Способ определения расстояния между насосными станциями магистрального трубопровода

 

СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАССТОЯ ,НИЛ МЕЖДУ НАСОСНЫМИ СТАНЦИЯМИ МАГИСТРАЛЬНОГО ТРУБОПРОВОДА, отличающийся тем, что, с целью повышения его точности путем исключения погрешностей масштабирования и съема высот с карты, в начальной точке измеряют температуру и давление окружаннцей среды, при движении измерительного устройства по трассе магистрального трубопровода непрерыв но измеряют пройденный путь, температуру и давление окружающей среды. а расстояние между насосными станциями магистрального трубопровода принимают равным пройденному измерительным устройством пути в момент выполнения равенства р, i8K3,6(i-oit p.je р. 5 5«И-I микс Н где S - пройденный измерительным устройством путь; SP - заданное расстояние между насосными станциями для горизонтального участка; оС - температурный коэффициент расширения воздуха; . -среднее значение темпе-ср (Л ратуры йоздуха в начальной-; и текущей точках; Р и Р. атмосферное давление в начальной и текущей точках; MOIKC заданный напор, развиН оо ваемый насосной станци00 ей. сп 4 О)

СООЗ СО8ЕТСНИХ

ФМЮ

РЕСПУБЛИК (1% (И) 4 (51) G 01 С 7/04

ГОСУДАРСТ8ЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

IlO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

У АВТОРС«СНУ ССИДСТСПЬСТВУ. «««

1 (21) 3627536/24-10 (22) 27.07.83 (46) 07.02.85. Бюл. 9.5. (72) В.М.Попов, О.М.Науменко, Г.В.Ворогушин, С.А.Корчмидт и Н.В.Чубранова (53) 528.54!(088 ° 8) (56) 1.Практикум по геодезии.

М., 1983, с.9-12.

2. Руководство по эксплуатации полевых магистральных трубопроводов..

М., Военное издательство MO СССР, 1973, .с.58-69(йрототип). (54)(57) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАССТОЯ» ,НИЯ МЕЖДУ НАСОСНЫМИ СТАНЦИЯМИ МАГИСТРАЛЬНОГО ТРУБОПРОВОДА, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью повышения его трчности путем исключе- . ния погрешностей масштабирования и съема высот с карты, в начальной точке измеряют температуру к давление окружающей среды, при движении измерительного устройства по трассе магистрального трубопровода непрерывно измеряют пройденный путь, температуру и давление окружающей среды, а расстояние между насосными станциями магистрального трубопровода принимают равным пройденному измерительным устройством пути в момент выполнения равенства

18И3,6 (1+с(Ф

1 ср р

5=5 1

P макс

8 где S - пройденный измерительным устройством путь;

S — заданное расстояние между

Р насосными станциями для горизонтального участка; о(- температурный коэффициент расширения воздуха;

Ф ф — — - -среднее значение темпе2 ратуры воздуха в начальной;: и текущей

1 точках э

t н Р - атмосферное давление .в д

1 начальной и текущей точках; макс

Н 1 заданный напор, развиваемый насосной станци- CQ ей. 00

1 1138646 .

Изобретение относится к геодезины ческим изысканиям, в частности к ни способам расстановки насосных те станций на магистральных трубопрово- с дах с помощью транспортных средств, 5 ус движущихся вдоль профиля, подлежа- Ан щего трассированию, и может применять- д ся в нефтехимической промьппленности при прокладке. трубопровода для пере- ля качки топлива, а также во всех от- 10 со раслях народного хозяйства, где тра(и- то спортируют, жидкости или материалы ко по магистральным трубопроводам. За

Известен способ определения рас-. но стояний и высот па топографической 15 че карте 513 н

Однако этот способ не позволяет р измерять все требуемые параметры. р

Наиболее близким к изобретению к по технической сущности является ср графический способ определения рас- н стояния между насосными станциями ц на трассе трубопровода с помощью пи гидравлического треугольника и про- ис филя трассы.. 25 ме

Гидравлический треугольник полу- р чают в результате гидравлического н расчета трубопровода по известным ст зависимостям..Он заключается в опре ме делении потерь напора по длине тру- 50 50 бопровода при перекачке горючего или определении линии гидравличес- ни кого уклона. по

Напор насосной станции расходу ется на преодоление сопротивления 35 движению горючего по длине трубопро-

;:вода ина преодоление разности высот., между начальным иконечным пунктами..

Гидравлический треугольник строит" ся в том же масштабе, что и профиль 10 ( трассы. Вертикальный катет треугольника численно равен максимальному напору в 1 и ст. жидкости насосной станции при заданной производительности. Горизонтальный катет.треуголь. 5 ника численно равен расстоянию между насосными станциями для горизонтального участка местности.

Профиль трассы вычерчивают на бумаге, снимоя отметки высот с 50 топографической карты, на которую нанесена трасса трубопровода.

Для определения расстояния между насосными станциями НС-1 и НС-2 гидравлический треугольник накладывают на профиль трассы так, что точка установки первой насосной станции и вершина прямого угла с вертикальм катетом гидравлического треуголька совпадают. Точка встречи гипонузы гидравдического теугол ника профилем трассы определяет место тановки второй насосной станции. алогично находят положение послеующих насосных станций (2) .

Однако известный способ не позво-.. ет определить расстояние между насными станциями при отсутствии пографической карты, с помощью торой строится профиль трассы. счет несовпадения данных о местсти, имеющихся на карте, и фактиских данных о местности возникает еобходимость проведения повторных асчетов и разбивки трассы магистального трубопровода, что приводит дополнительным затратам времени и едств. Низкая точность в определеии расстояния между насосными станиями возникает за счет ошибок при кетировании трассы и погрешности пользуемого измерительного йнструнта, ошибок масштабирования .гидавлического треугольника (уменьшеие напора, развиваемого насосной анцией, в 2000 раз, а расстояние жду насосными станциями в

000 раз).

Кроме того, определять расстояе между насосными станциями несредственно на трассе трубопровода известным способом невозйожно, так как он предполагает предварительную разведку трассы магистрального трубопровода, обработку данных и повторный выезд на трассу с данными расчетов.

Цель изобретения — повышение точ ности способа путем исключения по-.. грешностей масштабирования и съема высот с карты, а также возможности проведения работ при отсутствии карт.

Поставленная цель достигается тем, что согласно способу определения (расс тояния между насосными с танциями магистрального трубопровода в начальной точке измеряют температуру и давление окружающей среды, при движении измерительного устройства по трассе магистрального трубопровода непрерывно измеряют пройденный путь, температуру и давление окружающей среды, а расстояние между насосными станциями магистрального трубопровода принимают равным пройденному

1138646

4 яние. Затем с помощью пульта Z управления и сигнализации в ЭВМ от задатчиков 3 и 4 заносят расчетное значение расстояния между насосными станциями и напор, развиваемый насосной станцией.

Ч е п льт 2 в 3ВМ 1 заносят та

184+8,5 1+ q 1

Р„ ср.

5=5 . P н мсЯкс и пройде нныи где S измерительным устройством путь;

S - заданное расстояние между насосными станциями для горизонтального участка;

Р - температурный коэффициент расширения воздуха;

t 1 1 — среднее значение темФ +с сР пературы воздуха в на15 чальной и текущей точках;

Р и P - атмосферное давление

1 в начальной и текущей точках;

20 макс

Н g - заданный. напор, развиваемый насосной станцией.

На чертеже представлен вариант блок-схемы устройства для реализации предлагаемого способа.

Устройство состоит из мини ЭВМ 1, пульта 2 управления и сигнализации, задатчика 3 расчетного расстояния между насосными станциями, задатчика 4 напора, развиваемого насосной станцией при заданной производительности, датчика 5 атмосферного давления, датчика 6 температуры воздуха, счетчика 7 пройденного пути„ датчика 8 пройденного пути, интерфейса

9,.процессора 10.

Пульт 2 управления и сигнализации служит для ручного .ввода информации в вычислитель, а также для выполнения профилактических:работи установ-,;

40 ки различных режимов работы процессора. Он также позволяет осуществлять контроль за состоянием работы интерфейса и процессора.

Интерфейс 9 осуществляет связь с оперативным запоминающим устройством и внешними устройствами.

Процессор 10 (вычислитель) основное устройство служит — для 50 автоматического выполнения последовательности операций, предусмотренных программой решения задачи.

Способ осуществляется следующим 1 образом. 55

В начале трассы, т.е. в месте размещения первой насосной станции, ЭВМ 1 устанавливают в исходное состо1О измерительным устройством пути в момент выполнения равенства ерз у кже от датчика 5 атмосферное давление и от датчика 6 — температуру воздуха.

Счетчик 7 пройденного пути устанавливают в положение "0". В процессе движения сигнал.от датчика 8 пройденного пути поступает на счетчик 7.

С пульта 2 осуществляют пуск устройства и одновременно начинают движение по заданной трассе трубопровода от пункта А до пункта В.

В интерфейс автоматически от датчиков 5,6 и 8 (атмосферного давления, температуры воздуха, пройденного пути) по программе, задаваемой процессором, заносится информация.

Процессор 10 ведет обработку полученных данных па расчетной формуле !

8ФЕй,й (1 ° gg )g

S=s

P н fn1%

В процессе движения пройденный путь Я возрастает от нуля до значения, при котором он сравнится с правой частью уравнения, в которой величины Р, t меняют свое значение.

В момент равенства величины S и правой части уравнения на пульт управления выдается световой и звуковой сигналы, по которым фиксируют место установки насосной станции

НС-2 на трассе магистрального трубопровода. В этом месте счетчлк 7 опять устанавливают в нуль и снова заносят значение атмосферного давления Р от датчика 5, а от датчика 6значение температуры воздуха t

Далее процесс повторяется.

Физически момент равенства пути и правой части уравнения означает, что напор, создаваемый насосной станl цией, израсходован на преодоление расстояния и разности высот между пунктами, в которых установлены первая и вторая насосные станции.

Способ может быть реализован с помощью серийно выпускаемых средств: процессора, интерфейса, пульта управления и сигнализации, счетчика

1138646

Составитель В.Лыков

Редактор С.Саенко,.Техред С.Йовжий . Корректор .М,Леонтюк

Заказ 10674/30 Тираж 651 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

1!3035, Москва, Ж-35, Раушская наб,, д.4/5

Филиал ПП11 "Патент", г.Ужгород, ул.Проектная, пройденного пути на мини ЭВМ типа

"Электроника С5-02" или "Электроника С5-12" и др., датчика атмосферного давления типа АЦ0.338.002 ТУ, кварцевого датчика температуры типа Р103.382.276ТУ, датчик прой,денного пути от топопривязчика.

Перечисленная аппаратура должна устанавливаться на автомобиле(например ГАЗ-66-05}.

Применение изобретения позволяет

5 сократить время подготовки данных для развертывания трубопровода, повысить точность определения расстояния между насосными станциями.

Способ определения расстояния между насосными станциями магистрального трубопровода Способ определения расстояния между насосными станциями магистрального трубопровода Способ определения расстояния между насосными станциями магистрального трубопровода Способ определения расстояния между насосными станциями магистрального трубопровода 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к дорожному строительству, а именно проведению инженерных грунтово-гидрологических изысканий автомобильных дорог

Изобретение относится к области транспорта, а точнее - к строительству дорог, дорожных покрытий, машинам и вспомогательному оборудованию для строительства, ремонта, и может быть использовано для определения профиля поверхности дорожного покрытия

Изобретение относится к транспорту, в частности к строительству дорог, дорожных покрытий, машинам и вспомогательному оборудованию для строительства, ремонта, и может быть использовано для определения профиля поверхности дорожного покрытия

Изобретение относится к измерительной технике, в частности к определению профиля поверхности дорожного покрытия с помощью транспортных средств, движущихся вдоль его профиля, например, при строительстве или эксплуатации дорог

Изобретение относится к измерительной технике для топографической съемки, данные которой могут быть использованы при ремонте и реконструкции дорог, взлетно-посадочных полос и т.п

Изобретение относится к дорожному строительству и может быть использовано при проведении инженерных изысканий автомобильных дорог на стадии рабочей документации в полосе отвода автомобильной дороги

Изобретение относится к геодезическим изысканиям, в частности к способам расстановки насосных станций на трассе полевых магистральных трубопроводов с помощью транспортных средств, движущихся вдоль профиля, подлежащего трассированию, преимущественно для насосных станций, привод которых осуществляется от двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к мониторингу автомобильных дорог, в частности автомобильных дорог средних классов с гравийным, асфальтобетонным и другим покрытием дорожной одежды
Наверх