Электропривод постоянного тока

 

ЭЛЕКТРОПРИВОД ПОСТОЯННОГО ТОКА, содержащий электродвигатель, подключенный к выходу усилителя мощности , датчик частоты вращения электродвигателя , выход которого через формирователь прямоугольных импульсов связан со счетным входом триггера, сумматор, первый вход которого связан с выходом триггера, a выход - с входом усилителя мощности, и генератор опорной частоты, отличающийся тем, что, с целью повышения точности регулирования частоты вращения электродвигателя , в него введены последовательн .о включенные логический элемент И-НЕ, делитель частоты с переменным коэффициентом деления и диффе1ренцнрующая цепь, a также инвертор-ограничитель и фильтр нижних частот, включенный между входом усилителя мощности и выходом сумматора, второй вход которого через инвертор-ограничитель подключен к выходу формирователя г прямоугольных импульсов, при этом входы логического элемента И-НЕ подключены к выходам триггера и генератора опорной частоты, a выход дифференцирующей цепи подключен к И -входу триггера.

СОО3 СОВЕТСКИХ

COII

РЕСПУБЛИК ае (и1 5и н 02 Р 5/16

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

flO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЬПЮ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

« . с ъЪМ-, (21) 3430242/24-OT (22) 30.04.82 (46) 23.09.84. Бюл. В 35 (72) С.Л. Соколенко, Ю.Г. Вульчин, >

В.И. Сергийчук, Н.М. Галецкая, И.И. Хома, В.Ф. Мазур и С.А. Солодько (53) .621.316.718.5(088.8) 4 (56) 1. Авторское свидетельство СССР к" 425287, кл. Н 02 P 5/16. 2. Авторское свидетельство СССР

Ф 655052, кл. Н 02 P 5/16. (54)(57) ЭЛЕКТРОПРИВОД ПОСТОЯННОГО

ТОКА, содержащий электродвигатель, подключенный к выходу усилителя мощности, датчик частоты вращения электродвигателя, выход которого через формирователь прямоугольных импульсов связан со счетным входом триггера, сумматор, первый вход которого связан с выходом триггера, а выход — с входом усилителя мощности, и генератор опорной частоты, отличающийся тем, что, с целью повышения точности регулирования частоты вращения электродвигателя, в него введены последовательно включенные логический элемент

И-НЕ, делитель частоты с переменным коэффициентом деления и дифференцирующая цепь, а также инвертор-ограничитель и фильтр нижних частот, включенный между входом усилителя мощности и выходом сумматора, второй вход которого через инвертор-ограничитель подключен к выходу формирователя прямоугольных импульсов, при этом Э входы логического элемента И-НЕ подключены к выходам триггера и генератора опорной частоты, а выход дифференцирующей цепи подключен к R -входу триггера.

1115 l90

Изобретение относится к электротехнике и может найти применение в различных устройствах для автоматической подстройки и изменения частоты вращения электродвигателей, 5

Известен злектропривод постоянного тока, содержащий частотно-фазовое сравнивающее устройство, генератор опорной частоты, датчик скорости вращения, генераторы пилообразного напря- о жения, пороговые реле и выпрямительные устройства С13.

Недостатками данного устройства являются его ограниченные функциональные возможности и сложность, заклю- 15 чающаяся в наличии двухканальной схемы управления частотой вращения двигателя.

Наиболее близким по технической сущности к изобретению является элект.20 родвигатель, подключенный к выходу усилителя мощности, датчик частоты вращения, выход которого через формирователь прямоугольных импульсов связан со счетным входом триггера, 2S сумматор, первый. вход которого связан с выходом триггера, а выход— с входом усилителя мощности, и генератор опорной частоты 23.

Недостатком известного устройства Зо является низкая точность регулирования частоты вращения электродвигателя, поскольку изменение заданной частоты производится перестройкой генератора опорной частоты.

Цель изобретения — повышение точности регулирования частоты вращения электродвигателя.

Поставленная цель достигается тем, что в электропривод постоянного тока,4О содержащий электродвигатель, подключенный к выходу. усилителя мощности, датчик частоты вращения электродвигателя, выход которого через формирователь прямоугольных импульсов связан 4 со счетным входом триггера, сумматор, первый вход которого связан с выходом триггера, а выход — с входом усилителя мощности, и генератор опорной частоты, введены последовательно вклю- ® ченные логический элемент И-НЕ, делитель частоты с переменным коэффициентом деления и дифференцирующая цепь, а также инвертор-ограничитель и фильтр нижних частот, включенный 55 между входом усилителя мощности и выходом сумматора, второй вход которого через инвертор-ограничитель подключен к выходу формирователя прямо- угольных импульсов, при этом входы логического элемента И-НЕ подключены к выходам триггера и генератора опорной частоты, а выход дифференцирующей цепи подключен к 1 -входу триггера.

На фиг. 1 представлена схема устройства; на фиг. 2-- графики напряжений на выходах отдельных блоков, Электропривод постоянного тока содержит электродвигатель 1, подключенный к выходу усилителя 2 мощности, датчик 3 частоты вращения, выход которого через формирователь 4 прямоугольных импульсов связан со счетным входом триггера 5, сумматор 6, первый вход которого связан с выходом триггера 5, а выход— с входом усилителя 2 мощности, генератор 7 опорной частоты, последовательно включенные логический элемент

И-НЕ 8, делитель 9 частоты с пере- менным коэффициентом деления и дифференцирующую цепь 10 а также инвертор-ограничитель 11 и фильтр 12 нижних частот, включенный между входом усилителя 2 мощности и выходом сумматора 6, второй вход которого через инвертор-ограничитель 11 подключен к выходу формирователя 4 прямоугольных импульсов. Входы логического элемента И-НЕ 8 соединены с выходами триггера 5 и генератора 7 опорной частоты. Выход дифференцирующей цепи 10 подключен к Р -входу триггера 4.

К делителю 9 частоты подключена шина 13 перестройки

На графиках напряжений обозначены напряжение U H »»»D»o e T HK 3 частоты вращения, напряжение U на выходе формирователя 4 прямоугольных импульсов, напряжение U<< на выходе инвертора-ограничителя 11, напряжение U на выходе триггера 5, напряжение U»;- на выходе сумматора 6 и напряжение U<< на выходе фильтра 12 ниж-. них частот.

Устройство работает следующим образом.

Прямоугольные импульсы напряжения

Ь, длительность которых пропорциональна частоте вращения электродвигателя 1, вырабатываются формирователем 4 прямоугольных импульсов и поступают на счетный вход триггера 5 и на вход инвертора-ограничителя 11, с выхода которого однополярные импульз 11151 сы напряжения U<< подаются на второй вход сумматора 6.

Передний фронт импульса формирователя 4 устанавливает триггер 5 в состояние логической "1", т.е. на его выходе устанавливается положительное напряжение U5, которое, поступая на вход логического элемента И-НЕ 8, разрешает прохождение импульсов генератора 7 опорной частоты на вход 10 делителя 9 частоты, коэффициент деления которого может изменяться сигналом по шине 13 перестройки.

Передний фронт положительного импульса напряжения U является передним фронтом формируемого триггером 5, генератором 7 опорной частоты и делителем 9 частоты опорного временного интервала напряжения, которое подается на первый вход сумматора 6. Длительность этого интервала определяет заданную частоту вращения электродвигателя 1. После прихода на вход делителя 9 частоты количества импульсов от генератора опорной частоты, соот- 25 ветствующего заданной частоте вращения электродвигателя 1, напряжение на выходе делителя 9 частоты сбрасывается в ноль. В результате этого на вход дифференцирующей цепи поступает отрицательный перепад напряжения, который преобразуется дифференцирующей цепью в отрицательный импульс, сбрасывающий триггер 5 в со90 4 стояние логического нуля. На выходе триггера 5 формируется задний фронт опорного временного интервала напряжения.

Таким образом, на входы сумматора 6 поступают разнополярные прямоугольные импульсы равной амплитуды, начало передних фронтов которых совпадает во времени, суммирование которых позволяет получить импульсы напряжения U6, длительность которых пропорциональна величине расстройки частоты импульсов, соответствующих заданной частоте вращения электродвигателя, и частоты импульсов, соответствующих фактической частоте вращения, а полярность упомянутых импульсов соответствует знаку расстройки.

Перестройка устройства на другую частоту вращения электродвигателя осуществляется путем изменения коэффициента деления делителя 9 частоты. фильтр 12 нижних частот выделяет низ.— . кочастотную составляющую выходного напряжения сумматора 6, которая поступает на усилитель 2 мощности.

В предлагаемом устройстве погрешность при перестройке и поддержании частоты вращения существенно уменьшена, так как в основном она определяется нестабильностью генератора опорной частоты, которая при кварцевой стабилизации частоты составляет тысячные доли процента.

1115390

Фиг ! I 115190

Составитель В. Поспелов

Редактор И. Николайчук Техред А.Ач

Корректор Е Сирохман

Подписное

Филиал ППП "Патент" г. Узгород, ул. Проектная, 4

Заказ 6788/42 Тира к 666

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

313035, Иосква, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Электропривод постоянного тока Электропривод постоянного тока Электропривод постоянного тока Электропривод постоянного тока Электропривод постоянного тока 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для привода различных механизмов с питанием от однофазной сети переменного тока

Изобретение относится к тяговым электроприводам транспортных средств, питающихся от сети постоянного тока

Изобретение относится к устройствам для регулирования и стабилизации скорости электродвигателей постоянного тока

Изобретение относится к тяговым электроприводам постоянного тока

Изобретение относится к тяговым электроприводам постоянного тока

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в качестве тягового электропривода в электроподвижном составе метрополитена и наземных железных дорог

Изобретение относится к области электротехники, а именно к вентильным электроприводам с обратной связью по ЭДС

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в маломощных приводах различных механизмов, требующих регулирования скорости вращения вниз от номинальной скорости
Наверх