Устройство для контроля знаний обучаемого

 

1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ОБУЧАЕМОГО, содержащее последовательно включенные пульт обучаемого и счетчик, второй вход которого через первый элемент ИЛИ соединен со вторым выходом пульта обучаемого, и элемент И, отличающееся тем, что, с целью расширения дидактических возможностей устройства, в него введены последовательно включенные первый распределитель импульсов, второй распределитель импульсов и блок элементов ИЛИ, второй вход которого соединен с выходом счетчика, а выход - с первым входом элемента И, выход которого является выходом устройства, а второй вход подключен к второму выходу первого распределителя импульсов, первый выход и вход которого соединены соответственно со входом и третьим выходом пульта обучаемого. 2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что в нем первый распределитель импульсов содержит последовательно включенные реле времени, элемент задержки, генератор, первый формирователь импульсов и второй элемент ИЛИ, выход которого является вторым выходом распределителя, а также второй и третий формирователи импульсов, входы I которых соединены с выходом реле времени, вход которого является входом распредели (Л теля, выходы генератора и третьего формирователя импульсов являются первым выходом распределителя, выход второго формирователя импульсов соединен со вторым входом второго элемента ИЛИ. tia Влак регистаанм ответоб Г 05 o CO CO

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

G 09 В 7/02

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

М А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

«гг и,г

Ita йгал региелгрииии om8emo8 (15

ГОСУДАРСТ8ЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

IlO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3690171/24-24 (22) 11.01.84 (46) 15.07.85. Бюл. № 26 (72) В. Г. Вохмянин (53) 681.3.071 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР по заявке 3546318/18-24, кл. G 09 В ?/02, 1983.

2. Авторское свидетельство СССР № 955172, кл. G 09 В 7/02, 1981 (прототип) . (54) (57) 1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ОБУЧАЕМОГО, содержащее последовательно включенные пульт обучаемого и счетчик, второй вход которого через первый элемент ИЛИ соединен со вторым выходом пульта обучаемого, и элемент И, отличающееся тем, что, с целью расширения дидактических возможностей устройства, в него введены последовательно включенные первый распределитель импульсов, второй распределитель импульсов и блок элемен„„Я1) „„1167639 А тов ИЛИ, второй вход которого соединен с выходом счетчика, а выход — с первым входом элемента И, выход которого является выходом устройства, а второй вход подключен к второму выходу первого распределителя импульсов, первый выход и вход которого соединены соответственно со входом и третьим выходом пульта обучаемого.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что в нем первый распределитель импульсов содержит последовательно включенные реле времени, элемент задержки, генератор, первый формирователь импульсов и второй элемент ИЛИ, выход которого является вторым выходом распределителя, а также второй и третий формирователи импульсов, входы которых соединены с выходом реле времени, вход которого является входом распределителя, выходы генератора и третьего формирователя импульсов являются первым выходом распределителя, выход второго формирователя импульсов соединен со вторым входом второго элемента ИЛИ.

11

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к устройствам автоматизированного приема экзаменов, контрольных работ и закрепления знаний обучаемых при изучении нового материала, и может быть использовано в различных учебных заведениях, а также на промышленных предприятиях в отделах подготовки кадров.

Известно устройство, содержащее последовательно соединенные пульт обучаемого, счетчик и элемент И, а также элемент ИЛИ, через который второй выход пульта обучаемого соединен с счетчиком. Данное устройство обеспечивает возможность контроля ответов любого информационного объема (1).

Однако даже при самой несущественной ошибке, допущенной обучаемым, ответ относится к неправильным. Например, при переводе контрольного текста с одного языка на другой учащийся допустил грамматическую ошибку в слове (написал лишнюю букву или написал одну букву вместо другой, или пропустил букву). Перевод правильный, но формально устройством перевод будет квалифицирован как неправильный. Однако любой преподаватель перевод квалифицирует как правильный, но с ошибкой.

Таким образом, известное устройство из-за отсутствия естественной классификации правильности введенных ответов, которую обеспечивает преподаватель, имеет низкую точность контроля знаний, что сужает дидактические возможности устройства.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является устройство, содержащее последовательно соединенные пульт обучаемого, счетчик и элемент И, а также элемент ИЛИ, через который второй выход пульта обу.чаемого соединен со счетчиком 2? .

Однако это устройство также из-за отсутствия естественной классификации правильности введенных ответов, которую обеспечивает преподаватель, имеет низкую точность контроля знаний, что сужает дидактические возможности устройства.

Цель изобретения — расширение дидактических возможностей устройства за счет приближения классификации правильности введенных в устройство ответов обучаемых к естественному, обеспечиваемому преподавателем.

Поставленная цель достигается тем, что в устройство для контроля знаний обучаемого, содержащее последовательно включенные пульт обучаемого и счетчик, второй вход которого через первый элемент ИЛИ соединен со вторым выходом пульта обучаемого, и элемент И, введены последовательно включенные первый распределитель импульсов, второй распределитель импульсов и блок элементов ИЛИ, второй вход которого

67639

55 соединен с выходом счетчика, а выход — с первым входом элемента И, выход которого является выходом устройства, а второй вход подключен к второму выходу первого распределителя импульсов, первый выход и вход которого соединены соответственно со входом и третьим выходом пульта обучаемого.

Первый распределитель импульсов содержит последовательно включенные реле времени, элемент задержки, генератор, первый формирователь импульсов и второй элемент ИЛИ, выход которого является вторым выходом распределителя, а также второй и третий формирователи импульсов, входы которых соединены с выходом реле времени, вход которого является входом распределителя, выходы генератора и третьего формирователя импульсов являются первым выходом распределителя, выход второго формирователя импульсов соединен со вторым входом второго элемента ИЛИ.

На чертеже показана функциональная схема устройства для контроля знаний обучаемого.

Устройство содержит блок 1 ввода ответов и шифра вопросов, состоящий из кнопок, количество которых равно количеству различных элементов, из которых могут быть составлены ответы на билет, счетчик 2, блок

3 элементов ИЛИ, элемент И 4, переключатель 5 готовности ответа, переключатель 6 сброса набранного ответа и шифра вопроса, элемент ИЛИ 7, последовательно соединенные реле 8 времени, элемент 9 задержки, генератор 10 импульсов, формирователь

11 импульсов, элемент ИЛИ 12. Устройство содержит также формирователи 13 и 14 импульсов и распределитель 15 импульсов.

Формирователь 14 срабатывает по заднему фронту запускающего импульса, формирователи 13 и 11 срабатывают по переднему фронту з",ïóñêàþùåãî импульса. Распределитель 15 находится в состоянии «О», когда в его первых ячейках записана единица, а в остальных — нуль, при этом его первые ячейки не соединены ни с одним из входов блока 3. Блок 1 и переключатели 5 и 6 объединены в пульт 16 обучаемого. Реле 8, элементы 9 и 12, генератор 10, формирователи 11, 13 и 14 представляют собой распределитель 17 импульсов.

Для упрощения устройства при обеспечении возможности звода ответов в буквенном виде все кнопки блока 1 разбиты на десять групп. Кнопки, входящие в одну группу, соединены параллельно и подключены к входу одного из триггеров блока.

Устройство работает следующим образом.

Обучаемый получает билет, каждый вопрос которого закодирован определенным номером. Например, одним из вопросов является вопрос под номером 906: «Переведите

ll

3 на английский язык следующий текст:

«Возросший экономический, производственный и технический потенциал страны открывает безграничные возможности для развития науки и техники. Ускорение научно-технического прогресса, последовательное осуществление научно-технической революции создают материальную основу для всестороннего улучшения условий жизни народа, для стабильного прогресса во всех областях общественной жизни».

Учащийся должен кнопками блока 1 последовательно ввести цифры 9, О, 6. После нажатия на кнопки с индексами 9, О, 6 в единичное состояние установятся триггеры 29, 21О, 2 счетчика 2 (будем считать, что кнопка с индексом О соединена со счетным входом триггера 21р, кнопка с индексом 1— со счетным входом триггера 2, кнопка с индексом 3 — со счетным входом триггера 2з и т.д.).

Условимся считать, что при подаче сигнала с элемента ИЛИ 7 на шину «Установка в «О» счетчика 2 триггеры устанавливаются в состояние, в котором на их четных выходах есть сигнал, необходимый для открытия элемента И 4.

После ввода шифра вопроса учащийся делает ответ. Ответ набирается также кнопками блока 1.

Если учащийся ответ сделал правильно (т.е. последовательно были правильно введены все элементы ответа), то триггеры счетчика 2 устанавливаются в положение, при котором на выходах всех элементов ИЛИ блока 3 есть сигнал, необходимый для открытия элемента И 4. После нажатия на переключатель 5, после включения реле 8 времени сигналом с формирователя 13, проходящим через элемент ИЛИ 12, открывается элемент И 4. Сигнал с выхода элемента И 4, несущий информацию о том, что ответ сделан правильно, поступает на регистрацию от-. ветов.

Если в ответе обучаемый допустил не более двух грамматических ошибок в словах (написал две лишние буквы или пропустил две буквы, или написал одну букву вместо другой) устройство также классифицирует ответ правильным. Для этого, после нажатия на переключатель 5, после запуска реле 8 с задержкой, определяемой элементом 9, включается генератор 10, импульсы с выхода которого поступают на тактовую шину кольцевого распределителя

15 и обеспечивают продвижение информации по ячейкам этого распределителя. Последняя ячейка распределителя 151 соединена с тактовой шиной кольцевого распределителя 15, этим обеспечивается продвижение

50 дена не однозначно, а с бесконечным числом вариантов.

Предлагаемое устройство обеспечивает исключительно самостоятельное формулирование учащимся ответов и ввод в устройство ответов неограниченной длины и обеспечивает классификацию ответов обучаемого, близкую к естественной, обеспечиваемой преподавателем. При этом максимальное ко личество ошибок, при котором ответ обучаемого классифицируется в качестве правильного, определяется количеством кольцевых распределителей.

67639

4 информации по его ячейкам. В процессе работы генератора 10 (в процессе продвижения информации по ячейкам распределителя 15 и !А) на выходах двух элементов

ИЛИ блока 3, ранее не имевших сигнала для открытия элемента И 4, появится сигнал. В момент появления сигнала на этих элементах сигналом с выхода формирователя 11, проходящим через элемент ИЛИ 12, открывается элемент И 4, сигналом с кото10 рого блок регистрации ответов отнесет ответ к правильным.

Если ио окончании ответа обучаемого триггеры блока 2 установятся в такое положение, ири котором не будет сигнала для открытия элемента И 4 на более, чем двух

t5 элементах ИЛИ блока 3, при работе генератора 10 элемент И 4 открыться не сможет и устройство классифицирует ответ как неправильный.

После ответа на данный вопрос, после

20 продвижения информации по распределителю !5 реле времени 8 выключается и сигналом с формирователя 14 распределитель

15 и счетчик 2 устанавливаются в нулевое положение

Если в процессе ввода ответа учащийся

25 допустил ошибку, он может до нажатия на переключатель 5 сбросить ранее набранный ответ путем нажатия на переключатель 6.

После этого необходимо иеренабрать шифр вопроса и ввести вновь в устройство ответ.

1хак видно из работы устройства, в нем наиболее трудоемкая операция составления программированных билетов заменена операцией шифрации номера вопроса таким образом, чтобы после набора шифра вопроса и ответа на него (на вопрос) кнопками бло35 ка триггеры счетчика 2 устанавливались бы в такое положение, в котором после нажатия на переключатель 5 по сигналу с формирователя 13 на выходе элемента И 4 появлялся сигнал. Операция шифрации фак40 тически является механической, не требует высокой квалификации и может быть проведена в считанные минуты для всего билета.

Шифрация вопроса может быть прове

Устройство для контроля знаний обучаемого Устройство для контроля знаний обучаемого Устройство для контроля знаний обучаемого 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к учебным устройствам и может быть использовано для обучения методикам поиска неисправностей по электрическим схемам систем электрооборудования автомобилей
Изобретение относится к области образовательных систем и может применяться в народном образовании как самостоятельно, так и в сочетании с традиционными образовательными методиками
Изобретение относится к образовательным системам, в частности компьютерному тестированию абитуриентов

Изобретение относится к учебным устройствам и может быть использовано для обучения и контроля знаний и диагностики качества обучения в различных учебных заведениях независимо от формы обучения, в том числе и с применением дистанционных технологий, а также может найти применение в отделах охраны труда и техники безопасности предприятий

Изобретение относится к устройствам обучения и предназначено для использования при изучении электротехнических дисциплин

Изобретение относится к устройствам обучения и предназначено для использования в различных учебных заведениях с использованием очного и дистанционного форм обучения

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к устройствам автоматизированного приема экзаменов, контрольных работ и закрепления знаний обучаемых при изучении нового материала путем ответа на поставленные вопросы, ответы на которые можно проранжировать по степени важности

Изобретение относится к обучающим устройствам и может быть использовано для объективной оценки ответов водителей и по знанию правил дорожного движения при сдаче ими зачетов и экзаменов, а также для объективной оценки их умения по выбору оптимального маршрута движения транспортного средства на схеме при предрейсовом инструктаже водителей

Изобретение относится к устройствам для обучения и контроля знаний и может быть использовано в различных учебных заведениях

Изобретение относится к обучающим устройствам и может быть использовано для автоматизации учебного процесса
Наверх