Двухпозиционная система регулирования тока электродвигателя

 

1.ДВУХПОЗИЦИОННАЯ СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ТОКА ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ, содержащая последовательно соединенные устройство управления ключами преобразователя, импульсный преобразователь , датчик тока, и нагрузку, отличающая с я тем, что, с целью повышения энергетических показателей и качества регулирования, в нее введены блок цифрового задания, блок контроля входного задания, блок сравнения кодов, реле знака тока, аналого-цифровой преобразователь и блок логического управления с пятью входами и двумя выходами, первый вход которого подключен к первому выходу блока цифрового задания, второй вход через блок контроля входного заданияк второму выходу блока цифрового задания , третий вход - к первому выходу блока сравнения кодов, четвертый входк второму выходу блока сравнения кодов, первые входы которого подключены к вторым выходам блока цифрового задания, а вторые входы - к выходам аналого-цифрового преобразователя , вход которого подключен к выходу датчика тока, подключенному через реле знака тока к пятому входу блока логического управления, оба выхода которого подключены к входам устройства управления ключами импульсного преобразователя. 2. Система по п. 1, отличающаяся тем, что блок логического управления содержит два элемента И-НЕ, два элемента И, элемент ИЛИ-НЕ, три инвертора, элемент 2И-ИЛИ-НЕ и сумма (Л тор, причем первый вход блока логического управления подключен к первос му входу сумматора и к первому входу второго И, а также через третий инвертор - к первому входу первого И элемента 2И-ИЛИ-НЕ, второй вход - непосредственно к второму входу первого элемента Ник первому входу второго ,элемента И, третий вход - непосредственно к второму входу второго И :л элемента 2И-ИЛИ-НЕ и через второй N9 инвертор к второму входу первого И э х элемента 2И-ИЛИ-НЕ, четвертый вход блока логического управлений подключен к первому входу второго элемента И-НЕ, пятый вход этого блока к второму входу второго элемента И и к второму входу сумматора, выход -которого подключен к второму -входу первого элемента И-НЕ, первый выход блока логического управления подключен к выходу элемента ИЛИ-НЕ, первый вход которого подключен к выходу второго элемента И, а второй вход к выходу первого, элемента И, второй

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК ((9) (! 1) 4(sl) H 02 P 5/16

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCHOIVIV СВИДЕТЕЛЬСТВУ ъ

- 1

«

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3675054/24-07 (22) 22. 12. 83 (46) 23.04.85. Бюл. № 15 (72) Т.А.Глазенко, А.Н.Пискарев, X.Т.Фахридцинов, Э.Л.Тихомиров, В.В.Васильев и И.Д.Решетилов (71) Ленинградский ордена Трудового

Красного Знамени институт точной механики и оптики и Экспериментальный йаучно-исследовательский институт металлорежущих станков . (53) 62 1.316.7 18.5(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР, ¹ 773882, кл. Н 02 P 5/16 1980

2. Авторское свидетельство СССР № 917178, кл. С 05 F 1/10, 1982 г э (54)(57) 1. ДВУХПОЗИЦИОННАЯ CHCTEMA

РЕГУЛИРОВАНИЯ ТОКА ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ, содержащая последовательно соединенные устройство управления ключами преобразователя, импульсный преобразователь, датчик тока, и нагрузку, отличающая с я тем, что, с целью повышения энергетических по- . казателей и качества регулирования, в нее введены блок цифрового задания, блок контроля входного задания, блок сравнения кодов, реле знака тока, аналого-цифровой преобразователь и блок логического управления с пятью входами и. двумя выходами, первый вход которого подключен к первому выходу блока цифрового задания, второй вход через блок контроля входного задания— к второму выходу блока цифрового задания, третий вход — к первому выходу блока сравнения кодов, четвертый вход — к второму выходу блока сравнения кодов, первые входы которого подключеиы к вторым выходам блока цифрового задания, а вторые входы — к выходам аналого-цифрового преобразователя, вход которого подключен к выходу датчика тока, подключенному через реле знака тока к пятому входу блока логического управления, оба выхода которого подключены к входам устройства управления ключами импульсного преобразователя.

2. Система по п. i, о т л и ч а ющ а я с я тем, что блок логического управления содержит два элемента И-НЕ, два элемента И, элемент ИЛИ-НЕ, три инвертора, элемент 2И-ИЛИ-НЕ и сумматор, причем первый вход блока логического управления подключен к первому входу сумматора и к первому входу второго И, а также через третий инвер тор — к первому входу первого И элемента 2И-ИЛИ-НЕ, второй вход — непо- . средственно к второму входу первого элемента И и к первому входу второго: элемента И, третий вход — непосредственно к второму входу второго И элемента 2И-HJIH-HE и через второй инвертор к второму входу первого И элемента 2И-ИЛИ-НЕ, четвертый вход блока логического управлений подключен к первому входу второго элемента И-НЕ, пятый вход этого блока к второму входу второго элемента И и к второму входу сумматора, выход

- которого подключен к второму входу первого элемента И-НЕ, первый выход блока логического управления подключен к выходу элемента ИЛИ-НЕ, первый вход которого подключен к выходу второго элемента И, а второй вход " к выходу первого элемента, И, второй

i 152076 ь выход блока логического управления подключен к выходу второго элемента

Изобретение относится к электротехнике, а именно к цифровым системам автоматического регулирования, в частности к автоматизированному электроприводу постоянного тока с 5 полупроводниковыми импульсными преобразователями, и может найти применение в системах автоматического управления электроприводами.

Известно устройство, содержащее 10 импульсный преобразователь, датчик тока, преобразователь ток — частота, формирователь пилообразного напряжения, коипаратор, триггер, схему совпадения, дифференцирующее и усили- 15 тельное звенья и два аналоговых зве- на (1J .

Недостатками этого устройства являются низкие энергетические пока— затели и низкое быстродействие из-за 20 повышенных пульсаций тока якоря электродвигателя, обусловленных низкой частотой коммутации. Такое устройство не обладает высокой точностью из-за низкой точности преобразо- 25 вания тока в частоту и не обеспечивает реверс электродвигателя.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности является двухпозиционная система регулирова- З0 ния тока, содержащая последова— тельно соединенные устройство управления ключами импульсного преобразователя, импульсный преобразователь, датчик тока и нагрузку (2) .

Недостатками известной системы ,являются низкие энергетические показатели из-за протекания через нагрузку тока с определенной амплитудой

° и частотой при нулевом значении вход- 40 ного сигнала, а также относительно невысокое качество регулирования изза нелинейности регулировочной характеристики в области нуля.

Цель изобретения — повышение энергетических показателей и качества регулирования.

И-НЕ, второй вход которого подключен к выходу первого элемента И-НЕ.

Указанная цель достигается тем, что в двухпозиционную систему регулирования тока электродвигателя, содержащую последовательно соединенные устройство управления ключами импульсного преобразователя, импульсный преобразователь, датчик тока, и нагрузку, введены блок цифрового задания, блок контроля входного задания, блок сравнения кодов, реле знака тока, аналого-цифровой преобразователь и блок логического управления с пятью входами и двумя выходами, первый вход которого подключен к первому выходу блока цифрового задания, второй вход через блок контроля входного задания — к второму выходу блока цифрового задания, третий вход— к первому выходу блока сравнения кодов, четвертый вход — к второму выходу блока сравнения кодов, первые входы которого подключены к вторым выходам блока цифрового задания, а вторые входы — к выходам аналогоцифрового преобразователя, вход которого подключен к выходу датчика тока, подключенному через реле знака тока к пятому входу блока логического управления, оба выхода которого подключены к входам устройства управления ключами импульсного преобразования.

Блок логического управления(БЛУ) содержит два элемента И-НЕ, два элемента И, элемент ИЛИ-НЕ, три инвертора, элемент 2И-ИЛИ-НЕ и сумматор, причем первый вход ЗЛУ подключен к первому входу сумматора и к первому входу второго И, а также через третий инвертор — к первому входу первого И элемента 2И-ИЛИ-НЕ, второй вход— непосредственно к второму входу первого элемента И и к первому входу второго элемента И, третий вход— чепосредственно к второму входу втоюго И элемента 2И-ИЛИ-НЕ и через инвертор к второму входу первого И элемента 2И-ИЛИ-НЕ, четвертый вход

1152076

БЛУ подключен к первому входу второго элемента И-НЕ, пятый вход БЛУ— к второму входу второго элемента И и к второму входу сумматора, выход которого подключен- к второму входу первого элемента И-НЕ, первый выход

БЛУ подключен к выходу элемента ИЛИНЕ, первый вход которого подключен к рыходу второго элемента И, а второй вход — к выходу первого элемента

И, второй выход БЛУ подключен к выходу второго элемента И-НЕ, второй вход которого подключен к выходу первого элемента И-НЕ.

На фиг. 1 дЯНЯ функционЯльнЯЯ схе- 15 ма двухпозиционной системы регулирования тока; на фиг. 2 — диаграмма, поясняющая работу двухпозиционной системы регулирования тока; на фиг.3— схема блока логического управления.

Двухпозиционная система регулирования тока содержит (фиг. 1) последовательно соединенные устройство 1 управления ключами 2 — 5 импульсного преобразователя 6, датчик 7 тока, нагрузку 8, блок 9 цифрового задания, блок 10 контроля входного задания, блок 11 сравнения кодов, реле 12 знака токов, аналого †цифров преобразователь (АЦП) 13 и БЛУ 14.

БЛУ 14 содержит два выхода и пять входов, первый вход которого подключен к первому выходу блока 9 цифрово— го задания, второй вход через блок

10 контроля входного задания — к второму выходу блока 9 цифрового задания, третий вход — к первому выходу блока 11 сравнения кодов, четвертый выход — к второму выходу блока 11 сравнения кодов, первые входы которого подключены к вторым выходам блока 40

9 цифрового задания, а вторые входы— к выходам АЦП 13. Выход реле 12 знака тока подключен к пятому входу бло- ка 14 логического управления, выходы которого подключены к входам устрой- 45 ства 1 управления ключами 2 — 5 импульсного преобразователя 6.

БЛУ 14 содержит (фиг. 3) два логических элемента И-НЕ 15 и 16 и два 50 элемента И 17 и 18, элемент ИЛИ-НЕ 19, три инвертора 20 — 22, один элемент

2И-ИЛИ-НЕ 23 и сумматор 24. БЛУ 14 имеет пять входов и два выхода, причем.первый вход подключен к первому входу сумматора 24 и к первому входу второго И, а также через инвертор 22 к первому входу первого И элемента

2И-ИЛИ-НЕ 23, второй вход подключен непосредственно к второму входу элемента И 17, и к первому входу элемента И-НЕ 15, а через инвертор 20 к первому входу элемента И 18, третий вход подключен непосредственно к второму входу второго И элемента 2И-ИЛИНЕ 23, инвертор 21 — к второму входу первого И элемента 2И-ИЛИ-НЕ 23, четвертый вход — к первому входу элемента И-НЕ 16, пятый вход — к второму входу элемента И 18 и к второму входу сумматора 24, выход которого подключен к второму входу элемента

И-НЕ 15, первый выход — к выходу элемента ИЛИ=НЕ 19, первый вход которого подключен к выходу элемента И 18, а второй вход — к выходу элемента

И 17, второй выход — к выходу элемента И-НЕ 16, второй вход которого подключен к выходу элемента И-НЕ 15.

Двухпозиционная цифровая система регулирования тока работает следующим образом.

Логика работы импульсного преобразователя 6 выбрана такой, которая обеспечивает несимметричный закон переключения ключей 2 — 5 и заданную величину пульсаций тока при частоте коммутаций в два раза ниже, чем при симметричном законе переключения.

Блок 11 сравнения кодов, выполняя операцию вычисления ошибки, выдает на выходе сигналы Uк и U . При выполнении условия

Вк Ос состояние сигнала U4 соответствует логической единице: U<=1. При выполнении условия

1 вх "ocсигнал U4 переключается в состояние логического нуля: U4 -О. Переключение сигнала U происходит:: при М вх >oo > 2 (3) в логическую единицу U =1,. а при "вк Кос- -2 . (4) в логический ноль U =0.

Логический уровень выходного сигнала блока 10 контроля входного задания соответствует:

0q =1, при Мв„ 0; (5)

Uz =О, при N ei . 0

Логический уровень сигнала U блока 9 цифрового задания и U < реле 12 знака токов соответствует:

1152076

Ц =1, npe N»»„ 0 (s»g»» М е» =1); (7)

0» =О, при !» „ О (»<п»! s„=-1) (8)

0 =1, при Мо,> О; (9)

05 =О, при "»» < О. (10)

Блок 14 логического управления 5 функционирует согласно следующим логическим уравнениям:

О =(О,gz0 1чИ" "г1" )v (U>Uz); (11) 1о

Ц -U4(Ц(06 "." 1 "г. (12)

Устройство 1 управления ключами

2 — 5 импульсного преобразователя Ь 15 функционирует согласно следующим логическим уравнениям:

Ч(- 0 0г; (13) (»з - (!6Ч6,; (15)

Чг Оь(!г ° (14) Ч4 = Чьч(1, (1Ь) где V1, Vz, Ч, Ч вЂ” сигналы. управления силовыми ключами 2 — 5, причем

Ч=1 соответствует замкнутому состоянию ключа, а V=O — разомкнутому.

При нулевом входном сигнале N „ =О на выходе блока 10 контроля входного задания согласно условию (Ь) формируется сигнал логического нуля U =0, 3»7

При этом согласно уравнениям (11) и (12), организация команды управления ключами 2 — 5 не зависит от сигнала знака входного задания.

Предположим, что входное задание до момента t» (фиг. 2) быпо N»»<>0. В момент времени пТ= N»»x=0 Non>0 выполняются условия (2), (4), (Ь) и (9), которым соответствуют логические уровни сигналов U<--0, 0 =0, П,»=0, 40

05 1

При такой комбинации сигналов в соответствии с уравнениями (11), (12), (13) и (15) включаются ключи 2 и 4 и ток нагрузки спадает. Спадая до ну- ля, ток далее .меняет направление.

В момент времени t выполняется условие (1), ключи 4 и 5 включаются. Напряжение с нагрузки 8 снимается, но ток нагрузки продолжает нарастать в обратном направлении под воздействием ЭДС вращения якоря двигателя.

В момент времени nTt выполняется условие (3),соответственно чему включаются ключи 3 и 5 четной группы.

Нагрузка включается к источнику в другой полярности, ток нагрузки спадает до нуля и далее нарастает в обратном направлении. Эти циклы повторяются до полного расхода избь1тка электромеханической энергии. В момент времени nT=t4 ток нагрузки, отключенной от источника, спадает до нуля.

Далее система остается в отключенном состоянии до появления входного задания МЗ„!»О.

При ненулевом входном сигнале

N»»x/0 в зависимости от сигнала знака на первом выходе блока цифрового задания включаются ключи либо четной, либо нечетной группы. Допустим, что

Йц,» О. В момент пТ=t ток нагрузки равен нулю и соответственно И =О.

При этом выполняются условия (7), (5), (3) и (1), соответственно которым сигналы на входе блока 14 логического управления имеют следующие логические значения: U =1 U =1 U =1 U =1. е» ф Я ф 1 9 4 °

Такая комбинация сигналов на входе блока 14 логического управления, соответствующая уравнениям (11), (12), (14) и (16), обеспечивает включение ключей 3 и 5 и рост тока нагрузки.

При этом N также возрастает и стано- . вится больше, чем N „ . В момент времени пТ=t< выполняется условие (2), сигнал U4 переключается в состояние логического нуля. При этом в соответствии с уравнениями (11) (12), (14) и (15) выключается ключ 3 и включается ключ 4. Ток нагрузки спадает, замыкаясь через ключи S и 4. В момент времени пТ=t выполняется условие (!) и, вновь переключаясь в состояние логической единицы сигнал U включает ключ 3 и отключает ключ 4. Ток нагрузки вновь возрастает. Далее процессы повторяются. Если нагрузкой является якорь электродвигателя, обладащий

ЗДС вращения, то возможен режим, при котором ток продолжает нарастать и при отсутствии напряжения на якоре.

Такой режим показан на фиг. 2, начиная с момента nT=t!!. В момент nT=t> выполняется ycJIoBHe 4, сигнал U9 переключается в состояние логического нуля. При этом также выполняются условия (2), (5), (7) и (9), согласно которым соответствуют логические уровни сигналов: U 1, U<=1, U =О, U,==О, U,=О.

При такой комбинации сигналов блок 14 логического управления 14 в соответствии с уравнениями (11), (12), (13) и (16) обеспечивает включение ключей 2 и 4 нечетной группы, 1152076

Напряжение на нагрузке меняет полярность, т. е. осуществляется режим рекуперации энергии. Ток нагрузки спадает. В момент времени nT=t в соответствии с условием (1) выключается ключ 2 и включается ключ 5. Ток нагрузки возрастает под воздействием

ЭДС вращения. В момент времени nT=ta, вновь включается ключ 2 и отключается ключ 5, так как выполняется усло- 10 вие (2).. Далее процесс повторяется, и ток нагрузки пульсирует так, что амплитуда пульсации равна 2 1, а гладкая составляющая тока равна И „.

Если ЭДС вращения нагрузки изменя- 1S ется так, что ток нагрузки спадает при отключенном напряжении якоря (момент времени nT.=(), то в момент времени nT=t выполнением условия (3) система возвращается в исходный 20 режим работы, т.е. устанавливается режим потребления энергии от источника. Последовательность импульсных напряжений на нагрузке в этих режимах однополярная (фиг. 2). 25 . ° с

Ъ

Пусть в момент времени nT=t+ подается команда "Реверс", что соответствует выполнению условия (8). В этот момент также выполняются усло- 3п вия (1), (3), (5) и (9), которым соответствуют логические уровни сигна0,=0 юг=1, 0 =1, 0 =1, и =1.

При такой комбинации сигналов согласно уравнениям (11), (12), (13) и (15)з включаются ключи 2 и 4 нечетной группы, напряжение на нагрузке меняет полярность, она держится до тех пор, пока ток нагрузки изменит направление и.нарастает до значения входного о тока задания. В момент времени пТ=С ток нагрузки нарастает до значения

НУН „, и выполняются условия (2) и (10), в соответствии с которыми выключается ключ 2 и включается ключ 5 .. 4>

Нагрузка отключается от источника, и ток нагрузки замыкается через ключи 4 и 5. В момент времени пТ= бнагрузка вновь подключается к источнику и далее процессы повторяются.

Зона нечувствительности предлагаемой системы регулирования определяется шагом дискретизации АЦП. 13 по

1 ц„ уровню 4 = ", который намного меньше ширины йетли гистерезиса компаратора в известном устройстве, где К— количество разрядов АЦП 13 (для современных интегральных АЦП 13 количество разрядов достигает К=10 — 16)..

С таким количеством разрядов нелинейность регулировочной характеристики ничтожно мала.

Таким образом, при Н =0 и выполнения условия N« =0 ключи преобразователя не коммутируются. В случае

N>„ =0, а 1М ) 1, что соответствует режиму возмущения ЭДС вращения на контур регулирования, система функционирует так, что напряжения на нагрузке представляют собой последовательность однополярных импульсов, обеспечивающих ток нагрузки с допустимой амплитудой пульсации и гладкой составляющей тока, равной нулю. При этом частота коммутации определяется величиной и продолжительностью возмущения, значительно меньше, чем в известном устройстве, в котором организуется принужденная коммутация в окрестности нулевого значения.

Как видно, в предлагаемом устройстве при Ир„=0 коммутация ключей импульсного преобразователя прекращается в отличие от известного, в котором при М „ =0 ключи коммутируются с определенной частотой, обеспечивая пульсацию тока вокруг нуля. Прекращение коммутации при Б@, =0 приводит к снижению коммутационных потерь, которые при работе импульсного нреобразовате» ля в системах быстродействующего злектропривода.составляют основную долю потерь преобразователя. При этом система не имеет зоны нечувствительности в области малых значений вход-. ного сигнала управления, т.е. обладает линейной регулировочной характеристикой, а применение цифровых элементов повышает точность во всем диапазоне регулирования.

1152076

1 >. () !(>

1152076

Составитель Ю.Воробьев

Редактор И.Дербак Техред Л.Микеш Корректор С.Шекмар

ЗаКаз 2339/43 Тираж 646 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", ° r.Ужгород, ул.Проектная, 4

Двухпозиционная система регулирования тока электродвигателя Двухпозиционная система регулирования тока электродвигателя Двухпозиционная система регулирования тока электродвигателя Двухпозиционная система регулирования тока электродвигателя Двухпозиционная система регулирования тока электродвигателя Двухпозиционная система регулирования тока электродвигателя Двухпозиционная система регулирования тока электродвигателя Двухпозиционная система регулирования тока электродвигателя 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для привода различных механизмов с питанием от однофазной сети переменного тока

Изобретение относится к тяговым электроприводам транспортных средств, питающихся от сети постоянного тока

Изобретение относится к устройствам для регулирования и стабилизации скорости электродвигателей постоянного тока

Изобретение относится к тяговым электроприводам постоянного тока

Изобретение относится к тяговым электроприводам постоянного тока

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в качестве тягового электропривода в электроподвижном составе метрополитена и наземных железных дорог

Изобретение относится к области электротехники, а именно к вентильным электроприводам с обратной связью по ЭДС

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в маломощных приводах различных механизмов, требующих регулирования скорости вращения вниз от номинальной скорости
Наверх