Способ для определения шероховатости дорожного покрытия и устройство для его осуществления

 

1. Способ опредеиения шероховатости дорожного покрытия, включающий заполнение впадин шероховатого покрытия сыпучим материалом, измерение его объема и площади распределения на покрытии, снятие слепка покрытия , измерение объема впадин слепка с последующим расчетом шероховатости , отличающийся тем, что, с целью упрощения и повслцения оперативности определения параметров шероховатости, в качестве сыпучего материала используют ферромагнитные шарики, а слепок извлекают магнитом. З7fffff (Л - - 4 ш

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН

3(51) E 01 С 23 07 .

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ

I (21) 3459690/29-33 (22) 28. 06.82 (46) 07.10.83. Вюл. Ю 37 (72) Ю. С. Карих, А.Ю. Карих, Л.Г.Панина и С.М.Акиншин (71) Государственный дорожный проектно -изыскательский и научно-исследовательский институт ГИПРОДОРНИИ (53) 625 ° 7.032.32(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

М 907138, кЛ. Е 01 С 23/01, 1982.

2 . Rapport Но елs Vaqock Traf1.ki.

Institut, v 3, У 163, р. 27, fig. 22, (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ШЕРОХОВАТОСТИ ДОРОЖНОГО ПОКРЫТИЯ И УСТРОЙСТВО

„„SU„„1046387 А

ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ (57) 1. Способ опредеаения шероховатости дорожного покрытия, включаюший заполнение впадин шероховатого покрытия сыпучим материалом, измерение его объема и плошади распределения на покрытии, снятие слепка покрытия, измерение объема впадин слепка с последующим расчетом шероховатости, о т л и ч а ю Ш и и с я тем, что, с Белью упрошения н повышения оперативности определения параметров шероховатости, в качестве сыпучего материала используют ферромагнитные шарики, а слепок извлекают магнитом.

1046387

2. Устройство для определения шероховатости дорожного покрытия, содержащее короб, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью упрощения и повышения оперативности определения параметров шероховатости, оно снабжено штоком с магнитом и индикаторной стрелкой, закрепленной на штоке, подвижной шкалой, заслонкой из немаг нитного токопроводящего материала, ферромагнитными. шариками и электри1

Изобретение относится к строительству и эксплуатации автомобильных дорог, а именно к определению параметров шероховатости дорожных покрытий. 5

Известен способ определения шероховатости дорожного покрытия, .включающий заполнение впадин шероховатости покрытия сыпучим материалом, измерение его объема и площади распределения на покрытии, снятие слепка покрытия, измерение объема впадин слепка с последующим расчетом шероховатости (1).

Недостатками данного способа являются значительная трудоемкость определения объемов впадин и выступов шероховатого покрытия с помощью мелкозернистого сыпучего материала и гипсового слепка, необходимость иметь в наличии расходуемые песчаные и вяжущие материалы, многооперационность процесса измерения параметров шероховатости, а также существенные затраты времени на приготовление гип- сового слепка. 25

Известно устройство для определения шероховатости дорожного покрытия, содержащее короб (2 7i

Однако известное устройство позволяет оценивать только объем впа- 30 дин шероховатости и не фиксирует формы щебня покрытия, что не позволяет определить его объем.

Цель изобретения — упрощение и

О повышение оперативности определения З5 параметров шероховатости.

Цель достигается тем, что соглас но способу определения шероховатости дорожного покрытия, включающему заполнение впадин шероховатого пок- 4О рытия сыпучим материалом, измерение его объема и площади распределения на покрытии, снятие слепка покрытия, измерение объема впадин слепка с последующим расчетом шероховатости, 45 в качестве сыпучего материала исполь ческой цепью с индикатором, при этом короб выполнен из изоляционного ,материала, шток установлен в верхней части короба с возможностью вертикального перемещения вдоль подвижной шкалы, установленной параллельно оси штока, ферромагнитные шарики размещены в коробе под магнитом, а заслонка установлена в нижней части короба и посредством электрической цепи свя эана с магнитом.

2 зуют ферромагнитные шарики, а слепок извлекают магнитом.

Кроме того, устройство для определения шероховатости дорожного покрытия, содержащее короб, снабжено штоком с магнитом и индикаторной стрелкой, закрепленной на штоке, подвижной шкалой, заслонкой из немагнитного токопроводящего материала, ферромагнитными шариками и электрической цепью с индикатором, при этом короб выполнен из изоляционного материала, шток установлен .в верхней части короба с воэможностью перемещения вдоль подвижной шкалы, установленной параллельно оси штока, ферромагнитные шарики размещены в коробе под магнитом, а заслонка установлена в нижней части короба и посредством электрической цепи свяэана с магнитом. .Способ . определения .шероховатости дорожного покрытия заключается в следующем.

На заданной площади дорожного покрытия Г заполняют впадины шероховатости ферромагнитными шариками, измеряют обьем впадин шероховатости

V по объему зашедших во впадины

П шариков. Затем с помощью магнита извлекают иэ впадин шарики, сохраняя при этом рисунок заполнения, по которому измеряют объем выступов шероховатости ЧЬ, и по полученным данным определяют глубину шероховатости RZ по формуле и Ь

Р

На чертеже изображено устройство для определения шероховатости дорожного покрытия.

Устройство состоит из ферромагнитных шариков l и магнита 2, размещенных в коробе Э. Магнит 2 выполнен в виде поршня, который снабжен штоком 4 и рукоятью 5. Короб 3 установлен на плите 6 и выполнен из изоля1046387

Составитель Н.Мепуришвили

Редактор П.Коссей Техред О.Неце КорректорИ. Ватрушкина

Заказ 7682/29 Тираж 540 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент, r.Óæãoðoä, ул.Проектная, 4 ционного материала. Со стороны, уста. навливаемой на покрытие, короб 3 выполнен открытым и снабжен заслонкой 7 из немагнитного токопроводящего материала. На верхней торцовой поверхности короба 3 установлена подвижная шкала 8 с двумя линейками 9 и 10 в направляющих 11. На штоке 4 закреплена стрелка 12, указывающая на шкале 8 по линейке 9 величины отсчетов V и Ч или Y +Ч и по лип Ь и нейке 10 соответствующие укаэанным объемам величины Ьсрпустот и Р . Между заслонкой 7 и магнитом 2 проведена электрическая цепь, состоящая из элемента (батарейки)13, индикатора 14 в виде электролампы, которая загорается при прикосновении шариков 1 к заслонке 6, и включателя 15, размыкающего цепь. Снизу к плите приклеен уплотняющий лист поролона 16, 20 предохраняющий шарики от выдавливания за границу короба. Для фиксации штока используется опорный винт 17.

Устройство работает следующим образом. 25

Короб снизу закрывают заслонкой 7, прибор устанавливают на любую поверхность и штоком 4 массу шариков 1 доводят до состояния плотной упаковки. В таком состоянии поршня 2 шкалу 8 передвигают в положение, при котором стрелка 12 показывает нуле-, вой отсчет на линейках 9 и 10. Затем заслонку 7 открывают, прибор устанавливают на шероховатую поверхность и штоком 4 шарики выдавливают во впадины шероховатости, По линейке 9 берут отсчет Ч„ (объем впадин) и по линейке 10 соответствующую ему величину средней высоты впадин (ьco )

После этого шток 4 поднимают вверх, 40 сохраняя положение шариков, заполнив. ших впадины, заслонку 7 закрывают, включают электрическую цепь включателем 15 и поршень 2 с шариками 1 опускают до появления контакта между 45 шариками и заслонкой 7, о чем судят по загоранию электролампочки 14.

Электрическую цепь выключают. В этом положении поршня, если необходимо я лучить объем выступов шероховатости ЧЬ, шкалу 8 устанавливают на ноль.

Если необходимо измерить и Ь

z Я шкалу 8 устанавливают против стрелки 12 на величине отсчета, которая получена при определении объема впадин Ч«поршень 2 опускают до приведения массы шариков до плотной упаковки и по линейке 9 против стрел ки 12 берут отсчет, равный Ч„ + Vl,, а по линейке 10, соответствующую суммарному объему величину R Z.

После определения Rz прйбор готов для новых измерений.

Объем шариков в устройстве не фиксирован, а толщина слоя шариков при плотной упаковке должны быть не менее наибольшего размера щебенок шерохо- . ватого слоя.

Размер шариков выбирают в зависимости от требуемой точности измерения объемов. Напряженность магнитного поля определяется весом шариков.

Вместо шариков в устройстве могут быть использованы ферромагнитная пыль, опилки песок и т

Технико-экономическая эффективность изобретения обусловлена существенным упрощением и снижением трудоемкости определения параметров шероховатости в сравнении с существующими методами. Данный способ и устройство дают возможность точно и объективно с малыми трудозатратами за короткий промежуток времени оценить шероховатость покрытия непосредственно на автомобильных дорогах и в лабораторных условиях на образцах.

Это позволяет осуществлять подбор составов смесей для покрытия в лабораториях, а при устройстве покрытий на дороге обеспечивать оперативный контроль одной из основных транспортно-эксплуатационных характеристик дорожного покрытия — шероховатости.

Способ для определения шероховатости дорожного покрытия и устройство для его осуществления Способ для определения шероховатости дорожного покрытия и устройство для его осуществления Способ для определения шероховатости дорожного покрытия и устройство для его осуществления 

 

Похожие патенты:
Изобретение относится к области оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог и аэродромов

Изобретение относится к области исследования прочностных свойств грунтов в природных условиях путем динамического зондирования грунта

Изобретение относится к области исследования материалов механическими методами, а именно к аппаратуре, оценивающей коэффициент сцепления транспортного средства с поверхностью дорожного покрытия

Изобретение относится к области строительства и эксплуатации автомобильных дорог, а именно к устройствам для контроля технико-эксплуатационных показателей дорожных одежд и геометрических характеристик автомобильных дорог, в частности прогиба и геометрических параметров автомобильных дорог

Изобретение относится к строительству и эксплуатации автомобильных дорог и предназначено для контроля несущей способности и ровности дорожных конструкций

Изобретение относится к устройству для измерения прогиба шоссе, соединенному с транспортным средством, включающим раму, передние колеса и заднюю несущую ось, представляющую пары задних колес

Изобретение относится к области строительства и эксплуатации автомобильных дорог, в частности к устройствам для испытаний дорожных и аэродромных конструкций с целью оценки их прочности

Изобретение относится к строительству и эксплуатации автомобильных дорог

Изобретение относится к строительству и эксплуатации автомобильных дорог и аэродромных покрытий, а именно к устройствам для оценки прочности и ровности дорожных одежд
Наверх