Гаситель крутильных колебаний

 

ГАСИТЕЛЬ КРУТИЛЬНЫХ КОтВАНИЙ , содержа1дий соосно расположенные ведущую и ведомую части, которые имеют диски и соединешз между собой подпружиненными в о.севом направлении фр1ясционными элементами и кулачковым механизмом, включающтт профилированные элементы и контактирующие с ними толкатели, о т л и ч . а ю 1д и и с я тем, что, с целью увеличения срока службы и расширения текнологических возможностей, толкатели выполнены в виде шариков, два. диска ведущей части жестко соединены между собой, третрй диск ее расположен между ними и относительно . одного из них подпружинен в осевом направлении, диск ведомой части расположен между третьим и одним из двух дисков ведущей части и имеет отверстия, в которых расположены i шарики, а профилированные элементы расположены по обе стороны диска (Л С ведомой части и жестко соединены с фрикционными элементами, контактирующими с поверхностями третьего и од-, ного из двух дисков ведущей части. 412 О9

сок)з сонетсних социАлистичесних

РЕСПУБЛИК

ГОсудАРстВенный нОмитет сссР пО делАу изОБРетений и ОтнРытий (21) 3512399/25-28 (22) 16.11.82 (46) 15.11.84. Бюл. Р 42 (72) Л.Н.Бритвин и T À.Åðîõèíà (71) Московский ордена Трудового

Красного Знамени автомобильно-доройный институт (53) .62-567.2(088.8) (56) 1. Борисов С.Г., Эглит И.M.

Муфты сцепления тракторов. М., "Машиностроение", 1972, с. 104, фиг. 73.

2. Патент Франции 9 2495713, кл. F 16 D 3/14, 1981 (прототип) ° (54) (57) ГАСИТЕЛЬ КРУТИЛЬНЫХ КОЛЕБАНИЙ, содержащий соосно расположенные ведущую и ведомую части, которые име. ют диски и соединены между собой подпружиненными в осевом направлении фрикционными элементами и ку„„80„„3 124143

g i) Г 16 Г 15/12 Г 16 В 3/14 лачковым механизмом, включающим профплированные элементы н контактирующие с ними толкатели, о т л и— ч. а ю щ(и и с я тем, что, с целью увеличения срока службы и расширения технологических возможностей, толкатели выполнены в виде шариков, два диска ведущей части жестко соединены между собой, трет пъ диск ее расположен между ними и относительно одного из них подпружинеп в осевом направлении, диск ведомой части расположен между третьим и одним из двух дисков ведущей части и имеет отверстия, в которых расположены шарики, а профилированные элементы расположены по обе стороны диска ведомой части и жестко соединены с фрикционными элементами, контактирующими с поверхностями третьего и од-. ного из двух дисков ведущей части.

1 11241

Изобретение относится к машиностроению и,может быть использовано для уменьшения крутильных колебаний в силовых передачах различных машин.

Известен гаситель крутильных колебаний, содержащий соосно расположенные ведущую и ведомую части, соединенные между собой тангенциальными пружинами и подпружиненными фрглкцион ными элементами 5 1), Недостатком такого гасителя является то, что он достаточно эффективен для гашения крутильных колебаний только в заданном диапазоне амплитуд из-за постоянной силы трения

ApHKDHoHHbIx элементов. При износе фрикционных элементов сила трения уменьшается, что ведет к уменьшению его эффективности.

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаемому результату является гаситель крутьщьных колебаний, содержащий соосио расположенные ведущую и ведомую части с дисковыми элементами, соединенные между собой фрикционными элементами и кулачковым механизмом, подпружиненными в осевом направлении, и величина силы трения в котором зависит от ампли30 туды колебаний за,счет кулачкового механизма, представляющего собой выступы - толкатели ведомой части, входящие в зацепление с профилированной поверхностьго диска ведущей части, имеющего возможность осевого перемещения и поджимающего фрикционные элементы 1.2.1.

Недостатком известного гасителя является наличие трения-скольжения в кулачковом механизме и наличие упорных. элементов, воспринимающих осевые усилия поджатия, что усложняет его конструкцию и делает ее менее надежной.

Цель изобретения — увеличение

45 срока службы и расширение технологических возможностей.

Указанная цель достигается тем, что в гасителе крутильиых колебаний, содержащем соосно расположенные ведущую и ведомую части, которые имеют диски и соединены между собой подпружиненными в осевом направлении фрикционными элементами и кулачковым механизмом, включающим профилированные элементы и контактирующие ними толкатели, последние выполнены в виде шариков, два диска ведущей

43 2 части жестко соединены между собой, третий диск ее расположен между ними и относительно одного из них подпружинен л осевом направлении, диск ведомой части расположен между третьим и одним из двух дисков ведущей части и имеет отверстия, в которых расположены шарики, а профилированные элементы расположены по обе стороны диска ведомой частгл и жестко соединены с фрикционными элементами, контактиругощими с поверхностями третьего и одного из двух дисков ведущей части.

На фиг. 1 изображен гаситель крутнльных колебаний, поперечное сечение, на фиг. 2 — гаситель крутильных колебаний, радиальное сечение, на Лиг. 3 — сечение A-А на фиг.

Гаситель крутильньв, "колебаний содержит ведущую часть 1, вклгочающую гдва-жестко соединенных между собой диска 2 и 3 и нодвижныгл в осевом направлении диск 4, диск 5 ведомой части б, связанный с ведущей частью посредством тангенциально расположенных пружин 7. В диске 5 ведомой части 6 выполнены отверстия 8, в которьж с зазором или с помощью антифрикционных прокладок установлены толкателн в виде шариков 9.

Фрикционные элементы, выполненные в виде дисков 10 и l1, снабжены профилированпыми элементами 12 с профилированными поверхностями 13 и 14, симметрично расположенными относчтельно шариков 9. Профилированные элементы 12 с профилированными поверхностями 13 и 14 и толкатели в виде шариков 9 представляют собой кулачковый механизм. Причем расстояние между поверхностями 13 и 14 уменьшается в тангенциальном направлении. иски 2 и 10, 4 и 11 ооразуют между обой фрикцпонные пары. Между ограгичителями 15> выполненными на ведущей части 1, расположе bl упругие балки-упоры !6 диска 5 ведомой части 6. Диски 10 и 11 фрикционных элементов и диск 4 ведущей части 1 поджаты в осевом направлении относительно диска 3 торцовои пружинои 1 l ф

Гаситель крутильных колебаний работает следугощим образом.

Крутящглй момент передается с ведугпей части 1 на диск 5 ведомой части 6 через тангенциально расположенные пружины 7 и с помощью фрикционного взаимодействия с дисков 2

Щу

ВНИИПИ Заказ 8258/30 Тираж 912 Подписное

Филиал ППП "Патент", г.ужгород, ул.Проектная, 4

3 11 и 4 ведомой части 1 на диски 10 и

11 и далее посредством шариков 9 на диск 5.

При возникновении крутильных колебаний ведущая часть 1 и диск 5 ведомой части 6 поворачиваются друг относительно друга. При этом шарики

9 перекатываются .по профилированным поверхностям 13 и 14 профилированных элементов 12 дисков 10 и 11 и диск

4 перемещается в осевом направлении, сжимая торцовую пружину 17. В результате перемещения диска 4 увеличивается сила трения между дисками

2 и 10, 4 и 11 и, таким образом,.сила трения в гасителе зависит от величины амплитуды крутильных колебаний и возрастает с их увеличением.

При достижении больших углов поворота диска 5 ведомой части 6 отно24143 4 сительно ведущей часть 1 упругие балки-упоры 16 достигают ограничи° Ю телей 15, увеличивая при этом упругую тангенциальную силу пружин 7. и предохраняя гаситель от ударных нагрузок.

Предлагаемый гаситель крутильных колебаний не требует наличия упорных подшипников, так как осевые силы, возникающие при его работе, не передаются на внешние опоры, что позволяет устанавливать его на любом требуемом участке привода силовой передачи, расширяя тем самым возможности применения. Применение в кулачковом механизме самоустанавливающихся шариков увеличивает долговечность и надежность всего гасителя крутильных колебаний.

Гаситель крутильных колебаний Гаситель крутильных колебаний Гаситель крутильных колебаний 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к демпферу крутильных колебаний, в частности, для дисков сцепления автомобилей

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для гашения крутильных колебаний

Изобретение относится к технологии приборостроения ,в частности, к устройствам управления станками для шлифования рабочей поверхности магнитных головок

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к автомобилестроению

Изобретение относится к машиностроению, а именно к автомобилестроению, и предназначено для гашения колебаний в силовых передачах двигателей внутреннего сгорания
Наверх