Тренажер оператора систем передачи информации с обратной связью

 

ТРЕНАЖЕР ОПЕРАТОРА СИСТЕМ ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ с ОБРАТНОЙ связью,содержащий последовательно включенные блок ввода ответных деистШ1й;оператора ,первый блок имитации реальных процессов, блок предъявления учебной информации, блок IKOHTрсля достоверности передаваемых сообщений и второй блок имитации реальных процессов, второй и третий входы которого соединены соответственно с вторь1ми выходами блока ввода ответных действий оператора и блока предъявления учебной информгщии, второй вход которого подключен к второму выходу блока контроля досто:верности передаваемых сообщений, и блок индикации, отличающийс я тем, что, с целью расширения дидактических возможностей тренажёра , в него введены последовательно включенные первый дешифратор, блок элементов И, переключатель режимов работы, первый счетчик и второй дешифратор , выход которого соединен с вторым входом блока элементов И, и второй счетчик, вход подключен к второму выходу переключателя режимов работы, а выход - к д первому входу блока индикации, и третий входы которого.соединены с (Л вторыми выходами блока элементов И и первого счетчика соответственно/ третий вход блока элементов И подключен к третьему выходу блока ввода ответных действий оператора, первый и второй входы nejiBoro. дешифратора соединены соответственно с вторым выходом первого блока имитации реальных процессов и с шлходом второго блока имитации реальных прбцессов ..

,. 80.„,н}Щ8 2

COOS СОВЕТСКИХ ,, СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

3(59 6. 09 В 9 00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABT0PGHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21 ) 3437687/18-24 (22) 11.05 ° 82 (46) 23.01.84. Бюл.РЗ (72) Л.М. Рогганов. (53Д 681. 3. 071 (.088. 8) (56) 1, Каневский З.М., Дорман 14.È. .и др. Передача информации с обратной связью. N., "Связь", 1976, с.9; 10,25,34-40.

2 . Авторское свидетельство СССР . Р 287425, кл. G 09 В 7/00, 1970.

3. Руководство к лабораторным ра,ботам по дисциплине "Радиотехнические комплексы", М., МО СССР, 1978, сt25 31 .прототип,(б4)(57) ТРЕНАЖЕР ОПЕРАТОРА СИСТЕМ ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ С ОВРАТНОИ

СВЯЗЬЮ, содержащий последовательно включенные блок ввода ответных дейст вий оператора,первый блок имитации реальных процессов, блок предъявления учебной информации, блок контроля достоверности передаваемых .сообщений и второй блок имитации реальных процессов, второй и третий входы которого соединены соответственно с вторыми выходами блока ввода ответных действий оператора и бло ка предъявления учебной информации, второй вход которого подключен к второму выходу блока контроля досто:верности передаваемых сообщений, и блок индикации, о т л и ч а ю щ и и с я тем, что, с целью расширения дидактических воэможностей трена» жера, в него введены последовательно включенные первый дешифратор, блок элементов И, переключатель режимов работы, первый счетчик и второй дешифратор, выход которого соединен с вторым входом блока элементов И, и второй счетчик, вход которого подключен к второму выходу переключателя режимов работы, а выход - к первому входу блока индикации, второйа и третий входы которого соединены с вторыми выходами блока элементов И и первого счетчика соответственно, третий вход блока элементов И подключен к третьему выходу блока ввода

:ответных действий оператора, первый и второй входы гГервого дешифра- тора сбединены соответственно с вторым выходом первого блока имитации реальных процессов и с выходом вто« рого блока имитации реальных прЬцес.сов.

1068972

Изобретение относится к техническим средствам обучения и преимущественйо может быть использовано в высших и средних специальных учебных заведениях в качестве лабораторной установки для программированного изучения лОгики работы систем передачи информации с обратными связями и контроля полученных при этом знаний.

Широкое распространение систем 10 передачи информации с обратной связью привело к включению этих систем в учебные программы ряда специальностей различных учебных заведений.

Основными типами систем передачи ин- 15 формации с обратной связью являются системы с решающей, информационной и- комбинированной обратными связями (соответственно системы с РОС, ИОС и КОС). Эти системы работают 2О в соответствии с алгоритмами, определяющими логику их функционирования в зависимости от исходов передачи информации в прямом, обратном и служебных каналах, и для них характерна возможность возникновения ряда ошибок. В связи со сложностью логики функционирования систем передачи информации с обратной связью для ее изучения используются специальные технические средства Г1).

Известно устройство, содержащее блок ввода ответных действий оператора, блок управления, блок предъявления учебной информации, блоки ввода учебной информации, блоки памяти, шифраторы и дешифраторы (2).

Однако это устройство имеет ограниченные дидактические возможности., так как с его помощью не может быть обеспечен процесс обучения логике ра-40 боты систем передачи информации с обратной связью с учетом указанных специфических особенностей функционирования этого класса информационных систем. 45

Наиболее близким к изобретению является устройство, содержащее блок, формирования и индикации передавае- . мого сообщения, блок имитации прямого канала, блок записи и индикации принятого сообщения, блок контроля достоверности и блок имитации обратного канала. Это устройство обеспе чивает изучение логики работы систем передачи с решающей, информационной и комбинированной обратными связямп ".3)

Однако известное устройство характеризуется низкой эффективностью обучения, которая обусловлена не- 60 достатками этого устройства: демонстрационный характер обучения, отсутствие возможности,с помощью устройства текущего и итогового контроля за качеством усвоения, осущест- 5 вляемого по окончании работы преподавателем наличие жесткой программы изучения логики работы систем с обратной связью вне зависимости от качества обучения; большие затраты времени на процесс обучения, невозможность глубокой и достоверной проверки знаний обучаемых, большие затраты времени квалифицированных преподавателей на контроль качества обучения.

Эти недостатки связаны с невозможностью формирования с помощью известного устройства проблемных ситуаций, активизирующих процесс обучения.

Кроме того, контроль качества обучения с помощью известного устройства возможен только в конце всего занятия по результатам проверки оформпенного обучаемым отчета.

Отсутствие текущего контроля приводит к тому, что первоначально неусвоенные элементы логики работы системы уменьшают возможность усвоения дальнейших материалов. Отсутствие текущего контроля обуславливает и другой недостаток устройства, вследствие чего независимо от качества усвоения текущего материала осуществляется переход к дальнейшим материалам, подлежащим изучению. Еще один недостаток устройства связан с необходимостью следования в процессе обучения программе, напечатанной в соответствующем руководстве, и оформления отчета о работе. Кроме того, контроль знаний осуществляется путем проверки отчетов и постановки контрольных вопросов. Вследствие наличия только итогового контроля укаэанным выше образом проводимый контроль знаний не обеспечивает глубины и достоверности контроля.

При этом контроль преподавателем знания. всех элементов логики работы систем передачи с обратной связью требует затрат времени, соизмеримых со временем реализации программы изучения логики работы систем с помощью известного устройства.

Целью изобретения является расширение дидактических возможностей тренажера.

Указанная цель достигается тем, что в тренажер оператора систем передачи информации с обратной связью, содержащий последовательно включенные блбк ввода ответных Действий оператора, первый блок имитации реальных процессов, блок предъявления учебной информации, блок контроля достоверности передаваемых сообщений и второй блок имитации реальных, процессов, второМ и третий входы которого соединены соответственно с вторыми выходами блока ввода от1068972 ветных действий оператора и блока предъявления учебной информации, второй вход которого подключен к второму выходу блока контроля достоверности передаваемых сообщений, и блок индикации, введены последовательно включенные первый дешифратор, блок элементов И, переключатель режимов работы, первый счетчик и второй де-. шифратор, выход которого соединен .с вторым входом блока элементов И,и второй счетчик, вход которого подклю чен к второму выходу переключателя режимов работы, а выход — к первому входу блока индикации, второй и третий входы которого соединены с нто- 15 рыми выходами блока элементов И и первого счетчика соответственно, третий .вход блока элементов И подключен к третьему выходу блока ввода ответных действий оператора, первый и второй входы первого,цешифратора соединены соответственно с вторым .выходом первого блока имитации реальных процессов и с выходом второго блока имитации реальных процессов.75

3а счет введения дополнительных блоков в тренажере обеспечивается текущий контроль результатов.изучения, увеличена глубина текущего контроля, на основе результатон текущего контроля меняется программа изучения логики работы, осуществляет.ся полный итоговый контроль полученных знаний, отпадает необходимость в использовании программы изучения н виде отпечатанного руководства и в оформлении рукописного отчета.

На чертеже изображена структура предлагаемого тренажера.

Тренажер содержит блок 1 формирования принятых сообщений, блок 2 имитации реальных процессов, блок

3 предъявления учебной информации, блок 4 контроля достоверности передаваемых сообщений, блок 5 имитации реальных процессов, дешифратор 6, 45 счетчик 7, дешифратор 8, блок 9 вво.да ответных действий оператора, блок

10 элементов И, переключатель 11 режимов работы, счетчик 12 и блок 13 индикации. Блоки 1 и 9 объединены 50 в пульт 14 оператора. Блок 13 содержит индикатор 15 результата, индикатор 16 состояния каналов, индикатор 17 оценки и индикатор 18 числа ошибок.

Дешифратор 6 представляет собой узел, который в зависимости от характера и сочетания сигналов на входе выдает сигнал на одной из своих шин, общее число которых соответствует 60 числу возможных ошибок н работе систем с обратной связью. Счетчик 7 предстанляет собой стандартный шаговый искатель, управляемый подачей электрических импульсов на его уп- 65 ранляющий вход. Группа контактов, соответствующая определенному положению шагового искателя, определяет вид ошибок в каналах системы. Дешифратор 8 анализирует текущее состояние счетчика 7 и в зависимости от этого выдает на одной из своих шин сигнал, соответствующий заданной ошибке в работе системы.

Блок 9 представляет собой набор кнопок, число которых соответствует возможным ошибкам н работе системы.

С помощью кнопок оператор вводит в устройство результаты определения им типа ошибки. Блок 10 представляет многовходовую схему совпадения, сигнал на первом и втором выходах которой появляется при совпадении сигналов на .одноименных шинах первого, второго и третьего входов, а на втором и четвертом выходах — при несовпадении этих сигналон. Счетчик 12 обеспечивает подсчет числа ошибок, допущенных оператором.

Индикаторы 15-18 представляют собой н совокупности табло, с помощью которых отображается число ошибок, оценка знаний и умений обучаемого, результат его действий и направление дальнейшей работы, а также задание обучаемому в виде совокупности ошибок, которые соответствуют различным каналам системы передачи информации.

Предлагаемый тренажер функционирует следующим образом.

После включения тренажера.и установки переключателя 11 в положение "Репетитор" счетчик 7 устанавливается в исходное состояние, которое соответствует первому заданию.

При этом задание обучаемому в ниде индикации типа ошибок в различных каналах системы отображается на индикаторе 16, а сигналы, соответствующие этим ошибкам, подаются на дешифратор 8, который выдает сигнал на одной из шин второго входа блока 10. В.соот- ветствии с заданием обучаемый устанавливает предполагаемый им ре-. зультат работы каналов с помощью органов управления на блоках 2 и 5 и вводит свой ответ о предполагаемом результате функционирования всей системы с помощью кнопок блока 9, которые подключают напряжение на один из входов блока 10. Положение органов управления блоков 2 и 5 анализируется с помощью дешифратора

6, который, в свою очередь, в зависимости от-. положения органов управления, ныдает сигнал на одной из своих выходных шин, поступающих на вход блока 10. При совладении сиг налон на одноименных шинах входов

1068972 блока 10 вырабатывается сигнал совпадения, который подается на вход бло ка 13 для включения табло "Результат правильный - выполняйте следующее задание",а через переключатель 11- на управляющий вход счетчика 7 для предъяв- 5 ления обучаемому следующего задания.;

В случае несовпадения сигналов на соответствующих входных шинах блока 10, что соответствует допущенной обучаемым ошибке либо в действиях, либо в ответе, блок 10 вырабатывает сигналы, которые соответственно поступают на блок 13, где зажигается табло Ошибка - повторите задание", и на вход лереключателя 11, который в режиме "Репетитор", никуда не под.соединен.

По выполнении всех заданий, определенных колйчеством контактных групп счетчика 7, .обучаемый устанав- 29 ливает режим "Экзаменатор". В этом случае счетчик 7 устанавливается в исходное состояние, и обучаемому предъявляется задание. Порядок действий обучаемого и взаимодейст- 25 вия элементов тренажера до появления сигналов на выходе блока 10 тот же, что и в режиме "Репетитор". Далее тренажер работает следующим образом. 30

Сигнал совпадения с одного выхода блока 10 поступает через переключатель 11 в счетчик 7 и устанавливает следующее задание, а с другого выхода — на блок 13, где зажигается табло "Результат правильный выполняйте следующее задание": Сигнал несОвпадения с выхода блока 10 через переключатель 11 устанавливает счетчик 7 в очередное состояние и одновременно поступает на счетчик 12. В ходе проверки знаний обучаемого число ошибок подсчитывается и индицируется блоком 13. По.мере накопления ошибок снижается оценка, иидицируемая в блоке 13, который 45 связан с соответствующими разрядами счетчика. Оценка на индикаторе, 17 является для преподавателя информацией о качестве усвоения обучаемым . изучаемой логики работы системы пе- 50 редачи информации с обратной связью.

С целью сравнительной оценки эффективности обучения с помощью известного и предлагаемого устройств был проведен педагогический эксперимент. В ходе этого эксперимента группа обучаемых из 24 человек была разбита на две подгруппы по 12 человек таким образом, чтобы средние баллы предшествующего обучения у обеих групп были одинаковыми. Вся группа в целом прослушала курс лекций, по системам передачи информации с РОС, ИОС и КОС объемом 10 ч. После этого обучаемые одной из групп (первая закрепляют и углубляют полученные знания на известной установке.

Контроль знаний первой группы проводился преподавателем в объеме, обеспечиваемом предложенным устройством обучения. Если обучаемые первой группы в процессе контроля допускали хотя бы одну ошибку, им предлагалось продолжить изучение логики работы систем передачи информации с обратной связью на известном устройстве обучения. Таким образом, преподаватель добивался, чтобы все обучаемые первой группы усвоили логику работы систем с обратной свя- . зью на отлично. Обучаемые второй группы проходили обучение и контроль, его качества на предложенной установке. Как и в случае первой группы, если контроль знаний обучаемых второй группы показывал; что их знания могут быть оценены ниже отличной оценки, то они.продолжали изучение логики работы систем с обратной связью на предложенном устройстве. 3анятия с первой группой проводил преподаватель и лаборант. Занятия со вторОЙ группой в связи с тем, что предложенная установка обеспечивала управление работой обучаемых, анализ и отображение их ошибок, контроль их действий,и. знаний, проводились лаборантом.

Таким образом, изобретение расширяет дидактические возможности тренажера, повышает эффективность обучения и снижает затраты времени и средств на обучение.

1068972

Составитель A. Карлов

Редактор A. Шишкина Техред A.A Корректор р. Билак

Закаэ 11741 тираж 451 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по.делам иэобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал tlllll "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Тренажер оператора систем передачи информации с обратной связью Тренажер оператора систем передачи информации с обратной связью Тренажер оператора систем передачи информации с обратной связью Тренажер оператора систем передачи информации с обратной связью Тренажер оператора систем передачи информации с обратной связью 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к сельскому хозяйству, в частности к муляжу вымени для оценки влияния качества массажа на интенсивность истечения жидкости

Изобретение относится к вычислительной технике

Изобретение относится к вычислительной технике

Изобретение относится к авиационной и космической медицине, предназначено для автоматизированной диагностики в полете гравитационных расстройств у летчика при воздействии пилотажных перегрузок
Изобретение относится к способу определения геометрических параметров опорно-поворотных устройств (ОПУ) телескопов различных типов монтировок с различным количеством исполнительных осей (осей вращения)

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам и может быть использовано для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к устройствам для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к способам выполнения тренировочного полета в кабине экипажа летательного аппарата, и устройствам подготовки летных экипажей к полетам на авиационных тренажерах
Наверх