Устройство для защиты турбокомпрессора от помпажа

 

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ ТУРБОКОМПРЕССОРА ОТ ПОМПАЖА,содержащее датчик давления воздуха на выходе ИЕ компрессора, первьой фильтр, пороговый блок, привод дросселя. привод противопомпажного клапана, последовательно соединенные второй фильтр, функциональный блок и компаратор , а также последовательно., соединенные блок памяти и реле времени , отличающееся тем, что, с целью повышения надежности защиты от помпажа, дополнительно содержит разделительный блок и первую и вторую схемы И, подключенные соответственно выходами к приводу дросселя и приводу противопомпажного клапана, а входами - к компаратору и порюговому блоку; причем входы последних подключены к разделительному блоку, связанному с первым фильтром, другие входы первой и второй схем И подключены к реле времени, блок памяти подключен к. компаратору, а датчик давления - к первому и второму фильтрам. рд о о Э)

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕаЪБЛИН (191 (И) 3(59 Р 04 Р 27/02

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И (ЛНРЫТИЙ (21) 3387120/25-06 (22) 29.01.82 (46) 30.12.84. Бюл. Р 48 (72) В.И. Груба, В.Н. Декане нко, A.Ñ. Ив щенко, В. Я. Биленко .и И.Л.Брегман (71) Донецкий ордена Трудового Красного Знамени. политехнический институт и Научно-исследовательский влек( тротехнический институт Производ-; ственного объединения "ХЭИЗ" (53) 621.515(088.8) (56) 1.Авторское свидетельство СССР по заявке Р 3304690,кл.Р 04 D 27/02, 1981 ° (54)(57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ ТУР»

РОКОИПРЕССОРА OT ПОМПАЖА,содержащее датчик давления воздуха на выходе из компрессора, первый фильтр, пороговый блок, привод дросселя, привод противопомпажного клапана, последовательно соединенные второй фильтр, функциональный блок и ком- паратор, а также последовательно.. соединенные блок памяти и реле времени, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности защиты от помпажа, дополнительно содержит разделительный блок и первую и вторую схемы И, подключенные соответственно выходами к приводу дросселя и приводу противопомпажного клапана, а входами — к компаратору и пороговому блоку, причем входы последних подключены к разделительному блоку, связанному с первым фильтром, другие входы пер- g вой и второй схем И подключены к реле времени, блок памяти подключен.к компаратору, а датчик давления - к первому и второму фильтрам.

1132066

10

Изобретение относится к защите компрессоров от помпажа.

Известно устройство для защиты турбокомпрессора от помпажа, содержащее датчик давления воздуха на выходе иэ компрессора, первый фильтр, пороговый блок, привод дросселя, привод протнвопомпажного клапана, последовательно соединенные второй фильтр, функциональный блок и компаратор, а также последовательно соединенные блок памяти и реле времени (1) .

Однако устройство не обеспечивает требуемой надежности защиты от помпажа. 15

Целью изобретения является повышение надежности защиты от помпажа.

Указанная цель достигается тем, что устройство, содержащее датчик давления воздуха на выходе нз комп- 20 рессора, первый фильтр, пороговый блок, привод дросселя, привод проти« вопомпажного клапана, последовательно соединенные второй фильтр,функциональньй блоки компаратоув,а также 25 поСледовательно соединенные блок памяти и реле времени, жнюянательно содержит разделительный блок и первую н вторую схемы И, подключен.ные соответственно выходами к приводу дросселя и приводу противопомпажного клапана, а входами - к компаратору н пороговому блоку, причем входы последних подключены к раздели" тельному блоку, связанному с первьм фильтром, а другие входы первой и второй схем И подключены к реле времени, блок памяти подключен к компаратору, а датчик давления †. к первому и второму фильтрам. на чертеже представлена блок-схе- 40 ма устройства.

Устройство содержит датчик 1 давления воздуха на выходе иэ компрессора, первый фильтр 2, пороговый блок 3, прйвод 4 дросселя, привод 5 45 противопомпажного клапана, последовательно соединенные второй фильтр б,функциональный блок 7 и компаратор

8, последовательно соединенные блок

9 памяти и реле 10 времени, а также 50 разделительный блок ll,.первую схему И 12 и вторую схему И 13.

Устройство работает следующим об разом. При помпаже возникают колебания давления воздуха и в нагнетательном трубопроводе компрессора. Сигнал, соответствующий этим колебаниям и снимаемый с датчика давления 1, поступает на первый фильтр 2, который 60 сглаживает пульсации свыше 50 Гц.

Далее через блок 11 пропускающий только переменную составляющую сигнала, он попадает на компаратор 8, который срабатывает в начале положи- .65 тельной полуволны, и на его выходе образуется импульс, длительность которого определяется временем превышения пульсирующего сигнала над величиной порога срабатывания компаратора 8. Импульс запоминается в блоке 9 памяти на время, равное периоду ко-.. лебаний давления воздуха при помпаже, и одновременно запускает реле 10 времени, которое по истечении заданного времени, выбираемого из условия надежной отстройкн от затухающих колебаний при переходных процессах, подает разрешающий сигнал на входы первой и второй схем И 12 и 13. Запо" минание импульса в блок 9 необходимо для предотвращения сброса реле 10 времени в промежутке между импульсами. Сброс. реле 10 времени осуществляется в случае исчезновения импульсов на выходе компаратора 8 по истечении времени хранения импульса в блоке 9 памяти. При наличии разрешающего сигнала на выходе реле 10 времени, что соответствует начала помпажа, очередной импульс с выхода компаратора 8 поступает на первую схему И 12, а с ее выхода — на привод 4 дросселя, открывая его на один шаг, и одновременно поступает в систему регулирования давления, которая отключается на заданный про». межуток времени для предотвращения автоколебаний, В случае исчезновения импульсов на выходе компаратора 8, по истечении времена, заданного блоком 9 памяти, осуществляется сброс реле 10 времени, шаговое перемещение дросселя прекращается и устройство приходит в исходное состояние. Если дроссель максимально открыт, или его .открытие не приводит к исчезновению импульсов на выходе компаратора 8, что соответствует быстрому увеличению амплитуды колебаний, то при достижении заданного значения амплитуды колебаний характеризующего помпажа срабатывает пороговый блок 3, с выхода которого лоступает сигнал на вторую схему

И 13 и далее на привод 5 противоположного клапана, открывает клапан и выводит компрессор иэ режима помпажа. При изменении абсолютной величины давления газа на выходе компрессора сигнал от датчика 1 поступает на второй фильтр 6, выделяющий постоянную составляющую, а с выхода фильтра через функциональный блок 7 — на вход компаратора 8, что приводит к изменению порога срабатывания компаратора 8. Изменение ,порога срабатывания компаратора в зависимости от сигнала датчика давления по заданному закону реализуется функциональным преобразовате-. лем (в частном случае по линейному закону).

1132066

Составитель А. Барышников

Техред Т.Маточка

Корректор A.Îáðó÷àð

Редактор М.Товтин

Заказ 9744/29 Тираж 623

BHHHIIH Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5

Подписное

Филиал ППП Патент, r.Óæãîðoä, ул.Проектная, 4

Таким образом, введение в устройство разделительного блока и первой и.второй схем И повышает на дежность защиты от помпажа эа счет устранения ложных срабатываний при длительных переходных процессах, не сопровождающихся ростом амплитуды ко лебаний.

Устройство для защиты турбокомпрессора от помпажа Устройство для защиты турбокомпрессора от помпажа Устройство для защиты турбокомпрессора от помпажа 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, а именно - к устройствам для предотвращения помпажа компрессоров газотурбинных двигателей

Изобретение относится к области центробежных компрессоров

Изобретение относится к области автоматического регулирования газотурбинных двигателей, в частности, к устройствам, обеспечивающим устойчивую работу вспомогательных силовых установок (ВСУ) летательных аппаратов при изменении количества отбираемого воздуха потребителем

Изобретение относится к авиадвигателестроению и может быть использовано в компрессорах газотурбинных двигателей

Изобретение относится к области защиты осевых и центробежных компрессоров от помпажа и может быть использовано в системах защиты и управления газоперекачивающих агрегатов
Наверх