Устройство для торможения асинхронного электродвигателя

 

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТОРМОЖЕНИЯ АСИНХРОННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ, содержащее последовательно соединенные кнопки управления и катушку контактора , контакты контактора в цепи статорной обмотки электродвигателя, тиристор, конденсатор, один вывод которого подключен к первой фазе статорной обмотки электродвигателя, а другой вывод соединен с резистором, пороговый элемент, одним выводом подключенный к управляющему электро 11 ду тиристора и через регулируемый резистор - к катоду первого диода, анод которого соединен с второй фазой статорной обмотки, второй диод и шунтирующий вентиль, анодный вьгоод которого соединен с третьей фазой статорной обмотки, отличающееся тем, что, с целью повышения эффективности торможения,г него введены два блок-контакта контактора , один из которых соединяет первую и вторую фазы статорной обмотки, второй блок-контакт контактора соединен с первой фазой статорной обмотки, а другим выводом - с катодом тирисi тора, с катодом шунтирующего вентиля и с регулируемым резистором, другой (Л вьтод резистора соединен с катодом первого диода, второй диод подключен параллельно контакту контактора в третьей фазе статорной обмотки, анод тиристора снабжен выводом для подключения к нулевому проводу. J,. СО ±J сл со сл о

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК э(5ц Н 02 P 3/24

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Мь.и,, К АВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3348169/24-07 (22) 26.10.81 (46) 30.05.84. Бюл. Ф 20 (72) А.Л. Борисов (53) 621.313.333(088.8) (56) 1, Авторское свидетельство СССР

У 253215, кл. Н 02 Р 3/.24, 1968.

2. Авторское свидетельство СССР

Р 828349, кл. Н 02 P 3/24, 1979. (54)(57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТОРМОЖЕНИЯ

АСИНХРОННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ, содержащее последовательно соединенные кнопки управления и катушку контактора, контакты контактора в цепи статорной обмотки электродвигателя, тиристор, конденсатор, один вывод которого подключен к первой фазе статорной обмотки электродвигателя, а другой вывод соединен с резистором, пороговый элемент, одним выводом подключенный к управляющему электроду тиристора и через регулируемый резистор — к катоду первого диода, анод которого соединен с второй фазой статорной обмотки, второй диод и шунтирующий вентиль, анодный вывод которого соединен с третьей фазой статорной обмотки, о т л и ч аю щ е е с я тем, что, с целью повышения эффективности торможения," него введены два блок-контакта контактора, один из которых соединяет первую и вторую фазы статорной обмотки, второй блок-контакт контактора соединен с первой фазой статорной обмотки, а другим выводом — с катодом тиристора, с катодом шунтирующего вентиля и с регулируемым резистором, другой вывод резистора соединен с катодом первого диода, второй диод подключен параллельно контакту контактора в третьей фазе статорной обмотки, анод тиристора снабжен выводом для подключения к нулевому проводу.

t 1095335 2

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах станков тяговых и грузоподъемных механизмов.

Известно устройство для торможения асинхронного электродвигателя, содержащее источник постоянного тока, коммутационное устройств для подключения статорной обмотки электродвигателя к источнику постоянного тока и элемент автоматического управления операциями включения и отключений источника постоянного тока(1), Указанное устройство отличается сравнительной сложностью и недостаточной надежностью.

15

Известно также устройство для торможения асинхронного электродвигателя, содержащее последовательно 20 соединенные кнопки управления и катушку контактора, контакты контактора в цепи статорной обмотки электродвигателя, тиристор, конденсатор, один вывод которого подключен к пер- 25 вой фазе статорной обмотки электродвигателя, другой вывод соединен с с резистором, пороговый элемент, одним выводом подключенный к управляющему электроду тиристора и через ре- g0 гулируемый резистор к катоду первого диода, анод которого соединен с второй фазой статорной обмотки, второй диод и шунтирующий вентиль, анодный вывод которого соединен с третьей фазой статорной обмотки(2), В качестве источника постоянного тока в нем используется два тиристора: основной и дополнительный. Для подключения источника постоянного 40 тока к статорной обмотке предусмотрено специальное электромеханическое реле, своими контактами коммутирующее цепи управления основного и дополнительного тиристоров. Катушка реле 45 подключена через транзистор, используемый в качестве порогового элемента, к параметрическому стабилизированному источнику питания выпрямленным током. База транзистора подключена к статорной обмотке электродвигателя.

Ф

Сигналом, отпирающим транзистор, в результате чего срабатывает реле, является ЭДС, индуктируемая в статоре электродвигателя, отключенном от источника, при вращающемся роторе. . Однако известное устройство характеризуется недостаточной эффективностью торможения, связанной с тем, что тормозным током одновременно обтекаются только две статорные обмотки, и тем, что реле, обладая определенным порогом чувствительности, отключает цепь постоянного тока еще до полной остановки электродвигателя, в результате чего процесс торможения затягивается.

Цель изобретения — повышение эффективности торможения.

Указанная цель достигается тем, что в устройство для торможения асинхронного электродвигателя, содержащее последовательно соединенные кнопки управления и катушку контактора, контакты контактора в цепи статорной обмотки электродвигателя, тиристор, конденсатор, один вывод которого подключен к первой фазе статорной обмотки электродвигателя, а другой вывод соеЕ;инен с резистором, пороговый элемент, одним выводом подключенный к управляющему электроду тиристора и через регулируемый резистор к катоду первого диода, анод которого соединен с второй фазой статорной обмотки, второй диод и шунтирующий вентиль, анодный вывод которого соединен с третьей фазой статорной обмотки, введены два блок-контакта контактора, один из которых соединяет первую и вторую фазы статорной обмотки, второй блок-контакт контактора соединен с первой фазой статорнОА обмотки, а другим выводом — с катодами тиОистова, с катодом шунтирующегo вентиля и регулируемым резистором, другой вывод резистора соединен с катодами первого диода, второй диод подключен параллельно контакту контактора в третьей фазе статорной обмотки, а анод тиристора снабжен выводом для подключения к нулевому проводу.

Ла чертеже препставлена схема устройства.

Устройство сопержит послеповательно соепиненные кнопки управления 1 и катушку 2 контактора, контакты 3 контактора в цепи статорной обмотки электропвигателя блок-контакт 4

) контактора, включенный параллельно пусковой кнопке управления тирисJ тор 5, конленсатор 6, опин вывоп которого подключен к первой фазе статорной обмотки электропвигателя, а пругой вывоп соепинен с резисторам 7, пороговый элемент 8 (например, динис335 4

Составитель Е. Перемыслова

Техред А.Бабинец Корректор П. Коссей

Редактор К. Волощук

Заказ 3617/39 Тираж 667 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Г1осква, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4 з 1095 тор), одним выводом подключенный к управляющему электроду тнристора и через регулируемый резис-.îð 9 к катоду первого диода 10 и резистору

7, анод первого диода соединен с

5 второй фазои ст."-эрной обмотки, второй диод 11, под .пюченный параллельно контактам контактора, и шунтирующий вентиль 12 (например, неуправ- ляемый диод), анодный вывод которо- 1ð

ro соединен с третьей фазой статорной обмотки, блок-контакт 13 контактора, соединяющий первую и вторую фазы статорнои обмотки электродвигателя, второй блок-контакт 14 контактора, соединяющий первую фазу статорной обмотки с катодами тиристора 5, шунтирующего вентиля и регулируемым резистором 2.

Устройство работает следующим об- ZO разом.

При пуске электродвигателя по двум цепям: вторая фаза — диод

10 — резистор 7 — первая фаза и третья фаза — диод 12 — резистор 9 — 2 резистор 7 — первая фаза происходит заряд конденсатора 7. Продолжительность процесса заряда определяется постоянными времени цепей, равными произведениям сопротивлений резисторов на емкость конденсатора.

Уровень заряда близок к амплитудному значению питающего переменного напряжения. В продолжении дальнейшей работы двигателя этот заряд поддерживается на постоянном уровне.

Для остановки электродвигателя нажимается стоповая кнопка управления. При этом обесточивается катушка 2 KoHTGKTopQ и размыкаются кон- 40 такты 3 и 4, в результате чего электродвигатель отключается от источника переменного тока. Одновремелно замыкаются блок-контакты 13 и 14 °

Через блок-контакты 13, резисторы 7 45 и 9 начинается разряд конденсатора

6. С резистора 9, включенного потенциометром, напряжение подается на управляющий электрод — катод тирис- тора 5 (через пороговый элемент 8).

В первый момент напряжение на резисторе 9 больше напряжения срабатывания порогового элемента (которое должно быть выше отпирающего напряжения тиристора). Последний начинает открываться в каждую положительную полуволну питающего напряжения. В результате по цепи: нулевой провод— главные электроды тиристора 5 — блокконтакт 13 и 14 контактора — первая и вторая фазы статорной обмотки— нулевая точка последней — третья фаза статорной обмотки — диод 11, третья фаза источника питания потечет однополупериодный выпрямительный ток.

Этот ток вызовет появление во вращающемся роторе вихревых токов, создающих тормозный момент. В нерабочие полупериоды питающего напряжения с помощью диода 12 поддерживается ток в статорных обмотках двигателя.

По мере разряда конденсатора 6, когда напряжение на резисторе 9 становится меньше напряжения, требуемого для удержания в открытом состоянии порогового элемента, тиристор перестает открываться. Обтекание постоянным (пульсирующим) током статорной обмотки электродвигателя прекращается. Настройка продолжительности обтекания статорной обмотки постоянным током осуществляется переменным резистором 9. Режим торможения в зависимости от настройки может заканчиваться либо до остановки, либо после полной остановки электродвигателя.

Таким образом, предложенное изобретение отличается большей простотой по числу и номенклатуре составляющих его элементов и большей эффективностью за счет того, что режим тормо( жения может поддерживатося до полной остановки механизма и удержания ротора в заторможенном состоянии на непродолжительное время, кроме того, тормозным током обтекаются все три статорных обмотки.

Устройство для торможения асинхронного электродвигателя Устройство для торможения асинхронного электродвигателя Устройство для торможения асинхронного электродвигателя 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для торможения асинхронных короткозамкнутых электродвигателей

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для торможения асинхронных короткозамкнутых электродвигателей

Изобретение относится к электрорадиотехнике

Изобретение относится к электротехнике и может найти применение в устройствах для перемещения и натяжения ленточных материалов, например в технологическом оборудовании для производства и обработки электропроводящих рулонных ленточных материалов, в электроприводах подачи ленточных материалов в пресс, в лентопротяжных механизмах устройств ввода-вывода информации

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для торможения асинхронных короткозамкнутых электродвигателей

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для торможения асинхронных короткозамкнутых двигателей
Наверх