Многолистовая рессора

 

МНОГОЛИСТОВАЯ РЕССОРА, содержащая набор рессорных листов с одинаковым профилем поперечного сечения - выпуклым с одной стороны и вогнутым с другой, о т. л и ч а rout а я с я тем, что, с целью повышения ее долговечности, у каждой пары сопряженных листов величина зазора между вогнутой стороной одного листа в точке ее максимгитьной ширины и противолежащей выпуклой стороной другого листа на той же ширине равна 0,01-0,04 толщины листа. СЛ со Oi 4 СО

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН (19) (11) 3(51) Р16 F 1 18

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

ОЛИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВ( (21) 3425993/25-28 (22) 11.03.82 (46) 07.06 ° 84. Бюл. Р 21 (72) В.Х.Амбарцумян, В.A.Áóëãàêîâ, В.П. Егоров, М. В. Кожевников, ц.Е. Ку лак, И.Г.Курандо, И.A.Êóðýåëü, И.С. Куцевицкий, В.П.Приходько и С. Я.устиловский (71) Московский автомобильный завод им. И.А,Лихачева (Производственное объединение ЭИЛ) (53) 6 29. 11 3. 01 2. 85 3 (088. 8) (56) 1. ГОСТ 7410. 0- 78, ГОСТ

7419.а-78,, ГОСТ 7419.6-78, ГОСТ

7419. 7-78.

2 ° Пархиловский И.Г. Автомобильные листовые рессоры. М., Машиностроение, 1978, с. 197-200.

3. Патент США Р 3814410, кл. 26 7 4 7, 1974 (прототип) . (54) (57) МНОГОЛИСТОВАЯ РЕССОРА, содержащая набор рессорных листов с одинаковым профилем поперечного сечения - выпуклым с одной стороны и вогнутым с другой, о т. л и ч а ющ а я с я тем, что, с целью повышения ее долговечности, у каждой пары сопряженных листов величина зазора между вогнутой стороной одного листа в точке ее максимальной ширины и противолежащей выпуклой стороной другого листа на той же ширине равна 0,01-0,04 толщины листа.

1096413

Изобретение относится к машиностроению и может быть ис- ользовано

B подвесках транспортных средств.

Известны многолистовые рессоры, содержащие набор рессорных листов с одинаковым профилем поперечного 5 сечения трапециевидным, Т-образным, и,трапециевидно-ступенчатым (1}.

Недостатком таких рессор является то, что зоны контакта листов совпадают с зонами наибольших напряжений, обусловленных не только растяжением или сжатием сторон профиля, но и так называемым мембранным эффектом, искривляющим профили. В результате того, что контактные напряжения складываются с максимальными напряжениями растяжения и максимальными дополнительными мембранными напряжениями, уменьшается долговечность рессоры.

Наиболее близкой к предлагаемой по технической сущности является многолистовая рессора, содержащая набор рессорных листов с одинаковым профилем поперечного сечения - выпуклым с одной стороны и вогнутым с другой (2) и f31.

В данной рессоре несколЬко уменьшено вредное влияние мембранного эффекта на искривление листов рессоры при их деформациях, так как при 30 этом выпуклость и вогнутость листов уменьшается. Однако в ней сохранены услоь.:я контактирования листов по .,кромкам и не устранен недостаток, приводящий к уменьшению долговечнос- у ти, а именно — совпадение участков наибольших напряжений растяжения сжатия и наибольших дополнительных мембранных напряжений с участками наибольших контактных напряжений. 4О

Цель изобретения — повышение долговечности рессоры.

Указанная цель достигается тем, что в многолистовой рессоре, содержащей набор рессорных листов с одинаковым профилем поперечного сечения - выпуклым с одной стороны и вогнутым с другой, у каждой пары сопряженных листов величина зазора между вогнутой стороной одного лис. та в точке ее максимальной ширины . 50 и првтиволежащей выпуклой стороной другого листа на той же ширине равна 0,01-0,04 толщины листа.

На фиг. 1 изображена многолистовая рессора, общий виду на фиг.2сечение A-A на фиг. 1 (рессора с

Т-образным профилем листов}.„. на фиг. 3 — то же (рессора с трапециевидно-ступенчатым профилем листов); на фиг. 4 — то же (рессора с трапе- 60 циевидным профилем листов} .

Многолистовая рессора содержит набор рессорных листов 1 разной длины с одинаковым профилем поперечного сечения — выпуклым со сторо- 65 ны 2, испытывающей при работе растягивающие напряжения, и вогнутым с другой стороны 3. Листы рессор, по" казанных на фиг. 2-4, имеют ширину сторон 2, равную В„, ширину сторон

3, равную Â2, толщйну,равную Н, выпуклость стороны 2, равную с, и вогнутость стороны 3, равную 42. Величина выпуклости каждого листа больше величины вогнутости cr2 . У каждой пары сопряженных листов (фиг.2 . и 4) величина зазора д между вогнутой стороной 3 одного листа в точке

4 ее максимальной ширины и противолежащей выпуклой стороной 2 другого листа на той же ширине В2 равна

0,01-0,04 толщины Н листа.

При работе рессоры она деформируется под действием усилия Р, при" ложенного к ее середине, и реакцией

R„ a R на концах. При деформациях лйстов их выпуклость и вогнутость уменьшаются в результате мембранного эффекта. При этом на поверхности 2,, испытывающей растягивающие напряже« ния, возникают дополнительные мембранные напряжения.

Благодаря тому, что выпуклость каждого листа больше вогнутости сопряженного листа, они контактируют посередине, т.е. в зове, где вредное влияние мембранного эффекта минимально. Приведенное выше соотношение величины зазора и и толщины Н листа обеспечивает сохранение контакта посередине листов без перехода на края при любых деформациях в пределах упругости материала рессоры.

Минимальная величина соотношения зазора Ь и толщиной Н листа выбрана из условия, что соседние листы должны контактировать своими серединами без перехода контакта на края при любых деформациях с учетом искажений, вызываемых мембранным эффектом. Этому условию при всех возможных сочетаниях номинальной ширины и толщины профилей (1) и использовании для изготовления листов рессорной стали удовлетворяет величина зазора й„, равная 0,01 толщины Н листа.

При меньшей минимальной величине зазора Ь возникает опасность перехода контакта на края листа при больших деформациях, что связано с уменьшением долговечности рессоры. Увеличение минимальной величины зазора сверх 0,01 толщины Н листа нецелесообразно, так как при этом увеличивается разница между радиусами кривизны в точке контакта профилей сопряженных листов, что связано с увеличением контактных напряжений и неблагоприятно влияет на долговечность рессоры.

Максимальная величина зазора Ь равная 0,04 толщины Н листа, выбрана в соответствии с допускаемой

1096413

glar. 7

3 фиг. Р

С ос тав и тель В. Н ис тра тов

Редактор Е.Кривина Техред И.Метелева

Корректор С.Шекмар

Подписное

Заказ 3771/25 Тираж 913

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент, г.ужгород, ул.Проектная,4 разнотолщинностью листов прн обычной точности прокатки (1) для всех возможных толщин листов, и из условия получения оптимального пятна контакта и минимальных контактных напряжений. При увеличении этой величины контактные напряжения увеличиваются,и,как показала опытная проверка, снижается долговечность рессоры.

В результате того, что зона контакта листов и зона максимальных напряжений растяжения с учетом дополнительных мембранных напряжений разнесены по ширине листа, суммарные напряжения в листах получаются меньшими, чем в известных рессорах.

Изобретение позволяет повысить долговечность рессор и получить экономический эффект за счет снижения

30 расхода запасных частей °

Многолистовая рессора Многолистовая рессора Многолистовая рессора 

 

Похожие патенты:

Опора // 971117

Рессора // 970002

Изобретение относится к области общего машиностроения, в частности к способам формообразования листовых пружин

Изобретение относится к машиностроению, а именно к листовым рессорам автотранспортных средств

Изобретение относится к средствам защиты объектов от вибрации

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для защиты технологического оборудования от воздействия вибрации

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для защиты технологического оборудования от воздействия вибрации

Изобретение относится к средствам защиты объектов от вибрации и может быть использовано в любой области техники

Изобретение относится к упругим элементам лепестковых газодинамических подшипников, применяющихся в малогабаритных высокоскоростных турбомашинах

Изобретение относится к соединительному устройству для соединения двух частей друг с другом, выполненному с возможностью деформирования по существу только в одном направлении

Изобретение относится к машиностроению, а именно к устройству упругих элементов подвесок транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению, а именно к опорам машин и оборудования
Наверх