Способ диагностики фрикционной пары

 

СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ФРИКЦИОННОЙ ПАРЫ, заключающийся в том. что сопрягают элементы фрикционной пары, нагружают ее сжимающей силой, обеспечивают относительное скольжение элементов фрикционной пары и регистрируют параметры акустической эмиссии, возникающей в контак-ве, отличающийся тем, что, с целью повышения информативности способа, в качестве параметров акустической эмиссии регистрируют амплитуды ее дискретной и непрерывной составляющих и по их отношению судят о степени повреждаемости поверхностей трения.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

РЕСПУБЛИК ае <11>

3459 С 01 . Н 3/56

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н IIBTDPCMOMV CSIICRTEIIVCTHII

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ HGMNTET СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 2870535/25-28 (2) 14.01.80 (46) 15.09.84 Бюл. М 34 (72) Ю.Н.Пономарев, В.П.Еременко и С.В.Филатов (71) Ленинградский ордена Красного

Знамени механический институт (53) 620.178.162 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

В 599192, кл. G u! N 3/56, 1978 (прототип). (54) (57) СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ФРИКЦИОННОЙ ПАРЫ, заключающийся в том, что сопрягают элементы фрикционной пары, нагружают ее сжимающей силой, обеспечивают относительное скольжение элементов фрикционной пары и регистрируют параметры акустической эмиссии, возникающей в контакте, отличающийся тем, что, с целью повыщения информативности способа, в качестве параметров акустической эмиссии регистрируют амплитуды ее дискретной и непрерывной составляющих и по их отнощению судят о степени повреждаемости поверхностей трения.

ЭО

Составитель М.Добычин

Редактор А. Гулька Техред Т. Дубинчак Корректор М.Максимишинец

Заказ 66 10/36 Тираж 822 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

1 13035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5 филиал ППП "Патент", г . Ужгород, ул . Проектная, 4

f 11137

Изобретение относится к технике контроля триботехнического состоя" ния подвижных сопряжений машин и механизмов и касается способа диагностики степени повреждаемости по5 верхностей трения в процессе изнашивания °

Известен способ диагностики фрикционной пары, позволяющий установить переход от нестационарного режима изнашивания к стационарному и заключающийся в том, что сопрягают элементы фрикционной пары, нагружают ее сжимающей силой, обеспечивают от" носительное скольжение элементов

15 фрикционной пары и регистрируют параметры акустической эмиссии (АЭ), возникающей в контакте.

В известном способе регистрируют интенсивность АЭ, т.е. число импульсов в единицу времени, и по стабилизации интенсивности АЭ судят о завершении стадии приработки (нестационарного режима изнашивания) j1).

Недостаток известного способа состоит в том, что он не позволяет сделать заключение об интенсивности процесса разрушения в процессе эксплуатации сопряжения.

Цель изобретения — повышение информативности способа.

Цель достигается тем, что согласно способу диагностики фрикционной пары, заключающемуся в том, что сопрягают элементы фрикционной пары, нагружают ее сжимающей силой, обеспечивают относительное скольжение элементов фрикционной пары и регистрируют параметры акустической эмис" сии, возникающей в контакте, в качестве параметров акустической эмиссии регистрируют амплитуды ее дискрет10 1 ной и непрерывной составляющих и по их отношению судят о стегени повреждаемости поверхностей трения.

Возможность осуществления предлагаемого способа основывается на том, что процесс деформации трущихся поверхностей носит непрерывный во времени характер, а процесс разрушения — дискретный. Амплитуда возникающего при деформации непрерывного сигнала АЭ характеризует процесс деформирования материала при трении, а амплитуда дискретного — разрушенного материала, т.е. его износ. Отношение амплитуд дискретной и непре— рывной составляющих сигнала АЭ, возникающий при трении, характеризует степень повреждаемости материала при трении.

Способ реализуегся следующим образом, Сопрягают элементы фрикционной пары, нагружают их сжимающей силой и обеспечивают их относительное скольжение. Затем с помощью, например, пьезопреобразователя снимают с одного из элементов фрикционной пары сигнал АЭ, генерируемый фрикционной парой, который регистрируют, например, на экране запоминающего осцил° лографа. Затем находят отношение дискретного (максимального) значения амплитуды АЭ к непрерывному (среднему) ее значению. Чем вьппе это oTHQ шение тем больше степень повреждаемости поверхностей трения.

Предлагаемый способ позволяет также сравнивать прочностные свойства поверхностных слоев материалов, формирующихся в процессе трения.

Способ диагностики фрикционной пары Способ диагностики фрикционной пары 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к методам измерений и может быть использовано при оценке качества шлифовального инструмента

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к устройствам для испытания материалов на износ

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при нанесении износостойких покрытий на трущиеся поверхности деталей, входящих во вращательные кинематические пары механизмов рабочих машин
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к проектированию, изготовлению, испытанию, эксплуатации, восстановлению и ремонту машин

Изобретение относится к испытаниям, в частности на термостойкость, и заключается в том, что поверхность испытываемого образца материала подвергают циклическому тепловому воздействию, включающему нагрев поверхности и последующее охлаждение, производя при этом контроль поверхности испытываемого образца материала

Изобретение относится к машиностроению, к области теории механизмов и машин и может быть использовано в качестве установки для определения коэффициентов трения покоя и движения для различных твердых материалов

Изобретение относится к триботехническим испытания, в частности к способам получения циклической нагрузки при испытании на трение и износ

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к испытаниям на трение и износ

Изобретение относится к испытательной технике и предназначено для экспериментально-расчетного определения параметров фрикционной усталости поверхностей твердых тел, контактирующих теоретически по линии, например, пар трения типа зуб-зуб в зубчатых передачах, колесо -дорожное полотно
Наверх