Способ транспортирования газоводонефтяной смеси по трубопроводу

 

СПОСОБ ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ ГАЗОВОДОНЕФТЯНОЙ СМЕСИ ПО ТРУБОПРОВОДУ , включающий диспергирование в ней газа, отличающийся тем, что, с целью повышения экономической эффективности, одновременно с диспергированием в смесь вводят маслорастворимый реагентг-деэмульгатор .

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН (19) (1Н

4 (51) F 17 D 1/16

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCHOIVIV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1

Г.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

00 ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ

1(21) 3304003/25-08 (22) 12.06.81 (46) 15.01.85. Бюл. Р 2 (72) В.П.Тронов, A.K.Розенцвайг, И,Х.Исмагилов и Ф.Г.Арзамасцев (71) Татарский государственный научно-исследовательский и проектный институт нефтяной промышленности (53) 621.643(088.8) (56) 1. Сбор;подготовка и транспорт нефти и воды. Труды ВНИИСПТнефть.

Выпуск XIX, УФА, 1977, с.124-129.

2.Авторское свидетельство СССР

9 620665, кл. F 04 D 7/04,1978 (прототип). (54) (57) СПОСОБ ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ

РАЧОВОДОНЕФТЯНОЯ СМЕСИ ПО TEVSOHPOВОДУ, включающий диспергирование в ней газа, отличающийся тем, что, с целью повьааения экономической эффективности, одновременно с диспергнрованием в смесь вводят маслорастворимый реагент деэмуль-гатор.

1134838 8 результате интенсивного ñïåðгирования газа в смеси в насосах поверхностное натяжение на границе раздела газ-нефть снизилось с 50 до 10 дин/см -, а размеры газовых пузырьков в огобранных пробах эмульсии после ее диспергирования менее одного микрона. Вязкость смеси эа . счет растворения газа снизьщась на

20-40 спз. Однако растворенные в ней легкие Фракции практически полностью снимали начальное напряжение ддвига, а пусковое давление в трубопроводе диаметром 500 мм снизилось с 60 до

30 кгс/см . Режим движения нефти ха7 рактеризовался числом Рейнольдса около 2000. При этом капли воды в ламинарном потоке укрупнялись за счет разрушения бронирующих оболочек на глобулах пластовой воды реагеитомдеэмульгатором и седиментировали в нижнюю часть трубопровода. Это позволило,на ЦСП сбросить около 70Ъ воды от общего содержания ее в смеси.

Вязкость эмульсии, обводненность которой при этом, была около 1ОВ, равИзобретение относится к трубопроводному транспорту, в частности высоковязких газоводонефтяных смесей, и может быть использовано в системах промыслового сбора нефти и попутного газа. 5

Известен способ совместной перекачки нефти и газа по трубопроводу, согласно которому, с целью предотвращения срывов работы насосов, свободный газ перед входом в насос дис- i0 пергируют в нефти (1) .

Однако этот способ не решает задачу совместного .транспортирования высоковязкой"(более 800 спз) водонефтяной, смеси и газа, поскольку при этом не достигается устойчивого насыщения нефти газом и при дальнейшем транспортировании смесь разделяется, создавая газовые пробки в трубопроводе .

Наиболее близким к изобретению является способ транспортирования газожидкостной смеси, включающий диспергирование в ней газа с одновременным увеличением статического давления на входе в насос.

При транспортировке известным способом за счет повышения величины срывного газосодержания в перекачиваемой смеси надежность работы насоса повышается, поскольку при увеличении статического давления в насосе возрастает скорость звука в смеси, и срыв подачи насоса наступает при большем газосодержании (2j .

Недостатком данного способа яв- 35 ляются большие энергетические и материальные затраты, связанные с необходимостью повышения статичес,кого давления на входе в насосы, что в свою очередь оказывает отрица- 40 теЛьное воздействие на режим работы пласта, поскольку уменьшается объем отбираемой из него жидкости. Кроме того, диспергирование газа в нефтяной эмульсии (при отсутствии a st реа гента-деэмульгатора) вызывает дополнительное эмульгирование пластовой воды в нефти, что повышает эффективную. вязкость эмульсии и ведет к большим потерям напора на вязкие трения, прерывающие эффект снижения вяз-50 кости нефти за счет растворения в ней газа. Следствием этого является разгазирование эмульсии до поступления ее на установки подготовки нефти, где свободный газ уже не может 55 принимать участие в процессе обезво-. живания нефти.

Указанные недостатки обуславливают низкую экономическую эффективность известного способа. 60

Целью изобретения является повншение экономической эффективности способа.

Цель достигается тем, что согласно способу транспортирования газоводонефтяной смеси по трубопроводу, включающему диспергирование в ней газа, одновременно с диспергировакием в смесь вводят маслорастворимый реагент-деэмульгатор.

Реагент-дезмульгатор, разрушая бронирующие оболочки на глобулах пластовой воды, снижает as-зкость дисперсной системы и создает тем самым бпагоприятиыЕ уСловиЯ для ИНтенсивного газонасыщения жидкой Фазы при ее диспергировании. Нрисутствие в смеси растворенного газа улучшает,в свою очередь реологические свойства ее за счет снижения начальных напряжений сдвига, сопротивления развитию структурной вязкости и и тиксотропии (застыванию) нефти., Результатом такого сочетания является обеспечение устойчивого транспортирования газонасыщенной водонефтяной смеси.

Одновременно это способствует интенсификации процесса обезвоживания нефти на установках ее подготовки aà счет флотирующего действия газа при разгазировании эмульсии, при котором газовые пузырьки при их всплывании в жидкой фазе сталкивают между собой капли воды, способствуя их слиянию и укрупнению.

Н р и м е р. В газоводонефтяную смесь вязкостью 800 спэ, содержащую води 305.и газа 55-60% от объема жидкости, на приеме центробежных насосов дожимной насосной станции (ДНС) вводили реагент-деэмульгатор типа Цоуфаис в количестве 100 г/т смеси и транспортировали на расстояние 90 км до центрального сборного пункта (ЦСП).

1134838

Соетавитель И.Газарян

Редактор A.Ãóëüêî Техред О.Ващишина Корректор E.Ñèðîõìàí

Заказ 10061/36 Тираж 466 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва,.Ж-35, Раушская наб., д.4/5

Филиал ППП Патент, r.Óæãîðoä, ул.Проектная, 4 нялась 200 спэ, а режим движения стал турбулентным.

Далее газоводонефтяную смесь подавали в сепаратор-отстойник установки подготовки нефти, где при давлении 2 кгс/см гаэ отделяли и подавали в трубопровод низкого давления. Раэгазированную нефть затем нагревали до 70-80 С (вязкость ее при этом снизилась до 20-30 спэ) и отстаивалн. в течение 10-15 ч, в результате чего без дополнительного ввода реагента-деэмульгатора остаточное содержание воды в ней составило 0,5-1,8Ъ.

Технико-экономическая эффективность выражается в снижении затрат как на транспортировку смеси, так и на обезвоживание и-обессоливание нефти на пункте приема смеси.

Способ транспортирования газоводонефтяной смеси по трубопроводу Способ транспортирования газоводонефтяной смеси по трубопроводу Способ транспортирования газоводонефтяной смеси по трубопроводу 

 

Похожие патенты:
Изобретение относится к гидротранспорту высоковязких нефтей

Изобретение относится к трубопроводному транспорту нефтей, преимущественно к трубопроводному транспорту высокопарафинистых нефтей с применением депрессорных присадок и разбавителей

Изобретение относится к трубопроводному транспорту, а точнее, к транспортированию вязких продуктов, например нефти и продуктов ее переработки, и может быть использовано для снижения пускового давления и аварийности на трубопроводе

Изобретение относится к энергетике и может быть использовано в теплоэнергетике

Изобретение относится к нефтяной и нефтехимической промышленности, а именно к устройствам, предназначенным для трубопроводного транспорта всех типов нефтей и нефтепродуктов

Изобретение относится к судостроению и гидравлики и направлено на решение вопросов, связанных с повышением расходно-напорных характеристик перекачивающих гидросистем путем уменьшения сопротивления трения гидромагистралей и улучшения условий работы гидронасосов, включенных в эту систему
Наверх