Шпоночное соединение

 

ШПОНОЧНОЕ СОЕДИНЕНИЕ, содержавдее вал и ступицу, имекшще продольные пазы, и размещенную в них шпонку, от л и ч а ю щ ее с я ; тем, что, с целью облегчения ступицы иа валу в любом положении ее по длине вала, ширина шпонки и ширине паза ступицы в поперечном сечении различны, а рабочие поверхности их вьтолнены клинoвы ш само тор1 4озящимися в направлении вращения вала. (Л 7 СП 00 SI со

(! 9). (11) СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК 4(5!) F 16 В 3 06

1 °

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

fl0 ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 2930719/25-28 (22) 10.04.80 (46) 30 ° 05.85. S . И 20 (72) Й. Н. Колчин, А.. Н. Ариничев, В..М. Мосин, В. М. Фурлетов, И..Н. Егоров и В. П. Ключников (71) Всесоюзный ордена Трудового

Красного Знамени научно-исследова тельский институт сельскохозяйственного машиностроения им. В. П, Горячкина (53) 621.886.8(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

:1(416062, кл. А 23.N 15/00, 1965.

2..Орлов П. И. Основы конструирования. Кн. 2. М., ".Машиностроение", .1977, с., 292, фиг. 243 (прототип) . (54) (57), ШПОНОЧНОЕ СОЕДИНЕНИЕ, содержащее вап и ступицу, имеющие продольные пазы, и размещенную в них шпонку, о т л и ч а ю щ.е е с я тем, что, с целью облегчения монтажа ступицы на. валу в любом положении ее по длине. вала, ширина:шпонки и ширина паза ступицы в поперечном сечении различны, а рабочие поверхности их выполнены клин выми само тормозящимися и направлении вращения вала.

М 11587

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных приводах, где требуется регулировка осевого положения закрепленной на валу детали. 5

Известно шпоночное соединение, содержащее вал с направляющей шпонкой, установленный иа нем шкив, ступица которого имеет паз, взаимодействующий со шпонкой, и фиксаторы t0 осевого положения шкива на валу 111.

К недостаткам этого соединения относится трудоемкость процесса перестыковки шкива по длине вала, обусловленная необходимостью извле-tg чения и последующей установки фикса» торов oceaoro положения шкива на валу.

Наиболее близким по технической сущности к изобретению является шпо- 2О ночное соединение, содержащее вал и ступицу, имеющие продольные пазы, и размещенную в них шпонку. В..этом соединении шпонка и пазы ступицы и вала имеют одинаковую ширину в по- 2S перечном сечении, а шпонка имеет клиновой профиль в продольном сечении 21 .

Недостатком этого соединения также является трудоемкость монтажа ступицы при ее перестановке по длине . вала, связанная с необходимостью вы-. прессовки и последующей запрессовки клиновой шпонки. .Цель изобретения - облегчение монтажа ступицы на валу в любом положении ее по длине вала, Указанная цель достигается тем, что в шпоночном соединении, содержащем вал и ступицу, имеющие продольные пазы, и размещенную в них шпонку, ши" рина шпонки и:ширина паза ступицы .в поперечном сечении различны, а рабочие поверхности их выполнены клиновыми самотормозящимися в направлении вращения вала.

На фиг. 1 схематично изображено шпоночное соединение, поперечное сечение; на фиг. 2 — вариант конструктивного выполнения шпоночного соединения; на фиг.. 3-то же.

Шпоночное соединение содержит вал

1 с пазом .2, ступицу 3 с пазам 4, размещенную в пазах 2 и 4 шпонку 5, последняя и паз 4 ступицы 3 в поперечном сечении имеют различную ширину и клиновые рабочие поверхности соответственно 6 и 7, самотормозящиеся в направлении вращения вала.

Шпоночное соединение работает следующим образом.

При передаче вращающего момента с вала 1 на ступицу 3 шпонка 5 вместе с валом 1 смещается в окружном направлении .в пазу 4 ступицы 3 до фрикционного заклинивания ее в ступице по рабочим профилям б и 7. При необходимости перестановки ступицы 3 по длине вала к последнему прикладывают вращающий момент противоположного направления, в результате чего шпонка

5 и ступица 3 расклиниваются, В ненагруженном состоянии, ступицу 3 перемещают вдоль вала на требуемую величину, затем вал 1 снова нагружают вращающим моментом, под действием которого ступица 3 и вал 1 эаклинятся шпонкой 5. В следствие заклинивания ступицы 3 на валу 1 отпадает необходимость в и . взаимной осевой фиксации с помощью к ких-либо дополнительных средств. Такое выполнение шпоночного соединения.позволяет снизить трудоемкость и ускорить процесс регулировки осевого положения ступицы -на валу °

Составитель О. Косарев

Редактор М. Товтии ТехредМ.Гергель Корректор А. Зииокосов ю Л1

Заказ 3556/37 Тираж 81,2, Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Рауйская наб., д. 4/5 Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Шпоночное соединение Шпоночное соединение Шпоночное соединение 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в устройствах для передачи крутящего момента между валом и колесом, установленным на его конце

Изобретение относится к машиностроению , в частности к соединениям, передающим вращающий момент
Наверх