Якорь электрической машины

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советскик

Социвпистическик

Республик

<))851651 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 22.06.79 (21) 2783256/24-07 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. Кл.з

H 02 КЗ/48

Гюеударственнмй камитет (53) УДК 621.3. .045.8 (088.8) по делам изобретений и вткрмтий

Опубликовано 30.07.81. Бюллетень № 28

Дата опубликования описания 05.08.81

А. Д. Глущенко, А. П. Федотов, В. И. Киселев, А. Д. фелень

Ю. 3. Перельман, А. Абдуллаев и В. П. Размфтый-:;

4 (72) Авторы изобретения

Ташкентский ордена Трудового Красного Знамени 1 институт инженеров железнодорожного транспорта1

"« (7l ) Заявитель (54) ЯКОРЬ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано, например в тяговых электродвигателях тепловозов. .Известна электрическая машина, якорь которой содержит напрессованный на вал пакет активного железа, сжатый с обеих сторон нажимными шайбами, и уложенную в его пазах обмотку (1).

Однако эта конструкция обладает сравнительно невысокой работоспособностью изза замыканий проводников обмотки якоря на пакет железа, являющихся следствием перетирания и перерезания изоляции острыми краями пакета железа и зубцами распущенных пластин на выходе из паза при вибрационном воздействии на обмотку в процессе работы электрической машины.

Наиболее" близок к предлагаемому по— технической сущности якорь электрической машины, содержащий установленный на валу шихтованный зубчатый сердечник из стали с уложенной в его пазах обмоткой, сжатый с обеих сторон нажимными шайбами, зубцы в торцовых частях имеют ширину . меньшую ширины в средней части. В известной конструкции для предотвращения перетирания и перерезания изоляции на выходе из пазов укладываются предохранительные гильзы из фторопласта, охватывающие с трех сторон торцовые части зубцов сердечника железа.

Однако при работе в условиях частых вибраций, характерных для тяговых электро.двигателей тепловозов, наблюдаются частые замыкания проводников обмотки на железо якоря. Такие замыкания обусловлены наличием аксиальных (по длине паза) радиальных и тангенциальных вибраций проводни1О ков обмотки относительно железа якоря, распушением зубцов торцовых пластин сердечника, которому не препятствует указанная конструкция предохранительных гильз. Для тяговых электродвигателей тепловозов характерно сравнительно частое возникновение

1S явления боксования колесных пар, при которых появляются сравнительно большие тангенциальные усилия (по касательной к поверхности укладки обмотки в пазах якоря).

Эти усилия изгибают лобовые части обмотки и смещают их относительно пазов, что

Зт приводит к перегибам проводников обмотки на выходе их из пазов, возникновению кромочных напряжений по линиям контакта с концевыми пластинами сердечника. Подоб851651

Формула изобретения

Фггг.! ные явления ускоряют разрушение предохранительных гильз и приводят к возникновению замыканий проводников обмотки на пластины железа якоря. Кроме того, при установке пазовых клиньев на специальном станке, гильзы с одного конца паза выдавливаются пазовыми клиньями, так как ничем не закреплены в аксиальном направлении.

Это приводит к снижению надежности якоря электрической машины.

Цель изобретения — повышение надеж!

О ности якоря электрической машины путем предотвращения распушения зубцов торцовых листов сердечника якоря и возможных повреждений изоляции обмотки якоря на выходе из пазов сердечника.

Указанная цель достигается тем, что в 15 якоре электрической машины, зубцы в торцовых частях по периметру охвачены коронками, имеющими радиальные выступы, размещенные между листами сердечника и между его торцами и нажимными шайбами, коронки имеют также участки расположенные

> на дне пазов.

На фиг. показан якорь электрической машины; на фиг. 2 — разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 — разрез В-В на фиг. 1; на 5 фиг. 4 — пакет торцовых листов сердечника с установленными на его зубцы коронками (вариант с коронками, одеваемыми на каждый зубец), аксонометрия.

Якорь электрической машины содержит шихтованный сердечник 1, сжатый с обеих З0 сторон нажимными шайбами 2. Зубцы 3 в торцовых частях по периметру охвачены коронками 4. Коронки 4 имеют радиальные выступы 5, расположенные между торцом сердечника и нажимной шайбой и радиальные выступы 6, расположенные между лис35 тами сердечника.

Коронки имеют также участки 7, выстилающие дно 8 углубленного паза и границу 9 между торцом сердечника и нажимной шайбой. Обмотка закреплена в пазах пазовыми 40 клиньями 10.

Коронки 4 выштамповываются из листовой стали вместе с выступами 5 и 6 и участками 7, затем одеваются на пакет листов сердечника с зубцами 3 и углубленными пазами и обжимаются на них. Сердечник якоря с обеих торцов содержит по пакету листов с коронками на зубцах. После опрессовки сердечника на валу радиальные выступы коронок оказываются сжаты с одной стороны между двумя листами сердечника, а. с другой между торцом сердечника и нажимной шайбой, тем самым коронки закреплены от действия центробежных сил. Коронки, охватывая зубцы сердечника, предотвращают распушение зубцов торцовых листов сердечника и предохраняют обмотку от режущего действия сердечника на выходе из пазов последнего.

Таким образом, предлагаемое устройство позволяет повысить надежность якоря электрической машины.

Якорь электрической машины, содержащий установленный на валу шихтованный зубчатый сердечник из стали с уложенной в его пазах обмоткой, сжатый с обеих сторон нажимными шайбами, зубцы в торцовых частях имеют ширину меньшую ширины в средней части, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности якоря, зубцы в торцовых частях по периметру охвачены коронками, имеющими радиальные выступы, размещенные между листами сердечника и между его торцами и нажимными шайбами коронки имеют также участки, расположенные на дне пазов.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР № 367506, кл. Н 02 К 1/06, 1970.

2. Тепловоз 2ТЭ10Л. Под ред. В. P. Степанова. М., «Транспорт», 1970, с. 108 — 109, рис. 78.

851651

А-А 10

Ьг2

Составитель Ф. Подольская

Редактор Л. Пчелинская Техред А. Бойкас Корректор Ю. Макаренко

Заказ 6381/81 Тираж 730 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

1 13035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Якорь электрической машины Якорь электрической машины Якорь электрической машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электромашинным преобразователям механической энергии в электрическую для создания мощных импульсных источников энергии, предназначенных для использования в системах питания крупных термоядерных установок, лазерных установок высокой мощности и в других областях техники

Изобретение относится к электротехнике, а именно к устройствам для закрытия (замыкания) пазов, и касается системы замыкания заполненных проводящими стержнями или катушками пазов тела статора из листовой стали электрической машины с помощью концевых замков пазов, которые состоят соответственно из верхнего призматического тела, на нижней стороне которого имеется поверхность, проходящая наклонно, и нижнего призматического тела, обращенная к верхнему телу, поверхность которого проходит наклонно относительно нижней поверхности верхнего призматического тела в противоположном направлении, причем непосредственное заклинивание может быть выполнено путем относительного взаимного смещения обоих призматических тел

Изобретение относится к области электротехники, а именно к роторам турбогенераторов с непосредственным газовым охлаждением обмотки возбуждения 1, проводники которой 1а, 1b, 1с, 1d расположены в пазах 2 поковки 3 ротора, закрытых пазовыми клиньями 4

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения, в частности к конструкции крупных электрических машин, преимущественно турбогенераторов и гидрогенераторов, а более конкретно к элементам крепления обмотки в пазах сердечника

Изобретение относится к области электротехники, в частности - к конструкции статоров электрических машин, в которых для крепления обмотки в открытых пазах магнитопровода используют клин и прокладки

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в динамоэлектрических машинах

Изобретение относится к области электротехники, в частности к устройствам для изготовления обмоток, используемым для укладки проводников обмотки внутри открытых пазов роторов и статоров, преимущественно силовых электрических машин

Изобретение относится к электротехнике, в частности к асинхронному сварочному генератору для ручной дуговой электросварки

Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей конструктивного выполнения якорей быстроходных электродвигателей с принудительным обдувом воздуха

Изобретение относится к электромашиностроению
Наверх