Блокировочное устройство для коробки передач

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (39) (1l) 3(51) В 60 K 41 00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ, "

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

К flATEHTY (21) 2817253/27-11 (22) 27.09.79 (31) P 2842736.3 (32) 30.09 ° 78 (33) ФРГ (46) 23.02.84. Бюл. Р .7 (72) Гюнтер Райфингер, Христиан Фухс, Альфред Магг и Герольд Бибер (ФРГ) (71) Цанрадфабрик Фридрихсхафен Al" (ФРГ) (53) 629.113-585.5(088.8) (56) 1. Заявка ФРГ 9 2036858, кл. 63 С 20/01, 1971 (прототип). (54)(57) 1. БЛОКИРОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО

ДЛЯ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ, содержащее источник давления рабочей среды и исполнительный цилиндр, связанный с педалью сцепления, о т л и ч а ю,щ ее с я тем, что, с целью повышения надежности в работе, оно снабжено распределителем передачи рабочей среды к корббке передач, вход которого

- связан с источником давления рабочей среды, а выходы — соответственно с коробкой передач и атмосферой, при этом распределитель выполнен в виДе двухкамерного цилиндра, в одной из камер которого установлен ползун; а в другой — клапан, в перегородке между камерами установлен параллельно оси цилиндра болт, один конец которого расположен в ползуне, а на другом выполнен выступ, причем двухкамерный цилиндр расположен параллельно оси исполнительного цилиндра, закреплен на внешней стороне последнего и соединен с ним при помощи ф .штифта, вход камеры с клапаном соединен с источником давления рабочей среды, а выходы - соответственно с коробкой передач и атмосферой.

1075963 2. Устройство по п. 1, о т л ич а ю щ е е с я тем, что клапан представляет собой цилиндрическую

C втулку, содержащую хвостовик и клапанную тарелку, торцовая часть которой через уплотнение связана с впускным седлом, при этом цилиндрическая втулка установлена соосно с болтом и подпружинена двумя соосно расположенными пружинами относительно корпуса цилиндра и перегородки, .а выступ болта снабжен выпускным седлом, расположенным внутри впускного седла.

Изобретение относится к транспортному машиностроению.

Известно блокировочное устройство для коробки передач, содержащее источник давления рабочей среды и ис- 5 полнительный цилиндр, связанный с педалью сцепления (1) .

В автомобилях, в частности в автомобилях для обслуживания стро ительных работ, подобные устройства 10 испытывают в общем случае сильную нагрузку. Для того, чтобы препятствовать повреждению механизма пере†. ключения, вызываемому путем включения коробки передач при сцепленной 5 муфте, до сих пор предусматривались устройства на соединительном штоке, которые должны препятствовать включению коробки передач при включенной муфте. Однако при управлении с этим устройством водитель мог включить коробку передач без полного выключения муфты, что могло при. вести к повреждению.

Цель изобретения — повышение надежности в работе. казанная цель достигается тем, что блокировочное устройство для коробки передач, содержащее источник давления рабочей среды и исполнительный цилиндр, связанный с педалью сцепления, снабжено распределителем подачи рабочей среды к коробке передач, вход которого связан с источником давления рабочей среды, а выходы соответственно с коробкой передач и атмосферой, при этом распределитель выполнен в виде двухкамерного цилиндра, в одной из камер которого установлен ползун, а в другой - клапан, в перегородке между "0 камерами установлен параллельно оси цилиндра болт, один конец которого расположен в ползуне, а на другом выполнен выступ, причем двухкамер ный цилиндр расположен параллельно 45

3. Устройство по пп. 1 и 2, о тл и ч а ю щ е е с я тем, что ползун подпружинен относительно перегородки цилиндра и снабжен отверстием для установки штифта, расположенного перпендикулярно к параллельным продольным осям исполнительного цилиндра и распределителя, при этом штифт другим концом помещен в канавку, выполненную на внешней части регулировочного кольца исполнительного цилиндра ° оси исполнительного цилиндра, закреплен на внешней стороне последнего и соединен с ним при помощи штифта, а вход камеры с клапаном соединен с источником давления рабочей среды, а выходы — соответственно с коробкой передач и с атмосфероА.

Однако клапан представляет собой цилиндрическую втулку, содержащую хвостовик и клапанную тарелку, торцовая часть которой через уплотнение

--.связана с впускным седлом, при этом цилиндрическая втулка установлена соосно с болтом и подпружинена двумя соосно расположенными пружинами относительно корпуса цилиндра и перегородки, а выступ болта снабжен выпускным седлом, расположенным внутри впускного седла., При этом ползун подпружинен относительно перегородки цилиндра и снабжен отверстием для установки.штифта, расположенного перпендикулярно к параллельным продольным осям исполнительного цилиндра и распределителя, при этом штифт своим другим концом помещен в канавку, выполненную на внешней части регулировочного кольца исполнительного цилиндра.

На фиг. 1 показана кинематическая схема распределителя, расположенного на исполнительном цилиндре," на фиг.

2 — исполнительный цилиндр и закрепленный на нем распределитель, разрез.

На фиг. 1 показано блокировочное устройство, онабженное распределителем, которое может применяться в автомобилях, рабочих машинах и т.д.

В устройстве предусмотрено сцепление 1, которое может соединять вал 2 привода .с валом 3. Вал 3 соединен с коробкой передач 4, выходной вал 5 которой соединен с ведущими колесами автомобиля или с другим ведущим органом. Коробка передач 4 может

1075963

40

45 лом 5.

55

60 быть выполнена произвольно в виде коробки передач с несколькими группами передач, которые управляются с помощью переключающей тяги б. Переключающая тяга 6 может действовать только тогда, когда трубопровод 7 (фиг. 1) заполнен рабочей средой, например сжатым воздухом.

К коробке передач относится конструктивный узел, содержащий исполнительный цилиндр 8 и распределитель 9. Распределитель 9 подсоединен через трубопровод 10 к резерву. ару 11 со сжатым воздухом. В исполнительный цилиндр входит трубопровод 12, который подсоединен к управляющему цилиндру 13, управляемому с помощью педали сцепления 14. На левой стороне цилиндра 8 располагается поршневой шток 15, который воздействует на конец рычага сцепления, поворачиваемого вокруг цапфы 16 или т.п. опорного элемента. Рычаг сцепления 17 воздействует известным образом через бугель на сцепление 1 таким образом, что при повороте рычага сцепления, направленном против вращения часовой стрелки, срабатывает,сцепление 1.

На продолжении поршневого штока

15 внутри цилиндра установлен цилиндрический поршень 1 8. Поршень на правом конце имеет сальниковое уплотнение 19 для того, чтобы препятствовать утечке гидравлической жидкости.

На левом конце поршня 18 установлено регулировочное кольцо, действующее с фрикционным замыканием. Регулировочное кольцо снабжено по своему наружному периметру канавкой 20, в которую входит штифт 21, действующий в качестве поводка. На правом конце поршня может быть пружина 22, которая при действии педали сцепле. ния 14 поддерживает действие гидрав(лической жидкости для смещения поршня 18. Расположенный на цилиндре 8 распределитель 9 имеет на левом кон це камеру. 23, в которой расположен с воэможностью перемещения ползун 24 находящийся в зацеплении со штиф, том 21 ° Ползун 24 навинчен на конец болта 25, может быть застопорен в определенном положении на болте 25 стопорным элементом (не показано).

На противоположном конце болт 25 с помощью выступа 26 проведен .в часть корпуса распределителя. Распределитель содержит первый выход

27 .распределителя, который соединен с трубопроводом 7, и вход 28. распределителя, который соединен с трубопроводом 10, Второй выход распределителя 29, на котором может быть предусмотрен брызговик или т.п., соединен с атмосферой ° Болт 25 проходитмежду уплотнительными кольцами 30 и

31 через камеру 32 и имеет у перехода выпускное седло 33. Это выпускное седло может перемещать клапанную тарелку 34, которая снабжена втулочной насадкой, концентрически окружающей болт 25, и находится под воздействием двух параллельно к нему расположенных пружин 35 и 36 . Пружина 35 опирается на уступы расширения камеры 32, в то время как внутренняя пружина 36 опирается на наружный левый конец камеры 32 (фиг. 2). На правом конце клапанной тарелки 34 находится резиновое уплотнение 37, которое прилегает (фиг. 2) к впускному седлу 38. В этом положении перекрыта связь рабочей среды от первого выхода 27 распределителя к входу 28 распределителя, в то время как связь первого выхода 27 распределителя остается свободной со вторым выходом

29, соединенным с атмосферой.

На левом (фиг. 2) конце болта 25 пружина 39 опирается на ползун 24 и на противолежащую внутреннюю стенку корпуса распределителя таким образом, что сила сжатия пружины 39 действует против силы сжатия пружин

35 и 36.Сила сжатия пружины 39 может достигать примерно 3 кг, причем суммарная сила сжатия пружин 35 и 36 около 7 кгс. Таким образом, обе пружины 35 и 36 обеспечивают нулевое положение, т.е. при котором из первого выхода 27 удален воздух, а между входом 28 распределителя и вторым выходом 29 нет связи.

Принцип действия распределителя.

В так называемом нулевом положении из первого выхода 27 распределителя удален воздух, так как трубопровод 7 не находится под давлением, поэтому коробка передач 4 не приводится в действие при срабатывании переключающей тяги б или других механических воздействий. В этом положении распределителя срабатывает сцепление 1 и происходит передача усилия между валом 2 и выходным ваЕсли теперь приводится в действие педаль сцепления, исполнительный,цилиндр,8 нагружается через трубопровод 12, и поршень 18 (фиг. 2) совершает направленное влево движение.

Поршневой шток 15 поворачивает рычаг сцепления 17 и сцепление. выключается после определенного неполного хода пути расцепления. Во время этого направленного влево движения штифт, 21 действует как тяговый орган таким образом, что ползун 24 направленно движется влево внутри камеры 23. Это движение поддерживается благодаря воздействию пружины 39. После определенного неполного хода, соответствующего пути расцепления, выпускное

1075963 седло 33 прилегает к резиновому уплотнению 37, расположенному на клапанной тарелке 34, т.е. выпускное седло закрывается. Одновременно открывается впускное седло 38, так как расположенное на выступе 26 выпускное седло отводит клапанную тарелку

34 против силы сжатия пружин 35 и 36 от впускного седла. Поэтому движение болта происходит против направления действия общей силы сжатия пружин

35 и 36, в то время как пружина 39, действуфцая против пружин 35 и 36, уменьшает управляющее усилие. Это уменьшение дает особенное преимущество, так как необходимое для управле- 15 ния посредством штифта 21 усилие в. исполнительном цилиндре 8 недостаточно велико вследствие применения регулировочного кольца 40, действующего в виде проскальзывающей муфты. Я

Благодаря указанному замыканию выпускного седла 33 прерывается связь от первого выхода 27 распределителя к второму выходу 29 распределителя, в то время как благодаря открытию 25 впускного седла 38 образуется связь между первым выходом 27 распределителя и входом 28 распределителя. Через соединенный с резервуаром 11 со сжатым воздухом вход 28 распределителя поступает сжатый воздух в выход 27 распределителя, а через трубопровод 7 сжатый воздух поступает к коробке передач 4 так, что она может быть включена. Следовательно, это включение происходит при выключен= ном сцеплении. Если выпускное седло

33 отводит во время своего направленного влево движения (фиг. 2) резиновое уплотнение 37 от впускнв>о седла 38, возникающее через вход 28 распределителя давление скачкообразно воздействует на большую поверхность резинового уплотнения 37, так как у выпускного седла 33 диаметр меньше, чем у впускного седла 38. 45

Однако о6е пружины 35 и 36 препятствуют тому, чтобы клапанная тарелка 34 соответственно клапану 41 не слишком сильно смещалась влево вследствие этого скачкообразного действия Я) силы, таким образом обеспечивается то, что клапанная тарелка 34 движется не до упора и остается в этом положении.

Если коробка передач 4 включ .„ можно снова провести выпуск из распределителя, педаль сцепления 14 освобождается и вследствие этого воздействие давления на поршень 18 заканчивается. Затем можно снова включить сцепление 1 с помощью (не показано) пружинных устройств или т ° п. автоматических управляющих органов.

Благодаря этому рычаг сцепления 17 поворачивается против направления вращения часовой стрелки так, что поршень 18 (фиг. 2) смещается вправо до тех пор, пока регулировочное кольцо не будет прилегать к заплечику. Движение через штифт 21 передается на болт 25 таким образом, что перед включением сцепления 1 закрывается впускное седло 38, а выпускное седло 33 открывается с целью выпуска сжатого воздуха из выхода 2? распределителя и трубопровода 7. При включенном сцеплении коробку передач нельзя больше включить из-за отсутствия сжатого воздуха в трубопрово" де 7. Этим самым исключается повреждение коробки передач из-за манипулирования переключением при включенном сцеплении.

Выполненное в виде втулки регулировочное кольцо 40 действует автоматически как проскальзывающая муфта, т.е. поршневой шток 15 прилегает всегда без зазора к рычагу сцепления

17, благодаря чему выравнивается также износ муфты. Ход поршня 18 и этим самым ход распределителя определяются прилеганием регулировочного кольца 40 к пружинному стопорному кольцу 42 (фиг. 2). Устройство не ограничено специальной конструкцией исполнительного цилиндра 8, т.е. вместо регулировочного кольца 40 могут быть применены также другие регулировочные устройства, содержащие стопор, действующий с геометрическим замыканием. Таким образом, предлагаемое устройство значительно повышает надежность в работе.

1075963

Составитель A. Барыков

Редактор Н. Джуган Техред T,Маточка КоРРектоР О. Билак

Заказ 534/53 Тираж 657 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Блокировочное устройство для коробки передач Блокировочное устройство для коробки передач Блокировочное устройство для коробки передач Блокировочное устройство для коробки передач Блокировочное устройство для коробки передач 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к системе управления агрегатом на пересеченной местности и может быть использовано в качестве системы корректирования скорости и вертикальных нагрузок на ведущие колеса, средства силового регулирования (и перераспределения) опорных реакций и скорости движения сельскохозяйственного агрегата на пересеченной местности и в горной зоне

Изобретение относится к автотракторной технике и предназначено для контроля за режимами работы и состоянием агрегатов транспортного средства

Изобретение относится к системам автоматического управления узлами и механизмами транспортного средства, а также их контроля и диагностики

Изобретение относится к области авто-, тракторо-, самолетостроении и любых других мобильных машин и может быть использовано при проектировании систем управления движением транспортных и тяговых машин, обеспечивающих устойчивость их движения, эффективность торможения и улучшение их тягово-экономических показателей

Изобретение относится к транспортным средствам, а именно к устройствам переключения ступеней в их коробках передач, осуществляемым фрикционными муфтами, включаемыми с помощью гидроцилиндров при подаче в них масла под давлением
Наверх