведущей полумуфты 1, сателлитов 3 с осями 4 и ведомой полумуфтой 2 со скоростью, равной скорости ведущей полумуфты 1. При реверси4О ровании привода ведущая полумуфта 1 тормозится, а сателлиты 3 вместе с ведомой полумуфтой 2 еще продолжают вращаться, Одновременно они начинают проворачива— ться на,осях 4 относительно ведомой полумуфты 2 и вращают солнечную шестерню

45 5 по часовой стрелке. Хвостовик 6 ввертывается в ведомую полумуфту 2, сильфон.

8 разжимается, а сильфон 7 сжимается, вытесняя жидкость из полости 11 в полость 12.

По мере сжатия сильфона 7 скорость вращения шестерни 5 относительно полумуфты 1 уменьшается. Окружные скорости полумуфт выравниваются и после мгновенной остановки начинается плавное вращение в обратную сторону.

1043376

Составитель Г. Абрамова

Текред И. Верее Корректор А. Тяско

Тираж 925 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

I 13035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Редактор С. Саенко

Заказ 7307 38 тов. При этом существенно снижаются динамические нагрузки на элементы муфты, и привод, что повышает ресурс их работы, особенно в условиях криогенных температур, когда эластичные элементы из резины или полимерных материалов становятся хрупкими и выходят при динамических нагрузках из строя.

Зубчатая эластичная муфта Зубчатая эластичная муфта Зубчатая эластичная муфта 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к зубчатой муфте, в частности к двойной зубчатой муфте для единиц рельсового подвижного состава

Изобретение относится к устройствам для соединения валов с передачей момента вращения между ведущим и ведомым валами с возможностью их угловых и радиальных смещений

Изобретение относится к машиностроению и предназначено предпочтительно для приводов барабанных мельниц

Изобретение относится к машиностроению, в частности к невыключаемым компенсирующим муфтам, и может быть использовано для соединения валов и других вращающихся элементов машин и механизмов в условиях динамических и реверсивных нагрузок

Изобретение относится к шарнирным устройствам винтовых героторных гидромашин и может быть использовано в винтовых забойных двигателях для бурения нефтяных и газовых скважин и в винтовых насосах для перекачивания жидкости из наклонных и горизонтальных скважин

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для приводов тяжелонагруженных машин, преимущественно прокатных станов, турбин, гребных винтов морских судов и других машин

Изобретение относится к области машиностроения, более конкретно к жестким компенсирующим муфтам, и предназначено для соединения валов с угловым и параллельным смещением осей, особенно в тяжелонагруженных передачах с повышенными углами перекоса соединяемых валов

Изобретение относится к области общего и транспортного машиностроения, в частности к зубчатым муфтам

Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано при проектировании трансмиссий для передачи вращения в машинах разного назначения

Изобретение относится к машиностроению и может быть преимущественно использовано в силовых нереверсивных приводах машин различных отраслей промышленности
Наверх