Способ капсулирования обмотки в пазах магнитопровода электрической машины

 

СПОСОБ КАПСУЛИРОВАНИЯ ОБМОТКИ В ПАЗАХ МАГНИТОПРОВОДА ЭЛЕКТРИ-. ЧЕСКОЙ МАШИНЫ, при котором в пазы магнитопровода устанавливают клинья, закрепляют магнитопровод в Корпусе электрической машины и заливают обмотку диэлектрической массой, о тл и ч а ю щ и и с я тем, что, с целью повышения надежности и качества путем исключения затекания диэлектрической массы между торцами клиньев и-упоров Корпуса, клинья изготавливают из материала, обладающего эффектом памяти формы, например из сплава никель-титан. Длиной, превышайвдей длину паза магнитопровода , а перед: установкой в паз клинья осаживают вдоль продольной оси при температуре, меньшей нижней температуры интервала мартенситного. превращения материала, до длины, меньшей длины паза, а перед заливкой обмотки диэлектрической массой кли«ья Hat-ревают до температуры W превь шакя1(ей верхнюю температуру интервала обратного мартенситного с превращения материала. 4; Од эо ел

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

И50 Н 02 К 3/48

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3361121/24-07 (22) 07.12 ° 81 (46) 07.10.83. Бюл. М 37 (72).Э.Е. Ефименок, В.Ф.Канер .и A.A.Øìåëåâ ,(53 ) 621.315{088.8) (56). 1. Авторское. свидетельство

СССР Р 391680, кл. Н 02 К 3/48 1971.

2. Авторское свйдетельство СССР .

9 668043, кл. Н 02 К 3/493, 1975.

3.. Каасик П.Ю. и др. Расчет управляемых короткозамкнутых электродвигателей. - Л., "Энергия", 1972, с. 14.. (54)(57) СПОСОБ КАПСУЛИРОВАНИЯ ОБМОТКИ В.ПАЗАХ ИАГНИТОПРОВОДА ЭЛЕКТРИЧЕСКОй МАШИНЫ, при котором в пазы магнитопровода устанавливают клинья, закрепляют магнитопровод в корпусе электрической машины и заливают об„„SU„„046850 А мотку диэлектрической массой, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения надежности и качества путем исклюЧения затекания диэлектрической массы между торцами клиньев и. упоров корпуса, клинья. изготавливают из.материала, обладакицего эффектом "памяти формы", например из сплава никель-титан, длиной, превышайзцей длину паза магнитопровода, а перед установкой в паз клинья осаживают вдоль .продольной оси при температуре, меньшей нижней температуры интервала мартенситного преврашения материала, до длины, меньшей длины паза, а перед заливкой обмотки диэлектрической массой е клинья нагревают до температуры,. превышающей верхнюю температуру интервала обратного мартенситного превре цения материала.

1046850

Изобретение относится к электромашиностроению, а именно к способу капсулирования обмотки в пазах магнитопровада, и может быть использовано при изготовлении малогабаритных электрических машин, обмотка кото- 5 рых подвергается капсулированию диэлектрической массой.

Известен способ капсулирования обмотки в пазах магнитопровода электрической машины магнитоэлектрической массой. Заливка внутренних полостей статора массой производится через отверстия в корпусе, а также через пазы магнитопровода (1).

Недостатком известного способа капсулирования обмотки электрической машины является то, что масса полностью заполняет пазы со стороны расточки и остается в пазах после того, как выполнена оконча- тельная обработка расточки статора.

В процессе работы электрической машины частицы массы могут откалываться под влиянием вибраций, ударов, колебаний температуры. Попадая в зазор между ротором и статором, эти частицы способны заклинить ротор и вывести электрическую машину иэ строя.

Известен также способ капсулирования об ",îòêè в пазах магнитопровода путем установки пазовых клиньев (2 j.

При установке клиньев в пазы в процессе сборки статора между их торцами и торцами уп<>poI> I<орпуса образуются зазоры, так как сложно 35 выпслнить клин в точности равным по длине магнитопроводу. Вели >ке длина клина будет больше длины магнитопровода, ro зазор образуется между кбрпусом и магнитопроводом. Диэ- 4р лект>зическая масса капсулирующая обмот«, ныдае rcR через эти зазоры и попадает в расточку статора.

Известен с.-особ капсулирования обмотки в пазах магнитспровода, при котором в пазы устанавливают клинья, закрепляют магнитопровод в корпусе электрическо < машины и заливают обмотку диэлектрической массой (3 1.

Недостатком спрсоба является то, что капсулирующая обмотку диэлектрическая масса затекает через образовавшиеся между клином и корпусом зазоры в расточку статора электрической машины. Это особенно опасно при выполнении электрической машины со сквозной расточкой. В этом случае зоны возмо>кього затекания диэлектрической массы расположены в бредней части сквозной расточки, и к ним черезвычайно затруднен доступ бО для контроля или удаления частиц компаунда; стружки, попавших в процессе обработки расточки, например, в недоэалитые полости между торцами клина и корпуса. 65

Цель изобретения — повышение надежности и качества путем исключения затекания диэлектрической массы между торцами клиньев и упоров корпуса.

Поставленная цель достигается тем, что согласно способу. капсулирования обмотки в пазах магнитопровода электрической машины, при котором в пазы магнитопровода устанавливают клинья, закрепляют магнитопровод в корпусе электрической машины и заливают обмотку диэлектрической массой, клинья изготавливают из материала, обладающего эффектом

"памяти формы", например из сплава никель-титан, длиной, превышающей длину паза магнитопровода и перед установкой в паз клинья осаживают вдоль продольной оси при температуре, меньшей нижней температуры интервала мартенситного превращения материала цо длины меньшей длины паза, а перед заливкой обмотки диэлектрической массой клинья нагревают до температуры, превышающей верхнюю температуру интервала обратного мартенситного превращения материала.

Клинья выполняют из материала, обладающего эффекто я ".памяти формы", например из сплава никель-титан (содержание никеля 54,5%, остальное— титан, интервал температур мартенситного превращения 40-60 С).

Длина клиньев вначале больше фактической длины магнитопровода статора, .например, на 1,5-2 мм (при фактической длине магнитопровода

20-25 мм).

Клинья размещают в штампе так, чтобы они по своему поперечному размеру, соответствующему ширине паза, были эаневолены, а по осевому размеру находились в свободном состоянии.

Затем клинья с торцов осаживают вдоль их продольной оси максимум на 10- 15% так, чтобы их фактическая длина была минимум на 0,1-0,2 мм меньше фактической длины магнитопровода статора. Эту операцию осуществляют при температуре +20 С, которая ниже нижней температуры интервала мартенситного превращения материала.

Затем устанавливают клинья, имеющие меньшую длину, чем длина магнитопровода статора, в пазы, закрепляют статор в корпусе, зажимая его магнитопровод по торцам в зоне расточки, и .ведут окончательную установку до заливки диэлектрической массой путем нагрева клиньев до температуры 120-150 >С, превышающей верхнюю температуру интервала обратного мартенситного превращения их материала.

1046850

° ф

Составитель Н. Зеленцова

Редактор Н. Кешеля ТеХред С&Мигунова, Корректор д. Повх

Заказ 7746/52 Тираж 687 Подписное

ВНИИПИ Государственноге комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

B результате этой операции клинья принимают свою первоначальную форму т.е. восстанавливают свою HHó, предшествующую операции осаживания.

Поскольку клинья изготовлены по длине больше, чем магнитопровод статора, они упираются в выступы корпуса, зажимающие магнитопровод с торцов, и теряют свое свойство "памяти формы".

На фиг. 1 показаны основные элементы электрической машины с пазовыми клиньями из сплава никель-титан; на фиг. 2 — паз, поперечный разрез.

Клинья 1 вставлены в пазы магнитопровода 2, будучи в осажденном состоянии. Затем магнитопровод 2 вместе с обмоткой 3 текстолитовыми распорными клиньями 4 и никель-титановыми клиньями 1 устанавливают в корпус 5, закрывают полость в корпусе щитом 6 и скрепляют щит с корпусом, например, завальцовкой или сваркой. При. этом торцы выступа

5 и щита 6 упираются в торцы магнитопровода 2 ° После восстановления длины клиньев 1 до такого положения, когда их концы упираются в

° торцы корпуса и щита, через отверстия 7 производят заливку внутрен- 0 ней полости эпоксидным компаундом

8 . При этом воздух вытесняется через отверстие 9, а в расточку статора компаунд не попадает..

Таким образом, предлагаемый

35 способ капсулирования обмотки повышает надежность и качество электрической машины благодаря тому, что исключается заклинивание диэлектрической массы в зону расточки °

Способ капсулирования обмотки в пазах магнитопровода электрической машины Способ капсулирования обмотки в пазах магнитопровода электрической машины Способ капсулирования обмотки в пазах магнитопровода электрической машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электромашинным преобразователям механической энергии в электрическую для создания мощных импульсных источников энергии, предназначенных для использования в системах питания крупных термоядерных установок, лазерных установок высокой мощности и в других областях техники

Изобретение относится к электротехнике, а именно к устройствам для закрытия (замыкания) пазов, и касается системы замыкания заполненных проводящими стержнями или катушками пазов тела статора из листовой стали электрической машины с помощью концевых замков пазов, которые состоят соответственно из верхнего призматического тела, на нижней стороне которого имеется поверхность, проходящая наклонно, и нижнего призматического тела, обращенная к верхнему телу, поверхность которого проходит наклонно относительно нижней поверхности верхнего призматического тела в противоположном направлении, причем непосредственное заклинивание может быть выполнено путем относительного взаимного смещения обоих призматических тел

Изобретение относится к области электротехники, а именно к роторам турбогенераторов с непосредственным газовым охлаждением обмотки возбуждения 1, проводники которой 1а, 1b, 1с, 1d расположены в пазах 2 поковки 3 ротора, закрытых пазовыми клиньями 4

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения, в частности к конструкции крупных электрических машин, преимущественно турбогенераторов и гидрогенераторов, а более конкретно к элементам крепления обмотки в пазах сердечника

Изобретение относится к области электротехники, в частности - к конструкции статоров электрических машин, в которых для крепления обмотки в открытых пазах магнитопровода используют клин и прокладки

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в динамоэлектрических машинах

Изобретение относится к области электротехники, в частности к устройствам для изготовления обмоток, используемым для укладки проводников обмотки внутри открытых пазов роторов и статоров, преимущественно силовых электрических машин

Изобретение относится к электротехнике, в частности к асинхронному сварочному генератору для ручной дуговой электросварки

Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей конструктивного выполнения якорей быстроходных электродвигателей с принудительным обдувом воздуха

Изобретение относится к электромашиностроению
Наверх