Устройство для использования энергии качки судна

 

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭНЕРГИЙ КАЧЮ СУДНА, содержащее переметцающнйся относительно корпуса судна груз, кинематически связанный с рабочим валом, на котором закреплены маховик и потребитель энергии, отличающееся тем, что t с целью повышения эффективности его работы путем увеличения количества энергии, используемой потребителем, в нем груз снабжен колесами с ребордами, посредством которых он Подвижно сопряжен с рельсовыми путями, которыми снабжен корпус судна, причем эти пути изогнуты в плоскости шпангоута и диаметральной плоскости по дуге окружности, а вышеуказанная кинематическая связь груза с рабочим валом содержит зубчатый сектор, закрепленный на грузе, и две обгонные муфты, закрепленные на рабочем валу, при этом эти муфты одна - непосредственно , а другая - через паразитную шестерню выполнены с зацеплением с упомянутым зубчатым сектором .

1 (19) i4!) СООЗ СОВЕТСНИХ

ONINhl

РЕСПУЬЛИН

4 (Я) (ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ н As TopcNoMY сецдтвльствМ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

AO ДЕЛМ4 ИЗСВРЕТЕНИИ И OTHIPbfTHA (21) 3604422/27-1Ф (22) 03.05.83 (46) 30.04.85. Бюл. Ф !6 (72) Д.Н. Николаев (53) 629.32.532.582.5(088.8) (56) Патент ФРГ У 3309446, кл. В 63 Н 19!02, 09.12.82. (54)(57) rCzrOACXSO ДНН nCnOSaaOВАНИЯ ЭНЕРГИИ КАЧКИ СУДНА, содержащее перемещающийся относительно корпуса судна груз, кинематически связанный с рабочим валом. на котором закреплены маховик и потребитель энергии, о т л и ч а ю щ ее с я тем, что, с целью повышения эффективности его работы путем увеличения количества энергии, нспользуемой потребителем, в нем груз снабжен колесами с ребордами, посредством которых он подвижно сопряжен с рельсовыми путями, которыми снабжен корпус судна, причем эти пути изогнуты в плоскости шпангоута и диаметральной плоскости по дуге окружности, а вышеуказанная кинематическая связь груза с рабочим валом содержит зубчатый сектор, закрепленный на грузе, и две обгонные муфты, закрепленные на рабочем валу, при этом эти муфты одна — непосредственно, а другая — через паразитную шестерню выполнены с зацеплением с упомянутым зубчатым сектором.

1152882

Изобретение относится к. судостроению, в частности к устройствам для использования энергии качки судна.

Цель изобретения - повьппение эф. фективности работы устройства путем увеличения количества энергии качки, используемой потребителем.

На фиг. 1 схематически изображено предлагаемое устройство с подвешенным грузом, общий вид; на фиг. 2 - узел Х фиг, 1; на фиг. 3схема работы устройства при качке; на фиг. 4 — устройство с перекатывающимся грузом, общий .вид; на фиг. 5 — сечение А-А на фиг. 4; на фиг. 6 — сечение Б-Б на фиг. 5.

Устройство (фиг. 1) состоит из силового привода, пускораэгонных средств и потребителя энергии, Силовой привод содержит емкость с грузом 1 (в дальнейшем — просто груз) и осью 2, подвешенных на подшипниках 3 в отсеке корпуса судна. На грузе закреплен зубчатый венец 4, образующий сектор колеса с радиусом

:до оси 2. Колебания груза ограниче.ны амортизирующим упором 5 и могут быть застопорены в ДП стопором 6.

На рабочий вал 7, вращающийся в подшипниках 8, посажены первая

9 и вторая 10 муфты обгона. Ведущие части муфт с зубчатыми колесами имеют кулачки одинакового направления и посажены на рабочий вал скользяще, а ступицы ведомых втулок — жестко. Зубчатый венец сектора находится в непосредственном зацеплении с первой муфтой 9 обгона и паразитной шестерней 11, вращающейся на оси 12 в подшипниках

13- Вторая муфта 10 обгона находится в зацеплении с шестерней

Диаметр начальнык окружностей зубчатого зацепления муфт 9 и 10 и шестерни 11 одинаковый, а длина зубьев венца шестерни 11 двойная против длины зубьев муфт 9 и 10.

Таким образом, обгонные муфты вращаются всегда с одинаковой угловой скоростью, но в противоположном направлении и вращают рабочий вал только в одном направлении.

Пускоразгонный механизм состоит иэ маховика 14 на рабочем валу между двух.нормально разомкнутых муфт 15 и 1б.

Потребитель 17 энергии (гребной вмят, генератор и пр.) подключают20

Работа устройства.

55 ся к рабочему валу через мультипликаторную коробку 18 передач.

Предусматривается также работа обгонных муфт не непосредственно от сектора, а от повьппающей их обороты передачи.

Поскольку снимаемая устройством мощность пропорциональна весу груза силового привода, предусматривается использование веса перевозимых судном грузов в трюмах и танках (водяного балласта, топлива и пр.) в качестве рабочих грузов для устройства. В связи с этим рабочие грузы могут не только подвешиваться, но и перекатываться, как показано на фиг. 4.

В отсеке корпуса судна 19 перевозимый груз перемещается в трюмгруз 20, перекатывающийся при крене по дуге окружности радиуса R на подрессоренных тележках 21 по рельсам 22 вокруг геометрической оси 0-0, лежащей в ДП. На трюм-грузе 20 закреплен зубчатый венец 23 с радиусом начальной окружности длиной до оси 0-0. Силовой привод в этом варианте также содержит спаренные шестерню-звездочку 24 и звездочку-шестерню 25 с осями 2б и 27 вращения, закрепленными на переборке 28, бесконечную цепь 29, общий или индивидуальный рабочий вал 30 с первой 31 и второй 32 муфтами обгона на нем и паразитную шестерню 33, Звездочка-шестерня

25 находится в одновременном зацеплении с муфтой 31 обгона и паразитной шестерней 33, а последняя — с муфтой обгона 32.

Силовой привод имеет амортизирующий упор 34, ограничивающий угол поворота трюм-груза при крене. Колеса тележек имеют реборды, препятствующие сдвигу трюм-груза вдоль оси

0-0. Стопор трюм-груза, разгоннопусковой механизм и потребитель энергии аналогичны описанным ранее (не показаны). Для увелйчения оборотов рабочего вала введена мульти- . пликаторная передача, а роль зубчатого сектора выполняет звеэдочкашестерня 25. Работа силового привода с перекатывающимся трюм-грузом аналогична работе с подвешенным грузом.

3 11528

Механизм получения полезной работы и снижения амплитуд качки состо-ит из трех этапов.

Первый этап. Пуск рабочего вала вхолостую. Начало бортовой качки судна. Маховик 14 муфтой 15 отключен от неподвижного рабочего вала

7, груз 1 силового привода освобождают от стопора 6. При накренении судна под действием внешних сил 10 (ветра и волн) на один из бортов груз 1 под влиянием сил веса и энергии остается в прежнем положении свободного нодвеса>вследствие чего ведущее колесо обгонной муфты 9 начинает обегать зубчатый взнец 4 неподвижного груза {фиг. 3), передавая вращение рабочему валу, например, но часовой стрелке. В это время, вторая обгонная муфта 10, вращаемая паразиткой шестерней 11 в противоположном нанравлении, отключается. После того, как угловая скорость накренения начинает уменьшаться против достигнутой максимальной, первая муфта 9 также отключается, а рабочий вал продолжает вращаться по инерции с равнозамедленной угловой скоростью. Судно под влиянием накопленной потенциальной энергии восстанавливающего момента начинает выпрямляться в обратную сторону, и рабочий вал получает импульс вращения уже от второй муфты 1О обгона.

Процесс повторяется на ЛБ и продолжается до тех пор, пока часть рабочего вала (до маховика) не наберет., максимально возможные при данном угле крена обороты.

Второй этап. Накопление махови- 40 ком кинетической энергии. Качка продолжаегся и усиливается. Посредством муфты 15 к вращающемуся раба" чему валу подключается маховик 14, для разгона которого необходимо шриложить крутящий момент. Этот

45 момент образуется за счет усилия, возникающего в зацеплении венца 4, например, с муфтой 9 обгона при макренении судна на ПБ. Усилие поворачивает груз 1 на некоторый

50 угол о от вертикали,.после чего поворот груза прекращается, и муфта 9 снова начинает обегать венец 4, о,038 G

82 4 т.е. раскручивать вал, но уже нагруженный маховиком. По замедлении накренения, угловая скорость рабочего вала оказывается большей, чем у муфты 9, и последняя отключается.

Тогда груз устремляется с ускорением вниз, что приводит к повторному включению муфты 9 до возвращения . груза в исходное положение свободного подвеса и достижения судном максимального угла 8 крена. При выпрямлении судна и достижения им необходимой скорости включается муфта 10. и рабочий вал получает энергию вращения уже за счет потенциальной энергии, накопленной судном.

Накренение на ЛБ происходит аналогично описанному для ПБ, íî рабочий вал вращается муфтой 10.

Третий этап. Работа с полезной нагрузкой. По достижении маховиком установившихся оборотов, муфтой 16 через коробку 18 передач подключается потребитель t7 энергии. Ра-. бота силового привода при этом идентична его работе во втором этапе, но только с большим углом подъема груза 4, так как он является мерилом нагрузки рабочего вала. При этом отбираемая устройством полезная мощность связана с углами качки судна следующей формулой мощносTH"

2l5?832

Г г /

4152882

:Риг с

J- ьй zman /yew рабане

/ила Боло с знгргии мох1хйикап

Олггиии ни@Я

Работа с /7

5-ий arrron

° g

N

Eurronwe+ue

1152882

Устройство для использования энергии качки судна Устройство для использования энергии качки судна Устройство для использования энергии качки судна Устройство для использования энергии качки судна Устройство для использования энергии качки судна Устройство для использования энергии качки судна 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к движителям с использованием энергии течения среды

Изобретение относится к судостроению, к движителям судов, размещенных в туннелях

Изобретение относится к судостроению, а именно к движителям, использующим энергию морских волн

Изобретение относится к судостроению, в частности к движителям, использующим энергию морских волн для движения судна

Изобретение относится к судостроению, в частности к движителям, использующим энергию морских волн

Изобретение относится к судостроению, в частности к двигателям и движителям, использующим энергию морских волн при движении судна

Изобретение относится к судостроению и касается создания движителей, использующих энергию морских волн для движения судов

Изобретение относится к водному транспорту и касается создания судов, использующих энергию морского волнения

Изобретение относится к движителям плавсредств, использующих энергию волн, и может быть использовано для перемещения плавсредств и в качестве якоря

Изобретение относится к судостроению и касается движителей, использующих энергию морских волн
Наверх