Подшипниковый узел для приводов вращения
ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ ДЛЯ ПРИВОДОВ ВРАЩЕНИЯ, содержащий размещенную в корпусе и охватывающую цап//////////у фу вала плавающую втулку с автономным приводом, отличающийся тем, что, с целью повыщения надежности при изменении направления вращения вала путем стабилизации переменной составляющей момента трения и поддержания постоянного гидродинамического режима смазки, ой снабжен дополнительной плавающей втулкой, установленной на валу соосно с первой плавающей втулкой и кинематически связанной с автономным приводом с обеспечением возможности вращения втулок в разные стороны . Л СЛ to со 00 /7
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
Зад F 16 С 17/18
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3494694/25-27 (22) 30.09.82 (46) 07.12.83. Бюл. № 45 (72) Р- И. Ястребов и В. К. Буторлин (53) 621.822.5 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР
119750, кл. F 16 С 17/18, 1948.
2. Патент ФРГ № 2720618, кл. F 16 С 17/02, 1978 (прототип). (54) (57) ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ ДЛЯ
ПРИВОДОВ ВРАЩЕНИЯ, содержащий размещенную в корпусе и охватывающую цап„„SU„„1059298 А фу вала плавающую втулку с автономным приводом, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности при изменении направления вращения вала путем стабилизации переменной составляющей момента трения и поддержания постоянного гидродинамического режима смазки, он снабжен дополнительной плавающей втулкой, установленной на валу соосно с первой плавающей втулкой и кинематически связанной с автономным приводом с обеспечением возможности вращения втулок в разные стороны.
1059298
Составитель Б.Моисеева
Редактор О. Юрковецкая Техред И. Верес Корректор М. Демчик
Заказ 9798/39 Тираж 776 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
I 13035, Москва, Ж вЂ” 35. Раущская наб, д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Изобретение относится к приводам, требующим высокой стабильности и равномерности вращения на весьма малых скоростях, например, приводам антенн, локаторов, излучателей и т.п.
Известны подшипники скольжения, содержащие вал и плавающую втулку, в которых применена плавающая втулка с принудительйым вращением ее от вращающегося вала посредством зубчатого привода (1).
Недостатком подшипника является то, что при остановке вала втулка тоже остановится, что приведет к нарушению гидродинамического режима смазки между валом и плавающей втулкой.
Наиболее близким к изобретению является подшипник скольжения, в корпусе которого установлена плавающая втулка. с принудительным вращением ее от индивидуального привода, йезависимого от вращения вала (2) .
Однако при изменении направления вращения вала происходит совпадение или несовпадение направления вращения вала и втулки, т.е. относительная скорость вращения вала и втулки будет изменяться, что также приводит к нарушению гидродинамического режима смазки, а это не обеспечивает требуемой стабильности и равномерности скорости вращения вала в известном подшипнике.
Целью изобретения является повышение надежности в экплуатации путем стабилизации переменной составляющей момента тре- 30 ния и поддержания гидродинамического режима смазки устройства на всех режимах его работы.
Поставленная цель достигается тем, что подшипниковый узел, содержащий размещенную в корпусе и охватывающую цапфу вала З5 плавающую втулку с автономным приводом, снабжен дополнительной плавающей втулкой, установленной на валу соосно с первой плавающей втулкой и кинематически связанной с автономным приводом с обеспече- 40 нием возможности вращения втулок в разные стороны.
Предложенный подшипниковый узел обеспечивает расчетный режим работы устройства и повышает его эксплуатационную йадежность за счет использования двух принудительно вращающихся в противоположные стороны втулок от автономного привода путем стабилизации переменной составляющей момента трения и постоянного поддержания гидродинамического режима смазки, при этом суммарный момент трения между валом и втулками на любых режимах работы устройства остается постоянным.
На чертеже изображен подшипниковый узел, разрез.
В корпусе 1 установлен вал 2 на двух плавающих вращающихся в противоположные стороны втулках 3 и 4 с жестко насаженными на них коническими зубчатыми колесами 5 и б, которые находятся в зацеплении с конической шестерней 7, имеющей индивидуальный привод 8. В корпусе 1 выполнены каналы 9 и 10 для смазки втулок 3 и 4.
Устройство работает следующим образом.
Коническая шестерня 7 получает вращение от индивидуальйого привода 8, приводит во вращение конические колеса 5 и
6 вместе с втулками 3 и 4. Наружные и внутренние поверхности втулок смазываются маслом, подаваемым через каналы 9 и 10.
Таким образом, вследствие постоянного вращения втулок в противоположные сторойы любое изменение йаправления вращения вала, а также его остановка не вызывают изменения или нарушения гидродинамического режима смазки и суммарный момент трения между втулками и валом остается постоянным.
Изобретение повышает эксплуатационную надежность устройства и обеспечивает расчетный режим его работы.
Долговечность и моторесурс предложенного подшипникового узла по сравнению с базовым объектом возрастает не менее чем в 3 раза.