Способ термической обработки стальных деталей

 

1. Способ термической обработки стальных деталей, включающий нагрев до 800 - 850oС в вакууме 10-3 - 10-5 мм рт.ст., окончательный нагрев до температуры закалки и выдержку при изменении давления путем введения аргона до 10-2 мм рт.ст. и закалку в масле при давлении, отличающийся тем, что, с целью повышения механических свойств деталей за счет увеличения скорости охлаждения при закалке, закалку осуществляют при давлении 8 - 760 мм рт.ст.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что нагрев от температуры 800 - 850oС до температуры закалки и выдержку ведут при остаточном давлении 10-2 - 10 мм рт.ст.

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что давление при закалке получают путем введения аргона за 5 - 10 мин до момента погружения деталей в масло. Изобретение относится к области термической обработки, а именно к безокислительной закалке стальных изделий с нагревом в вакууме и охлаждением из вакуума в масле. Известен способ термической обработки деталей в вакууме. Этот способ включает нагрев деталей до температуры 850oC в вакууме 10-3 мм рт.ст. При температуре закалки в печь вводится азот при давлении 0,1 0,5 мм рт.ст. охлаждение деталей при закалке осуществляется в газовой среде. Наиболее близким по технической сущности является способ термической обработки стальных деталей, включающий нагрев до 800-850oC в вакууме 10-3-10-5 мм рт.ст. окончательный нагрев до температуры закалки и выдержку при изменении давления путем введения аргона до 10-2 мм рт.ст. и закалку в масле при давлении. Известный способ имеет следующие недостатки. При охлаждении изделия в закалочной жидкости, изменяющей агрегатное состояние, если над поверхностью закалочной жидкости создано низкое давление, охлаждающая способность жидкости значительно понижается. Это происходит вследствие того, что при низком давлении фаз образования паровой рубашки с ее относительно медленной теплоотдачей значительно растягивается по температуре и времени, т. к. понижается температура начала кипения жидкости. Вследствие снижения скорости охлаждения наблюдается явление неполной закалки деталей с образованием в микроструктуре стали продуктов промежуточного распада аустенита с пониженными механическими свойствами и твердостью. Имеет место насыщение углеродом из-за высокой химической активности поверхности после высокотемпературного нагрева в вакууме. Происходит интенсивное испарение масла. Пары масла попадают в горячую зону электропечи и, разлагаясь при высоких температурах, ухудшают состав остаточных газов: загрязняется рабочее пространство электропечи. Целью изобретения является повышение физико-механических свойств стальных деталей, подвергающихся закалке в вакууме с охлаждением в масле, за счет снижения химической активности поверхности и повышения скорости охлаждения. Поставленная цель достигается тем, что в известном способе закалки стальных деталей, включающем нагрев до 800 850oC в вакууме 10-3-10-5 мм рт. ст. окончательный нагрев до температуры закалки и выдержку при изменении давления путем введения аргона до 10-2 мм рт.ст. и закалку в масле при давлении, закалку осуществляют при давлении 8-760 мм рт.ст. причем нагрев от 800-850oC до температуры закалки и выдержку ведут при остаточном давлении 10-2-10 мм рт.ст. а давление при закалке получают путем введения аргона за 5 10 мин до погружения деталей в масло. Предложенный способ осуществляют следующим образом. Нагрев от комнатной температуры до температуры 800-850oC ведут в вакууме в пределах 10-3-10-5 мм рт.ст. Затем в процессе нагрева до температуры закалки (950-1150oC) и выдержки при этой температуре давление остаточных газов повышается до 110-2-10 мм рт.ст. а затем за 5-10 мин до окончания технологической выдержки перед охлаждением в масле давление остаточных газов еще раз повышается до 8-760 мм рт.ст. Нагрев от комнатной температуры до температуры 800-850oC в вакууме 10-3-10-5 мм рт. ст. обусловлен тем, что при более высоких температурах наблюдается интенсивная сублимация легирующих элементов, входящих в состав рассматриваемой группы сталей. Повышение давления 102-10 мм рт.ст. при температуре выше 800-850oC позволяет предотвратить сублимацию легирующих элементов в вакууме при высоких температурах. При этом также понижается химическая активность поверхности. Выбор параметров закалки осуществлен на основании результатов исследования скорости охлаждения закалочного масла в зависимости от давления атмосферы над маслом. Было установлено, что если процесс охлаждения осуществляется в вакууме при разрежении 10-5-8 мм рт.ст. скорость охлаждения соответствует 40-50 град/с в интервале температур 250-350oC. В этих условиях не происходит закалки деталей из-за низкой скорости охлаждения. Если давление остаточных газов над закладочной жидкостью повышается до 8-760 мм рт.ст. скорость охлаждения резко возрастает. Температурный интервал максимальной скорости охлаждения расширяется и смещается в область более высоких температур. Это обеспечивает полную закалку и высокие механические свойства сталей. Посредством снятия кривых охлаждения с помощью медного термозонда, погружаемого в закалочное масло при различном давлении над маслом, по кривым охлаждения определялась максимальная скорость охлаждения и температурный интервал, в котором эта скорость достигается. Результаты исследований приведены в табл. 1. Пример осуществления способа. Детали из стали марок 40X13 и 14X17H2 термообрабатывали в вакуумной электропечи СЭВ 3,3/11,5 со встроенным закалочным баком по следующему режиму: нагрев до температуры 800oC в вакууме 10-4 мм рт.ст. выдержка при этой температуре 20 мин; нагрев до температуры 1030oC (температура закалки) в вакууме 10-1 мм рт. ст. с увеличением давления за счет введения аргона и выдержка 40 мин; через 35 мин после начала выдержки при 1030oC давление остаточных газов в рабочем пространстве повышается до 400 мм рт.ст. за счет дополнительного введения аргона; закалка в масле под давлением над закалочной ванной 400 мм рт.ст. выдержка в закалочной ванне в течение 20 мин; выгрузка деталей из закалочной ванны. Физико-механические свойства деталей термообработанных по известному и предложенному способу, приведены в табл. 2. Как следует из приведенных в табл. 2 данных, при термической обработке по предлагаемому способу обеспечивается высокая коррозионная стойкость поверхности. Кроме того, достигается полная закалка стали благодаря тому, что скорость охлаждения в масле повышается более, чем в три раза. Все это позволяет по сравнению с существующим способом вакуумной закалки повысить физико-механические свойства деталей, а следовательно, конструктивную прочность, эксплуатационную надежность и ресурс изделия. Применение разработанного способа позволяет производить термическую обработку деталей в окончательно изготовленном виде. При этом снизится трудоемкость изготовления деталей приблизительно на 15-20% за счет уменьшения объема механической обработки деталей после упрочняющей термообработки.

Формула изобретения

1. Способ термической обработки стальных деталей, включающий нагрев до 800 850oС в вакууме 10-3 10-5 мм рт.ст. окончательный нагрев до температуры закалки и выдержку при изменении давления путем введения аргона до 10-2 мм рт. ст. и закалку в масле при давлении, отличающийся тем, что, с целью повышения механических свойств деталей за счет увеличения скорости охлаждения при закалке, закалку осуществляют при давлении 8 760 мм рт.ст. 2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что нагрев от температуры 800 - 850oС до температуры закалки и выдержку ведут при остаточном давлении 10-2 10 мм рт.ст. 3. Способ по п.1, отличающийся тем, что давление при закалке получают путем введения аргона за 5 10 мин до момента погружения деталей в масло.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Спрейер // 1063846

Изобретение относится к металлургии, конкретнее к прокатному производству, и может быть использовано при производстве стальных горячекатаных полос на широкополосных станах

Изобретение относится к термической обработке металлов и предназначено для определения охлаждающей способности жидкой закалочной среды
Изобретение относится к области машиностроения, в частности, к литым деталям из низкоуглеродистых и низколегированных сталей, содержащих 0,15 - 0,30% углерода, и применяемым в автосцепных устройствах подвижного состава железных дорог

Изобретение относится к черной металлургии и может быть использовано в прокатном производстве для легирования поверхности заготовки в процессе прокатки

Изобретение относится к термообработке и может быть использовано при закалке деталей из углеродистых сталей сложной формы, например пуансонов, накатных роликов и др

Изобретение относится к области металлургии и может быть использовано для производства булатной стали

Изобретение относится к области обработки поверхностей металлов, такой как очистка (например, удаление окалины, оксидированных слоев, загрязнителей и тому подобное) поверхностей, термическая обработка и нанесение покрытий на них
Наверх