Способ контроля дроссельных каскадов гидроусилителя

 

СПОСОБ КОНТРОЛЯ ДРОССЕЛЬНЫХ КАСКАДОВ ГИДРОУСИЛИТЕЛЯ , заключающийся в том, что формируют на входе гидроусилителя контрольный гармонический сигнал и одновременно измеряют давление рабочей жидкости и перемещение подвижного элемента гидроусилителя и по форме наблюдаемых сигналов определяют характеристики дроссельных каскадов, отличающийся тем, что, с целью повыщения бь1стродействня и точности, измеряют значение амплитуды первой гармоники перемещения подвижного элемента, а также значения амплитуды и фазы первой и второй гармоник давления в выходных каналах и по значению амплитуды первой гармоники перемещения определяют величчину и знак перекрытия дроссельных щелей, а по значениям амплитуды и фазы и знаку фазы гармоник давления судят о соотношении перекрытий напорных и сливных дроссельных щелей.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

09) (11) 3 (SD

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ ИЬЛйдТИ(А

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3494993/25-06 (22) 27.09.82 (46) 15.06.84. Бюл. № 22 (72) В. В. Циммерман (53) 62.521 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 601476, кл. F 1S В 19/00, 1976.

2. Авторское свидетельство СССР № 926387, кл. F 15 В 19/00, 1979. (54) (57) СПОСОБ КОНТРОЛЯ ДРОССЕЛЬНЫХ КАСКАДОВ ГИДРОУСИЛИТЕЛЯ, заключающийся в том, что формируют на входе гидроусилителя контрольный гармонический сигнал и одновременно измеряют давление рабочей жидкости и перемещение подвижного элемента гидроусилителя и по форме наблюдаемых сигналов определяют характеристики дроссельных каскадов, отличающийся тем, что, с целью повышения быстродействия и точности, измеряют значение амплитуды первой гармоники перемещения подвижного элемента, а также значения амплитуды и фазы первой и второй гармоник давления в выходных каналах и по значению амплитуды первой гармоники перемещения определяют величчину и знак перекрытия дроссельных щелей, а по значениям амплитуды и фазы и знаку фазы гармоник давления судят о соотношении перекрытий напорных и сливных дроссельных щелей.

1097835

Изобретение относится к гидроавтоматике и может быть использовано для определения перекрытий дроссельных щелей распределительных каскадов гидроусилителей.

Известен способ контроля дроссельных каскадов гидроусилителя, заключающийся в том, что перемещают подвижный элемент гидроусилителя и измеряют давление в выходных ка нала х гидроусилителя и эталонного дросселя и по величине наблюдаемых сигналов определяют характеристики дроссельных каскадов (1j.

Недостатки данного способа — низкие быстродействие и точность из-за необходимости использования .специального стенда с эталонным дросселем.

Известен также способ контроля,дроссельных каскадов гидроусилителя, заключающийся в том, что формируют на входе гидроусилителя контрольный гармонический сигнал и одновременно измеряют давление рабочей жидкости и перемещение подвижного элемента гидроусилителя и по форме наблюдаемых сигналов определяют характеристики дроссельных каскадов (2) .

Недостатками известного способа являются низкие быстродействие и точность из-за отсутствия возмозности определения перекрытий дроссельных щелей в процессе одного испытания.

Цель изобретения — повышение быстродействия и точности.

Для достижения поставленной цели согласно способу контроля дроссельных каскадов гидроусилителя, заключающемуся в в том, что формируют на входе управляющего каскада контрольный гармонический сигнал и одновременно измеряют давление рабочей жидкости и перемещение подвижного элемента гидроусилителя и по форме наблюдаемых сигналов определяют характеристики дроссельных каскадов, измеряют значение амплитуды первой гармоники перемещения подвижного элемента, а также значения амплитуды и фазы первой и второй гармоник давления в выходных каналах и по значению амплитуды первой гармоники перемещения определяют величину и знак перекрытия дроссельных щелей, а по значениям амплитуды и фазы и знаку фазы гармоник давления судят о соотношении перекрытий напорных и сливных дроссельных щелей.

На фиг. 1 изображена конструктивная схема гидроусилителя; на фиг. 2 — схема гидравлического моста гидроусилителя; на фиг. 3 и 4 — соответственно исходное положение поясков подвижного элемента гидроусилителя относительно проточек корпуса и формы наблюдаемых сигналов при отрицательном перекрытии дроссельных щелей; на фиг. 5 и 6 — соответственно исходное положение поясков и формы наблю!

55 даемых сигналов при нулевом перекрытии дроссельных щелей; на фиг. 7 и 8 — соответственно исходное положение поясков при несимметричном отрицательном перекрытии дроссельных щелей; на фиг. 9 и

10 — соответственно исходное положение поясков и формы наблюдаемых сигналов при несимметричном положительном и отрицательном выполнении перекрытий дроссельных щелей

Гидроусилитель содержит управляющий каскад с подвижным элементом, выполненным в виде золотника 1, пояски 2 и 3 которого образуют с проточками 4 и 5 корпуса 6 дроссельные щели 7 — 10. Выходные каналы 1! и 12 золотника 1 подключены к полостям 13 и 14 управления золотника 15 управляемого каскада, выходные каналы 16 и 17 которого при контроле золотника 1 перекрыты. Датчик 18 служит для измерения перемещения золотника 1, датчик 19— для измерения перемещения золотника 15, датчик 20 — для измерения давления рабочей жидкости в выходных каналах.

Для приведения в движение золотника 1 служит электромеханический преобразователь 21, подключенный к выходу сравнивающего усилия 22, связанного входами с датчиком 19 и задающим блоком (не показан). Электронное устройство 23, связанное с датчиками 18 и 20, служит для измерения значений амплитуды первой гармоники перемещения золотника 1 и значений амплитуды и фазы первой и второй гармоник давления, т. е. для осуществления гармонического анализа сигналов перемещения и давления.

Способ осуществляется следующим образом.

На вход электромеханического преобразователя 21 подают контрольный сигнал гармонической формы, в соответствии с которым обеспечивается движение золотника 15.

При этом устройством 23 измеряются значения амплитуды первой гармоники перемещения золотника 1 и значения амплитуды и фазы первой и второй гармоник давления.

Величины зазоров (величина противоположная перекрытию) дроссельных щелей влияют на формы сигналов, измеряемых датчиками 18 — 20 и устройствами 23.

В процессе отработки контрольного сигнала текущая величина зазора каждой из дроссельных щелей 7 — 10 определяется величиной зазора в исходном положении и перемещением золотника 1, т. е. а, =ар; +-х, (1) где а — текущая величина зазора дроссельной щели (а„, а, а, а,z); а1,- -величина зазора дроссельной щели

1 в исходном положении (а т, а аз ао1. )

X -перемещение золотника. 1;

1 -обозначение дроссельной щели.

1097835

З олотник 15 перемещается на расстояние у со скоростью у, причем у = q/S; (2) где q — поток рабочей жидкости в каналах

11 и 12.

8 — площадь торца золотника 15.

Учитывая, что золотник 15 представляет собой незначительную нагрузку, можно считать, что давление в полостях 13 и 14 одинаково, т. е. Рв — — Р 1 — — P, и является функцией F перемещения х золотника 1 и величин зазоров дроссельных щелей в исходном положении

Р=Ф, aoò,,,аов ° a a„, ) (3)

Баланс моста (фиг. 2) описывается следующей системой уравнений:

Чв чт Чю с 9 (4)

Р =Р@ — — P, где q7 qua q9 q 0 расходы через дроссельные щели 7 — 10, каждый из которых зависит от перепада давления на соответствующей дроссельной щели и величины ее зазора, причем

Рт =P — Р»

P3 — — P — Р; (5)

Ру =Р— Рщ

Р Р Р, где Р», Р, Рэ, Р,о — перепады давления на дроссельных щелях 7 — 10

Pp †давлен питания;

Р, -давление слива.

С учетом изложенного система (4) может быть записана в следующем виде:

Ф$= ((аов+Х),(Р.-P))- f t(ao,-х),(P-Р Я

У S = f C(a0%0+x), (p - р„))- Е((а„-х),<@-р)) (6)

Ъ = Ри=Р.

Система (6) выражает связь между перемещением х золотника 1, перемещением у золотника 15 и давлением P в каналах 11 и 12.

При подаче контрольного гармонического сигнала Usx

U = Up з1п (, (7) где U< — амплитуда входного сигнала;

Ю вЂ” частота входного сигнала;

t — время.

Форма движения золотника 1, выполненного с нулевым перекрытием (фиг. 5), также близка к гармонической с амплитудной х (фиг. 6), а давление в, каналах 11 и 12 постоянно и равно половине давления питания (Р= Р/2), т. е. первая и вторая гармоники давления отсутствуют.

При одинаковых, но отличных от нуля зазорах дроссельных щелей (фиг. 3) характер сигнала давления такой же как и при нулевом перекрытии. Форма колебаний золотника 1 (фиг. 4) также близка к прежней, но при положительных зазорах (отрицательных перекрытиях) амплитуда перемещения х, уменьшается, а при отрицательных зазорах (положительных перекрытиях)

/ увеличивается. Одновременно возникает третья гармоника перемещения золотника l.

В том случае, когда зазоры напорных дроссельных щелей отличаются от зазоров сливных щелей (фиг. 7), т. е. когда ао9 = аов + аою ap7 ° форма колебаний золотника l изменяется незначительно, но давление P начинает пульсировать с амплитудой Р» и удвоенной частотой, т. е. с частотой второй гармоники

10 входного сигнала (фиг. 8). При этом, если зазоры напорных дроссельных щелей больше зазоров сливных, то фаза колебаний равна

90, т. е.

Р=Р sin(2p0t+90 ) = Р cos2&t, в противном случае

P P cos2Mt .

Другим признаком проявления этого типа отклонений является величина среднего за период колебаний давления Р . В первом случае Яр ) Pp /2, а во втором Р,р < Pp /2.

В случае отличий зазоров дроссельных щелей одного плеча моста (фиг. 2) от другого (фиг. 9) а09 aplp + а 08 а07 амплитуда и форма колебаний золотника 1

25 также изменяется незначительно, но давление P начинает пульсировать относительно среднего положения Ц2 с частотой входного сигнала и амплитудой Р . Причем если суммарный зазор дроссельных щелей

7 и 8 больше суммарного зазора дроссельных щелей 9 и 10, то

P = Р япМ1, в противном случае

При одновременном проявлении нескольких типов отклонений каждый из них можно выделять по его характерным признакам и затем однозначно определить каждый из зазоров.

Таким образом, определив в результате эксперимента амплитуду первой гармоники х колебаний золотника 1 и сопоставив ее

40 с нормальным значением х, соответствующим случаю нулевого перекрытия, можно судить об усредненной величине зазоров. Если х,>х,, то зазоры уменьшены, если х„<хо, то зазоры увеличены.

45 Наличие второй гармоники Рй в сигнале давления (или отклонение велйчины среднего давления от Р /2) свидетельствует о несимметричности напорных и сливных дроссельных щелей. Если фаза второй гармоники равна 90 или Р® > Pp/2, то зазоры напор50 ных дроссельных щелей больше зазоров сливных щелей, если фаза равна — 90 нли

Р < Po/2, то наоборот.

Появление первой гармоники Р, в сигнале давления свидетельствует о несимметричности зазоров дроссельных щелей разных плечей моста (фиг, 2).

Количественная связь значений амплитуд и фаз гармоник с конкретными значе1097835

C 2 ниями зазоров может быть установлена различными способами, например, путем получения функциональных зависимостей этих параметров из анализа системы управлений (6) или на основании экспериментальных исследований.

Для каждой комбинации зазоров в предлагаемом диапазоне из разбросов может быть заранее заготовлено решение в виде значений амплитуд и фаз гармоник контролируемых сигналов. Затем путем простого нх переброса и сопоставления расчетных и экспериментальных значений с помощью

ЭВМ может быть установлено искомое значение зазоров.

Для контроля дроссельных распределительных каскадов гидроусилителей, не имеющих жестких отрицательных обратных связей и, следовательно, не позволяющих обеспечить изменение потока жидкости в выходных каналах по заданному закону, в качестве контрольных сигналов используют сигнал давления P и перемещение ц золотника 15 (или соответствующее перемещению у изменение расхода q в каналах 11 и 12).

В случае отсутствия в гидроусилителе золотника 15 каналы 11 и 12 могут быть подключены к ненагруженному гидроцилиндру двустороннего действия или замкнутыми между собой через расходомер (не изображены) . В первом случае в качестве контрольного сигнала используют движение поршня гидроцилиндра, а во втором — выходной сигнал расходомера.

Предлагаемый способ может быть применен и для контроля дроссельных распределительных каскадов не только золотникового типа, но и типа «сопло-заслонка», струйная трубка и др.

Использование изобретения позволит повысить быстродействие и точность контроля дроссельных каскадов гидроусилителей.

1097835

%! =

1097835

Хр

«Рп

2 ю

Редактор Л. Пчелинская

Заказ 4I 82 32

Составитель С. Рождественский

Техред И. Верес Корректор О. Тигор

Тираж 667 Подписное

ВНИИПИ Государственнога комитета СССР по делам изобретений и открытий! 13035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Способ контроля дроссельных каскадов гидроусилителя Способ контроля дроссельных каскадов гидроусилителя Способ контроля дроссельных каскадов гидроусилителя Способ контроля дроссельных каскадов гидроусилителя Способ контроля дроссельных каскадов гидроусилителя Способ контроля дроссельных каскадов гидроусилителя 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области испытания электрогидравдических устройств и может найти применение при изготовлении и разработке указанных устройств

Изобретение относится к области гидромашиностроения и может быть использовано в нефтеперерабатывающей и химической промышленности для испытаний трубопроводной арматуры

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к испытательным стендам, предназначенным для динамических испытаний механизмов с поступательно движущимися рабочими элементами, например гидродемпферов

Изобретение относится к области гидравлического машиностроения и может быть использовано в стендах для испытания уплотнительных узлов на криогенных жидкостях

Изобретение относится к технике стендовых испытаний и может быть использовано для испытания агрегатов гидрообъемных приводов
Наверх