Устройство для проведения телеигр

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН (191 (11) 3(59 A 63 F 9 22

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н АВТОРСКОМУ СВИД@ТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (Z1 ) 3461242/18-12 (22) 02.07.82 (46) 07.11.83. Бюл. 9 41 (72) Е.М.Богданов (53) 681.136.51(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

М 955969, кл. A 63 F 9/22;

A 63 F 9/00, 1980. (54)(57). УСТРОИСТВО ДЛЯ ПРОВЕДЕНИ1(ТЕЛЕИГР, содержащее. блок формирования сигналов телеигры, соединенный с блоком воспроизведения иэображения, логическим блоком ведения игры, блоком управления и блоком формирования символов игрового предмета и игровой обстановки, соединенным через логический блок ведения игры. с блоком управления перемещением игро- вого предмета, подключенным к блоку . формирования символов игрового пред" мета и игровой обстановки и блоку управления, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения занимательности телеигры, оно имеет блок формирования параболической траектории игрового предмета, состоящий из . формирователя управляющих сигналов, интеграторов, компаратора напряже-. ния, триггера, порогового элемента, . формирователя линейно изменяющегося напряжения .и узла переключателей, при этом информационные выходы блока управления перемещением игрового предмета и блока управления подсоединены к управляющим входам форми:рователя управляющих сигналов, выход которого связан са входом первого интегратора и первым выводом узла переключателей, выход первого интегратора соединен с первым входом компаратора напряжений, второй вход ко" торого подключен к,выходу формирователя линейно изменяющегося напряжения, а выход — к первому входу т(тиггера, связанного выходом со входом второго интегратора и вторым выводом узла переключателей, третий е

Ф вывод которого через пороговый элемент соединен с выходом второго интегратора, причем входы формирователя линейно изменяющегося напряжения подключены к. управляющим выходам логического ведения игры„ второй вход триггера связан с управляющим выходом блока формирования сйгналов телеигры, четвертые выводы узлапереключателей соединены соответственно со входами блока формирования символов игрового предмета и игровой обстановки и логического блока ведения игры.

1052247

ИзобретенИе относится к телеиграм и может быть использовано для проведения телеигр.

Известно устройство для проведения телеигр, содержащее блок формирования сигналов телеигры, соединен- 5 ный с блоком воспроизведения иэображения; логическим блоком ведения игры, блоком управления и блоком формирования символов игрового предмета и игровой обстановки, сое- )0 диненным через логический блок ведения игры с блоком управления перемещением игрового предмета, подключенным к блоку формирования символов игрового предмета и игровой обстановки 15 и блоку управления (Ц .

Недостатком известного устройства является невысокая занимательность телеигры.

Цель изобретения — повышение 20 занимательности. телеигры.

Поставленная цель достигается тем, что устройство для проведения телеигр, содержащее блок формирования сигналов телеигры, соединенный с ., g5 блоком воспроизведения иэображения, логическим блоком ведения игры, блоком управления и блоком формирования символов игрового предмета и игровой обстановки, соединенным через логи- З ческий блок ведения игры с блоком управления перемещением игрового: предмета, подключенным к блоку формирования символов игрового предмета и игровой обстановки и блоку управления, имеет блок формирования параболической траектории игрового предмета, состоящий из формирователя управляющих сигналов, интеграторов, компаратора напряжений, триггера, порогового.элемента, формирователя 40 линейно изменяющегося напряжения и узла переключателей, при этом информационные выходы блока управления перемещением игрового предмета и бло ка управления подсоединены к управ- 45 ляющим входам формирователя. управляющих сигналов, выход которого связан с входом первого интегратора . и первым выводом узла переключателей, выход первого интегратора соединен с первым входом компаратора напряжений, второй вход которого подключен к выходу формирователя линейно изменяющегося напряжения, а выход " к первому входу, триггера, связанного выходом со входом второго интегратора и вторым выводом узла переключа" .телей, третий вывод которого через пороговый элемент соединен с выходом второго интегратора, причем входы .о формирователя линейно изменяющегося 60 напряжения подключены к управляющим выходам логического ведения игры, второй вход триггера связан с управ ляющим выходом блока формйрования сигналов телеигры, четвертые выводы, 5 узла переключателей соединены соот-. ветственно со входами блока формирования символов игрового предмета и игровой обстановки и логического блока ведения игры.

На фиг. 1 представлена функциональная схема предлагаемого устройства, на фиг. 2 - функциональная . схема блока формирования сигналов телеигры, на фиг. 3 — вариант выполнения формирователя сигналов звукового сопровождения блока формирования сигналов, на фиг. 4 — схема узла сопряжения блока формирования сигналов на фиг. 5 — функциональная схема узла формирователей символов игроков и игрового поля, на фиг. б - функциональная схема узла формирования символа мяча, на фиг, 7 ° функциональная схема логического блока ведения игр, на фиг. 8 — функциойальная схема формирователя кода скорости, на фиг. 9 — функциональная.схема формирователя.сигналов управления звуковым сопровождением ; на фиг. 10 — функциональная схема блока формирования параболической траектории движения игрового предмета на фиг. 11 - эпюры напряжений .работы блока формирования параболической траектории игрового предмета.

Устройство для проведения телеигр содержит блок 1 формирования сигналов телеигры, связанный высокочастотным выходом с блоком 2 воспроизведения иэображения, а выходной шиной — со входами узла 3 формирова« телей символов игроков и игрового поля, узла 4 формирования символа мяча, блока 5 управления.

Выходы узлов 3 и 4 через логический блок 6 ведения игр соединены со входами блока 1 и блока 7 управления перемещением игрового предмета, .а выход блока 5 через блок 7 подключен к соответствующему входу управления узла 4, два других входа которого . связаны с выходами блока 6.

Устройство содержит также блок 8 формирования параболической траектории игрового предмета, входы которого связаны с соответствующими выходами блоков 5-7, а также с выходной шииой блока 1. Выходы блока 8 подключены к.свободным входам блоков 4 и 6. ! ..1 . Для обеспечения норйальцой работы всех блоков блок 1 содержит (фиг. 2) тактовый генератор 9, связанный выходом с последовательно соединенными счетчиками 10 и 11 строчной и кадровой частот. Выходы счетчнков 10 и 11 образуют выходную шину блока 1.

В состав блока 1 входят также формирователь сигналов счета 12, форми« рователь смеси синхроимпульсов 13, формирователь сигналов звукового сопровождения игры 14, формирователь

1052247 4 ческого элемента 19 и громкоговорй. телем 20, .другой выход которого подключен к, выходу логического элемента 19. Второй вход элемента 19 связан со входом управления длитель» ностью формируемого сигнала звукового сопровождения, а третий — через переключатель 21 связан с общей шиной питания.

При отсутствии сигнала управления длительностью на выходах -элементов

17 и 19 формируется уровень логической "1" одинаковой величины. Ток через громкоговоритель не протекает.

При появлении сигнала управления длительностью на выходе элемента 17 появляется импульсный сигнал с определенной звуковой частотой. Если переключатель 21 включен, на выходе элемента 19 присутствует постоянный .уровень логической "1". Ток через громкоговоритель 20 протекает только в одном направлении: через выход элемента 19, громкоговоритель 20 и выход элемента 17, при логическом ,"0" на выходе последнего. Этим током происходит управление излучением, звукового сигнала громкоговорите-. ля 20.

При отключенном переключателе 21 через громкоговоритель 20 ток протекает уже в двух направлениях. При этом происходит увеличение мощности излучения приблизительно в два раза.

Формирователь 15 полного видеосигнала представляет собой аналого вый сумматор, с помощью которого получают видеосигнал, состоящий иэ смеси синхроимпульсов (на уровне чернее черного), символов игроков, мяча, игрового поля и цифр счета, замешиваемых на разных уровнях (от уровня черного до уровня белого).

Сформированный видеосигнал подают на вход узла сопряжения 16 блока 2 °

В узле 16 осуществляется преобразо-. вание видеосигнала в высокочастотный радиосигнал определенной частоты с амплитудной модуляцией. При использовании в предлагаемом устройстве более простой узел сопряжения (см. фиг, .4), собранный на логических» элементах 2И-НЕ ТТЛ-структуры, но работающих, как аналоговые схемы

На йервом логическом элементе 22 собран автогенератор, частота генерируемого сигнала которого задается индуктивностью 23, конденсатором 24 и емкостью варикапа 25, управляемого через резистор 26 и дроссель 27 напряжением с движка переменного резистора 28. Схема такого генератора на TTJl-элементе работает не по своему прямому назначению и на частотах в 10-15 раз выше паспортных норм. В качестве транзисторов данных ддгических элементов используются полного видеосигнала 15 и узел coriряжения 16. Формирователи 12 и 13 связаны входами и выходами счетчиков

10 и 11. формирователем 12 осуществляется формирование сигналов счета, который отображает процесс игры. На счетные входы формирователя 12 поступают сигналы, характеризующие изменение счета (например, при неотражении мяча или выходе за пределы поля). Этими сигналами осуществля- 1Î ется прибавление очка одному из играющих. При наборе одним из них максимально. возможного количества .очков на выходе остановки игры формирователя 12 формируется уровейь 15 напряжения, которым воздействуют на блок 4, останавливая передвижение мяча.

Формирователь 13 смеси синхроимпульсов формирует из сигналов счетчиков 10 и 11 строчные и кадровые синхроимпульсы, а затем смесь синхроимпульсов, которые необходимы для .синхронизации разверток телевизора 2. Формирователь 14 сигналов звукового сопровождения одним входом соединен с выходом счетчика 11,.а другим (который обычно является многоразрядным) — с выходом блока 6.

Формирователем 14 осуществляется выбор одного или нескольких сигналов. звуковой частоты, формируемых счетчиком 11, по команде соответствующих устройств блока 6 логики. Обычно на входы управления формирователя 14 35 приходят несколько сигналов. Одним сигналом задают длительность .формируемого сигнала звукового corrposoaдения, а другими выбирают один из нескольких сигналов, поступающих с 4О выхода счетчика 11. За время одного сигнала, управляющего длительностью,,сигналы выбора могут меняться, что приводит к последовательному выбору. звуковых сигналов в заданном (в блоке 6) порядке. Выбор сигналов звукового ..сопровождения осуществляется с помощью логических элементов.

На фиг. 3 представлен вариант исполнения формирователя 14, который ТТЛ-схем может быть рекомендован содержит логический элемент 4(2И)- 50

4ИЛИ-НЕ 17, связанный одними входеии с дешифрътором 18, а другие входы являются входами звуковых сигналов (от счетчика 11).

Входы управления дешифратора 18" связаны с выходами блока 6. По дйум .входам подают код от "00" до "11", а по третьему — сигнал управления . длительностью формирования звукового сигнала. При отсутствии его на ® выходах дешифратора 18 присутствует сигнал, запрещающий прохождение импульсов звуковой частоты, поступающих со счетчика 11. Выход элемента

17 связан с одним из входов логи- Я >

1052247 транзисторы с граничной частотой усиления 700 МГц, эти элементы работают при входном и выходном нап1ряжеиии, находящемся между логическим "0" и логической "1" и на максимальной крутизне передаточной характеристики. Такой генератор практичес-. ки обеспечивает генерацию сигналов с частотой до 150 ИГц, что является вполне достаточным для передачи сигиала на 1-5 каналах. телевизионного .10 вещания. На втором логическом эле-. менте 29 образован модулятор, режим работы которого задается резистором .

30. От величины резистора 30 зависит глубина модуляции, которая осу- 15 ществляется на двухэммттерном транзисторе, который стоит на входе элемента .29. Практически величина резистора 30 может быть выполнена от 3 до 10 кОм. Саьэяе лучшие результаты при б,8 кОм. На резистор 30 через конденсатор 31 подают видеосигнал, аМплмтуда которого обычно не превышает 0,4 В, чтО облегчает его формирование и не требует дополнительных усилителей. Промодулнрованиый ВЧ-сигнал можно наблюдать осцилографом в контрольной точке 32.

Величина ВЧ-сигнала зависит от вели- чин конденсатора 33 и резистора 34.

Этот ВЧ-сигнал через конденсатор 35 30 поступает на согласующий резистор Зб, с которого его подают на антенный вход телевизора 2 по высокочастотмому кабелю. Иодулятор на элементе

29 позволяет получить ВЧ-сигнал 35 с любой глубиной модуляции (до 100%).

Узел 3 формирователей символов иг-. роков и игрового поля содержит. (фиг. 5) формирователи сигйалов символов игроков 37 и 38, связанные с 40 узлами управления 39 и 40. Кроме того, узел 3 содержит формирователь .игрового поля 41. Выбор формы символов игроков и игрового поля в зависймости от игры осуществляется коммута-45 тором 42, связанным с формирователями 37, 38 и 41, которые другими выво.дамм подключены к .выходной вине блока 1. Узел 3 содержит также формирователь ограничивающих сигналов . 50

43 из сигналов счетчиков 10 и 11 блока 1. Ограничивающие сигналы нужны для ограничения части формируемого иэображения, например выделения игровой площадки, а также могут быть использованы для формирования сигналов управления счетом, при, выходе мяча эа пределы игрового поля.

Выходы формирователей 37, 38, 41 и 43 подключают ко входам логического блока б. Узел 4 формирования сим- 60 вола мяча содержит (фиг. 6) узлы, обеспечивающие перемещение мяча йо горизонтали 44 и по вертикали 45, .а также формирователь символа мяча

46. узлы 44 и 45 могут быть выполне- 65 ны либо аналоговым способом, либо цифровым. По командам соответствующих блоков 7 и 8 они формируют сигналы, сдвигивающие начало формирования символа мяча относительно строчных и кадровых синхроимпульсов. При периодическом изменении величины задержки на определенную величину про» исходит .движение символа. мяча. От величины задержки, которая задается блоками 7 и 8 зависит скорость движения, а от изменения напряжения задержки - увеличение или уменьшение .зависнт направление движения. Работа узлов 44 и 45 синхронизирует сигналы счетчиков 10 и 11 блока 1. Выход формирователя 4б подключают к соответствукнщему входу блока б.

Блок 5 управления предназначен для формирования сигналов, которые в дальнейшем (после соответствующей кою утации в блоках 7 и 8) управляют скоростью движения мяча как по горизонтали, так и по вертикали. Для простых телевизионных игр, выполнен-. ных цифровым способом, такими сигналами могут быть лнбо сигналы предварительной установки, либо импульсы разной длительности, например в 1,2 и 4 строки„ Последние являются более простыми, а поэтому н наиболее приемлемыми. К тому же их легче формировать и коммутировать.

Блок б выполняет целый ряд функций, необходимых для обеспечения игры, и он содержит (фиг. 8) формирователь 47 кода места попадания мяча в символ игрока, формирователь 48 кода. скорости, формирователь 49 сигналов управления звуковым сопровождением игры, формирователь 50 сигналов управления счетом игры и форми-. рователь 51 сигналов иэображения. На входы формирователей 47, 48, 49 н 51 подают сигналы символов игроков,игровогс паля и мяча. Символ мяча подают на вход формирователя 50, Сигналы ограничения с выхода формирователя 43 поступают на эходы формирователей 48-51. код,характеризующий место цопадания мяча в символ игрока с выхода формирователя 47, Подают на соответствующие входы блока 7.

Выход управления направлением движения мяча по вертикали подают на соответствующие входы блоков 4 и 8. Вход установки сигнала управления направлением движения символа мяна по вертикали соединяют с соответствующим входом блока 8. Выходы кода скорости формирователя 48 связаны с соответствующими входами блока 7, а выход управления направлением движения мяча по горизонтали - c соответствующим входом узла 4. Выходы формирователя 49 связаны со входами формировтеля 14 блока 1. Выходы формиро» вателя 50 подключены ко входам фор Мирователя 12 блока 1. Выходы фор4

1052247 мирователя 51 соединены со входами формирователя 15 блока 1. Формирова-. тель 47 обеспечивает формирование кода прн совпадении символа мяча с символами игроков, например ракетками, . который зависит от места их совпадения.

Формирователь 48 (фиг,.9) обеспе". чивает формирование кода скорости, который меняется после нескольких

"отражений" мяча символами игрока, 0 а также формирует сигнал управления направлением движения мяча по горизонтали. С этой целью формирователь

48 содержит схемы совпадения мяча с символами игрока и игрового поля . 52-55 на логических элементах И. Вы- ходы этих элементов. связаны с установочными входами триггера 56 направления движения мяча по горизонтали, выход которого подключают к соответствующему входу формирователя

44 узла 4. Выходы элементов 52 и 53 связаны со входом одновибратора 57, соединенного выходом со счетчиком:

58, установочный вход которого связан с выходом логического элемента И 59. На вход элемента И 59 подают один из сигналов ограничения, форми-. руемый за пределами игрового поля. Ва свободные входы всех элементов 52-55, подают сигнал мяча. устройство также 30 содержит логический элемент И-ИЛИ 60, логические элементы И 61 .и .62, одновибратор 63, счетчик 64, формирова-. тель 65 управляющих сигналов, интегратор 66., компаратор 67 напряжения, формирователь 68 линейно изменяющегося напряжения, триггер 69, интегратор 70, пороговый элемент 71 переключатели 72 и 73, входящие в . узел переключателей.

На фиг. 11 обозначено: 74 — выб-. ранный сигнал; 75 — сигнал пилообразного напряжения; 76 - синхросигнал; 77 - сигнал, состоящий из им;пульсову 78 — сигнал с изменяющейся длительностью.

Блок формирования символов игро-. вого предмета и игровой обстановки::: содержит узел 3 формирователей-симво-. лов игроков и игрового поля и узел 4 О . формирования-символа мяча, при этом информационные выходы блока 7 упраВления перемещением игрового предмета и блока 5 управления подсоединены к управляющим входам формирователя управляющих сигналов, выход которого связан со входом первого интегратора

66 и первым выводом узла переключа-. телей, выход первого интегратора 66 соединен с первым входом компаратора

67 напряжений второй вход которого б0 подключен к выходу формирователя 68 линейно изменяющегося напряжения, а выход — к первому входу триггера

69, связанного выходом со входом .второго интегратора 70 и вторым вы- .у водам узла переключателей, третий вывод которого через, пороговый эле. мент 71 аоединен с выходом второго интегратора 70, причем входи форми.рователя 68 линейно изменяющегося напряжения подключены к управляющим выходам логического блока б ведения игры, второй вход триггера 69 связан с Управляющим выходом блока 1 форми. рования сигналов телеигры, четвертые выводы узла переключателей соединены соответственно со входами блока формирования символов игрового предмета и игровой обстановки и логического блока б ведения игры.

Устройство работает следующим образом.

Блок 1 формирования сигналов теле. игры образует все необходимые сигналы, обеспечивающие формирование символов игроков, например ракеток,. игрового поля, сигналов управления, видеосигнала и сигналов звукового сопровождения.

Часть сформированных сигналов по выходной шине. блока 1 поступает на входы узла 3 формирователей символов игроков и игрового поля, узла 4,фар мирования символа мяча блока: 5 управления и блока 8 формирования параболической траектории. Узел .3 формирует сигналы символов игроков, местоположение которых на экране блока 2, может изменяться в процессе игры.

Кроме того, узел 3 .формирует сигналЫ игрового поля, например сетки, стола или баскетбольных корзин, а также ограничивающие .сигналы, Сигналы, сформированные узлом 3, поступают иа блок 6, где происходит формирование импульсов, характеризующих совпаде-. ние символов игроков и игрового поля с символом мяча. С помощью этим испульсов происходит формирование сигналов, которые управляют направлением движения мяча по вертикали и горизонтали. Эти сигналы поступают на узел 4, причем сигнал управления направлением движения мяча по.вертикали подают и на блок 8.

Кроме того, блоком б формируются коды управления перемещением мяча по горизонтали и по вертикали, которые подают на входы блока 7. Код.управленин скоростью перемещения мяча.по

:горизонтали. меняется через определен, :ное количество совпадений мяча с символами игроков, а код управления скорос тью перемещения мяча по вертикали пбсле каждого столкновения. При этом комбинация сигналов из логическйх "1" и "0", обраэующая код перемещения мяча по вертикали, зависит от места .совпадения мяча с символом игрока.

Кодами управления скоростью перемещения мяча по вертикали и по горизонтали происходит выбор (в блоке 7) сигналов управления, которые подают

1052247

10 иа соответствующие блоки 4 и 8, В блоке 8 сигнал управления, выбранный в блоке 7, преобразуется в серию сигналов управления, обеспечивающих перемещение мяча по параболическому закону. При разных сигналах управления блоком 8 осуществляется формирование разной серии дополнительных сигналов управления, что приводит к перемещению мяча по разным параболическим траекториям при постоянной 10 скорости движения мяча по горизонта" ли, Формируемый узлом 4 символ мяча через блок б поступает на вход блока 1, .куда приходят также сигналы символон игроков и игрового поля 15 сигналы управления счетом игры, а также сигналы управления звуковым сопровождением процесса игры. Сигналы игрового поля, символов игроков, мяча, цифр счета и синхроимпульсов в блоке

1 образуют полный вкдерсигнал. Его подают, предварительно преобразовав в высокочастотный, на антенный вход блока 2. При включении блока 2 на необходимый канал происходит отображение игровых ситуаций. Работа других элементов и узлов устройства происходит следующим образом.. Состояние выходов счетчика 58 характеризует код скорости движения мяча по.горизонтали. При совпадении мяча, напри- 30 мер, с правой ракеткой (символом игрока) на входе триггера 56 устанавливается уровень, управляющий движения мяча влевб, а с левым символом игрока - триггер 56 устанавливает-З ся в исходное состояние. Все отражения подсчитываются счетчиком 58, который после определенного их числа меняет состояние своих выходов. В.момент совпадения символов игроков с мячом 40 проходит несколько импульсов. Из этой серии формируется один импульс одновибратором 57, который и управляет счетчиком 58. Формирователь 49 сигналов управления звуковым сопровождением игры обеспечивает формирование сигнала управления. длительностью и код выбора звукового сигнала. Один из возможных вариантов формирователя

49 (фиг. 9) содержит логический элемент Й-ИЛИ 60, логические элемен- 50 ты И 61 и 62. Выходы элементов 60-62 связаны со входами одновибратора 63, выход которого связан со счетчиком 64 и является выходом сигнала управления длительностью. Выходы элемен- у тов 60 и 61, кроме того, подключены. к -установочным входам счетчика 64, выходы которого являются выходами кода выбора звукового сигнала.

При совпадении символа мяча с &О символами игроков или элементами игрового поля запускается одновибратор 63, формируя импульс, длительность которого может быть в пределах

20-40 мс. Счетчик 64 при этом устанавливается в определенное состояние и от сигнала однонибратора 63 не меняет его. Сформированным кодом н.

1 момент действия импульса на выходе однонибратора 63 осуществляется выбор звукового сигнала в блоке 1.

При выходе мяча за пределы звукового поля на выходе элемента 62 появляются импульсы, которыми запускается одновибратор 63. Импульсы на выходе элемента 62 присутствуют дольше в 2-3 раза длительности импульса формируемого одновибратором 63. Поэтому одновибратор.63 запускается несколько раз, управляя работой счетчика 64, который последовательно изменяет состояние своих выходов. Это приводит к перебору звуковых сигналов, создавая дополнительные звуковые эффекты.

Формирователь 50 сигналов управления счетом игры обеспечивает формирование импульсов, с помощью которых осуществляется добавление очков одному из игроков при выходе мяча за пределы игрового поля. Получить такие импульсы можно на логических элементах И, где происходит совпадение соответствующих сигналов ограничения с символом мяча.

Формирователь 51 сигналов изображения представляет собой совокупность логических элементов И-ИЛИ, на которых происходит. ограничение формирования символов поля, игроков и мяча.

При выходе мяча или игроков за пределы поля они не ныснечинаются на экране блока 2. Кроме -того, в данном формирователе происходит объединение символов, которые высвечиваются на одном уровне яркости. Один из игро- . ков, некоторые элементы игрового поля и мяч высвечиваются на уровне белого. Символ второго игрока и другие элементы поля, например центральная линия или линия ворот, ныснечиваются на уровне черного. Эти сиг" налы образуют изображение игровой ситуации и поступают на входы форми-. рователя 15 блока 1.

Блок 7 предназначен для выбора сигналов, управляющих скоростью движения мяча по горизонтали и вертикали. При использовании н качестве управляющих импульсов с разной длительностью блок 7 представляет собой два селектора-мультиплексера. На управляющие входы одного селекторамультиплексера подают код управления углом отражения мяча от символа игрока, а на управляющие входы второго - код скорости. На входы данных (информационные входы) подают импульсы разной длительности, например в 1, 2, 3, 4 и т.д, строк. При перемене кода управления происходит изменение длительности управляющего импульса на соотнетствующем выходе селектора-мультиплексера. Импульсы.

1052247

10 управляющие скоростью движения мяча по горизонтали, подают на формирова.тель 44 узла 4, а импульсы, управляющие скоростью движения мяча по вер-. тикали (углом) - на блок 8.

Блок 8 (фиг. 10) предназначен для формирования сигналов управления движения мяча по параболической тра" ектории и управления величиной этой траектории, в зависимости от места совпадения мяча с символом игрока.

Для выполнения этих функций блок 8 содержит формирователь 65, интегратор 66, компаратор напряжения 67, формирователь 68 линейно изменяющегося напряжения, триггер 69, второй интегратор 70, пороговйй элемент 71 и переключатели 72 и 73, которые механически связаны между собой.

Блок 8 работает следукщим образом. Сигналы управления с, выходов .- Я блоков 5 и 7 поступают на элемент 65, которнй представляет собой в простейшем своем виде многопозиционный механический переключатель. С его помощью игроки могут выбрать либо 25 постоянную параболическую траекторию движения мяча желаемой величины, либо изменяющуюся по высоте в процессе игры, в зависимости от места попа.дания мяча в символ игрока. Выбранный сигнал 74 в виде П-образных импульсов (фнг. 11) с выхода эле мента 65 подают на вход интегратора

66, который может быть выполнен в виде интегрирующей РС вЂ” цепочки °

Сигнал 74 преобраэовывается в импульсз пилообразного напряжения треугольный формы 75, который с выхода интегратора 66 поступает на вход компаратора

67 напряжений. На другой вход компа» ратора 67 подают линейно иэменяюще- 40 еся напряжение с выхода формирователя

68, который. представляет собой интегрирующую РС вЂ” цепь с элементом подразряда конденсатора (например, диод или транзистор). Вход элемента 45 подразряда формирователя 68 подключают к выходу схемы совпадения сим-, волов игроков с мячом или, например, к выходу одновибратора 57 формирова-. теля 48 блока б. Вход интегрирукщей 0 цепи подключают к выходу управления направлением движения мяча по верти кали формирователя,47 блока б, При

"ударе" о нижний борт символом мяча на выходе формирователя 68 формируется уровень, который интегрируется,на выходе формирователя 68 напряжение возрастает по линейнавеу закону. Это напряжение подают на второй вход компаратора 67, на > выходе которого формируется импульс. 40

76. Длительность этого импульса зависит от напряжения на выходе формирователя 68. При увеличении, !

I напряжения длительность импульса уменьшается. для привязки иьетульсВ у

76 к периоду следования строчных синхроимпульсов, что необходимо для устранения возможных сбоев в движении мяча, сигнал 76 подают иа информационный вход триггера 69, на синхровход которого подают импульсы 77, формируемые счетчиком 10 блока 1, с периодом следования, равным длительности одной строки. На выходе триггера 69 формируются импульсы 78 с изменяющейся длительнбстью. Этот сигнал 78 подают через переключатель 72 на вход управления формирователя 45 блока 4. При этом мяч движется вверх с постоянно уменьшающейся скоростью " (по вертикали). ° Когда напряженке на выходе формирователя 68 равно или превышает амплитудное значение импульса 75 .на выходе компаратора 67 и триггера 69, импульс 78 исчезает.

Ияч двигается какой-тб промежуток времени горизонтально (по прямой)..

Импульсами 78 осуществляется также разряд конденсатора интегратора 70.

Таким образом, на выходе интегратора

70 формируется пилообразное напряжение, амплитуда которого не .превышает порог срабатывания элемента 71, на выходе которого формируется, например, уровень логической "1".

Этот уровень через переключатель 73 подают на установочный вход триггера направления движения мяча по вертика.ли. При исчезновении импульсов 78 конденсатор интегратора 70 заряжается до максимально возможного напряжения, которое в какой-то момент превышает напряжение срабатывания элемента 71. На выходе элемента 71 устанавливается уровень, равный логическому "0". Этим низким уровнем через переключатель 73 происходит воздействие на триггер направления движения мяча по вертикали, который меняет свое состояние. При этом на втором входе формирователя 68 присутствует низкий уровень (логический

"0"). Hàïðÿàåíèå на выходе формирователя 68 падает. На выходе компаратора 67, а затем и триггера 69 появляются импульсы 76 н 78 соответственно. Мяч начинает двигаться вниз с ускорением. Закон увеличения скорости движения мяча по вертикали близок к параболическому. Таким образом, образуется параболическое перемещещие мяча s пределах игрового, поля. При появлении импульсов 78 на выходе интегратора 70 вновь формируется пилообразное напряжение малой амплитудЫ. На выходе элемента 71 появляется уровень логической "1".

При совпадении мяча с любым из символов игроков на выходе одновибратора 57 формируется короткий импульс, который подают на вход формирователя 68. При этом напряжение на выходе формирователя 68 скачком пада13

1052247 вт на небольшую величину,а затем, йаЧййает возрастать (при движении .мяча снизу-вверх) or установившегося уровня. Это выражается в ускорении мяча после столкновения с символом игрока. Если мяч двигался вниз и столкнулся с верхней половиной символа игрока, на входе 2 формировате-. ля 68 устанавливается уровень логической единицы. Мяч изменяет свое направление, т.е. начинает двигаться 1О вверх. При сТолкновении с нижней частью символа игрока мяч движется вниз в резким ускорением, что позволяет создавать в процессе игры острые моменты, например под сеткой в игре бадминтон.

Если сигнал 74 изменяется, т,е. меняет свою длительность, что возвожно при подключении выхода блока 7 через элемент 65, то изменяется длительность и, соответственно, амплитуда импульсов 75. Это приводит к тому, что импульсы 76 и 78 изменяют свою длительность быстрее или медленнее (в зависимости от длительности импульса 74). При разных длитель- 5 ностях импульсов 74 осуществляется формирование разных по величине параболических траекторий движения мяча. Процесс получения управляющйХ сигналов аналогичен описанному. Величина параболической траектории зависит еще от скорости движения мяча по горизонтали. При наличии пяти изменяющихся скоростей по горизонтали и пяти по вертикали возможно перемещение мяча по разным параболическим траекториям. Это вносит в игру разнообразие, повышает ее увлекательность. При необходимости линейного перемещения мяча переключатели 72 и

73 устанавливают в другое состояние.

При этом выход устройства 65 через переключатель 72 связан с формирова.телем 45 узла 4, а выход порогового элемента 71 отключен от входа управлением триггера направления. В этом случае мяч движется либо под двумя выбранными игроками углами (отражение происходит вверх и вниз под одийаковыми углами при постоянной скорости движения мяча по горизонтали), либо с разными .углами в зависимости от места попадания мяча в символ игрока. Выбор этих режимов происходит в элементе 65.

Использование изобретения повышает занимательность телеигры.

1 . 1052247

44ХеЮ

1052247

0m/

1052247

1052247

1052247

Подписное

Заказ 6722/4

Тираж 401

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Рафаская наб., д. 4/5

М Юй

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород ул. Проектная, 4

Составитель С. Алексанов

Редактор Т. Веселова Техред Т.Маточка Корректор О. Тигор

Устройство для проведения телеигр Устройство для проведения телеигр Устройство для проведения телеигр Устройство для проведения телеигр Устройство для проведения телеигр Устройство для проведения телеигр Устройство для проведения телеигр Устройство для проведения телеигр Устройство для проведения телеигр Устройство для проведения телеигр Устройство для проведения телеигр Устройство для проведения телеигр Устройство для проведения телеигр 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электронным играм и может быть использовано для проведения электронных игр с денежными ставками

Изобретение относится к игровым устройствам и может быть использовано при организации электронных игр

Изобретение относится к системе установленных на расстоянии друг от друга игровых устройств
Изобретение относится к области массовых опросов и коллективных игр с использованием теле-, радиокоммуникаций и может быть использовано при проведении социологических исследований

Изобретение относится к коллективным играм с помощью компьютеров, соединенных в сеть

Изобретение относится к играм на видеомониторах, объединенных в компьютерную сеть

Изобретение относится к сетевым компьютерным играм с участием множества игроков, предусматривающим перемещения виртуальных объектов в трехмерном игровом пространстве и действия одних виртуальных объектов на другие

Изобретение относится к области развлекательных и азартных игр, к конструктивному исполнению и способу управления системой игровых устройств единой информационно-призовой сети и может быть использовано в локальных и глобальных сетях казино или игровых залов, в которых используются разнородные и расположенные на значительном расстоянии друг от друга и от вычислительного центра игровые устройства и в которых ведется постоянный счет сделанных ставок денег и выплаченных в игровых машинах выигрышей или призов

Изобретение относится к области развлекательных и азартных игр, к способу организации дополнительных прогрессивных (постоянно увеличивающихся) выигрышей и конструктивному исполнению системы игровых устройств единой информационно-призовой сети с дополнительными прогрессивными выигрышами и может быть использовано в локальных и глобальных сетях казино или игральных залов, в которых используются разнородные и расположенные на любом расстоянии друг от друга и от вычислительного центра игровые устройства и в которых ведется постоянный счет сделанных на игровых устройствах ставок и выплаченных в игровых машинах выигрышей и призов
Наверх