Устройство для управления включением потребителей энергии транспортного средства

 

1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ВКЛЮЧЕНИЕМ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ЭНЕРГИИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА , содержащее элемент сравнения, выполненный на составном транзисторе, база, которого подключена к средней точке делителя напряжения источника питания, а эммитер - к средней точке времязадающей RC-цепи, один из выводов которой подключен к одной из клемм источника питания через один из замыкающих контактов выключателя питания, отличающееся тем, что, с целью повыщения надежности в работе при пуске двигателя и стабильности выдержки времени после пуска, оно снабжено включенным в цепь питания потребителя ключевым элементом, управляющий вход которого связан с выходом элемента сравнения и узлом стабилизации выдержки времени , состоящим из трех последовательно соединенных резисторов, включенных между базой выходного транзистора элемента сравнения и другой клеммой источника питания , причем общая точка первого и второго резисторов узла стабилизации выдержки времени подключена к первой клемме источника питания через другой замыкающий контакт выключателя питания, в качестве которого использован замок зажигания, а к общей точке второго и третьего резисторов упомянутого узла подключен другой вывод времязадающей RC-цепи. 2. Устройство по п. 1, отличающееся to тем, что параллельно резистору времяза (Л дающей RC-цепи подключена цепочка из последовательно соединенных резисторов и одного диода, причем общая точка последнего и одного из резисторов соединена через другой диод с выходо.м ключевого элемента. о ОО о оо

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН

„„Я0„„1081031

3(5I) В 60 R !6/02

Ft =.l (i d);Щ вif

ila Frh I IIÎ rF Y Ичцн4Г(Р1 °

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ЬИБЛ10ТГКа

CO

С0

СО

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

Н А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3356143/27-! 1 (22) 16.11.81 (46) 23.03.84. Бюл. № 11 (72) Т. Н. Тринитатова и Г. И. Стасев (71) Калужский завод автомотоэлектрооборудования им. 60-летия Октября (53) 629.113.011 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 481479, кл. В 60 К I/08, 1972 (прототип) (54) (57) 1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ВКЛЮЧЕНИЕМ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ЭНЕРГИИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащее элемент сравнения, выполненный на составном транзисторе, оаза. которого подключена к средней точке делителя напряжения источника питания, а эммитер — к средней точке времязадающей

RC-цепи, один из выводов которой подключен к одной из клемм источника питания через один из замыкающих контактов выключателя питания, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности в работе при пуске двигателя и стабильности выдержки времени после пуска, оно снабжено включенным в цепь питания потребителя ключевым элементом, управляющий вход которого связан с выходом элемента сравнения и узлом стабилизации выдержки времени, состоящим из трех последовательно соединенных резисторов, включенных между базой выходного транзистора элемента сравнения и другой клеммой источника питания, причем общая точка первого и второго резисторов узла стабилизации выдержки времени подключена к первой клемме источника питания через другой замыкающий контакт выключателя питания, в качестве которого использован замок зажигания, а к общей точке второго и третьего резисторов упомянутого узла подключен другой вывод времязадающей RC-цепи.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что параллельно резистору времязадающей RC-цепи подключена цепочка из последовательно соединенных резисторов и одного диода, причем общая точка последнего и одного из резисторов соединена через другой диод с выходом ключевого элемента.

1081031

Изобретение относится к транспортным средствам, преимущественно к размешению на них элементов электрических цепей.

Известно устройство для управления включением потребителей энергии транспортного средства, содержащее элемент сравнения, выполненный на составном транзисторе, база которого подключена к средней точке делителя напряжения источника питания, а эмиттер — к средней точке времязадающей RC-цепи, один из выводов которой подключен к одной из клемм источника литания через замыкаюший контакт выключателя питания 11).

Однако известное устройство не предусматривает включения потребителей на период пуска двигателя транспортного средства, когда напряжение в сети может резко упасть, включение и стабильность рабочих характеристик устройства при включении после пуска.

Целью изобретения является повышение надежности за счет прерывания работы потребителей при пуске двигателя транспортного средства, включения и обеспечения стабильности основной характеристики устройства — выдержки времени после пуска.

Цель достигается тем, что устройство для управления включением потребителей энергии транспортного средства, содержащее элемент сравнения, выполненный на составном транзисторе, база которого подключена к средней точке делителя напряжения источника питания, а эмиттер — к средней точке времязадающей RC-цепи, один из выводов которой подключен к одной из клемм источника питания через один замыкающих контактов выключателя источника питания, снабжено включенным в цепь питания потребителя ключевым элементом, управляющий вход которого связан с выходом элемента сравнения и узлом стабилизации выдержки времени, состоящим из трех последовательно соединенных резисторов, включенных между базой выходного транзистора элемента сравнения и другой клеммой источника питания, причем общая точка первого и второго резисторов узла стабилизации выдержки времени подключена к первой клемме источника питания через другой замыкающий контакт выключателя питания, в качестве которого использован замок зажигания, а к общей точке второго и третьего резисторов упомянутого узла подключен другой вывод времязадающей RC-цепи.

Кроме того, при большой мощности потребителей и большой выдержке времени выключение потребителей при пуске двигателя включение и стабильность выдержки времени после пуска обеспечивается тем, что параллельно резистору времязадающей RCцепи подключена цепочка из последовательно соединенных резисторов и одного диода, .>

55 причем общая точка последнего и одного из резисторов соединена через другой диод с выходом ключевого элемента.

На фиг. 1 изображена принципиальная электрическая схема устройства для управления включением потребителей энергии транспортного средства; на фиг. 2 — принципиальная электрическая схема предложенного устройства, в котррой параллельно времязадающему резистору подключена цепь из последовательно соединенных резисторов и одного диода.

Устройство (фиг. 1) содержит элемент 1 сравнения, выполненный на составном транзисторе 2. Эммитер составного транзистора 2 подключен к средней точке времязадаюгцей цепи на резисторе 3 и конденсаторе 4, а база — к средней точке делителя на резисторах 5 и б. Ключевой элемент 7 в цели питания потребителя 8 (лампы табло) через свой управляющий вход связан с выходом элемента сравнения — коллектором транзистора 2.

Времязадающая цепь через замыкающий контакт 9 выключателя питания замка зажигания подключена к одной из клемм источника 10 питания.

Устройство имеет узел стабилизации выдержки времени, состоящий из трех последовательно соединенных резисторов 11-13.

Общая точка резисторов 12 и 13 подключена через другой замыкающий контакт 14 выключателя (замка зажигания) к первой клем ме источника 10 питания. К общей точке резисторов 11 и 12 подключен второй вывод времязадающей цепи. Узел из последовательно соединенных резисторов 11-13 включен между базой выходного транзистора элемента I сравнения и другой клеммой источника питания. Параллельно резистору 3 (фиг. 2) подключена цепь из последовательно соединенных резисторов 15, 16 и диода 17. Общая точка резистора 15 и диода

17 через диод 18 соединена с выходом ключевого элемента 7.

В качестве потребителей, кроме лампы табло, устройство (фиг. 2) имеет звуковой потребитель 19 (сигнальный элемент), включенный в бортсеть через ключевой элемент

20, эмиттер которого через выключатель 21 положения замка ремня безопасности соединен с минусом источника питания.

При большой мощности нагрузки к выходу составного транзистора 2 подключается дополнительно транзистор 22 (фиг. 2).

Устройство (фиг. 2) работает следующим образом.

При включении замка зажигания в положение «Зажигание» замыкается его контакт 9 и конденсатор 4 заряжается через него, резистор 3 и резистор 12. Транзисторы элемента сравнения закрыты обратным смещением на эмиттере транзистора 2, ключевые элементы — транзисторы 7 и 20 открыты, потребитель 8 включен, потреби1081031

55 тель 19 включен, если замкнут контакт 21 в ремнях безопасности.

Когда напряжение на конденсаторе 4 превысит опорное, заданное на базе составного транзистора 2 делителем 6, транзисторы элемента сравнения лавинообразно открываются и закрываются транзисторы 7 и

20, потребители выключаются.

При пуске двигателя транспортного средства замыкается другой контакт 14 замка зажигания, узел стабилизации выдержки времени подключается к первой клемме источника питания и с него через выход элемента сравнения на вход ключевого элемента подается сигнал, запирающий ключевой элемент и выключающий потребитель энергии, а на вход элемента сравнения через резистор 11 и времязадающий конденсатор подается сигнал, ускоряющий отпирание составного транзистора 2 и обеспечивающий первое условие стабильности послепусковой выдержки — отпирание составного транзистора 2 и разряд конденсатора 4 через него и резистор 11 до окончания режима пуска. Остаточное напряжение на конденсаторе 4 равно разности между напряжением на открытых транзисторах элемента сравнения и резистора 11.

Отпирание составного транзистора ускоряется дополнительно за счет того, что при пуске сигнал с ключевого элемента 7 закрывает диод 18 и ток цепи из резисторов 15, 16 и диода 17 замыкается через конденсатор 4, уменьшая постоянную времени заряда время задающей цепи, благодаря чему конденсатор 4 форсированно заряжается до напряжения, отпирающего составной транзистор. В результате исключается задержка отпирания составного транзистора 2 при пуске, обусловленная включением узла стабилизации выдержки времени на базу транзистора 22, т.е. на выходе составного транзистора 2, для минимизации сопротивления резисторов этого узла при большой мощности нагрузки и большой выдержке времени и обеспечения сигнала запирания потребителей и минимальной постоянной времени разряда конденсатора при пуске.

По окончании пуска двигателя второй замыкающий контакт замка зажигания отключаетсяя.

В результате сигнал с узла стабилизации выдержки времени, воздействующий через выход элемента сравнения на ключевой элемент, снимается, а сигнал, воздействующий на вход элемента сравнения через резистор 11, уменьшается по величине.

При выполнении первого условия стабильности послепусковой выдержки изменение этого сигнала от величины при пуске до величины после пуска обеспечивает в первый момент после отключения второго замыкающего контакта замка зажигания 14 второе условие стабильности послепусковой

45 выдержки — запирание транзисторов 2 и

22 и минимальное остаточное напряжение на времязадающем конденсаторе после запирания. В результате после пуска состояние устройства будет аналогично включению его в работу до пуска, что обеспечивает включение потребителей и стабильность выдержки времени после пуска двигателя транспортного средства. При этом взаимодействие тока цепи из резисторов 15 и 16 и диода 17 на элемент сравнения и времязадающий конденсатор во время выдержки исклеочается благодаря тому, что при отпирании ключевого элемента диод 18 открывается, а диод 17 закрывается, ток цепи перераспределяется и замыкается через ключевой элемент.

После окончания выдержки времени и запирания ключевого элемента диод 18 закрывается, ток по цепи резисторы 15 и 16— диод 17 перераспределяется и дополнительно увеличивает входной ток элемента сравнения.

Преимущества устройства для управления включением потребителей энергии транспортного средства состоит в том, что при пуске двигателя транспортного средства источник питания через включенный замыкающий KQHTBKT подключается к узлу стабилизации выдержки времени и с последнего в схему устройства поступают два сигнала. один из которых воздействует через выход элемента сравнения на ключевой элемент, а второй — — на управляющий вход элемента сравнения, обеспечивая BhlK;IK)чение потребителей при пуске двигателя транспортного средства, когда напряжение в бортсети может резко упасть, и такое состояние схемы при пуске, которое позволяет за счет изменения сигналов с узла в первый момент после пуска и отключения второго замыкающего контакта замка зажигания обеспечить включение потреоителей и стабильность послепусковой выдержки времени. т.е. надежность работы при пуске двигателя и стабильность выдержки времени после пуска.

Кроме того, преимущество предлагаемого устройства состоит в том, что выключение потребителей при пуске двигателя тран спортного средства, включение и стабильность после пусковой выдержки могут быть обеспечены в широком диапазоне мощности потребителей и выдержки времени.

Диапазон действия расширяется из-за того, что имеется цепь из последовательно соединенных резисторов и диода, в которой общая точка последнего и одного из резисторов соединена через другой диод с выходом ключевого элемента.

При воздействии во время пуска сигнала с узла стабилизации выдержки времени через выход элемента сравнения и ключевой элемент на указанную цепь сигнал

1081081

Составитель Г. Корнева

Редактор А. Шандор Техред И. Верес Корректор И.Муска

Заказ 1437/14 Тираж 657 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раупская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4 тока цепи преобразуется в сигнал напряжения на времязадающем конденсаторе с постоянной времени, значительно меньшей постоянной времени времязадающей цепи устройства.

Указанный сигнал воздействует на элемент сравнения, ускоряя отпирание составного транзистора во время пуска, что позволяет осуществить минимизацию сопротивлений узла за счет включения его на выходе составного транзистора, обеспечить 10 величину сигнала с узла стабилизации выдержки времени, воздействующего через выход элемента сравнения на ключевой элемент, и минимальную постоянную времени разряда времязадающего конденсатора при пуске, а также обеспечить выключение потребителей при пуске двигателя транспортного средства, включение потребителей и стабильность послепусковой выдержки времени при увеличении мощности нагрузки и выдержки времени.

Устройство для управления включением потребителей энергии транспортного средства Устройство для управления включением потребителей энергии транспортного средства Устройство для управления включением потребителей энергии транспортного средства Устройство для управления включением потребителей энергии транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электрооборудованию автомобиля

Изобретение относится к автомобилестроению и может быть использовано в конструкции панели приборов с установленным в ней монтажным блоком реле и предохранителей

Изобретение относится к средствам контроля технического состояния электрооборудования, а точнее - к устройствам испытаний реле-регуляторов с дифференциально-минимальным реле (ДМР), использующихся в бортовой сети наземных транспортных средств

Изобретение относится к автомобилестроению и может быть применено как на личных, так и на государственных легковых и грузовых автомобилях

Изобретение относится к области автомобилестроения

Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств, в частности к системам освещения автомобилей

Изобретение относится к аппаратуре для предотвращения несанкционированного пользования транспортным средством

Изобретение относится к бронетанковой технике
Наверх