Способ управления тиристорным электроприводом

 

СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ТИРИСТОР .НЫМ ЭЛЕКТРОПРИВОДОМ, по которому формируют напряжение задания, пропорциональное среднему значению скорост;и , которому в установившемся режиме работы соответствует заданный угол управления, и синхронизированное с источником питания напряжение развертки, измеряют мгновенное значение скорости двигателя и его первой производной, сравнивают два на пряжения, одним из которых является напряжение развертки, и по равенству этих напряжений формируют импульсное напряжение управления преобразователем тнристорного электропривода, отличающийся тем, что, с целью повышения точности и быстродействий регулирования скорости двигателя , дополнительно непрерывно измеряют статическую составляющую якорного тока и формируют напряжение. пропорциональное текущему фазовому узлу ЭДС источника питания на аноде очередного готового к включению вентиля , отсчитываемому от момента естественного открывания этого вентиля, преобразуют эти два дополнительных напряжения, напряжение задания и напряжения , пропорциональные значениям скорости двигателя и ее первой про-, изводной, в напряжение развертки, причем значение напряжения развертки в любой рассматриваемый момент времени пропорционально скорости, которой достиг бы двигатель при открывании очередного вентиля в рассматриваемый момент времени к моменту открывания следующего за очередным вентиля с заданным углом управсл ления, и в качестве напряжения, сравниваемого с напряжением разверт00 ки, используют напряжение задания.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

З(51) Н 02 P 5/06

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3432995/24-07 (22) 10.05.82 (46) 23.09.84. Бюл. ¹ 35 (72) С.К. Козырев, В.Л. Кацевич, В.В. Королев, А.Н. Ладыгин и А.А. Никольский (71) Московский ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции энергетический институт (53) 621.316.718.5(088.8) (56) 1. Поздеев А.Д. и др. Динамика вентильного .электропривода постоянного тока. М., "Энергия", 1975.

2. Авторское свидетельство СССР № 838988, кл. H 02 P 5/06, 1981. (54)(57) СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ТИРИСТОРHblM ЭЛЕКТРОПРИВОДОМ, по которому формируют напряжение задания, пропорциональное среднему значению скорости, которому в установившемся режиме работы соответствует заданный угол управления, и синхронизированное с источником питания напряжение развертки, измеряют мгновенное значение скорости двигателя и его первой производной, сравнивают два напряжения, одним из котОрых является напряжение развертки, и по равенству этих напряжений формируют импульсное напряжение управления преобразователем тиристорного электропривода, отличающийся тем, что, с целью повышения точности и быстродействи% регулирования скорости двигателя, дополнительно непрерывно измеряют статическую составляющую якорного тока и формируют напряжение. пропорциональное текущему фазовому узлу ЭДС источника питания на аноде очередного готового к включению вентиля, отсчитываемому от момента естественного открывания этого вентиля, преобразуют эти два дополнительных напряжения, напряжение задания и напряжения,пропорциональные значениям скорости двигателя и ее первой про-. изводной, в напряжение развертки, причем значение напряжения развертки в любой рассматриваемый момент времени пропорционально скорости, которой достиг бы двигатель при открывании рчередного вентиля в рассматриваемый момент времени к моменту открывания следующего за очередным вентиля с заданным углом управления, и в качестве напряжения, сравниваемого с напряжением развертки, используют напряжение задания.

1 11151

Изобретение отноеится к электротехнике, в частности к электроприводам постоянного тока с питанием якоря двигателя от тиристорного преобразователя и может быть использовано, если к электроприводу предъявляется требование предельного быстродействия по скорости.

Известен способ управления тиристорным электроприводом, заключающий- 10 ся в том, что формируют напряжение задания, пропорциональное среднему значению скорости двигателя, и синхронизированное с напряжением источника питания напряжение развертки, измеряют мгновенное значение скорости двигателя, открывают очередной тиристор .преобразователя в момент равенства двух сравниваемых напряжений, одним из которых является на- рп пряжение развертки.Напряжение, с которым сравнивают напряжение развертки, формируют как функцию двух напряжений — задания и напряжения, пропорционального мгновенному значе- р5 нию скорости и тока

Недостатком известного способа является низкое быстродействие при регулировании скорости электропривода. Попытки повышения быстродействия приводят при данном способе уп равления к ухудшению качества переходных процессов и возникновению автоколебаний системы на субгармонических частотах, Наиболее близким к изобретению по технической сущности является спо- соб управления тиристорным электроприводом, при котором формируют напряжение задания, пропорциональное среднему значению скорости (этому значению скорости в установившемся режиме работы соответствует заданный угол управления), и синхронизированное с источником питания напряже- 45 ние развертки, измеряют мгновенное значение скорости двигателя и его первой производной, сравнивают два напряжения, одним иэ которых является напряжение развертки, и по равен- 50 ству последних формируют импульсное напряжение управления тиристорным преобразователем электропривода.

Этот способ управления учитывает особенности тиристорного преобраэо- 55

;вателя как дискретного нелинейного элемента системы управления. Способ основан на отыскании такого момента

8? открывания очередного тиристора, при котором в момент, соответствующий открыванию следующего эа бчередным тиристора с-заданным углом управления, значение скорости равнялось бы заданному. Подобная задача принципиально разрешима, поскольку ! изменение скорости двигателя на интервале работы тиристора, открывшегося с углом управления *, описывается в общем виде уравнением где Л вЂ” статическая составляющая тока якоря электродвигателя; с 1

Я.,и 2, — значения скорости и ее производной в момент открывания вентиля в начале рассматриваемого интервала; — текущее время от начала интервала.

Из условия, что момент времени : должен соответствовать моменту открывания следующего тиристора с заданным углом управления сс5, для момента получается следующее равенство (2) — 4+5-Q )—

VN 1 QQ где т - пульсность схемы преобразователя; угловая частота питающей сети.

Из условия, что скорость двигателя в момент времени должна быть равна заданной Я, и учитывая равенство (2), из уравнения (1) получаем равенство вида (3)

3 С1 1 1,,с 1) nil) ь

Из этого равенства при известных значениях д,Я,, Я., и заданных Яз и о может быть найден угол управления, т.е. задача поиска момента открывания очередного тиристора при сформулированных условиях разрешима С 2 3.

Недостатком известного способа является то, что задача поиска момента очередного тиристора решается приближенно, так как не полностью учитывается нелинейная зависимость сигнала управления, подаваемого на вход системы импульсно-фазового управления, от фазы анодного напряже3 11151 ния, а также не учитывается статическая нагрузка двигателя, что приводит к снижению точности и быстродействия регулирования скорости.

Целью изобретения является повышение точности и быстродействия регулирования скорости в системе тиристорного электропривода.

Поставленная цель достигается тем, что при способе управления ти- 1р ристорным электроприводом, по которому формируют напряжение задания, пропорциональное среднему значению скорости, которому в установившемся режиме работы соответствует заданный угол управления, и синхронизированное с источником питания напряжение развертки, измеряют мгновенное значение скорости двигателя и

его первой производной, сравнивают два напряжения, одним из которых

1 является напряжение развертки, и по равенству этих напряжений формируют импульсное напряжение управления преооразователем тиристорного электропривода, дополнительно непрерывно измеряют статическую составляющую якорного тока и формируют напряжение, пропорциональное текущему фазовому углу ЭДС источника питания на ано- Зр де очередного готового к включению вентиля, отсчитываемому от момента естественного открывания этого вентиля, преобразуют эти два дополнительных напряжения, напряжение задания и напряжения, пропорциональные значениям скорости двигателя и ее первой производной, в напряжение развертки, причем значение напряжения развертки в любой рассматриваемый момент времени пропорционально скорости, которой достиг бы двигатель при открывании очередного вентиля в рассматриваемый момент времоменту открывания следующе 45 го за очередным вентиля с заданным углом управления, и в качестве напряжения, сравниваемого с напряжением развертки, используют напряжение задания.

На чертеже показана структурная схема одного из вариантов устройства, реализующего способ.

Устройство содержит тиристорный преобразователь 1, подключенный к 55 якорю 2 двигателя постоянного тока, датчик 3 статической составляющей тока якоря, датчик 4 скорости двига87 4 теля и датчик 5 первой производной скорости двигателя. Управляющие электроды вентилей преобразователя соединены с выходом одноканального формирователя-распределителя 6 импульсов, второй гыход которого соединен с первым входом генератора 7 опорного сигнала, второй вход которого соединен с сетью, питающей преобразователь 1. Генератор 7 имеет два выхода, один из котбрых соединен с первым входом формирователяраспределителя 6, а другой — с первым входом блока 8 формирования развертки. имеющего пять входов. На второй вход блока 8 подан сигнал задания 03, а к оставшимся трем входам блока подсоединены выходы датчиков 3-S. Выход блока 8 соединен с отрицательным входом элемента 9 сравнения, на положительный вход которого подан сигнал задания 03.

Выход элемента 9 соединен с входом нуль-органа 10, выход которого соединен с вторым входом формирователяраспределителя 6.

Устройство работает следующим

1 образом.

Импульсы управления на тиристоры преобразователя поступают в моменты, когда сигнал развертки 0 становится меньше, чем сигнал задания 03 . Эти моменты фиксируются срабатыванием нуль-органа 10, от которого сигнал о срабатывании поступает на формирователь-распределитель 6. Последний формирует в моменты срабатывания нуль-органа 10 импульсы управления и направляет их на управляющие электроды соответствующих тиристоров преобразователя 1. Сигнал задания 05 формируется как сигнал, пропорциональный среднему значению заданной скорости Я. двигателя 2. Сигнал развертки Ор формируется блоком 8 в функции пяти сигналов, а именно: сигнала задания U сигнала 01, пропорционального статическому току 3 от датчика статического тока; сигнала U<, пропорционального скорости Р от датчика скорости; сигнала 0,, пропорционального первой производной скорости Я от датчика производной скорости; сигнала опорного U<, пропорционального фазовому углу used ЭДС сети на аноде очередного вентиля, где время t отсчитывается от момента естественного открывания для очеред1115187 ного вентиля. Для электропривода с соотношением электромеханической по стоянной времени Тм к электромагнитной Т вида Тм/Т> r4 блок 8 формирования развертки работает в соответствии с зависимостью

l 7 (/ le-005) д - г(ф+alg t) (4)

+4с03(— „, +ы -МЦ » &sin(+ay-002) - Jg

2л (1-Ю 7м7 ) + И 7 »

А ud7< — st (cot — м (6) са) Ч ц7р аг(2 З -А)+ЮВ-.Я! (8)

P с г -g»

H Я++3 -4- F

Ь- Я.+з,-

Q. -юв "at кпары коэффициентов а, а» и а, Ь являются корнями характеристического уравнения тиристорного электройривода. которое имеет вид м Тя р -7,P++1 = о, (12) значения скорости и тока записаны в относительных единицах, при этом за базовую. величину для тока принято

0 /Я11, а для скорости — (0„, — амО и плитудное значение напряжения сети, (9) (10) (11) а для электропривода с соотношением постоянных времени вида T>/Q(4 блок

8 работает в соответствии с зависимостью е гл

Р

ФК ВМ вЂ” („„, +о э-» й)) 4 0S „»-3 )t

1 в (р 4-ФЧ - с, где

»-00 7 ) mS (uOt — 1»-007„SM QOt Ь .

Д а

) 1

Р— полное сопротивление якорной цепи; С- постоянный коэффициент двигателя).

Правая часть зависимостей (4) и (5) является подробной записью правой части равенства (3), но вместо значения угла управления Ы» зависимости (4) и (5) содержат текущее значение фазового угла out 3/0

10 сети на аноде очередного тиристора, готового к включению с искомым углом управления Ы . Значение фазового угла на аноде очередного тиристора точно равно- значению угла управления

15 » в момент открывания этого тиристора.

Сигнал развертки Up является кусочнонепрерывным сигналом, который на интервале от включения одного

20 вентиля до включения очередного монотонно убывает с ростом фазового углааЕдля очередного вентиля. Очередной тиристор открывается в момент равенства сигнала развертки Up u

25 сигнала задания U . В этот момент, благодаря выбранной форме развертки, для системы выполняется равенство (3). Это означает, что при неизмен-, ных 52> и 3 к моменту открывания

30 следующего тиристора с заданным углом управления с значение скорости двигателя равно заданному. Таким образом решается задача определения момента открывания очередного тирисЗ5 Top B

Применение данного способа управления позволит повысить точность и быстродействие контура регулирования скорости тиристорного электропривода, что, в свою очередь, повысит быстродействие и точность контура регулирования положения.

1115187

Заказ 6788/42

Тираж 666 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений-и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Составитель М. Кряхтунова

Редактор И. Николайчук ТехредМ.Гергель Корректор Е. Сирохман

Способ управления тиристорным электроприводом Способ управления тиристорным электроприводом Способ управления тиристорным электроприводом Способ управления тиристорным электроприводом Способ управления тиристорным электроприводом 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике, в частности к системам управления реверсивными вентильными электроприводами постоянного тока с раздельным управлением групп вентилей преобразователя, и может быть использовано в металлургической, бумагоделательной и других отраслях промышленности

Изобретение относится к электротехнике, в частности к позиционным электроприводам постоянного тока, и может быть использовано для автоматизации металлорежущих станков, электромеханических роботов и других механизмов

Изобретение относится к электротехнике, а именно к системам стабилизации угловой скорости, построенным на принципе контура фазовой синхронизации, в которых в качестве датчика обратной связи используется сельсин или многополюсный синусно-косинусный вращающийся трансформатор

Изобретение относится к электротехнике, а именно к системам стабилизации угловой скорости, построенным на принципе контура фазовой синхронизации, в которых в качестве датчика обратной связи используется сельсин или многополюсный синусно-косинусный вращающийся трансформатор

Изобретение относится к системам стабилизации скорости вращения двигателей постоянного тока

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в системах автоматического управления для регулирования частоты вращения электродвигателя постоянного тока
Наверх