Демпфер сцепления

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для гашения крутильных колебаний. Целью изобретения является улучшение эксплуатационных качеств путем повышения эффективности гашения колебаний крутящего момента и рассеивания энергии резонансных крутильньк колебаний . Для этогоступица ведомого диска 1 выполнена с пазами 2, а поводок 5 - с выступами 7, размещенными в пазах 2 ступицы. Тарельчатая пружина установлена между контактирующим с фрикционной шайбой прижимным кольцом и поводком 5. Демпфер может быть снабжен дополнительными поводком с выступами, прижимным кольцом, фрикционной шайбой и тарельчатой пружиной с другой стороны ведомого диска 1-. При работе жесткость демпфера изменяется ступенчато, 1 з.п. ф-лы, . 5 ил. А-А (Л со О5 00 vj

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3996148/31-27 (22) 20.12.85 (46) 23.10.87. Бюп. Р 39 (71) Московский автомеханический институт (72) П.П.Лукин, О.П.Лапко и Н.С.Соломатин (53) 621.825.5 (088.8) (56) Патент ФРГ Ф 2436288, кл. F 16 D 13/64. (54) ДЕМПФЕР СЦЕПЛЕНИЯ (57) Изобретение отноСится к машиностроению и может быть использовано для гашения крутильных колебаний.

Целью изобретения является улучшение эксплуатационных качеств путем повы(51)4 F16D1364 F 16F 15 12 шения эффективности гашения колебаний крутящего момента и рассеивания энергии резонансных крутильных колебаний, Для этого- ступица ведомого диска 1 выполнена с пазами 2, а поводок 5 — с выступами 7, размещенными в пазах 2 ступицы. Тарельчатая пружина установлена между контактирующим с фрикционной шайбой прижимным кольцом и поводком 5. Демпфер может быть снабжен дополнительными поводком с выступами, прижимным кольцом, фрикционной шайбой и тарельчатой пружиной с другой стороны ведомого диска 1.

При работе жесткость демпфера изменяется ступенчато. 1 з.п. ф-лы,. 5 ил. ал

1346870

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для гашения вредных динамических воздействий, в частности крутильных колебаний, эо фрикционных муфтах приводов, например приводов различных агрегатов автомобиля или трактора.

Цель изобретения — улучшение эксплуатационных качеств путем повышения эффективности гашения колебаний крутящего момента двигателя и рассеивания энергии резонансных крутильных колебаний.

На фиг.1 показан демпфер сцепления с двухступенчатым изменением жесткости и момента трения, общий вид; на

/ фиг.2 — то же, с трехступенчатым изменением жесткости и момента трения; на фиг,З вЂ” разрез А-A на фиг.1; на фиг.4 — разрез Б-Б на фиг,2; на фиг.5— разрез В-В на фиг,2, Демпфер сцепления (фиг.1 и 3) имеет ведомый диск 1 со ступицей, имеющей пазы 2, ведущие диски 3 и 4, поводок 5 с прижимными выступами 6 на наружном диаметре и с выступами 7 на внут >еннем диаметре, размещенными в

I пазах 2, прижимное кольцо 8 с выступами, фрикционную шайбу 9, установленную между ведомым 1 и ведущим 3 дисками, фрикционную шайбу 10, установленную между ведомым диском 1 и прижимным кольцом 8, фрикционную шайбу 11, установленную между ведущим диском 4 и поводком 5, тарельчатую пружину 12, цилиндрические пружины

13.и 14, окна 15 и 16 в ведомом диске 1.

Демпфер сцепления (фиг,2, 4 и 5) имеет дополнительно поводок 17 с выступами 18 на наружном диаметре и с выступами 19 на внутреннем диаметре, расположенный слева от ведомого диска (по чертежу), прижимное кольцо 20 с выступами, фрикционную шайбу 21, установленную между ведущим диском

3 и поводком 17, тарельчатую пружину

22, цилиндрические пружины 23 и 24 третьей ступени трения, установленные без зазора в окнах ведущих дисков 3 и 4 и с зазором, равным углу + 9

1 в окнах ведомого диска 1, окна 25 и 26 в диске 1, окна 27 и 28 в дисках

3 и 4. Для обеспечения необходимой величины жесткости демпфер сцепления может иметь дополнительно несколько цилиндрических пружин 13, установленных в окнах 15 и 16 ведущих 3 и 4 и ведомого 1 дисков и не связанных с поводком 5. Для обеспечения необходимой величины момента трения фрикционные шайбы 10 и 11 могут быть различ5 ного диаметра или с различными коэффициентами трения.

Демпфер сцепления работает следующим образом, Прямой ход. При повороте ведущих дисков 3 и 4 относительно ведомого диска 1 на угол Чс вместе с веду1 щими 3 и 4 дисками поворачивается прижимное кольцо 8 за счет его связи выступами 6 с ведущим диском 4, поводок 5 — за счет момента трения между ними и фрикционной шайбой 11, а также и в основном эа счет толкающего усилия цилиндрической пружины 14.. Фрикционная шайба 11 поворачивается вместе с ведущим диском 4, момент трения создается шайбами 9 и 10, а жест" кость — цилиндрической пружиной 13, которая сжимается в окне 15 под дей25 ствием ведущих дисков 3 и 4. При этом пружина 14 перемещается в окне

16 без сжатия. Когда ведущие диски

3 и 4 повернутся на угол Ч, выступ

Э

7 поводка 5 установится в упор с торЗО цом паза ступицы ведомого диска 1 и поводок 5 остановится. После этого при дальнейшем повороте ведущих дис ков 3 и 4 на угол Ч Ч„ в работу вступают пружина 14 и фрикционная

35 шайба 11. На этом участке упругодиссипативной характеристики жесткость создается цилиндрическими пружинами

13 и 14, а момент трения — фрикционными шайбами 9 — 11 ° При повороте ве4п дущих дисков на угол = + демпфер

2 замыкается.

Обратный ход. При повороте ведущих дисков 3 и 4 относительно ведомого диска 1 против часовой стрелки

45 (фиг.З) из кРайнего правого положения, когда демпфер замкнут, на участке ч пружина 13 не действует на выступ 6 прижимного поводка 5, а пружина 14 давит на нижний выступ 6, что приводит к фиксации прижимного поводка в крайнем правом положении с упором выступа 7 в торец паза сту-, пицы ведомого диска 1. При этом необходимо, чтобы пружина 14 имела

55 преднатяг для того, чтобы прижимной поводок 5 не начал движения (поворот) против часовой стрелки под действием момента трения в паре с фрикционной шайбой 11, 1346870

При повороте ведущих дисков на ° участке р поводок поворачивается

1 .вместе с ними против часовой стрелки под действием усилия сжатой цилиндрической пружины 13. Фрикционная шайба

11 на этом участке не работает, цилиндрическая пружина 14 перемещается в окне 16 без изменения своей длины.

На участках и Ч демпфер работает аналогично участкам Ч и Ч

1 только в противоположном направлении поворота ведущих дисков 3 и 4 относительно ведомого диска 1.

Демпфер сцепления (фиг,2) работает следующим образом.

Первая и вторая ступени жесткости и трения работают так же, как и в демпфере, изображенном на фиг.1. Тре тья ступень: при повороте ведущих дисков 3 и 4 на угол М = р+ р поводок

17 поворачивается вместе с ними под действием цилиндрической пружины 24 и момента трения в паре поводок 17— фрикционная шайба 21.

При повороте ведущих дисков на угол 9= V + ч выступ 19 поводка 17

2 упирается в торец паза 2 ступицы и поводок 17 останавливается. На угле поворота М o Y, + р жесткость создается пружинами 13,14,23 и 24, а момент трения создается фрикционными шайбами

9,10,11 и 21. При повороте ведущих дисков 3 и 4 на угол 4 =Ч,+Ч+ 4 демпфер замыкается.

На обратном ходе из крайнего положения замыкания демпфера на угле

М=Ч+ р + р и до угла Ч = у+ р поводок

17 неподвйжен под действием цилиндрической пружины 24, преднатяг которой обеспечивает неподвижность поводка

17 до конца участка 4 >Q + р . На уча.

1 стке поворота V <Ч + i1 поводок 17

5 1 Я поворачивается под действием пружины

23 и момента трения во фрикционной паре шайба 21 — поводок 17. Пружина

24 и фрикционная шайба 21 не рабо- .

10 тают.

Формула изобретения

1, Демпфер сцепления, содержащий ступицу с ведомым диском, два ведущих диска, фрикционные шайбы, прижимное кольцо, тарельчатую пружину, поводок с прижимными выступами и цилиндрические . пружины, размещенные в окнах ведущих и ведомого диска и упирающиеся в выступы поводка, о т л и ч а— ю шийся тем, что, с целью улучшения эксплуатационных качеств путем повьппения эффективности гашения коле25 баний крутящего момента и рассеивания энергии резонансных крутильных колебаний, ступица выполнена с пазами, поводок — с выступами, размещенными в пазах ступицы, а тарельчатая пружина установлена между прижимным кольцом и поводком.

2. Демпфер по п.1, о т л и ч а ю шийся тем, что он снабжен дополнительными прижимным кольцом, та.рельчатой пружиной, поводком и фрик3? ,ционной шайбой, установленными с другой стороны ведомого диска по отношению к указанным основным элементам.

13 i6870

3 13

22

17

21

5-Д (ловернуто)

Фиг.5

Составитель И.Лукина

Редактор А.Козориз Техред И.Попович Корректор М.Демчик

Заказ 5111/36 Тираж 803 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб,, д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Демпфер сцепления Демпфер сцепления Демпфер сцепления Демпфер сцепления Демпфер сцепления 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к демпферу крутильных колебаний, в частности, для дисков сцепления автомобилей

Изобретение относится к технологии приборостроения ,в частности, к устройствам управления станками для шлифования рабочей поверхности магнитных головок

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к автомобилестроению

Изобретение относится к машиностроению, а именно к автомобилестроению, и предназначено для гашения колебаний в силовых передачах двигателей внутреннего сгорания
Наверх