Устройство блокировки переключения передач транспортного средства (его варианты)

 

I. Устройство блокировки переключения передач транспортного средства , содержащее подпружиненные фиксаторы ползунов включения передач, кинематически связанных с подвижными элементами включения передач, установленными на валу коробки передач , подпружиненный блокировочный валик для управления фиксаторами, связанный с органом управления муфтой сцепления транспортного средства через гидроцилиндр одностороннего действия, соединенный гидролинией с переливным клапаном с насосом, кинематически связанным с упомянутым валом коробки передач, отличающееся тем, что, с целью повьшения КПД насос соединен гидролинией с силовым гидроцилиндром че ,рез переливной клапан, гидролиния управления которого через установ- . ленный гидрораспределитель, механически связанный с органом управления муфтой сцепления, соединена-со сливом, а гидролиния между переливным клапаном и гидроцнлиндром одностороннего действия через параллельно установленные гидравлический дроссель и гидроклапан соединена со сливом . 2. Устройство блокировки переключения передач транспортного средства , содержащее подпружиненные фиксаторы ползунов включения передач, кинематически связанных с подвижными элементами включения передач, установленными на валу коробки переV ) дач, подпружиненный блокировочный валик для управления фиксаторами, связанный с органом управления муфтой сцепления транспортного средства через гидроцилиндр одностороннего действия, соединенный гидролинией с переливным клапаном с насосом, ки-i нематически связанным с упомянутым валом коробки передач, о т л и 00 чающееся тем, что, с целью vj повьшения КПД, насос соединен насо порными гидролиниями с переливным клапаном и гидрораспределителем, ханически связанным с органом управления муфтой сцепления, причем переливной клапан и гидрораспределитель соединены гидролинией с упомянутым гидроцилиндром и через параллельно установленные гидравлический дроссель и гидроклапан соединены со сливом .

СОЮЗ СОЕЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК цу В 60 К 41/22

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕВАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЬ1ТИЙ (21) 3520104/27-11 (22) 09 ° 12.82 (46) 23.04.84. Бюл, 9 15 (72) К.И. Городецкий, О,А. Князькова и А.Б. Халецкий (71) Научно-производственное объеди. некие по тракторостроению "HATH" (53) 629.113-585.2(088.8) (56) 1 ° Самоходные зерноуборочные комбайны СК-4 и СК-4А, Ростов на

Дону, СевКав ИЦНИ, 1970, с, 94, рис. 67 °

2. Авторское свидетельство СССР

9 695861, кл. В 60 К 20/14, 1979 (прототип). (54) УСТРОЙСТВО БЛОКИРОВКИ IIEPEKJII0ЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (ЕГО ВАРИАНТЫ). (57) 1. Устройство блокировки переключения передач транспортного средства, содержащее подпружиненные фиксаторы ползунов включения передач, кинематически связанных с подвижными элементами включения передач, установленными на валу коробки иере. дач, подпружиненный блокировочный валик для управления фиксаторами, связанный с органом управления муфтой сцепления транспортного средства через гидроцилиндр одностороннего действия, соединенный гидролинией с переливным клапаном с насосом, кинематически связанным с упомянутым валом коробки передач, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения КПД насос соединен гидролинией с силовым гидроцилиндром че,рез переливной клапан, гидролиния

„.su„„ o7aó7 управления которого через установленный гидрораспределитель, механически связанный с органом управления муфтой сцепления, соединена:со сливом, а гидролнния между перелив- .

HwM клапаном и гидроцилиндром одностороннего действия через параллельно установленные гидравлический дрос. сель и гидроклапан соединена со сливом.

2, Устройство блокировки переключения передач транспортного средства, содержащее подпружиненные фиксаторы ползунов включения передач, кинематически связанных с подвижными элементами включения передач, установленными на валу коробки передач, подпружиненный блокировочный валик для управления фиксаторами, связанный с органом управления муфтой сцепления транспортного средства через гидроцилиндр одностороннего действия, соединенный гидролинией с переливным клапаном с насосом, ки нематически связанным с упомянутым валом коробки передач, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения КПД, насос соединен напорными гидролиниями с переливным клапаном и гидрораспределителем, механически связанным с органом управления муфтой сцепления, причем пере ливной клапан и гидрораспределитель соединены гидролинией с упомянутым гидроцилиндром и через параллельно установленные гидравлический дроссель и гидроклапан соединены со сливом. элементами включения передач, установленными на валу коробки передач, подпружиненный блокировочный валик для управления фиксаторами, связанньп» с органом управления муфтой сцепления транспортного средства че. рез гидроцилиндр одностороннего дей ствия, соединенный гидролинией с переливным клапаном с насосом, кинематически связанным с упомянутым валом коробки передач, насос соеди. нен гидролинией с силовыми гидроцилиндром через переливной клапан, гидролиния управления которого через установленный гидрораспределитель, механически связанный с органом управления муфтой сцепления, соединена со сливом, а гидролиния между переливным клапаном и гидроцилиндром одностороннего действия через параллельно установленные гидравлический дроссе»»ь и гидроклапан соединена со сливом.

Кроме того, в устройстве блокировки переключения передач транспортного средства, по второму варианту содержащем подпружиненные фиксаторы ползунов включения передач, кинематически связанных с подвижными элементами включения передач, установленными на валу коробки пере дач, подпружиненный блокировочный валик для управления фиксаторами, связанный с органом управления муфтой сцепления транспортного средства через гидроцилиндр одностороннего действия, соединенный гидролинией с переливным клапаном с насосом, кинематически связанным с упомянутым валом коробки передач, насос соединен напорным гндролиниями с переливным клапаном и гидрораспределителем, механически связанным с органом управления муфтой сцепления, причем. переливной клапан и гидрораспределитель соединены гидролинией с упомянутым гидроцилиндром и через параллельно установленные гидравлический дроссель и гидроклапан соединень» со сливом.

На фиг. 1 представлена схема устройства блокировки при включении золотника в линию- управления переливного клапана тормозного элемента; на фиг. 2 — то же, с вариантом включения золотника параллельно переливному клапану тормозного элемента.

Устройство блокировки переключения передач по первому варианту

1 1ОВУЗП

Изобретение относится к транспортному машинострбению, в частности к управлению коробкой передач самоходной машины, преимущественно самоходных комбайнов и тракторов.

Известны устройства блокировки переключения передач транспортного средства, используемые в коробке передач самоходных зерноуборочных комбайновв. 10

В таких устройствах через систему рычагов и тяг при нажатии на педаль муфты сцепления производится освобождение фиксаторов валиком блокировки и одновременно затягивается ленточный тормоз, установленйый на первичном валу коробки передач 51 3.

Недостатком такого устройства бло. кировки является то, что износ ленты тормоза не обеспечивает эффективного торможения, и шестерни включаются при больших скоростях вращения, что является причиной торцового скола зубьев.

Известно устройство блокировки переключения передач транспортного средства, содержащее подпружиненные фиксаторы ползунов включения передач, кинематически связанных с подвижными элементами включения передач, установленными на первичном валу коробки передач, подпружиненный блокировочный валик для управления фиксаторами, связанный с органом управления муфтой сцепления транспортного средства через гндроцилиндр односторон35 него действия, соединенный гидролинией с переливным клапаном с насосом, кинематически связанным с упомянутым валом коробки передач. Такое уст40 ройство позволяет снизить торцовый скол зубьев (2) .

Недостатком известного устройства блокировки является ухудшение условий труда в результате возрастания усилия на педали Муфты сцепления и повышение опасности, поскольку система не позволяет производить регулировку механизма переключения передач с неработающим двигателем.

Целью изобретения является повышение КПД, Укаэанная цель достигается тем, что в устройстве блокировки переключения передач транспортного средства по первому варианту, содержащем подпружиненные фиксаторы полэунов включения передач, кине" матически связанных с подвижными

1087377 (фиг. 1) содержит первичный вал 1 ступенчатой коробки передач с блоком

2 скользящих шестерен, шток 3, связанный с рычагом переключения пере. дач, На штоке 3 закреплена вилка- 4 скользящего блока 2 шестерен.

Механизм блокировки включает в себя фиксаторы 5, валик 6 блокировки с пружиной 7, Валик 6 блокировки механически связан с гидроцилинд l0 ром 8. Его полость соединена гидроли. нией 9 и 10 с переливным клапаном

ll который напорной гидролинией 12 соединен с насосом 13, установленным на первичном валу 1 коробки передач.

Клапан 11 может работать автоматически от дистанционного управления.

Гидролиния 14 дистанционного управления клапана 11 соединена гидролинией через золотник 15 со сливом 16 (единый бак). Золотник 15 нормально открытый и управляется педалью 17 через тягу 18. Педаль 17 тягой )9 связана с механизмом выключения муфты сцепления, Полость гидроцилиндра 8 соединена также гидролинией 9 и 20 со сливом 16 через переливной клапан 21 и гидродроссель 22. Всасывающая гидролиния 23 насоса 13 соединена со сливом 16.

Система блркировки по первому варианту работает следующим образом.

При неработаиицем двигателе вал насоса 13 не вращается, и в системе З давление отсутствует. Валик б блокировки откидывается пружиной 7 (фиг. 1). При этом фиксатор 5 освобожден и позволяет штоку 3 перемещаться от рычага переключения пере- 40 дач. Этот режим обеспечивает регулировочные работы и заводку.самоходной машины с буксира, При работающем двигателе и замкну той муфте сцепления вал насоса 13 45 вращается, и рабочая жидкость поступает в нагнетательную гидролинию 12 и переливной клапан 11, в котором гидролиния управления 14 соединена со сливом 16 через золотник 15. В 50 этом случае переливной клапан 11 открыт и оказывает минимальное сопротивление потоку жидкости, а давление в магистрали 12 определяется настройкой клапана 21 и перепадом 55 давления на переливном клапане 11.

Настройка клапана 21 определяет дав ление, достаточное для того, чтобы поршень гидроцилиндра 8 преодолел усилие пружины 7, и тогда валйк 6 блокировки перекроет фиксатор 5 и заблокирует шток 3. В этом режиме переключение передач исключено.

Для начала движения самоходной машины выжимается педаль 17, которая размыкает муфту сцепления и одновременно перемещает золотник l5 который занимает положение, при котором слив из гидролинии 14 перекрыт. В этом режиме через переливкой клапан 1! рабочая жидкость проходит под давлением, определяемым настрбйкой переливного клапана 11.

Давление, при котором открывается переливной клапан 11, определяет момент, приложенный к валу насоса

13, соединенного с клапаном 11 гидролинией 12.

К первичному валу l при выключен. ной муфте сцепления приложены кинематическая энергия вращающихся масс, размещенных на нем, момент ведения муфты сцепления и противоположный им по знаку момент на валу насоса

13, которь :и приводит к торможению первичного вала 1. Такой режим условно называется режимом гидротормоэа. При этом в зависимости от тормоз ного момента на валу насоса !3 обратно пропорционально.изменяется время, эа которое происходит остановка первичного вала. Следовательно, давление срабатывания переливного клапана определяет время останова первичного вала данным насосом.

Когда кинетическая энергия в основном будет поглощена тормозным элементом, давление снизится и клапан

11 закроется.

Давление, при котором закрывается

В клапан ll определяется остатком кинетической энергии на первичном валу и ведением муфты сцепления. При закрытии клапана 11 давление в полости гидроцилиндра 8 снижается эа счет наличия дросселя 22.

Дроссель 22 служит также для опорожнения полости гидроцилиндра 8.

Поршень гидроцилиндра 8 под действием пружины 7 отходит вправо, ос" вобождая фиксаторы 5. После включения передачи водитель отпускает педаль 17 и золотник )5 занимает первоначальное положение. Все элементы схемы занимают положение, опи.

5 10873 санное ранее при работающем двигателе, т.е. шток 3 заблокирован.

Переключение передач при движении машины осуществляется следующим образом. 5

Одновременно с нажатием на педаль

17 производится остановка самоходной машины основными тормозами, и насос

13 включается в режим тормоза. Когда обороты первичного вала уменьшат- !О ся настолько, что клапан 1 1 как и в предыдущем случае закроется, то можно будет выключить передачу и включить другую, после чего продолжить движение. При этом система бло- !5 кирования сработает как и в предыдущем случае.

В устройстве блокировки переключения передач по второму варианту

{фиг. 2) на первичном валу l сту- 20 пенчатой коробки передач размещен блок 2 скользящих шестерен 2. Механизм перемещения шестерен имеет шток

3, связанный с рычагом переключения передач. На штоке 3 закреплена вил- 25 ка 4 скользящего блока 2 шестерен.

Механизм блокировки включает в себя фиксаторы 5, валик 6 блокировки с пружиной ?. Валик 6 блокировки механически связан с гидроцилиндром 8. з0

Его полость соединена гидролиниями

9 и 10 с переливным клапаном 11, который напорной гидролинией 12 соеди" нен с насосом 13 установленным на первичном валу 1 коробки передач.

Переливной клапан !1 соединен гидролинией 14 с золотником 15, который связан со сливом 16. Золотник 15 связан с педалью 17 муфты сцепления тягой !8. Педаль 17 муфты сцепления 40 тягой 19 связана с механизмом выключения муфты сцепления. Полость гидроцилиндра 8 гидролиниями 9 и 20 через параллельно включенные переливной клапан 21 и дроссель 22 соединена со сливом !6. Всасывающая гидролиния 23 насоса 13 соединена со сливом 16. Золотник 15 соединен гидролинией 24 с гидролиниями 9 и 20.

При неработающем двигателе вал насоса 13 не вращается, и в системе давление отсутствует. Пружина 7 отжимает валик 6 блокировки, освобождая фиксаторы 5 (фиг. 2). Система разблокирована. При работающем двига55 теле и замкнутой муфте сцепления вал

77 d насоса 13 вращается и рабочая жидкость по гидролиниям !2 и 14 через золотник 15 и гидролинии 24 и 9 поступает в полость цилиндра 8 и затем через подпорный клапан 21 и дрос.сель. 22 в бак. В магистрали 9 и полости гидроцилиндра 8 устанавливается низкое давление, определяемое подпорным клапаном 2l под действием которого поршень гидроцилиндра 8 преодолевает усилие пружины 7, валик 6 блокировки перекрывает фиксатор 5 и блокирует шток 3. В этом режиме переключение передач исключено.

Для начала движения самоходной машины выжимается педаль I7, которая размыкает муфту сцепления и одновременно перемещает золотник 15.

В этом случае вся рабочая жидкость от насоса 13 по гидролинии 12 направляется в переливной клапан ll, который, как и в первом варианте, нагружает вал насоса тормозным моментом. Когда переливной клапан закроется, произокдет разблокирование системы как в предыдущей схеме.

Переключение передач при движении машины осуществляется следующим образом.

Одновременно с нажатием на педаль l7 производится остановка самоходной машины основными тормозами, и насос 13 включается в режим тормоза, Когда частота вращения первичного вала уменьшится настолько, что клапан 11, как и в предыдущем случае, закроется, то произойдет разблокирование. После этого можно выключить передачу и включить другую, После начала движения система блокирования функционирует аналогично.

Преимущество предлагаемого устPoHcTBR 6ilGKHPoBKH состоит H TOM что оно не позволяет произвести переключение шестерен до тех пор, Ф пока скорость первичного вала не снизится до допустимой для безударного включения. Это устройство может работатт1 длительное время в тормозном режиме беэ ухудшения технических свойств, что важнс при уборке полей с неоднородной урожайностью, когда движение комбайна происходит с частично выжатой педалью муфты сцепления, 1087377

1087377

Составитель Л. Барыков

Техред Т.Фанта Корректор В, Макаренко

Редактор Н. Лазоренко

Филиал ППП "Патент", r, Ужгород, ул„ Проектная, 4

Заказ 2556/15 Тираж 657 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Устройство блокировки переключения передач транспортного средства (его варианты) Устройство блокировки переключения передач транспортного средства (его варианты) Устройство блокировки переключения передач транспортного средства (его варианты) Устройство блокировки переключения передач транспортного средства (его варианты) Устройство блокировки переключения передач транспортного средства (его варианты) Устройство блокировки переключения передач транспортного средства (его варианты) 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройствам управления, в частности, для автомобилей с двигателем, системой передачи крутящего момента, как, например, фрикционное сцепление, и коробкой передач

Изобретение относится к машиностроению, в частности к шестеренчатым коробкам передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано на различных видах транспорта, а также в устройствах и механизмах для безударного включения ведомых валов

Изобретение относится к управлению тормозами машины и может быть использовано для ограничения скорости и исключения движения без водителя
Наверх