Трехуровневый индикатор напряжения аккумулятора автомобиля

 

ТРЕХУРОВНЕВЫЙ ИНДИКАТОР НАПРЯЖЕНИЯ АККУМУЛЯТОРА АВТОМОБИЛЯ, содержащий делитель контролируемого напряжения , состоящий из трех последовательно coeдшieнныx резисторов, логический элемент И-НЕ, один вход которого соединен с выходом первого управляемого генератора, а выход - с элементом сигнализации, отличающий с я тем, что, с целью по- . достоверности индикации за счет исключения влияния технического состояния элемента сигнализации на результаты контроля, в него введены логический элемент НЕ и второй управляемый генератор, между входами которых включен средний резистор делиi теля контролируемого напряжения, а выходы соединены соответственно с (Л С входом первого управляемого генератора и вторым входом логического элемента И-НЕ. 00 со О5 00

д1) Н 01 М 10/48

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕН Я

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ.фФ, и СОЮЗ СОВЕТСНИХ

3 -, СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (2 1) 3548642/24-07 (22) 08.02.83 (46) 30.04.84, Бюл. У 16 (72) Н. Ш. Габитов, А. Б. Брюханов, В, В. Фомин1 Н, И. Леонов и В. Б. Клейменов (71) Институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов

Министерства автомобильной промышленности СССР (53) 621 ° 355 ° 1(,088.8) (56) 1, В помощь радиолюбителю. Сб., вып. 74. М,, Изд-ао 0, 1981 с, 65, рис. 9.

2. Авторское свидетельство СССР по заявке У 3348603/07,. кл. Н 01 М 10/48, 1981.

1 (54) (57) ТРЕХУРОВНЕВЫЙ ИНДИКАТОР НАПРЯЖЕНИЯ АККУМУЛЯТОРА АВТОМОБИЛЯ, со„., Я1У„„ваяя,; держащий делитель контролируемого напряжения, состоящий из трех последовательно соединенных резисторов, логи- ческий элемент И-НЕ, один вход которого соединен с выходом первого управляемого генератора, а выход — с элементом сигнализации, о т л и ч аю шийся тем, что, с целью повышения достоверности индикации за . счет исключения влияния технического состояния элемента сигнализации на результаты контроля, в него введены логический элемент НЕ и второй управляемый генератор, между входами которых включен средний резистор делителя контролируемого напряжения, а выходы соединены соответственно с входом первого управляемого генератора и вторым входом логического элемента И-НЕ, Изобретение относится к электроизмерительной технике, преимущественно к встроенным средствам контроля напряжения бортсети автомобиля.

Известен трехуровневый индикатор 5 напряжения, содержащий делители напряжения, логические элементы НЕ, И-НЕ и светодиоды jl) .

Данный индикатор позволяет исключить влияние технического состояния

)О элемента сигнализации на результаты контроля, Однако он требует применения трех элементов индикации, что усложняет щиток приборов автомобиля.

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности является трехуровневый индикатор напряжения аккумулятора автомобиля, содержащий делитель контролируемого напряжения, состоящий из трех последовательно соединенных резисторов, логический эле-.. мент И-НЕ, один вход которого соединен с выходом управляемого генератора, а выход — с элементом сигнализации (2) .

В известном индикаторе трехуровневая индикация напряжения осуществляется при помощи одного элемента сигнализации за счет использования его состояний пВключено", Выключеноп и

"Прерывисто". В автомобильных щитках О приборов в качестве элементов сигнализации применяются лампы накаливания, имеющие ограниченный ресурс исправного технического состояния. Поэтому при отказе элемента сигнализации !5 указанный индикатор выдает ошибочную информацию об уровне напряжения борт-.. сети автомобиля - Выключено что снижает достоверность контроля.

Цель изобретения " повышение достоверности индикации за счет исключения влияния технического состояния элемента сигнализации на результаты контроля.

Поставленная цель достигается тем,45 что в трехуровневый индикатор дополнительно введены логический элемент

НЕ и второй управляемый генератор, между входами которых включен средний резистор делителя контролируемо: О га напряжения, а выходы соединены ,соответственно с входом первого уп. равляемого генератора и вторым входом логического элемента И-НЕ.

На фиг, 1 приведена функциональс5 ная схема предлагаемого индикатора; на фиг. 2 -принципиальная электричес" кая схема индикатора, Йндикатор содержит делитель 1 контролируемого напряжения 2, состоящий из трех последовательно соединенных резисторов, средний резистор 3 которого включен между входами логического элемента 4 типа НЕ и второго управляемого генератора 5, причем выход элемента 4 подключен к входу первого управляемого генератора 6, а выходы генераторов 5 и 6 соединены соответственно с входами логического элемента 7 тип И-НЕ, к выходу которого подключен светодиод 8, Управляемые генераторы 5 и 6 (фиг. 1) выполнены таким образом, что при поступлении на вход "1" они запускаются и начинают выдавать на выходах прерывистый сигнал с частотой следования, например, 4 и 1 Гц соответственно, а при поступлении "0I затормаживаются и выдают на выходах и fI

Питание логических элементов и енераторов может осуществлят,я контролируемого аккумулятора. Для этого в индикаторе могут быть использованы, .например, микросхемы серий К511 или К 561, имеющие диапаэоны питающих напряжений 10,8. — 22 и

3 — 15 В соответственно.

В индикаторе логические элементы используют в качестве компараторов напряжения. Зона нечувствительности логических компараторов.не превышает 20 мВ. При включенном аккумуляторе напряжение бортсети автомобиля имеет пульсации !00 — 300 мВ. Поэтому использование логических элементов в качестве компараторов напряжения не снижает точности контроля напряжения аккумулятора автомобиля, При необходимости можно повысить точность индикатора за счет введения в схему дополнительных компараторов напряжения, формирующих сигналы с выходов делителя 1 напряжения, Предположим, что делитель 1 напряжения настроен таким образом, что на его средних выводах А и Б потенциалы превышают входное пороговое напряжение переключения логических элементов при превышении напряжения аккумулятора уровня 11 и 14В соответственно. Тогда индикатор работает следующим образом.

Если в обеих точках А и Б делителя "0", то генератор 6 возбужден, а генератор 5 заторможен и "1" с его! 089678

ВНИИПИ Заказ 2945/51 Терех 683 Подписное

Фжшал ППП "Патеит", r.Óàãîðîä, ул.Проектная, 4 выхода разрешает прохождение импульсов генератора 6 через элемент 7 типа И-НЕ на светодиод 8, который выдает прерывистый световой сигнал с пониженной частотой следования 1 Гц, что. 5 сигнализирует о том, что контролируемое напряжение меньше уровня llB.

Когда в точках А и Б соответственно "1" и "0", то генераторы 5 и 6 заторможены.и "1" с их выходов отпирают вентиль. При этом светодиод включен непрерывно, что свидетельствует о том, что контролируемое напряжение находится в зоне 11 " 14 В.

Если в обеих точках А и Б делителя !5

"I то генератор 5 возбужден, а генератор 6 заторможен и светодиод выдает прерывистый световой сигнал с повьппенной частотой следования

4 Гц, что сигнализирует о превышении 20 контролируемого напряжения уровня

14 В.

Изменяя номиналы резисторов делителя 1, можно устанавливать требуемые пороги контролируемых напряжений. 25

Таким образом, изобретение позволяет производить трехуровневую индикацию напряжения аккумулятора при помощи одного элемента сигнализации за счет использования его состо- 3ц яний "Прерывисто с малой частотой" (1 Гц), "Включено" и "Прерывисто с большой частотой" (4 Гц),При этом для индикации не используется сигнал

II юе

Включено, который может возникнуть при отказе элемента сигнализации, что повышает достоверность контроля напряжения аккумулятора, Предлагаемый индикатор может быть использован для встроенного контроля исправности автомобильного электрооборудования, поскольку напряжение аккумулятора автомобиля является комплектным диагностическим параметром, характеризующим техническое состояние генератора, реле-регулятора и самого аккумулятора.

Кроме того, от напряжения аккумулятора во многом зависят эксплуатационные свойства автомобиля. Если напряжение выше нормы, то уменьшается мощность искры системы зажигания, что ухудшает условия воспламенения горючей смеси в цилиндрах двигателя, а следовательно, ухудшается топливная экономичность автомобиля и повышается токсичность отработавших газов, Если напряжение выше нормы, то увеличивается вероятность перегорания светотехнических устройств автомобиля, снижается ресурс генератора и аккумулятора, Следовательно, повышение достоверности напряжения при использовании предлагаемого индикатора способствует улучшению эксплуатационных свойств автомобиля.

Трехуровневый индикатор напряжения аккумулятора автомобиля Трехуровневый индикатор напряжения аккумулятора автомобиля Трехуровневый индикатор напряжения аккумулятора автомобиля 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике, в частности к контролю электрических параметров аккумуляторных источников питания как отдельных аккумуляторов, так и батарей

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано при производстве электрохимических элементов с индикатором состояния заряда

Изобретение относится к области космической электротехники и может быть использовано при проведении ресурсных испытаний оборудования ИСЗ, в частности аккумуляторных батарей (АБ)

Изобретение относится к гальваническому элементу и встроенному индикатору состояния заряда

Изобретение относится к электронике и может быть использовано при испытании и эксплуатации ХИТ, применяемых в системах автономного электроснабжения

Изобретение относится к электротехнической промышленности и может быть использовано на предприятиях по производству химических источников тока (ХИТ) при проведении контроля качества их изготовления

Изобретение относится к метке со встроенным тестером состояния работы электрохимического элемента

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано на автономных объектах, в электротранспорте, использующем в качестве источника энергии аккумуляторные батареи
Наверх