Способ экспериментальной оценки надежности газового стыка

 

СПОСОБ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ НАДЕЖНОСТИ ГАЗОВОГО СТЫКА, . образованного элементами, буртом .гильзы, прокладкой и головкой, стянутых шпилькой н гайкой с шайбой, заключающийся в том, что затягивают гайку, измеряют крутящий момент , прилаженный к гайке, и угол ее поворота относительно шпильки. соответствующий этому моменту, по результатам замеров судят об упругой податливости деталей, о т л ичающийся тем, что, с целью повьш1ения точности путем определения равномерности деформации элементов стыка, после замеров вновь отворачивают гайку, устанавливают между головкой цилиндра и шайбой с известной податливостью, наружный диаметр опорных поверхностей которой равен наружному диаметру шайбы, повторно затягивают гайку, замеряют момент, приложенный к гайке, и соответствующий этому моменту угол ее поворота , а в качестве результатов принимают результаты обоих замеров.

„,Я0.„108464 1бР G 01 М 15/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

5<:F ФВЗР

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ .И ОЧНРЫТИЙ (21) 3524451/25-06 (22) 21.12.82 (46) 07.04.84. Бюл. Ф 13 (72) В.В. Егоров (53) 621.43.001.5 (088.8) (56) 1. Поршневые и гаэотурбинные двигатели.. "Экспресс-информация".

М., ВИНИТИ, 1982, В 2, с. 5. (54) (57) СПОСОБ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ

ОЦЕНКИ НАДЕЖНОСТИ ГАЗОВОГО СТЫКА, образованного элементами, буртом ,гильзы, прокладкой и головкой, стянутых шпилькой ц гайкой с шайбой, I заключающийся в том, что затягивают гайку, измеряют крутящий мо" мент, приложенный к гайке, и угол ее поворота относительно шпильки, соответствующий этому моменту, по результатам замеров судят об упругой податливости деталей, о т .л ич а ю шийся тем, что, с целью повышения точности путем определения равномерности деформации элементов стыка, после замеров вновь отворачивают гайку, устанавливают между головкой цилиндра и шайбой

I втулку с известной податливостью, наружный диаметр опорных поверхностей которой равен наружному диаметру шайбы, повторно затягивают гайку, замеряют момент, приложенный к гайке, и соответствующий этому моменту угол ее поворота, а в качестве результатов принимают результаты обоих замеров.

1 1

Изобретение относится к двигателестроению, а именно к экспериментальным исследованиям, направленным на повьппение надежности уплотнения стыка между головкой цилиндра и буртом гильзы.

Известен способ экспериментальной оценки надежности газового стыка, образованного буртом гильзы, прокладкой и головкой, стянутых шпиль.кой и гайкой с шайбой, заключающийся в том, что затягивают гайку, измеряют крутящий момент, приложенный к гайке, и угол ее поворота относительно шпильки, соответствующий этому моменту, IIO результатам замеров судят об упругой податливости деталей $1).

Известный способ осуществляется следующим образом.

Закручивают гайку анкерной шпильки, измеряя при этом величину момента /6, приложенного к гайке, и величину соответствующего угла Ч поворота гайки относительно шпильки. На основе замеров может быть определена жесткость головки в районе обследуемого анкерного колодца в соответствии со следующими зависимостями: связь осевого усилия P на шпильке с моментом hh,приложенным к гайке

М=Р— к где К вЂ” приведенный коэффициент трения, учитывающий в основном трение в резьбе и по торцу гайки.

Величина деформации шпильки

С

Ш где Cù — жесткость шпильки.

Суммарная деформация деталей стыка

Ь

2 360 где. h — шаг резьбы.

Если учесть, что величина абсолютной деформации бурта гильзы и прокладки много меньше деформации головки, то часть деформации, приходящаяся на стягиваемые детали (головку), равна

ГоЛ . Е lU 360 Сщ

084646 2 откуда может быть определена жесткость головки

P гол 1 д" гол

МК М

Видно, что при известных коэф(2) фициенте трения в резьбе К, шаге резьбы п и жесткости шпильки С

Ш величина жесткости обследуемого элемента головки С гок, однозначно определяется измеряемыми при реализации способа величинами йЛ и Р.

Осуществляя последовательную затяжку всех шпилек головки, установленной на двигателе, по отношению

AV V можно оценить равномерность распределения жесткости головки по периметру газового стыка, т.е. равномерность удельных давлений в стыке и его надежность. Кроме того, по зависимости (2) может быть вычислена величина жесткости С гол и нагол i мечены конструктивные мероприятия !по ее изменению в случае необходимости

Однако известный способ характеризуется низкой точностью определения жесткости вследствие зависимости ее от коэффициента трения K.

Величина К для шпилек одного двигателя может меняться в диапазоне 0,08-0,14 или в диапазоне 0,130,2 (т.е. К изменяется на 5570 ). Конкретная величина К может быть определена лишь экспериментально, что невозможно осуществить без специального оборудования.

Таким образом, использование известного способа сопровождается большими погрешностями, величина которых (при указанном вьппе разбросе величин К ) может достигать

55-70 .

Цель изобретения — повышение точности оценки надежности газового стыка.

Указанная цель достигается тем, что согласно способу эксперименальной оценки надежности газового стыка, образованного элементами: буртом гильзы, прокладкой и головкой, .стянутых шпилькой и гайкой с шайбой, заключающемуся в том, что затягивают гайку, измеряют крутящий момент, приложенный к гайке, и угол ее поворота относительно шпильки, соответствующий этому моменту, по результатам замеров судят об упру20

М вЂ” — — 1

У,,11 с гдв1 ш

cUJ CЩ М с, c

С =

1 1 гол 6

Составитель Н.Патрахальцев

Редактор M. Ткач Техред Т.Дубинчак Корректор О. Билак

Заказ 1986/36 Тираж 823 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Иосква, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная,4

3 10846 гой податливости деталей, после замеров вновь отворачивают гайку, устанавливают между головкой цилиндра и шайбой втулку с известной податливостью, наружный диаметр опорных поверхностей которой равен наружному диаметру шайбы, повторно затягивают гайку, замеряют момент, приложенный к гайке, и соответствующий этому моменту угол ее поворота, а в качестве результатов принимают результаты обоих замеров.

Техническим преимуществом предлагаемого способа по сравнению с известным является повышение точности оценки надежности газового стыка. Это обеспечивается благодаря

1 исключению влияния на результат замера трения, которое не поддается точному определению. При этом погрешность определения жесткости головки уменьшится на 55-70Х. Докажем это утверждение. Согласно известному объекту жесткость головки определяется в зависимости от коэффициента трения в резьбе (К),как: ж . 30

Так как коэффициент трения в резьбе может меняться в пределах 0,08-0,2 (т.е. на 55-70X), то и погрешность определения жесткости головки по способу — базовому объекту может достигать 55-70 .

Определим жесткость головки по предлагаемому способу.

Для этого обозначим известную жесткость втулки, устанавливаемой под гайку, через С . Тогда суммарная жесткость стягиваемых деталей будет

46 4.

При повторном закручивании гайки измеряемый момент будет М и угол поворота гайки

Таким образом

М с„„,. с, (д- —, <, )

Величина К при повторном закру.чивании не изменится, поскольку трение в резьбе и на торце гайки оста- нется тем же. Жесткость шпильки несколько изменится за счет увеличения ее длины, участвующей в растяжении. Однако это изменение может быть легко учтено в соответствии с известными зависимостями. Обеспечение наружного диаметра втулки равным наружному диаметру шайбы обеспечит в обоих случаях совершенно одинаковое нагружение головки.

Таким образом, определяемые жесткости элементов и схема нагружения в обоих случаях одинаковь е. Решая совместно уравнения 2 и 3, опреде«еМ Сгал

Как следует из зависимости 4,жесткость головки, определяемая предлагаемым способом, не зависит от трения гайки и, следовательно, погрешность определения С „ „ уменьшится на 55-70 .

Таким образом, реализация предлагаемого способа позволяет исключить влияние трения гайки, величина которого не поддается точному определению, на измеряемую величину. жесткости элементов головки и тем самым существенно повысить точность оценки надежности газового стыка.

Способ экспериментальной оценки надежности газового стыка Способ экспериментальной оценки надежности газового стыка Способ экспериментальной оценки надежности газового стыка 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технической физике, а более конкретно к испытаниям реактивных двигателей, и может быть использовано в способах и устройствах для измерения тяги для повышения их точности

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано при контроле работоспособности элементов системы регулирования и защиты паровых турбин

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано в системах автоматического управления и диагностики дизельных и карбюраторных двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области диагностики технического состояния машин, а конкретно, к способам диагностики и прогнозирования технического состояния машин, и может быть использовано для диагностики технического состояния машин, образующих машинные комплексы, путем анализа данных вибрации, потребления тока, его напряжения, расхода рабочего тела, температуры машины, обеспечивая своевременное отклонение действительного состояния машин от рабочего состояния и бесперебойную работу всего комплекса

Изобретение относится к испытаниям двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к обкатке и испытанию вновь изготовленных и отремонтированных двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано для обкатки других механизмов, например, коробок передач, ведущих мостов автомобилей

Изобретение относится к ракетостроению и может быть использовано при стендовых испытаниях жидкостных ракетных двигателей (ЖРД)
Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано при усовершенствовании условий смазки и оптимизации конструктивных параметров деталей цилиндро-поршневой группы ДВС
Наверх