Устройство для измерения ширины пазов

 

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ШИРИНЫ ПАЗОВ, содержащее корil № гз пус, два встречно расположенных клиновых элемента,один из которых выполненв виде диска с образующими клин плоской и винтовой поверхностями, привод принудительного вращения диска и шкалу для отсчета угла поворота последнего, отличающееся тем, что, с целью расщирения диапазона измереаия, второй клиновой элемент также выполнен в виде диска с плоской и винтовой поверхностями, диски установлены на общей оси и подпружинены друг к другу, а устройство снабжено механизмом их встречного синхронного перемещения. (О i 12 О) ю ел о О5 2 8 Фиг. 1

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51) G 01 В 5/14

I

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ, К ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

О Фиг.1 (21) 3290701/25-28 (22) 13.05.81 .(46) 23.12.83. Бюл. № 47 (72) А. В. Кубрин и Б. А. Новиков (53) 531.717 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 328321, кл. G 01 В 5/12, 1969.

2. Авторское свидетельство СССР № 261709, кл. G Ol В 5/14, 1970 (прототип). (54) (57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ШИРИНЫ ПАЗОВ, содержащее кор„„SU„„1062506 A пус, два встречно расположенных клиновых элемента, один из которых выполнен в виде диска с образующими клин плоской и винтовой поверхностями, привод принудительного вращения диска и шкалу для отсчета угла поворота последнего, отличающееся тем, что, с целью расширения диапазона измерения, второй клиновой элемент также выполнен в виде диска с плоской и винтовой поверхностями, диски установлены на общей оси и подпружинены друг к другу, а устройство снабжено механизмом их встречного синхронного перемещения.!

062506

Изобретение относится к измерительной технике, а именно к средствам для измерения ширины пазов, прорезей и зазоров.

Известны устройства для измерения ширины пазов, содержащие корпус, два встречно; направленных клиновых элемента и измеритель относительного перемещений клиновых элементов !1).

Клиновые элементы выполнены призматическими, что увеличивает габариты устройства и затрудняет пользование им.

Наиболее близким по технической сущ- ности к изобретению является устройство для измерения ширины пазов, содержащее корпус, два встречно расположенных клиновых элемента, один из которых выполнен в виде диска с образующими клин плоской и винтовой поверхностями, привод принудительного вращения диска и шкалу для отсчета угла поворота упомянутого диска 12) .

Такое устройство компактно и удобно в эксплуатации, однако не пригодно для измерения пазов, ширина которых меньше толщины второго (призматического) клинового элемента. Эта толщина не может быть сделана малой из соображений прочности этого элемента.

Известное устройство может работать и без второго клинового элемента, однако в этом случае вследствие кромочного контакта снижается точность измерения и долговечность устройства.

Целью изобретения является расширение диапазона измерения при сохранении точности и долговечности.

Указанная цель достигается тем, что в устрой стве, соде рж а щ ем кор пу с, дв а встреч. но расположенных клиновых элемента, одик из которых выполнен в виде диска с об. разующими клин плоской и винтовой по верхностями, привод принудительного вра щения диска и шкалу для отсчета угла по ворота последнего, второй кли новой эле.

° мент также выполнен в виде диска с плоской и -винтовой поверхностями, диски установлены на общей оси и подпружинены друг к другу, а устройство снабжено механизмом их встречного синхронного перемещения.

На фиг. 1 представлено устройство для измерения ширины пазов, вид спереди с частичным разрезом;на фиг. 2 — разрез

А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — разрез 5 — Б на фиг. 1.

Устройство для измерения ширины па- зов содержит корпус 1 с рукояткой 2 и центральной осью 3, на которой смонтированы подвижные диски 4 и 5, несущие, на себе клиновые элементы, образованные сопряженными плоскими торцами 6 и 7 упомянутых дисков и винтовыми поверх ностями 8 и 9. Прижатие дисков друг к другу выполняется тарельчатыми пружина ми 10 и 11. На периферии дисков 4 и 5 выполнены зубчатые венцы 12 и 13, кото рые находятся в зацеплении с шестеренками 14 и 15,образующими механизм встречного синхронного перемещения и зацепляю щимися между собой. С одним из дисков скреплена шкала 16, а на корпусе устройства нанесен отсчетный индекс !7,позволяю.щий отсчитывать угол поворота дисков.

Закон построения шкалы согласован с. углом подъема винтовой линии клиньев, что позволяет отсчитывать по шкале ширину пазов непосредственно в линейных вели. чинах.

На торцах дисков выполнен полукольце вой паз 18, в котором размещена возвратная пружина 19, поворачивающая диски навстречу друг другу (в варианте устройства, изображенном на фиг. 1 пружина направлена на сведение клиньев) . В этом случае исходным положением устройства

>0 является максимальная суммарная толщина клиньев, а для выполнения измерения оператор должен эти клинья развести. Возможно также исполнение устройства, при котором пружина упомянутые клинья разво25

Механизм принудительного вращения дисков выполнен в виде двух поводков 0 и 21, скрепленных дисками и лежащих в исходном положении на упорах 22 и 23 зо корпуса.

Возможной формой выполнения устройства является сопряжение дисков винтовыми поверхностями,в этом случае при относительном вращении дисков будет наблюдаться и их относительное осевое переме35 щение.

Устройство работает следующим образом.

Оператор берет устройство за рукоятку 2 и, воздействуя на один из поводков или

4О сразу оба 20 и 21, взводит возвратную пружину 19, после чего вводит клиновые элементы в измеряемый наз. Такое введение возможно практически всегда,поскольку при взведенной возвратной пружине суммарная толщина клиньев минимальна.

45 Затем оператор плавно отпускает повод. ки (практически слегка удерживает клинч вые диски за один из упомянутых поводков) до тех пор, пока клиновые элементы не прийдут во взаимодействие со стороны контролируемого паза. Корпус устройства сле5О дует держать за рукоятку свободно, чтобы ие препятствовать самоустановке клиньев в пазу.

По шкале 16 и указателю 17 отсчитывают ширину паза.

Устройство компактно, просто в эксплуатации, имеет достаточно широкий диапазон измерений, благодаря отсутствию кромочных контактов достаточно точно и долговечно.

3062506

A-А

1//.

Фиг.2

Фиг. 3

Составитель В. Романов

Редактор С. Патрушева Техред И. Верес Корректор В. Гнрняк

Заказ 10202/40 Тираж 602 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета, СССР по делам изобретений и открытий

1 l 3035, Москва. Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство для измерения ширины пазов Устройство для измерения ширины пазов Устройство для измерения ширины пазов 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройствам для определения зазора в шарнирных соединениях и для измерения углов поворота самоходных транспортных средств

Изобретение относится к области измерений, в частности к контролю положения подкрановых путей в плане преимущественно мостовых кранов

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для контроля межцентровых расстояний отверстий в деталях, прошедших механическую обработку

Изобретение относится к техническим измерениям в машиностроении и может быть использовано для измерения зазоров в сопряжениях между подвижной и неподвижной частями изделия, например, в исполнительных гидроцилиндрах при проведении их диагностирования

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в машиностроении преимущественно для измерения расстояния между перекрещивающимися и пересекающимися осями отверстия и цилиндрической шейки в деталях типа вала и кронштейна

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в машиностроении преимущественно для измерения расстояний между осями отверстий и их межосевых углов в корпусных деталях

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в машиностроении, преимущественно для измерения расстояний между осями отверстий и их межосевых углов в корпусных деталях

Изобретение относится к области технологии машиностроения, а также к устройствам для измерения межосевого расстояния отверстий деталей и узлов, а также к средствам обеспечения взаимозаменяемости крупных агрегатов машин
Наверх