Пневматический источник сейсмических сигналов для акваторий

 

ПНЕВМАТИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК СЕЙСМИЧЕСКИХ СИГНАЛОВ ДЛЯ АКВАT OPURf содержащий корпус, включающий взаимоподвижные шток и цилиндр, образуюише рабочую и управляющую камеры, электропневмоклапан и выполненные в корпусе основной канал, соединяющий электропневмоклапан с пневмомагистралью, и боковой канал, соединяющий управляющую камеру с основ}1ым каналом, отличающийся, тем, что, с целью повышения надежности в работе путем обеспечения дистанционного закрытия рабочей камеры, в корпусе выполнен дополнительный канал, соединяющий рабочую камеру с основным каналом, в котором установлено по ходовой посадке распределительное устройство, выполненное в виде подпружиненного стакана, обращенного дном к электропневмоклапану, в стенке подпружиненного стакана выполнено отверстие,совпадающее с дополнительным каналом, при этом боковой канал перекрыт стенкой подпружиненного стакана, а объем между ними злектропневмоклапаном сообщен с пневмомагистралью через калиброванное отверстие в дне подпружиненного стакана и/или зазор между ним и стенкой дополнительного канала.

СОЮЗ COBETCHHX

РЕСПУБЛИК (39l 01) 4(51) G 01 Ч 1 04

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ

К ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Е» . „ м.

" л;, 1

ГОСУДАРСТВЕНИИЙ КОМИТЕТ СССР

AO ДЕЛАМ ИЗОИ%ТЕНИЙ И ОТНРЬЯЪ9 (21) 3636805/24-25 (22) 26.08.83 (46) 23.01 .85. Бюл. 1т" 3 (72) В. А. Ежов, В. Н. Михайленко, В. И. Тюхалов и В. Н. Ушканов (71) Краснодарская группа подразделений

Ыаучно-исследовательского института морской геофизики Всесоюзного морского научнопроизводственного геолого-геофизического объединения по разведке нефти и газа "Союзморгео" (53) 550.83 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

IIP 758030, кл. G 01 V 1/02, 1978.

2. Авторское свидетельстве СССР

Р 915037, кл. 6 01 Ч 1/02, 1980 (прототип) (54) (57) ПНЕВМАТИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК

СЕЙСМИЧЕСКИХ СИГНАЛОВ ДЛЯ АКВАТОРИЙ содержащий корпус, включающий взаимоцодвижные шток и цилиндр, образующие рабочую и управляющую камеры, электропневмоклапан и выполненные в корпусе основной: канал, соединяющий электролневмоклапан с пневмомагистралью, и боковой канал, соединяющий управляющую камеру с основным каналом, о .т л и ч а ю шийся., тем, что, с целью повышения надежности в работе путем обеспечения дистанционного

; закрытия рабочей камеры, в корпусе выполнеи дополнительный канал, соединяющий рабочую камеру с основным каналом, в котором установлено по ходовой посадке распределительное устройство, выполненное в виде подпружиненного стакана, обра..ценного дном к электропневмоклапану, в стенке подпружиненного стакана выполнено отверстие,совпадающее с дополнительным каналом, при этом I боковой канал перекрыт стенкой подпружиненного стакана, а объем между ним: и злектропневмоклапаном сообщен с пнсвмомагнстралью через калиброванное отверстие в дне подпружиненного стакана и/или зазор между ним и стенкой дополнительного канала.

Изобретение относится к морской сейсмо разведке, к источникам возбуждения сейсмических сигналов в водной среде.

Известен пневматический источник сейсмических сигналов для акваторий, который

) содержит подвижную и неподвижную части, образующие управляющую и рабочую камеры, и электро3 лневмоклапан. Для заполнения управляющей к» леры в корпусе источника выполнено калиброванное отверстие, а для заполнения рабочей камеры между корпусом и подвижной частью (цилиндром) выполнен зазор (1) .

Недостатком такой конструкции является быстрый износ уплотнительного кольца, разделяющего камеры, самоподрывы источника B случае резкого выброса сжатого воздуха из управляющей камеры. Кроме того, расположение уплотнительного кольца критично к линейным размерам, что чревато преждевременным поступлением сжатого воздуха в рабочую каь меру и, как следствие этого, самоподрывом источника. Это снижает надежность источника, а зависание цилиндра нельзя устранить дистанционно.

Наиболее близким техническим решением к изобретению является пневматический источнсточник сейсмических сигналов д,"я акваторий, содержащий корпус, включающий взаимоподвнжныс шток и цилиндр, образующие рабочую и управляющую камеры, электропневмоклапан и выполненные в корпусе основной канал, соединяющий электропневмоканал с пневмомагистралью, и боковой канал, соединяющий управляющую камеру с основным каналом(2).

Однако в известном источнике сжатый воздух поступает в рабочую камеру постоян .но. Это приводит к нестабильности изучаемого сигнала, к возможности самоподрыва источника и снижению надежнбсти работы источника.

При этом зависание цилиндра нельзя устрайить

40 дистанционно, не поднимая источник из воды.

Цель изобретения — повышение надежности работы пневмоисточника путем обеспечения дистанционного закрытия рабочей камеры.

Поставленная цель достигается тем, что в пневматическом источнике сейсмических сигналов для акваторий, содержащем корпус, включающий взаимоподвижные шток и ци- линдр, образующие рабочую и управляющую камеры, электрош евмоклапан и выполненные в корпусе основной канал, соединяющий электропневмоклапан с пневмомагистралью, и боковой канал, соединяющий управляющувз камеру с основным каналом, в корпусе выполнен дополнительный канал, соединяющий рабо;15 чуто камеру c" основным каналом, в котором установлено, по ходовой посадке распределительное устройство, выполненное в виде подпружипенного стакана. обрангенно 1 дном к электропневмоклапану, в стенке подпружиненного стакана выполсна отверстие,. совпадающее с дополнительным каналом, при этом боковой канал перекрыт стенкой подпружиненного стакана, а объем между ним и электролневмоклапаном сообщен с пневмомагистралью через калиброванное отверстие в дне подпру. жиненного стакана и/или зазор между ним и стенкой дополнительного канала.

На чертеже, показан пневматический источник сейсмических сигналов, разрез.

Пневматический источник сейсмических сигналов содержит корпус 1, включающий взаимоподвижные шток 2 с поршнями 3 и 4 и цилиндр 5. В корпусе 1 имеются боковой . канал 6, дополнительный капал 7, основной канал 8 и канал 9 запуска, В основном канале 8, соединяющем пневмомагистраль с электропневмоклапаном, утсановлено распределительное устройство, состоящее из стакана 10, установленного дном в сторону электропневмоклапана. На стенках канала выполнены радиально расположенные отверстия 11,i а в дне его — калиброванное осевое отверстие 12.

Стакан 10 поддерживается пружиной 13 и упирается в штуцер 14 подвода сжатого воздуха со шлангом 15. В нижней части корпуса имеется основание 16, в котором размещен электропневмоклапан, состоящий из соленоида 17 с электровводом 18, тарели 19 с шариком 20, перекрывающим отверстие 21.

Подвижный цилиндр 5 имеет внутренний кольцевой выступ 22. Шток 2 и цилиндр 5 образуют управляющую 23 и рабочую 24 камеры.

Устройство работает следующим образом.

Сжатый воздух по шлангу 15 через штуцер

14 поступает к стакану 10. Разность давлений со стороны штуцера 14 и пневмоклапапа создает усилие, перемещающее стакан 10 в сторону электропневмоклапана. Пружина 13 при этом сжимается. Переместившись, стакан

10 перекрывает дополнительный канал 7, закрывая лоступ сжатого воздуха в рабочую камеру 24, н открывает одновременно, боковой канал 6, позволяя заполнить сжатым воздухом управляющую камеру 23. Время на хождения стакана 10 в таком положении выбирается достаточным для заполнения управляющей камеры 23 сжатым воздухом и определяется величиной проходного сечения отверстия 12 и объемом канала (точнее, объема между электропневмоклапаном и стаканом 10) и может регулироваться в широких пределах. В реальной конструкщш роль отверстия 12 может выполнять зазор между стенками канала, соединяющего пнсвмомагистраль с пневмоклапаном, и стаканом 10 или

«> (I 36090 4 с»нмг> >i«»>ri» I>»! >i I .. и !а л>р межлу ука ° занными поверхностями.

Сжатый i:>>çäóõ поступает в управляющую камеру 23 и, действуя на выступ 22, опускает цилиндр 5 вниз до упора в основание

16 (как показано на чертеже). Ввиду того, что диаметры цилиндра 5 в управляющей

23 и рабочей 24 камере различны, то всегда существует (при наличии в источнике давления) сила прижатия цилиндра 5 к основанию lp

16. М моменту остановки цилиндра 5 на основании 16 объем канала 8 заполняется сжатым воздухом до исходного рабочего давления, и стакан 10 под действием 1тружины 13 подни. мается вверх до упора в штуцер 14, боковой канал 6 перекрывается, а дополнительный канал 7 совпадает с отверстиями ll на поршне, и сжатый воздух быстро заполняет рабочую камеру 24. После заполнения рабочей камеры до исходного рабочего давления источник готов к работе.

На соленоид 17 через электроввод 18 пода-.. ется электрический импульс, и тарель 19 с шариком 20 притягивается к соленоиду 17, а сжатый воздух из основного канала 8 рез- 25 ко перемещается в отверстие 21 и запускной канал 9. Давление под стаканом 10 резко падает, и он опускается вниз, сжимая пружину

13. Канал 7 перекрывается телом стакана 10.

Одновременно с этим происходитя разуплотнение цилиндра 5 с основанием 16, и сжатый воздух рабочей камеры 24 начинает действовать на всю площадь нижнего торца цилиндра

5, резко перемещая его вверх. Воздух йз рабочей камеры мгновенно выходит в окружаю- щее пространство, порождая сейсмический сигнал.

В этот период сжатый воздух в рабочую камеру 24 не поступает (канал 7 перскрыт), но открыт канал 6, и управляющая камера

23 имеет сообщение с источником сжатого воздуха. После того, как воздух из рабочей

40 камеры 24 выбрасывается наружу, и сила, действующая на нижний торец цилиндра 5, исчезает, давлением воздухаю управляющей каь1ере

23 цилиндр 5 опускается снова вниз до упо-ра в основание 16, образуя замкнутую рабочую камеру. Источник приведен в исходное; состояние и подготовлен к следующему циклу. Вновь введенное распределительное устройство в данном случае выполняет две функции: по заданной прогремме распределяет поток . избыточного давления и отсекает объем газа в рабочей камере. Однако, распределительное устройство может выполнять и другие функции.

Например,. в плевмомагистрали Ilo какойлибо причине сбрасывается давление. Если отсутствует распределительное устройство, то избыточное даление однсвременно исчезает и в управляющей и в рабочей камерах, тогда цилиндр 5 устанавливается в произвольном положении (при медленном сбросе) или производит "самоподрыв" (при резком сбро, ce), что чаще всего и наблюдается в практике.

При возобновлении подачи избыточного давления в пневмомагистраль не всегда происходит герметизация рабочей камеры, и источник начинает травить воздух. Вывести из этого

-> режима можно только после временной остановки работ, подъема источника на борт и механической принудительной герметизации рабочей камеры, что связано с большой затратой времени. При наличии распределительного устройства описанный режим исключен.

Действительно. при сбросе давления из пневмомагистрали стакан 10 под действием пружины 13 и избыточного давления под стаканом 10 мгновенно возвращается в исходное состояние. А это значит, что рабочая камера

24 сообщается с пневмомагистралью через отверстия 11 и канал.7, и из нее избыточный . воздух быстро выходит в пневмомаглстраль.

Канал 6 перекрыт телом поршня. Воздух нз управляющей камеры 23 по зазору между стенками канала, соединяющего ппевмомагистраль с пневмоклапаном и стаканом 10, выходит значительно медленнее, чем из рабочей камеры 24. Зависание цилиндра 5 и "самоподрывы" исключены. При возобновл лип давления в магистрали осущссгвляется последовательность опсрацпй аналогичная указанной, т. е. стакан 10 опускается ц открывает канал 6, после выравнивания давления над и под стаканом 10 последний поднимается под дей. ствием пружины 13, и через отверстия I l u канал 7 заполняется воздухом избыточного давле:щя рабочая камера 24. Исгочпик готов к работе. В этом случае стакан 10 выполняет функцию аварийного запорного органа, что позволяет исключить подъем плсвмонсточпнка па борт, для приведения его в рабочсе состояние, а в конечном счете повысить производительность сейсморазведошых рабо .

В другом случае, когда рабочая камера не полностью закрывается (задир, попадание . инородного тела и т. и.) образуется щелсвой зазор между корпусом 1 и цилиндром 5, При этом нз рабочей камеры 24 или страаливается воздух, ш|и подвижная часть соверш. ет автоколебательные движения, т. с. наблюдается так называемый "самострел". Связало это с тем, что при небольшой разгерметизации рабочей камеры 24 в ней создается низкое избыточное давление (за счет утечек воздуха через уплотнения). Учитывая большую величн. ну площади торца нижней части подвижного

1! 36090 цилиндра 5 по сравнению с опорными площад ками Z в камере управления, наблюдаются случаи уравновешивания (с учетом сил трения)., противодействующих сил, и цилиндр 5 остается беэ движения. Возможны случаи, когда возникает неустойчивое равновесие указанных сил, тогда цилиндр 5 совершает возвратно-поступа. тельные движения. В таких случаях для ликвидации причины нарушения закрытия рабочей камеры пневмоисточник извлекают на борт 10 корабля и после ликвидации нарушения источник вновь опускают в.воду. Это требует прекращения сейсморазведочных работ иа длительное вреМя.

При наличии распределительно-запорного 15

I устройства в большинстве случаев удается ликвидировать разгерметизацию рабочей камеры без извлечения иневмоисточиика на борт корабля. Действительно, если подать импульс на электропневмоклапан, то тарель 19эо поднимается, избыточное давление нз канала

8 сбрасывается, стакан 10 перемещается в нижнее крайнее положение, и на какое-то время канал 7 перекрывается, а канал б от.. крывается. Этого достаточно, чтобы нарушить возникшее равновесие противодействующих сил, так как в рабочей камере давление резко снижается, а в управляющей — повышается за счет прямой связи с пневмомагистралью, и цилиндр 5 опускается, герметнзируя ЗО рабочую камеру от внецией среды.

Если остановка движения цилиндра 5 возникает в результате небольшого задира или попадания инородного тела, то подавая несколько раз импульсы на электроклапан и создавая импульсные перегрузки на цилиндр..

5, зачастую удается привести источник в рабочее состояние без подъема его на палубу, В этих случаях распределительное устройство выступает в роли механизма дистанционного закрытия рабочей камеры.

Таким образом, распределительное устройство осуществляет распределение потока избыточного давления в определенной последовательности н в нужном направлении; позволяет получать идентичные сигналы возбуждения за счет отсечения от пневмомагистрали объема рабочей камеры во время выстрела; выполняет функцию аварийного запорного органа при сбросе давления в пневмомагистрали, что сохраняет рабочее состояние историка до возобновления давления в пневмомагистрали и исключает подъем источника на палубу судна; позволяет дистанционно осуществлять закрытие рабочей камеры подвижным цилиндром, что также зачастую позволяет ликвидировать причины нарушения работоспособности без подъема источника на палубу.

1

Применение изобретения позволит повысить надежность работы пнсвмонсточника.

1136090

Составитель Н. Чихладзе

Техред А.Бабинец

Корректор М. Максимишинец

Редактор P. Цицика

Подписное

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Заказ 10279/33 Тираж 748

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открыт":

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Пневматический источник сейсмических сигналов для акваторий Пневматический источник сейсмических сигналов для акваторий Пневматический источник сейсмических сигналов для акваторий Пневматический источник сейсмических сигналов для акваторий Пневматический источник сейсмических сигналов для акваторий 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к техническим средствам сейсморазведки и может быть использовано в вибрационных технологических установках

Изобретение относится к области технической гидроакустики и, в частности, к активным гидроакустическим системам, предназначенным для исследования промыслового шельфа на нефть и газ, определения места установки буровой вышки, для обнаружения подводных объектов и классификации их в реальном масштабе времени, для создания имитирующего акустического поля при калибровке и аттестации среды и шумящих объектов, для мониторинга разрабатываемых месторождений и рыбных запасов океана

Изобретение относится к средствам сейсмической разведки и может быть использовано в качестве источника сейсмических сигналов

Изобретение относится к сейсморазведке, а точнее к системам для ведения полевых сейсморазведочных работ

Изобретение относится к области электромагнитных приводов, предназначенных для создания импульсных усилий в невзрывных источниках сейсмических сигналов, используемых при сейсморазведочных работах, и может применяться в других случаях, когда на рабочее тело необходимо создавать кратковременные силовые воздействия
Наверх