Асинхронный вентильный каскад

 

АСИНХРОННЫЙ ВЕНТИЛЬНЫЙ КАСКАД, содержащий в цепи ротора асинхронного двигателя мостовой выпрямитель, с выходом которого через дроссель связан управляемый инвертор , вход которого зашунтирован блоком искусственной коммутации, отличающийся тем, что, с целью повышения энергетических показателей за счет улучшения гармонического состава инвертируемого напряжения, управляемый инвертор .выполнен в виде трех управляемых однофазных инверторов, блок искусственной коммутации содержит три управляемых ключевых элемента и управляемый коммутатор, управляющие входы которых соединены с блоком управления искусственной коммутацией , три вывода управляемого коммутатора соединены соответственно с одним из выводов каждого из трех управляемых ключевых элементов и образуют три вывода блока искусственной коммутации, четвертый вывод которого образован соединенными наг коротко, четвертым выводом управляемого коммутатора и другими выводами каждого из трех управляемых ключевых элементов, дроссель выполнен в виде трех отдельных сердечников, на каждом из которых расположены по две встречновключенные обмотки, одни выводы которых соединены в (Л звезду и ее нулевой вывод подключен к катодной группе вентилей мостового е выпрямителя, другие выводы обмоток и дросселя подключены соответственно к анодным группам тиристоров однофазных управляемых инверторов и к трем выводам блока искусственной коммутации, четвертый вывод которого хр подключен к соединенным накоротко катодным группам вентилей однофазю :х ных инверторов, подключенным к анодной группе мостового выпрямителя. эо

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) .

HP 762 (21) 3572636/24-07 (22) 04.04.83 (46) 15.05.84. Бюл. Р 18 (72) Я.П.Грейвулис, И.В.Авкштоль, Л.С.Рыбицкий и И.Я.Ранькис (71) Рижский ордена Трудового

Красного Знамени политехнический институт (53) 621.313.333 (088.8) (56) 1.Авторское свидетельство СССР

9 752724, кл. Н 02 Р 7/62, 1980.

2.Авторское свидетельство СССР

Р 900396, кл. Н 02 Р 7/62, 1982. (54) (57) АСИНХРОННЫЙ BEHTHJIbHbIA

КАСКАД, соде рж ащи и в цепи ротор а асинхрон но го дви гателя мо сто вой выпрямитель, с выходом которого через дроссель связан управляемый инвертор, вход которого зашунтирован блоком искусственной коммутации, отличающий с я тем, что, с целью повышения энергетических показателей за счет улучшения гармонического состава инвертируемого напряжения, управляемый инвертор выполнен в виде трех управляемых однофазных инверторов, блок искусственной коммутации содержит три управляемых ключевых элемента и упр авляемый коммутатор, управляющие входы которых соединены с блоком управления искусственной коммутацией, три вывода управляемого коммутатора соединены соответственно с одним из выводов каждого из трех управляемых ключевых элементов и образуют три вывода блока искусственной коммутации, четвертый вывод которого образован соединенными накоротко четвертым выводом управляемого коммутатора и другими выводами каждого из трех управляемых ключевых элементов, дроссель выполнен в виде трех отдельных сердечников, на каждом из которых расположены по две встречновключенные обмотки, З одни выводы которых соединены в звезду и ее нулевой вывод подключен к катодной группе вентилей мостового выпрямителя, другие выводы обмоток и дросселя подключены соответственно к анодным группам тиристоров однофазных управляемых инверторов и к трем выводам блока искусственной коммутация, четвертый вывод которого подключен к соединенным накоротко катодным группам вентилей однофазных инверторов, подключенным к анодной группе мостового выпрямителя.

1092689

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для электропривода мощных промышленных установок, например насосных или компрессорных.

Известен асинхронный вентильный 5 каскад, содержащий в.цепи ротора асинхронного двигателя мостовой вы-, прямитель, выход которого через дроссель связан с мостовым управляемым инвертором, вход которого зашун- 10 тирован диодом и тиристором с узлом искусственной коммутации (1 3

Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является асинхроняый вентильный каскад, содержащий в цепи ротора асинхронного двигателя мостовой выпрямитель, с выходом которого через дроссель связан управляемый инвертор, вход которого зашунтирован 0 блоком искусственной коммутации t.2 3.

Общими недостатками известных технических решений являются низкое быстродействие блока искусственной коммутации и большое содержание высших гармонических составляющих в инвертируемом напряжении.

Цель изобретения — повышение энергетических показателей за счет улучшения гармонического состава инвертируемого напряжения.

Указанная цель достигается тем,. что в асинхронном вентильном каскаде, содержащем в цепи ротора асинхронного двигателя мостовой выпрямитель, с выходом которого через дрос- 35 сель связан управляемый инвертор, вход которого зашунтирован блоком искусственной коммутации, управляемый инвертор выполнен в виде управляемых однофазных инверторов,блок искусствен-40 ной коммутации содержит три управляемых ключевых элемента и управляемый ком- мутатор, управляющие входы которых соединены с блоком управления искусственной коммутацией, три вывода 45 управляемого коммутатора соединены соответственно с одним из выводов каждого из трех управляемых ключевых элементов и образуют три вывода блока искусственной коммутации, четвер- 50 тый вывод которого образован соединенными накоротко четвертым выводом управляемого коммутатора и другими выводами каждого иэ трех ключевых элементов, дроссель выполнен в виде трех отдельных сердечников, на каждом из которых расположены по две встречновключенные обмотки, одни выводы .которых соединены в звезду и ее нулевой вывод подключен к катодной группе вентилей мостового выпря- 60 мителя, другие выводы обмоток дросселя подключены соответственно к анодным группам тиристоров однофазных управляемых инверторов и к трем выводам блока искусственной 65 коммутации, четвертый вывод которого подключен к соединенным накоротко катодным группам вентилей однофазных инверторов, подключенным к анодной группе мостового выпрямителя.

На фиг. 1 изображена функциональная схема асинхронного вентильного каскада; на фиг, 2 — выполнение управляемого коммутатора; на фиг. 3выполнение блока управления тиристо рами инвертора; на фиг. 4 - выполнение блока управления искусственной коммутацией; на фиг. 5 — диаграмма формирования инвертируемого напряжения.

Асинхронный вентильный каскад содержит асинхронный двигатель 1, (фиг. 1), в цепь фазного ротора которого включен мостовой выпрямитель 2. Выпрямитель 2 связан с катодной группой вентилей, т.е. "плюс" шиной дросселем, имеюшим обмотки 38, из которых 3, 5 и 7 соединены последовательно-встречно с соответствующими обмотками 8, 4 и б. При этом они попарно расположены на каждом из трех сердечников дросселя, показанных штриховыми линиями на фиг. 1.

Начало и конец каждой вторичной обмотки согласующего трансформатора

9 управляемого инвертора 10, выполненного на тиристорах 11-22, подключаются парами с общими анодами тиристоров инвертора 11 и 14, 15 и 18, 19 и 22 к соответствующим обмоткам

6, 4 и 8 сглаживающего дросселя, а парами тристоров инвертора — с общими катодами 12 и 13, 16 и 17, 20 и 21 к анодной группе вентилей, т.е. к

"минус" шине мостового выпрямителя 2.

Управляемые ключевые элементы, т.е.. закорачивающие ключи 23-25 подключены к "минус" шине выпрямителя 2 и обмоткам. сглаживающих дросселей

8, 4, б соответственно, а трехфазный управляеж и коммутатор 26 имеет связь с каждой из указанных обмоток 8,4,6 и также с "минус" шиной выпрямителя

2. Блок управления тиристорами инвертора 27 присоединен к управляющим электродам тиристоров инвертора

11-22, а блок управления искусствен-. ной коммутацией 28 выходами связан с соответствующими управляющими входами ключевых элементов 23-25 и коммутатора 26, которые образуют блок искусственной коммутации 29.

Первичная обмотка трансформатора

9 подсоединена к источнику питания асинхронного двигателя 1.

Трехфазный управляемяй коммутатор

26 (фиг. 2) содержит коммутирующий конденсатор 30 и катушку индуктивности 31. Один вывод конденсатора связан с катодами тиристоров 32-34, а второй вывод — с катодами тиристоров 35-37, Анод тиристора 38 соеди1092689 нен с одним выводом конденсатора 30, другой вывод которого соединен с анодом тиристора 39, катод которого соединен с катодом тиристора 38.

Аноды тиристоров 32 и 37 соединены с обмоткой 8 первой фазы сглаживающего дросселя и катодом диода 40, аноды тиристоров 33 и 36 - с обмоткой 4 второй фазы сглаживающего дросселя и катодом диода 41, аноды тиристоров 34 и 35 соединены с обмот- 10 кой б третьей Фазы сглаживающего (дросселя и катодом диода 42, а катоды тиристоров 38 и 39 подсоединены к "минус" шине мостового выпрями" теля 2 и катушке индуктивности 31, второй конец которой связан с объединенными анодами диодов 40-42.

Блок управления тиристорами инвертора 27 (Фиг.3) состоит из блока синхронизации 43, на который подается трехфаэное напряжение, причем это

20 напряжение находится в фазе с трехфаэным напряжением вторичной обмотки трансформатора 9 иннертора 10. Блок синхронизации подает синхронизирующее напряжение на блокинг-генераторы 44-49, которые вырабатывают управляющие импульсы.

Блок управления искусственной коммутацией 28 (фиг. 4) состоит иэ блока синхронизации 50, который соединен соответственно с генераторами импульсов 51-53, что обеспечивает кратность периода вырабатываемых генераторами импульсов периоду напряжения сети. Генераторы импуль- З5 сов 51-53 связаны с формирователями импульсов 54-57, которые формируют управляющие сигналы для тиристоров управляемого коммутатора 26.

Два триггера 58 и 59 уровня на- 40 пряжения на конденсаторе 30, соединены с соответствующими входами формирователей импульсов 54-57. Выходы генераторов импульсов 51-53 соединены с входами генераторов пилообраз- 45 ного напряжения 60-62, выходы которых соединены с одними входами нульорганов 63-65, другие входы которых соединены между собой и подключены к выходу блока синхронизации. Выходы нуль-органов 63-65 соединены соответственно с входами формирователей импульсов 66-68, выходы которых соединены с упранляющими входами управляеьых ключей элементов

23 25. 55

Асинхронный вентильный каскад функционирует следующим образом.

Ток ротора асинхронного двигателя 1 (фиг.1) выпрямляется мостоным ныпрямителем 2. Выпрямпенный ток . 60 равномерно распределяется между тремя фазами знена постоянного тока (последовательно соединенные обмотки дросселя 3 и 8, 5 и 4, 7 и б соответственно). В каждой фазе ток 65 проходит через обмотки дросселя 3-8 и сглаживается. В каждую фазу вклю" чены дне обмотки, расположенные на разных сердечниках и, с другой стороны, на каждом сердечнике намотаны обмотки двух фаз. Это создает взаимную магнитную связь между фа" зами звена постоянного тока и уменьшает колебания тока в каждой фазе звена постоянного тока, способствует равномерному распределению тока между фазами. Например, при увеличении тока в первой фазе звена постоян" ного тока, в которую входят последо нательно соединенные обмотки сглаживающего дросселя 3 и 8, в них наводится ЭДС, направленная встречно по отношению к току. Одновременно ЭДСнаводится в обмотке 4, расположенной на одном сердечнике с обмоткой 3, и обмотке 7, расположенной на одном сердечнике с обмоткой 8, причем направлена она таким образом, что способствует увеличению тока во второй и третьей фазе. Это уменьшает неравномерность распределения тока между отдельными фаз ами.

Поскольку токи отдельных фаз звена постоянного тока по величине блиэкиг дне встречно включенные обмотки на одном сердечнике, входящие в цепи питания разных однофазных инверторов, практически не создают постоянной составляющей магнитного потока в каждом сердечнике сглаживающего дросселя.

Каждая фаза нторичной обмотки согласующего трансформатора 9 инвертора выполняется независимой. Тиристорные мосты (тиристоры 11-14, 15-18, 19-22) образукщие однофазные инверторы, н диагонали которых включены фазы трансформатора, дают возможность пропускать ток через обмотки трансформа тора в обоих направлениях, причем каждая фаза трансформатора питается от сноей фазы звена постоянного тока.

Такое исполнение звена постоянного тока и инвертора создает возможности для независимой работы каждой фазы трансформатора инвертора и модуляции иннертируемого тока.

Модуляция тока инвертора по синусоидальному закону осуществляется согласованной работой тиристорных мостов (тиристоры 11-22), в одну диагональ каждого из которых включена своя вторичная обмотка согласующего трансформатора инвертора, закорачивающих ключей 23-25 и крмйутатора 26, что обеспечивается. блоками управления 27. и 28.

Для одной фазы трехфазного инвертора 10 последовательность работы входящих в нее тиристоров 11-14, закорачинающего ключа 25 и коммутатора 26 следукщая.

1092689

Блок управления тиристорами инвертора 27 с появлением на вторичной обмотке рассматриваемой фазы трансформатора напряжения соответствующей полярности подает сигнал управления на тристоры 11 и 12 тиристорной схе- 5 мы. В это время постоянный ток, проходящий по обмоткам 7 и 6 сглаживающего дросселя, замыкается через закорачивающий ключ 25 (0 — 1„, фиг. 5).

Блок управления закорачивающими клю- (0 чами и трехфаэным коммутатором 28 периодически подает сигнал на трехфазный коммутатор 26, который отключает закорачивающий ключ 25 (время фиг.5), ток коммутируется,в фазу трансформатора 9 через тиристоры 11 и 12, сигнал упрàweния на которые продолжает подаваться блоком управления тиристорами инвертора 27.

При нарастании пилообразного напряжения до величины синусоидального, сравнение напряжения происходит в блоке управления эакорачнваницими ключами и трехфазным коммутатором 28 (время

25, ток из фазы трансформатора инвертора "вытесняется" напряжением обмотки трансформатора в закорачивающий ключ (время г t, фиг.5 ). Лалее про- 30 цессы повторяются в указанном порядке до тех пор, пока напряженйе в рассматриваемой фазе трансформатора инвертора не поменяет знак. После этого блок управления тиристорами инвертора 27 снимает управляющий сигнал с тиристоров 11 и 12 и подает сигнал управления на тиристоры

13 и 14 тиристорной схем того же однофазного инвертора. В следующий полупериод работа всех элементов 40 схемы подобна работе в течение предыдущего полупериода, но ток через обмотку трансформатора инвертора пропускается тиристорами 13 и 14 в противоположном направлении (фиг.5) . 45

Работа остальных фаз происходит аналогичным образом.

Трехфазный коммутатор 26 работает следующим образом.

При необходимости отключить зако- 50 рачивающий ключ 25 блок управления закорачивающими ключами и коммутатором 28 подает управляющие сигналы на тиристоры 35 и 38. Коммутирующий конденсатор начинает перезаряжаться по цепи. "тиристор 38, катушка индук-, тивности 31, диод 42, тиристор 35.

Ток из эакорачиваки его ключа 25 переходит в цепь: тиристор 35, коммутирующий конденсатор 30, тиристор 38.

Когда коммутирующий конденсатор 30 60 перезаряжается до напряжения, равного фазному напряжению соответствующей вторичной обмотки согласующего трансформа- тора 9,ток переходит в эту фазу инвертора 10,а коммутатор готов к новому рабо-65 чему циклу. Поскольку полярность напряжения на коммутируки ем конденсаторе 30 . поменялась, то в следунхций цикл вступает s работу тиристор 39 и один из тиристоров 32-34 в зависимости от того, какой из эакорачивающих,ключей 23,24 или 25 соответственно должен быть отключен °

Изменения противо-ЭДС трехфазного инвертора 10, регулирование которой осуществляют с.целью получения требуемой частоты вращения асинхронного двигателя с фазным ротором 1, добиваются посредством изменения амплитуды пилообразного напряжения в блоке управления закорачивающими ключами и трехфазным коммутатором 28 (интервалы времени 0- + -,-+„,фиг. 5).

В блоке 27 управление блокинггенераторами 44-49 осуществляется таким образом, что они включают нужные тиристоры каждого однофазно-. го инвертора в зависимости от полярности напряжения во вторичных обмотках трансформатора инвертора, т.е. в каждой паре блокинг-генераторов 44 и 45, 46 и 47, 48 и 49 полпериода работает один, а полпериода — второй блокинг-генератор.

В блоке управления искусственной коммутацией 28 формирователь импульсов 54 запускается генератором им,пульсов 51, причем частота следования импульсов от этого генератора пропорциональна частоте сети, и включает один иэ тиристоров 32 или 37 B зависимости от полярности напряжейия на коммутирующем конденсаторе 30, которое контролируют два триггера уровня 58 и 59. Формирователь импульсов 57 включает тиристоры 38 или 39 при поступлении на него сигнала от любого из генераторов импульсов 5153 с учетом полярности напряжения на коммутирующем конденсаторе 30.

Все это приводит к срабатыванию коммутатора 26 (1,,, фиг.5) .

Каждый из генераторов импульсов

51-53 осуществляет сброс своего генератора пилообразного напряжения

60-62 соответственно (время Ф„,1, фиг.5). Напряжение от генераторов пилообразного напряжения 60-62 и напряжения от блока..синхронизации

50 сравниваются нуль-органами

63-65. При их равенстве соответствующий нуль-орган срабатывает и эа" пускает один из формирователей импульсов 66-68, которые включают закорачивающие ключи 23-25 (время

t4, фиг.5 ), Таким образом в управляемом инверторе создаются условия для модуляции инвертируемого тока по синусоидальному закону, снижения удельного веса высших гармоник и вызываемых ими потерь и, следовательно, улучшения энергетических показателей.

1092689 д)иг,2

10926 89

1092689

1092689 щит 5

Составитель И. Волошиновский

Редактор Т.Парфенова. ТехредС .Мигунова, Корректор А.Дзятко

Заказ. 3273/42 Тираж 667 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5

Филиал ППП "Патент", r.Óæãîðîä, ул.Проектная,4

Асинхронный вентильный каскад Асинхронный вентильный каскад Асинхронный вентильный каскад Асинхронный вентильный каскад Асинхронный вентильный каскад Асинхронный вентильный каскад Асинхронный вентильный каскад Асинхронный вентильный каскад 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к силовым преобразователям напряжения и частоты, используемым для управления работой двигателей переменного тока с короткозамкнутым ротором общего применения

Изобретение относится к электромагнитным вибраторам, используемым в различных областях, например, для создания вибрации, для транспортировки по трубам сыпучих веществ, при создании вибровоздействий на сыпучие вещества с целью их уплотнения и просеивания, для интенсификации технологических процессов в жидких средах и т.д

Изобретение относится к электротехнике, в частности к специальным электроприводам, где исполнительный орган совершает колебательные и возвратно-поступательные движения, и может быть использовано для механических испытаний кабельных изделий на многократный перегиб, в устройствах укладки длинномерных изделий при намотке их на катушки, бобины и т.п

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для стабилизации частоты вращения электродвигателей переменного тока (и в частности демпфирования ее колебаний) - синхронных, синхронно-гистерезисных или асинхронных, как общего применения, так и специального, выполненных без доступа к валу, например, гироскопических, или используемых в многодвигательных электроприводах синхронного вращения

Изобретение относится к области электротехники, в частности к электроприводу переменного тока повышенной частоты с асинхронными электродвигателями

Изобретение относится к области электротехники, а именно к электроприводам переменного тока с асинхронными электродвигателями

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах переменного тока на базе асинхронного двигателя с фазным ротором, преимущественно для крановых механизмов подъема и передвижения, требующих получения пониженных (ползучих) скоростей

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в тяговых электродвигателях, в электрических машинах, предназначенных для работы в широком диапазоне изменения частоты вращения, в устройствах, в которых необходим большой пусковой момент

Изобретение относится к области электротехники, в частности к электрическим вибрационным двигателям (ЭВД)

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано при разработке высокочастотных зарядных устройств и источников питания с гальванической развязкой выходного напряжения для тягового электропривода аккумуляторных электромобилей
Наверх