Способ сборки электрической машины и устройство для его осуществления

 

1. Способ сборки электрической машины , включаюш.ий установку ротора в расточку статора, центрирование ротора относительно статора для образования рабочего зазора путем перемеш,ения одного из узлов электрической машины до соприкосновения поверхности ротора с внутренней поверхностью статора, регистрации положения узла машины и установки узла машины в рабочее положение с последуюшим креплением подшипниковых щитов, отличающийся тем, что, с целью упрощения технологии сборки, перемещение одного из узлов электрической машины осуществляют обкаткой ротора по внутренней поверхности статора, производят регистрацию траектории движения концов вала ротора, а вал ротора устанавливают так, что его ось проходит через центры фигур, заключенных в замкнутые кривые, описанные его концами. 2. Устройство для-сборки электрической машины, содержащее стол, на котором расположено приспособление для регистрации траектории движения узла электрической машины , выполненное в виде подвижных упоров , расположенных по окружности и снабженных приводом их радиального перемещения , привод перемещения узла электрической мащины при обкатке и механизм для фиксации базового узла электрической машины, отличающееся тем, что, с целью обеспечения равномерности зазора между статором и ротором по оси электрической машины, оно содержит дополнительное приспособление для регистрации траектории движения узла электрической машины, два двуплечих рычага, каждый из которых устаСП новлен на шарнирной опоре, закрепленной на столе, на одном из его плеч выполнен конус для соединения с концом вала ротора, а другое плечо расположено между упорами, при этом привод перемен ения узла электрической машины выполнен в виде двух блоков , каждый из которых содержит ведущее зубчатое колесо, ведомое зубчатое колесо с отверстием для прохода другого плеча рычага и упругий элемент, закрепленный иа ведомом зубчатом колесе для поджатия ) го плеча рычага к упорам. о со

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН (54)4 Н 02 К 15/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ 1

К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3507095/24-07 (22) 01.11.82 (46) 07.08.85. Бюл. № 29 (72) Л. М. Соловьев (71) Научно-исследовательский, проектноконструкторский и технологический институт электромашиностроения (53) 621.313.04 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1023946, кл. Н 02 К 15/00, 1982. (54) СПОСОБ СБОРКИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ

ЕГО О СУЩЕ СТВЛ ЕН ИЯ. (57) 1. Способ сборки электрической машины, включающий установку ротора в расточку статора, центрирование ротора относительно статора для образования рабочего зазора путем перемещения одного из узлов электрической машины до соприкосновения поверхности ротора с внутренней поверхностью статора, регистрации положения узла машины и установки узла машины в рабочее положение с последующим креплением подшипниковых щитов, отличающийся тем, что, с целью упрощения технологии сборки, перемещение одного из узлов электрической машины осуществляют обкаткой ротора по внутренней поверхности статора, произвбдят регистрацию траектории движения концов вала ротора, а вал ротора устанавливают так, что его ось про„„SU„„1171909 д ходит через центры фигур, заключенных в замкнутые кривые, описанные его концами.

2. Устройство для сборки электрической машины, содержащее стол, на котором расположено приспособление для регистрации траектории движения узла электрической машины, выполненное в виде подвижных упоров, расположенных по окружности и снабженных приводом их радиального перемещения, привод перемегцения узла электрической машины при обкатке и механизм для фиксации базового :зла электрической машины, отличающееся тем, что. с целью обеспечения равномерности зазора между статором и ротором по оси электрической машины, оно содержит дополнительное приспособление для регистрации траектории движения узла электрической машины, два двуплечих рычага, каждый из которых установлен на шарнирной опоре, закрепленной на столе, на одном из его плеч выполнен конус для соединения с концом вала ротора, а другое плечо расположено между упорами, при этом привод перемещения узла электрической машины выполнен в виде двух блоков, каждый из которых содержит ведущее зубчатое колесо, ведомое зубчатое колесо с отверстием для прохода другого плеча рычага и упругий элемент, закрепленный па ведомом зубчатом колесе для поджатия этого плеча рычага к упорам.

I 171909

Изобретение относится к технологии изготовления электрических машин и может быть использовано в электромашиностроении и электротехнической промышленности.

Целью изобретения является упрощение технологии сборки, а также обеспечение равномерности зазора между статором и ротором по оси электрической машины.

На фиг. 1 показано положение узлов электрической машины в процессе обкатки ротора по внутренней поверхности статора; на фиг. 2 — устройство для сборки электрической машины, общий вид; на фиг. 3— разрез А — А на фиг. 2; на фиг. 4 — разрез Б — Б на фиг. 2.

Устройство для сборки электрической машины содержит стол 1, на котором смонтированы механизм 2 для фиксации базового узла электрической машины, два двуплечих рычага 3, каждый из которых установлен на шарнирной опоре 4. На одном из плеч каждого рычага выполнен конус для соединения с концом вала 5 ротора 6. Гайковерт 7 служит для одновременной стяжки всех крепежных элементов подшипниковых щитов 8 после установки ротора 6 в рабочее положение. На столе 1 по обе стороны от механизма 2 закреплены стойки 9, на которых установлены приспособления для регистрации траектории движения узла электрической машины, каждое из которых выполнено в виде подвижных упоров 10, расположенных в направляющих элементах 11, по окружности связанных с приводом их радиального перемещения через кулачки

12. Каждый упор выполнен в виде основания 13, на котором расположены рама 14 и планка 15. Между основанием 13 и планкой 15 расположена пружина 16, служащая для поджатия рамы 14 к кулачку 12.

Для прохода головок гайковерта в стойках 9 выполнены отверстия 17. Механизм 2 для фиксации базового узла электрической машины и платформа 18, на которой расположены шарнирная опора 4 и стойка 9, установлены на столе 1 с возможностью перемещения вдоль оси механизма 2.

Свободные плечи рычагов расположены между подвижными упорами.

Привод перемещения узла электрической машины (ротора) при обкатке его по внутренней поверхности статора 19 выполнен в виде двух блоков, каждый из которых расположен на стойках 9 и содержит ведущее зубчатое колесо 20, насаженное на вал 21, ведомое зубчатое колесо 22 и упругий элемент 23, закрепленный на ведомом зубчатом колесе и служащий для поджатия свободного плеча рычага к упорам. Для фиксации платформы 18 служит фиксатор

24. Штурвал 25 является приводом пере-! о мещения ротора при обкатке.

Сборка электрической машины осуществляется. следующим образом.

Вначале собирают отдельно ротор и статор 19. Устанавливают статор без предварительно изготовленных замковых элемен1 тов (проточек) в механизм 2 его фиксации, а ротор 6 вставляют в расточку статора.

Подшипниковые щиты 8 без замковых элементов насаживают на подшипники вала 5 ротора 6 с возможностью их свободного перемещения по торцовым плоскостям пакета статора. Крепежные болты и гайки на шпильках не затягивают.

Перемещают платформу 18 и заводят конус рычага 3 в правое центровое отверстие вала 5 ротора 6. При дальнейшем пе25 ремещении платформы 18 и механизма 2 заводят конус второго рычага в левое центровое отверстие вала 5. После него фиксируют положение платформы 18 фиксатором 24.

Поворотом штурвала 25 осуществляют о обкатку ротора по внутренней поверхности статора, при этом плечи рычагов, расположенные между упорами 10, описывают замкнутые кривые 26, а подвижные упоры 10 перемещаются в радиальном направлении, регистрируя траекторию движения плечей рычагов и фиксируются. Далее приводом радиального перемещения через кулачки

12 выдвигают рамки 13 к центрам 27 криволинейных фигур, заключенных в замкнутые кривые, представляющие собой траек4О тории движения плеч рычагов. В результате концы рычагов 3 устанавливаются в центры замкнутых кривых 26, чем совмещают ось ротора с осью статора при фиксированном положении рычагов. Затем гайковертом 7 производят затяжку крепежных элементов.

1171909

1171909

A-A

Фиг. У иг.

Редактор Н. Пушненкова

Заказ 4911 47

Составитель Г.Майорова

Техред И. Верес Корректор М. Демчик

Тираж 646 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент>, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Способ сборки электрической машины и устройство для его осуществления Способ сборки электрической машины и устройство для его осуществления Способ сборки электрической машины и устройство для его осуществления Способ сборки электрической машины и устройство для его осуществления 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к вращающимся электрическим машинам и может быть использовано в вентильных электродвигателях с постоянными магнитами на роторе
Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей высокочастотной балансировки гибких роторов на высокооборотном балансировочном стенде, который может быть использован, например, для балансировки гибких роторов турбонасосных агрегатов
Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей высокочастотной балансировки гибких роторов на высокооборотном балансировочном стенде, который может быть использован, например, для балансировки гибких роторов турбонасосных агрегатов

Изобретение относится к электротехнике и может использоваться при изготовлении ленточных магнитопроводов

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано при изготовлении обмоток статоров электрических машин, трансформаторов, дросселей

Изобретение относится к устройствам технологического оснащения изготовления электрических машин и может быть использовано при производстве статоров планарных шаговых электродвигателей (ПШЭ)

Изобретение относится к электротехнике и касается особенностей изготовления якоря для электромагнитного преобразователя

Изобретение относится к электротехнике и касается особенностей изготовления якоря для электромагнитного преобразователя

Изобретение относится к электротехнике и касается особенностей изготовления якоря для электромагнитного преобразователя
Наверх