Устройство для автоматического удержания вала насосного агрегата

 

„„Я0„„1029364

СОНЭЭ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУЬЛИН

g g Н 02 Р 3/24

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ . и ВЪ орском свидетяпьстау

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ

1 (21) 3284527/24-О7 (22) 29.64.81 (46) 15.07.83. Вюл. Н 26 (72) A. Ладажанов, А. Саидахмедов, А.А. Кадыров, Н. Абдуллаев и Б. Акбарходжаев (71) Узбекский научно-исследовательский институт энергетики и автоматики (53) 621.316 719(O88.8) (56) 1. Иарголин И.И. Точная остановка электроприводов, И.-Jl., 1965, c. .48, рис, 22.

?. Иейстель А.И, Динамическое торможение приводов с асинхронными двигателями, И.-Л., 1967, с. 114, рис. 43 ° (54)(57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОИАТИЧЕСКОГО УДЕРЖАНИЯ ВАЛА НАСОСНОГО АГРЕГАТА, содержащее электродвигатель переменного тока, выключатель пуска, контакты которого включены в фазы статорной обмотки электродвигателя, последовательно соединенные кнопKv "Стоп" и кнопку "Пуск", шунтированную замыкающим контактом выключателя пуска, источник постоянного тока, выключатель торможения, контакты которого включены в две >азы статорной обмотки электродвигателя, о т л ич а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности работы насосного агрегата путем повышения -точности определения момента подачи постоянного тока в статорную и роторную обмотки электродвигателя, в него введены реле времени с двумя замыкающими контактами с выдержкой времени на отключение, контактор с двумя замыкающими контактами, промежуточное реле с двумя замыкающими контактами, час" тотный датчик скорости с измерительной обмоткой и обмоткой возбуждения, выводы которой подключены через первый замыкающий контакт реле времени к источнику постоянного тока, цепь, составленная из последовательно соединенных катушки индуктивности, емкогти и катушки реле максимального тока, снабженного замыкающим контактом, и подключенная последова" тельно к измерительной обмотке частот" ного датчика скорости, выключатель пуска снабжен дополнительными замыкающими и размыкающими контактами, а выключатель торможения - размыкающим контактом, включенным между кнопкой "Стоп" и одним выводом выключа" ® теля пуска, другой вывод которого со- g единен с первым выводом катушки реле %Ф Ф напряжения, второй вывод которой через один дополнительный замыкающий контакт выключателя пуска подключен к кнопке "Стоп", один вывод катушки контактора, один вывод реле времени, один вывод промежуточного ре" р ле и один вывод катушки выключателя торможения через дополнительный размыкающий контакт выключателя пус" ка соединен с одним из зажимов источника постоянного тока, а через вто" рой замыкающий контакт контактора с первым выводом роторной обмотки электродвигателя, второй вывод которой связан с катушкой выключателя торможения, другой зажим источника постоянного тока подключен к второму,ДР выводу катушки выключателя торможения через первый замыкающий контакт кон" тактора и через первый замыкающийконтакт реле напряжения — к другому выводу катушки реле времени, а замыкающие контакты, реле времени и ре.10293б4 ле максимального тока, шунтированного ле, - к другому выводу катушки hpo-. вторым контактом промежуточного ре- межуточного реле.

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в устройствах для автоматического удержания вала насосного, агрегата, приводимого синхронным или асинхронным электродвигателями, в период опорожнения напорного трубопровода.

Однако при использовании этого устройства для удержания вала насосного агрегата в Фиксированном положении надежность Работы Резко снижает- 45 ся, поскольку уменьшение скорости при подходе механизма к Фиксированному положению происходит с большим

Известно устройство для автоматического удержания вала насосного агрегата, содержащее асинхронный элект- >о родвигатель с фазным ротором, выключатель пуска с двумя группами кон» тактов, одна иэ которых включена в

Фазы статорных обмоток непосредственно, а другая - через резисторы, вы- 15 ключатель торможения, источник постоянного тока, один внвод которого че рез контакты выключателя торможения и контакт. выключателя пуска связан с выводом одной из Фаз статорной об- 20 мотки и нулевь м ее выводом, а вывод другой Фазы статорной обмотки через резистор, другой вывод источника постфянного тока, контакт выключателя торможения подключен к одной из фаз 25 роторной -обмотки, вторая Фаза которой. через контакт выключателя тормо- жения соединена с третьей фазой статорной обмотки. В цепь фаз роторной обмотки введены резисторы. В указан- зо ном устройстве электродвигатель переводится на пониженную скорость путем отключения его статорных обмоток от сети и подклочения в цепь обмоток статора и ротора дополнительных резисторов, а при подходе механизма на пониженной скорости к заданному положению конечного выклочателя точной остановки в последовательно включенные две статорнне и две роторные обмотки подается постоянный ток 1). 4О

2 ускорением, что затрудняет определение момента гюдачи напряжения B обмотки статора" и ротора, под действием которого обеспечивается торможение электродвигателя.

Наиболее близким техническим реше нием к предлагаемому является устройство для.автоматического удержания вала насосного агрегата, содержащее электродвигатель переменного тока, выклочатель пуска, контакты которого включены в Фазы статорной .обмотки электродвигателя, последовательно соединенные кнопку "Стоп", и кнопку

"Пуск", шунтированную замыкающим кон" тактом выклочателя пуска, источник постоянного тока, выклочатель ториоже" ния с контактами. посредством которых источник питания подключают к соответствующим выводам статорнои и роторной обмоткам электродвигате" . Г23.

Недостатком этого устройства является отсутствие контроля скорости вращения вала. В связи с этим невозможно точно определить момент подклю" чения источника постоянного тока к обмоткам статора и ротора для осуществления торможения, что, в свою очередь, приводит к большим потерям и допол« нительному нагреву, т.е. к снижению надежности работы насосного агрегата.

Цель изобретения - повышение надежности работы насосного агрегата путем повышения точности определения момента подачи постоянного тока в статорную и роторную обмотки электродвигателя.

Указанная цель достигается тем, что в устройство для автоматического удержания вала насосного агрегата, содержащее электродвигатель переменного тока, выключатель пуска, контак ты которого включены в Фазы статорной обмотки электродвигателя, последовательно соединенные кнопку "Стон" и кнопку "Пуск", шунтированную замыкающим контактом выклочателя пуска, источник постоянного тока, выклочатель

3 1 11293 торможения, контакты которого включены в две базы статорной обмотки электродвигатлея, введены реле времени с двумя замыкающими контактами с вы" держкой времени на отключение, контактор с двумя замыкающими контактами, промежуточное реле с двумя замыкающими контактами, частотный датчик скорости с измерительной обмоткой и обмоткой возбуждения, выводы которой подключены через первыйзамыкающий .контакт реле времени к источнику постоянного тока, цепь, составленная из последовательно соединенных катушки индуктивности, емкости и катушки реле максимального тока, снабженного замыкающим контак- том, и подключенная последовательно к измерительной обмотке частотного датчика скорости, выключатель пуска

20 снабжен дополнительными замыкающими и размыкающими контактами, а выклю" чатель торможения,- размыкающим контактом, включенным между кнопкой ."Стоп" и одним выводом выклочателя

25 пуска, другой вывод которого соединен с первым выводом катушки реле напряжения, второй вывод которой через один дополнительный замыкающий контакт выключателя пуска йодключен к кнопке Стоп", один вывод катушки контактора, один вывод реле времени, один вывод промежуточНого реле и один вывод катушки выключателя торможения через дополнительный размыкающий контакт выключателя. пуска соединен с одним из зажимов источника постоянного тока, а через второй замыкающий контакт контактора. - с первым выво- . дом.роторной обмотки электродвигателя, второй Вывод которой связан с 0 катушкой выключателя торможения, другой зажим источника постоянного тока подключен к второму выводу катушки выключателя торможения через первый замыкающий контакт контактора и через 45 первый замыкающий контакт реле напряжения — к.другому выводу катушки реле времени, а замыкающие контакты, реле времени и реле максимального тока, шунтированного вторым контактом про- щ межуточного реле, — к другому выводу катушки промежуточного реле.

На фиг. 1 представлена принципиальная электрическая схема устройства5 для автоматического удержания вала насосного агрегата; на Фиг. 7 - электрическая схема частотного датчика скорости; на Фиг. 3 -. конструкция ротора датчика скорости. устройство для автоматическОго удержания вала насосного агрегата содержит электродвигатель переменного

:тока, например синхронный, со ста:торной 1 H роторной 2 обмотками, вы ключатель пуска 3.1 с замыкающими контактами 3.2-3.6 и размыкающим контактом 3.7, замыкающие контакты 3.2, 3.3, 3.4 которого включены в Фазы статорной обмотки 1 синхронного электродвигателя, последовательно соединенные кнопку 4 "Стоп"., кнопку 5 .

"Пуск", шунтированную замыкающим контактом 3.5 выключателя пуска; выклю- . чатель 6.1 торможения с замыкающими контактами 6.2, 6.3 и размыкающим контактом 6.4, замыкающие контакты 6.2, 6.3 которого включены в две . азы статорной .обмотки электродвига" теля, источник 7 постоянного тока, реле 8.1 времени с двумя замыкающими контактами 8..2 и 833 (Фиг. 2 ) с вы держкой времени на отключение, контактор с катушкой 9.1 .и двумя замыкающими контактами 9.2 и 9.3, реле 10..1 напряжения с замыкающим контактом

1fl.2 и промежуточное реле 11. 1 .с двумя замыкающими контактами 11.2 "

11.3. С валом 1? синхронного электро" двигателя механически- связан частотный датчик 13 скорости.

Частотный датчик скорости содержи

С-образный магнитопровод 14, на котором расположены обмотка 15 возбуждения, подключенная через замыкающий контакт 8.3 реле времени к источнику 7 постоянного тока, и измерительная обмотка.16, последовательно с которой соединена цепь, состоящая из катушки 17 индуктивности, конденсатора 18 и катушки 19.1 реле максимального тока (фиг. 2 1,. снабженного замыкающим контактом 19.2, образующая резонансный контур. !

Ротор частотного датчика скорости представляет собой кольцо, составленное из чередующихся секторов .магнитного 20. и изоляционного 21 материалов, которое устанавливается на валу 12 электродвигателя (Фиг. 3).

Выключатель пуска дополнительно снабжен замыкающим 3. 6 и размыкающим 3.7 контактами, а выключатель торможения - размыкающим контак-. том 6.4, включенным между кнопкой 4

"Стоп" и одним выводом выключателя

5 1029 пуска, другой вывод которого соединен с первым выводом катушки реле 10.1 на" пряжения. Второй вывод реле 10.1 напряжения через дополнительный замы" кающий контакт 3.6 выключателя пуска подключен к кнопке "Стоп".

Пдин вывод катушки реле 8.1 времени, катушки 9.1 контактора, промежуточного реле 11.1 и катушки выключателя 6.1 торможения через допопнитель"10 ный размыкающий контакт 3.7 выключате" ля пуска соединен с одним из зажимов источника 7 постоянного тока, а через второй замыкающий контакт 9.3 комтактора - с одним выводом ро!

5 торной обмотки электродвигателя. е

Другой зажим источника 7 постоянного тока подключен к второму выводу катушки выключателя торможения

2О через первый эамыкающии контакт 9.2 контактора 9.1 и через первый замыкающий кочтакт 10 ° 2 реле напряженияк другому выводу катушки реле R.l времени, а через замыкающий кон25 такт 8.2 реле времени и замыкающий контакт 19.2 реле максимального тока - к другому выводу катушки проме" жуточного реле, причем замынающий контакт реле максимального тока шунтирован замыкающим контактом 11.2 промежуточного реле..

Устройство может быть снабжено аккумуляторной батареей 22, которая используется как резервный источник

t и запитывается от источника 7 постоянного тока через выпрямитель 23.

Устройство работает следующим образом.

В нормальном состоянии выключа- 40 тель 3.1 пуска отключен от сети, и синхронный электродвигатель насосного агрегата не работает, выключатель 6.! торможения и катушка 9.I контактора отклочены.

При нажатии кнопки 5 "Пуск" получает питание выключатель 3.1 пуска.

Выклочатель пуска срабатывает и подключает размикающими контактами 3.2, 3 3, 3.4 синхронный электродвигатель к сети, одновременно срабатывает размыкающий контакт 3.7 в цепи выключателя торможения, замыкающий контакт 3.5, блокируя кнопку 5 "Пуск", и замыкающий контакт 3.6. Реле 10.1 55 напряжения срабатывает и замыкает контакт 10.2 в цепи катушки реле 8.1 времени.

При нажатии кнопки 4 "Стоп" или аварийном исчезновении напряжения питающей сети выключатель 3,1 пуска обесточивается и отключается электродвигатель от сети, размыкая контакты 3.?, 3.3, 3.4, одновременно размыкаются контакты 3.5 и 3.6 и замыкается контактом 3.7, подключая катушку 5 реле 8.1 времени к источнику питания.

Реле времени срабатывает и замыкает контактом 8.3 цепь обмотки !5 возбуждения датчика скорости, а контактом 8.2 - цепь катушки промежуточного репе 11.1 По истечении времени выдержки контакт 10.2 реле напряжения отключает катушку реле 8.1 времени.

Под действием потенциального момента в напорном трубопроводе скорость вращения вала синхронного электродвигателя и кольца частотного датчика скорости приближается к нулю. Замедление скорости вращения кольца приводит к уменьшению частоти пересечения воздушного зазора магнитопровода !4 секторами из магнитного 20 и изоляционного 21 материалов. Частота наводимой

ЭДС в катушке 16 изменяется пропорционально частоте вращения кольца. На около нулевой скорости вращения кольца последовательный резонансный контур из катушки 19.1 реле максимального тока, конденсатора 18 и катушки 17 индуктивности входит в резонанс. При этом срабатывает реле максимального тока и его контакт l9.2 подключает катушку 11 промежуточного реле. Промежуточное реле !1.1 шунтирует своим контактом 11.2 контакт 19.2, а контактом 11.2 подключает катушку 9.1 контактора. Контактор срабатывает и замыкает контакт 9.2 выключателя 6.! торможения. Выключатель торможения срабатывает и размыкает контакт 6.4.

1(онтакти 6.2, 6.3 виклочателя торможения и контакт 9.3 контактора подключают последовательно статорную обмотку 1 и роторную обмотку 2 к параллельно соединенным выпрямителю 23 и аккумуляторной батареи 22. При этом электромагнитный момент, вызванный постоянным током в статорно" обмотке 1 и роторной обмотки ?, удерживает вал двигателя в неподвижном состоянии.

После истечения времени, необходимого для опорожнения напорного трубопровода, реле времени размыкает контактом 8.3 цепь обмотки 15 возбужде7

102936ч 8 ния частотного датчика скорости, а В примере конкретного выполнения контактом 8.2 - цепь катушки проие- устройства в качестве приводного жуточного реле 11 ° 1, промежуточное электродвигателя принят синхронный реле разшунтирует контактом 11,2. . электродвигатель. Устройство также контакт l9,2, а контактом 11 ° 3 - цепь 5 применимо к насосным агрегатам с . катушки 9.1 контактора. Контактор . асинхронными электродвигателями с контактом 9.2 размыкает цепь выклю- разным роторои. чателя 6.1 торйожения. Контакты 9.3 Использование предлагаемого устконтактора и контакты 6.2, 6.3 вы- ройства исключает обратное вращение ключателя 6.1 торможения размыкают 10 вала насосного агрегата и приводит статорную обмотку 1 и роторную обмот- к снижению капитальных затрат на иэ" ку 2, а контакт 6.4 выключателя 6.1 готовление электродвигателя, к умень" торможения замыкает цепь выключате- шению количества ревизий агрегата и ля 3.l пуска. Схема приводится в ис-, повышению надежности работы насосных .ходное состояние. станций.

1029364

Составитель А. Головченко

Редактор И. Касаоца Texgeg А.Бабинен 1(орректоо

Заказ 996/54 Тираж 467 . .Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

11)03$ Иосква Х-Я Разовская наб. 8. 4/$

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 1

Устройство для автоматического удержания вала насосного агрегата Устройство для автоматического удержания вала насосного агрегата Устройство для автоматического удержания вала насосного агрегата Устройство для автоматического удержания вала насосного агрегата Устройство для автоматического удержания вала насосного агрегата Устройство для автоматического удержания вала насосного агрегата 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для торможения асинхронных короткозамкнутых электродвигателей

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для торможения асинхронных короткозамкнутых электродвигателей

Изобретение относится к электрорадиотехнике

Изобретение относится к электротехнике и может найти применение в устройствах для перемещения и натяжения ленточных материалов, например в технологическом оборудовании для производства и обработки электропроводящих рулонных ленточных материалов, в электроприводах подачи ленточных материалов в пресс, в лентопротяжных механизмах устройств ввода-вывода информации

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для торможения асинхронных короткозамкнутых электродвигателей

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для торможения асинхронных короткозамкнутых двигателей
Наверх