Способ выявления истинного состояния изоляции обмотки ротора с непосредственным жидкостным охлаждением

 

СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ ИСТИННОГО СОСТОЯНИЯ ИЗОЛЯЦИИ ОБМОТКИ РОТОРА С НЕПОСРЕДСТВЕННЫМ ЖИДКОСТНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ , заключающийся в воздействии на обмотку ротора напряжением и измерении величины ее полного сопротив ления относительно корпуса, о-т л ичающийся тем, что, с целью повьшения эксплуатационной надежности турбогенератора, измеряют удельно сопротивление взятой пробы охлаждающей жидкости, изменяют удельное сопротивление охлаждающей жидкости, кШУУУ / / / //// повторно измеряют величину ее удельного сопротивления, повторно воздействуют на обмотку ротора напряжением и измеряют величину ее полного сопротивления относительно корпуса, а величину истинного сопротивления R изоляции обмотки ротора относительно корпуса вычисляют из соотношения «H3(PJfr) удельное сопротивление где p охлаждающей жидкости в начальном состоянии и после его изменения; R. иЕ. полное сопротивление обмотки ротора относительно корпуса при заполнении охлаждающей жидкостью с удельным сопротивлением соответственно 3 у //7Х/У

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИ4ЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

ÄÄSUÄÄ 1167549 А (5!) 4 С 01 R 31/!2

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ HOMHTET СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ.

4 ь

Н ABTOPCK0MV СВИДЕТЕЛЬСТВУ повторно измеряют величину ее удельного сопротивления, повторно воздействуют на обмотку ротора напряжением и измеряют величину ее полного сопротивления относительно корпуса, а величину истинного сопротивления К„ изоляции обмотки ротора относительно корпуса вычисляют из соотношения где у и р — удельное сопротивление

1 охлаждающей жидкости в начальном состоянии (21) 2980228/18-21 (22) 05. 09 ° 80 (46) 15.0?.85. Бюл. N 26 (72) Л,Л.Хаймович и И.Я.Черемисов (71) Научно-исследовательский, проектно-конструкторский и технологический институт тяжелого электро-. машиностроения (53) 621.317.333(088.8) (56) 1. Машины электрические вращающиеся. Общие методы испытаний.

ГОСТ 11828-75. (54) (57) СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ ИСТИННОГО

СОСТОЯНИЯ ИЗОЛЯЦИИ ОБМОТКИ РОТОРА

С НЕПОСРЕДСТВЕННЫМ ЖИДКОСТНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ, заключающийся в воздействии иа обмотку ротора напряжением и измерении величины ее полного сопротивления относительно корпуса, о т л ичающий с я тем, что, сцелью повышения эксплуатационной надежности турбо гене рато ра, измеряют удельное сопротивление взятой пробы охлаждающей жидкости, изменяют удельное сопротивление охлаждающей жидкости, 2 и по сле е го изме не н ия;

R u R — полное сопротивление обмотки ротора относительно корпуса при заполнении охлаждающей жидкостью с удельным сопротивлением соответ. ственно р, и у .

1167549

Изобретение относится к крупному электромашиностроению и может быть, использовано при определении состояния изоляции обмотки ротора турбоге- нератора, охлаждаемой жидкостью, 5

Известен способ определения состояния изоляции, заключающийся в воздействии на объект контроля напряжением и измерении сопротивления изоляции Г1 3.

Однако известный способ не обеспечивает правильности измерения сопротивления изоляции обмотки ротора с жидкостным охлаждением. Это связано с тем, что охлаждающая жидкость поступает к обмотке через диэлектрический промежуток узла подвода, который связан с корпусом турбогенератора, Таким образом, сопротивление изоляции собственно обмотки ротора и сопротивление изоляции .узла подвода охлаждающей жидкости по отношению к корпусу соединены параллельно.

Цель изобретения — повышение 25 эксплуатационной надежности турбогенератора.

Цель достигается тем, что согласно способу выявления истинного состояния изоляции обмотки ротора с непосредственным жидкостным охлаждением, заключающемуся в воздействии на обмотку ротора напряжением и измерении величины ее полного сопро35 тивления относительно корпуса, дополнительно измеряют удельное сопротивление взятой пробы охлаждающей жицкости, изменяют удельное сопро— тивление охлаждающей жидкости, повторно измеряют вели яку ее удельного сопротивления, повторно воздействуют на обмотку ротора .напряжением и измеряют величину ее полного сопротивления относительно корпуса, а величину истинного сопротивления

R„ изоляции обмотки ротора относительно корпуса вычисляют из соотношения

50 и и с — удельное сопротивление 55 охлаждающей жидкости в начальном состоянии, и по сле е го изменения;

R u R — полное сопротивление

1 2 обмотки ротора относительно корпуса при заполнении охлаждающей жидкостью с удельным сопротивлением, соответственно у„и у .

На фиг. 1 изображена схема обмот-. ки ротора с водоподводом; на фиг. 2схема замещения изоляции обмотки ротора с водоподводом при измерении сопротивления изоляции.

На схеме (фиг. 1) изображены изоляция 1 обмотки ротора, обмотка 2 ротора с жидкостным охлаждением, saземленный вал 3 в обмотке, напорные 4 и сливные 5 изоляционные втулки водоподвода 6.

При подаче напряжения на обмотку 2 ротора сопротивление изоляции обмотки и сопротивление изоляции узла водоподвода оказываются соединенными параллельно.

На схеме (фиг. 2) изображены со-, противление 7 собственно обмотки ротора и сопротивление напорных 8 и сливных 9 втулок.водоподвода.

Величины указанных сопротивлений связаны соотношением.

Полное сопротивление обмотки ротора связано соотношением — + + — (1)

1 1 1 1 и3 и, Rñ

Так как напорные и сливные втулки заполнены охлаждающей жидкостью с одинаковыми удельными сопротивлениями, то Кд=К и равны 2R>, где R сопротивление изоляции водонодвода.

В этом случае (1) принимает вид

1 1 иэ 8 (2)

Уравнение (2) содержит две неизвестные величины — искомое сопротивление К и R, на величину которого можно воздействовать путем изменения удельного сопротивления охлаждающей жидкости. Для определения Кя выполняют два измерения полного сопротив" ления обмотки ротора при двух значениях удельного сопротивления дистиллята и . Запишем систему уравУ нений 1 1 1

R 3 Я81

1 — +— ч3 62

1167549

4 42. 2

Составитель Ю. Кареев

Редактор В.Ковтун Техред М.Кузьма Корректор Е.Сирохман

Заказ 4432/44 Тираж 748 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r.Ужгород, ул.Проектная, 4

3 разрешив которое относительно Rää, получим:

Таким образом, предлагаемый способ позволяет определить состояние изоляции обмотки ротора, не прибегая к разборке турбогенератора и суш5 ке ротора, а также повысить их эксплуатационную надежность.

Способ выявления истинного состояния изоляции обмотки ротора с непосредственным жидкостным охлаждением Способ выявления истинного состояния изоляции обмотки ротора с непосредственным жидкостным охлаждением Способ выявления истинного состояния изоляции обмотки ротора с непосредственным жидкостным охлаждением 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области физики электрического пробоя, может быть использовано для определения тока незаконченного пробоя, потребляемого от генератора высоковольтного импульса при пробое монокристаллических диэлектриков, например, в наносекундной области длительности импульса, и заключается в размещении образца диэлектрика в коаксиальной пробойной ячейке между двумя электродами, образованными путем разрыва центрального проводника коаксиальной пробойной ячейки, причем один из электродов заострен и выполняет функцию катода либо анода в зависимости от полярности подаваемого высоковольтного импульса, подают через заостренный электрод с включенным в разрыв центрального проводника, образующего этот электрод, резистором импульс высокого напряжения Uген

Изобретение относится к технике диагностирования электрооборудования высокого напряжения и предназначено для контроля изоляции высоковольтных вводов

Изобретение относится к электроизмерительной технике и может быть использовано, в частности для проверки качества нескольких образцов поливинилхлоридной (ПФХ) изоляции электрических проводов и кабелей

Изобретение относится к области контрольно-измерительной техники, в частности к устройствам для диагностики изоляции обмоток электродвигателей

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике, в частности к устройствам для диагностики изоляции обмоток электродвигателей

Изобретение относится к электротехнике, в частности к способам диагностики изоляции обмоток электродвигателей

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и может быть использовано для испытаний электрической прочности изоляции жидких диэлектрических материалов

Изобретение относится к способу обнаружения аварийных электрических дуг в кабеле, в частности в кабеле бортовой сети воздушного или космического летательного аппарата

 

Наверх